Тема: Клиническая анатомия, физиология и методы исследования слухового анализатора.

Вопросы для проверки:

1. Строение наружного, среднего уха, анатомия улитки

2. Физиология уха

3. Методы исследования уха

Студент должен знать: 1. Клиническая анатомия наружного уха 2. Система полостей среднего уха, стенки, содержимое барабанной полости 3. Топография лицевого нерва. Типы строения сосцевидного отростка. Строение слуховой трубы 4. Кровоснабжение и иннервация наружного и среднего уха 5. Строение улитки и её рецепторного аппарата 6. Физиология уха: звукопроведение и звуковосприятие 7. Методы исследования уха Литература: 1.Детская оториноларингология М.Р.Богомильский, В.Р.Чистякова. 2001 ст-65-68. 2.Детская оториноларингология Ю.Б. Исхаки; Л.И. Кольштейн. 1984г. стр.280-320. 3.Оториноларингология В.Т.Пальчун, М.М.Магомедов, Л.В.Лучихин. 2002 г. стр-28-46,320-365. 4.Лекции по оториноларингологии. И.Б.Солдатов.
Студент должен уметь: 1. Провести осмотр наружного уха 2. Провести отоскопию, дать характеристику состояния барабанной перепонки (световой рефлекс, опознавательные пункты) 3. Определить с помощью проб проходимость слуховой трубы и подвижность барабанной перепонки 4. Интерпретировать рентгенограмму височных костей по Шюллеру, Майеру, Стенверсу 5. Определить и дать характеристику слухового паспорта (шепотная, разговорная речь, определение воздушной и костной проводимости, пробы Ринне, Федеричи, Желле, Вебера) 6. Интерпретировать основные виды аудиограмм, тимпанограмм. Литература: 1.Детская оториноларингология М.Р.Богомильский, В.Р.Чистякова. 2001 ст-65-68. 2.Детская оториноларингология Ю.Б. Исхаки; Л.И. Кольштейн. 1984г. стр.280-320. 3.Оториноларингология В.Т.Пальчун, М.М.Магомедов, Л.В.Лучихин. 2002 г. стр28-46,320-365 4.Лекции по оториноларингологии. И.Б.Солдатов.

Задание для самостоятельной работы:

1.Наружное ухо состоит из

1. Границей наружного и среднего уха является

2. В ненатянутой части барабанной перепонки отсутствуетслой

3. В барабанной перепонке различают 5 опознавательных пунктов _______________________________________________________________________

и 4 квадранта ___________________________________________________

4. Среднее ухо состоит из следующих сообщающихся между собой воздухоносных полостей ______________________________________

5. В барабанной полости различают 6 стенок

и три этажа

6. В барабанной полости находятся 3 слуховые косточки___________________________________________________

и 2 мышцы _____________________________________________________

7. Сосцевидный отросток начинает формироваться на ________году и заканчивает формирование к ______годам, имеет следующие типы строения

8. Костный лабиринт состоит из________________________________________________________

9. Периферический рецептор слухового анализатора

состоит из ____________________________________________клеток

10. Дифракция это ________________________________________________

11. Эхо это ______________________________________________________

12. Реверберация это _____________________________________________

13. Интерференция это ___________________________________________

14. Резонанс это _________________________________________________

15. Порог слухового потенциала характеризуется

16. Интенсивность и громкость звука это ____________________________

17. Сила звука измеряется в __________, частота в ___________________

Тесты

1. УШНОЙ ЛАБИРИНТ НАХОДИТСЯ В

1) сосцевидном отростке

2) чешуе височной кости

3) пирамиде височной кости 4)скуловом отростке

2. ЗВУКОПРОВОДЯЩИЙ ОТДЕЛ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА­ТОРА

1) рейсснерова мембрана улитки

2) кортиев орган

3) барабанная перепонка и слуховые косточки

3. ЗВУКОВОСПРИНИМАЮЩИЙ ОТДЕЛ ЗВУКОВОГО АНА­ЛИЗАТОРА

1) барабанная перепонка и слуховые косточки

2) наружный слуховой порход

3) кортиев орган

4) эндолимфа

4. ПЕРЕШЕЕК В НАРУЖНОМ СЛУХОВОМ ПРОХОДЕ НА­ХОДИТСЯ В

1) костном отделе

2) перепончато-хрящевом отделе

3) переходе перепончато-хрящевого отдела в костный

5. ВОДОПРОВОД УЛИТКИ ОТКРЫВАЕТСЯ В ЧЕРЕПНУЮ ЯМКУ

1) переднюю

2) заднюю

3) среднюю

6. СИГМОВИДНЫЙ СИНУС НАХОДИТСЯ В ЧЕРЕПНОЙ ЯМКЕ

1)передней

2)средней

3) задней

7. САНТОРИНИЕВЫ ЩЕЛИ НАХОДЯТСЯ НА СТЕНКЕ НА­РУЖНОГО СЛУХОВОГО ПРОХОДА

1) нижней

2) верхней

3) передней

4) задней

8. ПЕРВЫЙ НЕЙРОН ЗВУКОВОГО АНАЛИЗАТОРА НАХО­ДИТСЯ В

1) барабанной полости

2) улитке

3) внутреннем слуховом проходе

4) продолговатом мозге

9. .ИССЛЕДОВАНИЕ СЛУХА РЕЧЬЮ

1) тимпанометрия

2) тональная аудиометрия

3) акуметрия

4) импедансометрия

10. В РАННЕМ ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ НАРУЖНЫЙ СЛУХО­ВОЙ ПРОХОД ПРЕДСТАВЛЕН ОТДЕЛОМ

1) перепончато-хрящевым

2) костным

3) перепончато-хрящевым отделом и костным

11. НИЖНЯЯ СТЕНКА БАРАБАННОЙ ПОЛОСТИ ГРАНИ­ЧИТ С

1) височно-нижнечелюстным суставом

2)сигмовидным синусом

3) луковицей яремной вены

4) внутренней сонной артерией

12. В НОРМЕ ЧЕЛОВЕК ВОСПРИНИМАЕТ ШЕПОТНУЮ РЕЧЬ НА РАССТОЯНИИ

1) 4м

2) 6м

3) 10м

4) 20м

  1. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ РИННЕ НАБЛЮДАЕТСЯ

1) при заболеваниях звуковоспринимающего отдела звукового анализатора

2) при заболеваниях звукопроводящего отдела звукового анализатора

3) в норме

14. БАРАБАННАЯ ПОЛОСТЬ ПОСРЕДСТВОМ СЛУХОВОЙ ТРУБЫ СООБЩАЕТСЯ С

1) носоглоткой

2)полостью носа

3) улиткой

4) антрумом

15. НАТЯНУТАЯ ЧАСТЬ БАРАБАННОЙ ПЕРЕПОНКИ СО­СТОИТ ИЗ СЛОЕВ

1) 2

2) 3

3) 4

4) 5

Правильные ответы к тестовым заданиям по теме.

«Клиническая анатомии и физиология уха»

ответ ответ
   

Тема: Клиническая анатомия, физиология и методы исследования слухового анализатора. - student2.ru

Рис. 10. Обозначьте основные структуры ушной раковины.

Тема: Клиническая анатомия, физиология и методы исследования слухового анализатора. - student2.ru

Рис.11. Укажите части, квадранты и опознавательные пункты барабанной перепонки.

Тема: Клиническая анатомия, физиология и методы исследования слухового анализатора. - student2.ru

Рис. 12. Какие образования указаны на вертикальном разрезе уха.

Тема: Клиническая анатомия, физиология и методы исследования слухового анализатора. - student2.ru

Рис.3. Как называется метод исследования и при помощи какого инструмента он производится.

Тема: Клиническая анатомия, физиология и методы исследования слухового анализатора. - student2.ru

Рис. 4. Назовите инструмент.

Тема: Клиническая анатомия, физиология и методы исследования слухового анализатора. - student2.ru

Рис.5. Какой метод исследования указан на фотографии, как оттягивается ушная раковина у детей и у взрослых.

Тема: Клиническая анатомия, физиология и методы исследования слухового анализатора. - student2.ru

Рис.6. При помощи какого инструмента и как производится данный метод исследования.

Тема: Клиническая анатомия, физиология и методы исследования слухового анализатора. - student2.ru

Рис.7. Какая проводимость проверяется но фотографии и как называется инструмент.

Тема: Клиническая анатомия, физиология и методы исследования слухового анализатора. - student2.ru

Рис. 8. Назовите метод исследования , что обозначают дБ, Гц. Какие виды проводимости видны при этом исследовании.

Занятие №3

Тема: Клиническая анатомия, физиология и методы исследования вестибулярного анализатора.

Вопросы для проверки:

1. Анатомия ампул преддверия, ампул полукружных каналов

2. Вестибулярный анализатор, связи ядер с различными образованиями ЦНС и периферической нервной системы

3. Методы исследования вестибулярного анализатора

Студент должен знать: 1. Клиническую анатомию преддверия, ампул полукружных каналов, строение рецепторного аппарата мешочков 2. Ядра вестибулярного анализатора и их связи с другими отделами ЦНС 3. Адекватные раздражители ампулярного аппарата и отолитового аппарата 4. Основные закономерности нистагма (законы Эвальда, Воячека) 5. Методы исследования вестибулярной функции Литература: 1.Детская оториноларингология М.Р.Богомильский, В.Р.Чистякова. 2001 ст-65-68. 2.Детская оториноларингология Ю.Б. Исхаки; Л.И. Кольштейн. 1984г. стр.280-320. 3.Оториноларингология В.Т.Пальчун, М.М.Магомедов, Л.В.Лучихин. 2002 г. стр46-54,340-342,360-365. 4.Лекции по оториноларингологии. И.Б.Солдатов
Студент должен уметь: 1. Определить и дать характеристику спонтанному нистагму 2. Выполнить указательные пробы (пальце-носовую, пальце-пальцевую, пробу Водака-Фишера) 3. Исследовать устойчивость в позе Ромберга, а также выполнить походку по прямой линии и фланговую 4. Провести вращательную, калорическую, прессорную пробы Литература: 1.Детская оториноларингология М.Р.Богомильский, В.Р.Чистякова. 2001 ст-65-68. 2.Детская оториноларингология Ю.Б. Исхаки; Л.И. Кольштейн. 1984г. стр.280-320. 3.Оториноларингология В.Т.Пальчун, М.М.Магомедов, Л.В.Лучихин. 2002 г. стр46-54,340-342,360-365. 4.Лекции по оториноларингологии. И.Б.Солдатов

Задания для самостоятельной работы:

1.В преддверии расположены следующие карманы ___________________

1. Передняя часть преддверия сообщается с улиткой через_________________________а задняя с

2. Полукружных канала ________, они расположены в плоскостях

3. Эндолимфа отличается от перилимфы составом ионов калия и натрия: _____________________________________________________________

4. Отолитовая мембрана представлена ______________________________

5. Вестибулоспинальные связи обеспечивают _________________________________________________________связь

6. Вестибулоглазодвигательные связи обеспечивают _____________________________________________________________

7. Вестибуловегетативные связи осуществляют _____________________

8. Вестибуломозжечковые пути ___________________________________

9. Вестибулокортикальные связи __________________________________

10. Адекватными раздражителями для ампулярных рецепторов являются _____________________________________________________________

а для отолитового аппарата

12. К спонтанным вестибулярным симптомам относятся

13. Адиадохокенез

14.Достоинством калорической пробы является

15.Объективные методы оценки статического равновесия

Тема: Клиническая анатомия, физиология и методы исследования слухового анализатора. - student2.ru

Рис.14.Какие структуры внутреннего уха указаны на рисунке.

Тема: Клиническая анатомия, физиология и методы исследования слухового анализатора. - student2.ru

Рис. 9. Укажите вестибулярные пробы.

Тесты

1. ПРИ ПРОБЕ ВОЯЧЕКА МЫ НАБЛЮДАЕМ СТЕПЕНЕЙ ОТКЛОНЕНИЯ ТУЛОВИЩА

1) две

2) три
3) четыре
4) пять

2. АДЕКВАТНЫЙ РАЗДРАЖИТЕЛЬ РЕЦЕПТОРОВ ПОЛУ­КРУЖНЫХ КАНАЛОВ

1) угловое ускорение

2) прямолинейное ускорение

3) ускорение силы тяжести

3.АДЕКВАТНЫЙ РАЗДРАЖИТЕЛЬ ОТОЛИТОВОГО АППА­РАТА

1) прямолинейное ускорение, ускорение силы тяжести

2) угловое ускорение, прямолинейное ускорение

3) ускорение силы тяжести, угловое ускорение

4) прямолинейное ускорение, угловое ускорение

4. ВНУТРЕННЕЕ УХО СОСТОИТ ИЗ

1) барабанной полости, преддверия, полукружных каналов

2) преддверия, улитки, внутреннего слухового прохода

3) преддверия, полукружных каналов, улитки

4) барабанной полости, преддверия, внутреннего слухового прохода

5.ПЕРВЫЙ НЕЙРОН ВЕСТИБУЛЯРНОГО АППАРАТА НАХОДИТСЯ В

1) барабанной полости

2) улитке

3) преддверия

4) внутреннем слуховом проходе

6.ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВРАЩАТЕЛЬНОЙ ПРОБЫ В КРЕСЛЕ БАРАНИ ГОЛОВУ БОЛЬНОГО НАКЛОНЯЮТ НА

1) левый бок

2) правый бок

3) 30 градусов вперед

4) 30 градусов назад

7.НАПРАВЛЕНИЕ НИСТАГМА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ НАПРАВЛЕНИЕМ

1) медленного компонента нистагма при крайнем отведении глаз

2) быстрого компонента нистагма при крайнем отведении глаз

3) медленного компонента нистагма при взгляде прямо

4) быстрого компонента нистагма при взгляде прямо

8.СТЕПЕНИ РЕГИСТРИРУЕТСЯ ПРИ ОТВЕДЕНИ ГЛАЗНЫХ ЯБЛОК В СТОРОНУ

1) медленного компонента

2) быстрого компонента

3) при взгляде прямо

4) не регистрируется

9.ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОТОЛИТОВОЙ ПРОБЫ БОЛЬНОГО НАКЛОНЯЮТ НА

1) правый бок

2) левый бок

3) 45 градусов вперед

4) 90 градусов вперед

10. НИСТАГМ КАКОЙ СТЕПЕНИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПРИ ВЗГЛЯДЕ В СТОРОНУ МЕДЛЕННОГО КОМПОНЕНТА

1) первой

2) второй

3)третьей

11.НАПРАВЛЕНИЕ НИСТАГМА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КАЛОРИЧЕСКОЙ ПРОБЫ ХОЛОДНОЙ ВОДОЙ

1) вверх

2) в противоположную сторону

3) в туже сторону

4) ротаторный

12. МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ФУНКЦИИ ПОЛУКРУЖНЫХ КАНАЛОВ

1) отолитовая проба

2) вращательная проба

3) проба на четырехштанговых качелях Хилова

4) электрокохлеометрия

13. ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИИ ОТОЛИТОВОГО АППАРАТА ПРОВОДИТСЯ С ПОМОЩЬЮ

1) двухштанговых качелей

2) четырехштанговых качелей

3) вращательной пробы

4) калорической пробы

14.ВО ВТОРОМ ЗАКОНЕ ЭВАЛЬДА ГОВОРИТСЯ

1) направление движения эндолимфы соответствует направлению медленного компонента нистагма

2) направление движения эндолимфы соответствует направлению быстрого компонента нистагма

3) вращение тела вправо возбуждает левый лабиринт

4) вращение тела влево возбуждает правый лабиринт

15. КОЛИЧЕСТВО СТЕПЕНЕЙ НИСТАГМА

1) I

2) II

3) III

4) IV

Правильные ответы к тестовым заданиям по теме:

«Клиническая анатомии и физиология вестибулярного

Анализатора»

ОТВЕТ ОТВЕТ
   
   
   

Занятие№4.

Наши рекомендации