Дух: Смеющаяся Элла. Пациентка: миссис Джи.
Врач. Почему вы не поете вместе с нами?
Дух. Я не знаю никого из вас, почему же я должна с вами петь?
Врач. Откуда вы?
Дух. Не знаю.
Врач. Мы хотели бы узнать о вас побольше. Вам не кажется странным, что вы здесь находитесь.
Дух. Об этом я ничего не знаю, но обязательно выясню, почему я здесь.
Врач. Скажите же нам, кто вы и как вас зовут.
Дух. Кто-то сказал мне, что если я приду сюда, то найду здесь приют.
Врач. Да, это совершенно верно.
Дух. У меня уже давно не было дома.
Врач. Чем вы занимались до сих пор?
Дух. Я бродила без цели и смысла; и спала где придется.
Врач. Вы девушка, мужчина, женщина или мальчик?
Дух. Разве вы не видите, что я девушка?
Врач. Сколько вам лет?
Дух. Вероятно – но я не совсем уверена – 16 или 17.
Врач. Где вы находились все это время?
Дух. Не знаю.
Врач. Подумайте хорошенько – может быть, вы все же вспомните.
Дух. Я была во многих местах, мне так хотелось найти себе дом.
Врач. У вас нет ни отца, ни матери?
Дух. Нет.
Врач. Где вы жили, когда были ребенком?
Дух. Я всегда была в большом доме, где было много детей. Мы жили все вместе. Обычно мы постоянно дрались и носились по дому как бешеные. Думаю, у меня никогда не было матери; мне кажется, я родилась в этом большом доме. Сколько я себя помню, я всегда жила там.
Это был большой дом с множеством мальчиков и девочек. Одни были благонравными, другие грубыми – разные были дети. Я делала все, что только могла. Я исполняла любую работу, которую мне поручали, а работы всегда было много. Я работала без остановки, как машина. И все время слышала: «Эй, Элла, сюда, Элла – туда!» А потом все начиналось снова; Элла должна была все успевать. Мне приходилось ухаживать за столькими мальчиками и девочками, что в конце концов мне стало казаться, будто я их мать.
Врач. Вы любили детей?
Дух. Они все время толпились вокруг меня, и мне приходилось все для них делать. Это была моя работа, и я помогала им как могла. Но иногда это было нелегко – выкупать дюжину детей и одеть их. Они громко кричали, так что мне приходилось говорить им, чтобы они успокоились. Иногда я почти сходила с ума. Можете мне поверить, я старалась как могла, но когда они наступали мне на пальцы ног, я злилась.
Врач. Сколько времени прошло с тех пор?
Дух. Думаю, это было не так давно. Знаете, однажды я заблудилась. Я хотела просто пойти погулять и не смогла найти дорогу обратно.
Врач. Что произошло потом?
Дух. Да ничего, я просто постоянно бродила, искала свой детский дом.
Врач. С вами произошел несчастный случай?
Дух. Нет; но мне придется бродить, пока я не найду свой детский дом.
Врач. Вы не хотите узнать, почему вы все ходите и ходите, и никак не найдете детский дом?
Дух. Кто-то сказал мне, если я приду сюда, у меня снова будет крыша над головой, и меня будто кто-то запихнул сюда. Не успела я оглянуться, как уже сидела здесь, а вы пели. Я плакала; и тут одна девушка рассказала мне, что вы ей помогли и если я зайду сюда, то снова стану радостной и счастливой. Пока я так бродила в полутьме и полусвете, я все искала какое-нибудь пристанище.
Когда я жила в детском доме, мне, конечно, приходилось очень много работать, но это все лучше, чем вообще не знать, чем заняться. Я с радостью вернулась бы к моим детишкам.
Врач. Это были сироты, как вы?
Дух. Все считали, что у меня не все в порядке с головой, но я соображала не хуже других.
Врач. Вы говорите с нами, но мы не можем вас видеть. Я вижу только свою жену, но не вас.
Дух. Вашу жену! Вот это да! (Заливается смехом.) Знаете, я всегда любила смеяться, и когда дети начинали плакать, я смеялась и смеялась, пока они не успокаивались. Это был лучший способ успокоить их, когда они плакали. После этого у них поднималось настроение, они были довольны жизнью.
Если от души рассмеяться, когда кто-то плачет, то он скоро перестает плакать и сам начинает смеяться. Иногда меня называли «Смеющаяся Элла».
Врач. Откуда у вас это кольцо?
Дух. До сих пор у меня не было ни одного кольца. (Весело смеясь.)
Врач. Это не ваша рука, и это не ваше тело.
Дух. О чем это вы говорите? (Смеется.)
Врач. Вам это может показаться странным, но я говорю правду. Вы, наверное, слышали поговорку: «Хорошо смеется тот, кто смеется последним!» Спросите присутствующих, чье это тело.
Дух. (К присутствующим.) Разве это не мое тело?
Ответ. Нет, совершенно определенно не ваше.
Дух. Неправда, это мое тело!
Врач. Это тело миссис Викланд.
Дух. Миссис Викланд! (Смеется.)
Врач. Вы смеетесь над своим собственным невежеством. Вы сейчас находитесь в теле моей жены.
Дух. Ничего более смешного я не слышала.
Врач. То, что я вам рассказываю, совсем не так глупо, как может показаться. Вы утратили свое бренное тело. Возможно, вы заболели и болезнь оказалась смертельной. Но теперь вы проснулись к новой жизни.
Дух. Как я могла проснуться, если у меня больше нет тела?
Врач. Теперь у вас есть духовное тело.
Дух. Говоря, что я утратила свое тело, вы имеете в виду, что я мертва?
Врач. Для этого мира – да. Мир ничего не знает о жизни после физической смерти. Когда человек умирает, то есть теряет свое физическое тело, люди говорят, что он «умер». Но это неверно, потому что бессмертный дух просто покинул бренное тело. Дух – истинная суть человека; тело – только земная оболочка. Ни один человек не умирает, это только видимость.
Дух. Да, люди действительно умирают. Я уже видела мертвых людей. Я знала одну маленькую девочку, она умерла и попала в рай.
Врач. Вы видели только мертвые тела. Кстати, вы не можете здесь долго оставаться, вам скоро придется покинуть нас.
Дух. И куда же мне тогда идти?
Врач. В мир духов.
Дух. Вы только посмотрите – я настоящая дама! У меня даже колье на шее.
Врач. Колье принадлежит моей жене. Для нас вы – невидимый дух, вы долго бродили во тьме. Если вы действительно хотите, чтобы у вас был дом, вы получите его.
Дух. Вы имеете в виду небо, рай?
Врач. Иисус сказал: «Царствие Божие внутри вас».
Дух. Иисус умер за наши грехи; и если мы хорошие люди, то попадаем в рай, когда умираем, и живем там вместе с ангелами. В приюте мы постоянно молились. (Видит маленькую Р. Джи., сидящую подле своей матери.) Та маленькая девочка напротив так нравится мне, я ее раньше уже видела.
Миссис Джи. Вы знаете Лили? Она тоже дух и была здесь на прошлой неделе.
Дух. (К Р. Джи.) На днях ты вела себя очень плохо, когда у нас были гости. Почему?
Миссис Джи. Это другая девочка, Лили, заставляла ее вести себя так безобразно.
Дух. Она была очень противной. Мне так хотелось побить ее. Как только она к ней приближалась, у малышки (Р. Джи.) совершенно изменялось выражение лица.
Врач. Она – дух и воздействовала на маленькую девочку. Вы – тоже дух и говорите сейчас устами моей жены. Тем же самым способом дух Лили измывался над ребенком.
Дух. Кто-то мне сказал, что когда я приду сюда, то найду пристанище и получу некое особое задание. Как это понимать?
Врач. Вероятно, вам будет поручено охранять и беречь эту маленькую девочку.
Дух. Мне как раз говорят, что я должна стать стражем и следить за тем, чтобы никто и никогда больше не завладел маленьким ребенком. Я не знаю, что это значит.
Врач. Все это вам еще объяснят. Слушайтесь маленькой индейской девочки, которую вы здесь видите. Она же приведет вас в дом.
Дух. А меня там захотят принять? В большом доме все дети относились ко мне хорошо, потому что я их всегда смешила. Мне говорят, я должна остаться с этим ребенком и защищать его от всякого враждебного воздействия.
Врач. Имеется в виду воздействие низких духов.
Дух. Я постараюсь побольше разузнать, как мне это делать.
Врач. Для начала вам нужно осознать ваше собственное положение. Вы видите кого-то еще в комнате?
Дух. Я вижу много девушек, они прыгают и танцуют – наверное, от радости. Здесь еще красивая дама, и она говорит, что ее зовут Претти Гёрл. Она очень красивая. Тут одна молодая девушка говорит мне, что я могу уйти с ней. Она утверждает, что это она привела меня сюда. Мне сейчас говорят, что я всегда старалась помогать другим, и поэтому все они хотят принять во мне участие. Часто, когда меня били, я думала: «Что ж, ты это заслужила». Потом я несколько минут плакала, потом забиралась в свой уголок и говорила себе: «Что ж, Элла, ты вела себя плохо и заслужила побои». Так я думала некоторое время, а потом начинала смеяться, и вскоре я уже не чувствовала боли от побоев. Если – благодаря смеху – у тебя хорошее настроение, тогда внешние обстоятельства воспринимаешь уже не так ужасно. Испытайте это на себе.
Врач. Да, но теперь вам пора идти с вашими друзьями.
Дух. Они говорят, если я осознаю свое теперешнее состояние, я смогла бы стать младшей помощницей. (К Р. Джи.) Ты тоже подумай об этом – как только ты заметишь, что ведешь себя безобразно, начни смеяться, тогда из тебя уйдет вся злость. Когда я стану ее опекать, я никого не подпущу к этому ребенку. Я уж позабочусь о том, чтобы к ней никто не подошел на пушечный выстрел, я им это докажу.
Врач. А где вы жили?
Дух. В Канзасе. (Миссис Джи. тоже раньше жила в Канзасе.) Мне каждый день приходилось купать, одевать и укладывать спать то ли 10, то ли 12 детей. Одни из них уже ходили в школу, другие еще играли в игрушки.
Миссис Джи. В каком городе вы жили?
Дух. О, неподалеку от Эйч. (Позже это подтвердилось.)
Миссис Джи. Вы помните человека по имени Кей.? (Инспектор сиротского приюта в г. Эйч.)
Дух. О да!
Миссис Джи. Вы знаете М.? (Ассистентка заведующей приютом, строго наблюдавшая за девочками.)
Дух. Да, она была в другой комнате, и там у нее всегда было несколько особенно непослушных девчонок. С некоторыми из этих девочек даже сама заведующая не могла справиться – даже если она их била. Тогда звали меня. Вы же знаете, что одним битьем ребенка не воспитаешь. Когда побитые дети ревели, я шла к ним. Воспитательница уходила, и мы вместе смеялись. Смех от души вскоре заставлял их забыть побои.
Миссис Джи. Вы помните меня маленькой девочкой?
Дух. (Глядя на миссис Джи., потом взволнованно.) Да! О да! Сейчас я вспомнила вас! Но вы не всегда были там. (Миссис Джи. только иногда навещала детей в сиротском приюте.) Вы только навещали нас, а потом уезжали. У вас были такие красивые волосы и прекрасные платья. Помните, у вас еще был зонтик от солнца, и вы выглядели как благородная дама?
Миссис Джи. Вы помните, как я однажды упала в воду?
Дух. О да, и все так испугались. Вы насквозь промокли, а ваша бабушка отругала вас. Тогда я полюбила вас. Когда вы упали в воду, мне было вас так жалко. Вы испортили ваше замечательное платье. Это было давным-давно. Сейчас я вспоминаю и многое другое, как будто у меня открылись глаза. Я ужасно простыла, у меня сильно заболело горло, и я еще помню, что заснула.
Я всегда любила вас и теперь опять вас нашла. Я хочу помогать другим и уже не хочу искать мой приют.
Миссис Джи. Сейчас я взрослая женщина и замужем; эта маленькая девочка – моя дочь. С некоторых пор ее явно беспокоят духи.
Дух. Я вам помогу. Я нашла вас, и мы отныне будем неразлучны. Серебряная Звезда, маленькая индейская девочка, говорит, что я должна научиться защищать вашу маленькую девочку.
Врач. Перво-наперво вам нужно уйти в мир духов и принять там всем сердцем и душой все поучения о ваших новых условиях жизни, тогда вы быстро поймете, как помогать другим.
Дух. Я сделаю все, что в моих силах. А теперь я хочу пожелать всем спокойной ночи, но, если можно, я еще приду. Не забывайте Смеющуюся Эллу!
Глава 11