Система кинестетического восприятия

(мышечно-суставное чувство) =

Восприятие собственной позы и движения

Чтобы более ясно осознать и прочувствовать кинестетическую информацию от собственного тела, чтобы получить больше ки-

* См. упоминавшуюся выше книгу Джин Айрес. - Примеч. науч. ред.

нестетической информации, достаточно одного вроде бы про­стого действия - нужно сдавливать и растягивать мышцы, сухожилия и область суставов (фото 11). Что же это значит?

Пример

Вам понадобится партнер.' Сядьте или встаньте друг напротив друга, положите одну руку, правую или левую, на руку партнера. Теперь начинайте одновременно, но с разной силой надавливатьна чужую руку. Вы можете попробовать установить с партнером ритмический контакт. В этом процессе вы принимаете и получае­те кинестетическую информацию через давление в мышцах, су­хожилиях и суставах. Затем возьмитесь за руки так, чтобы вы могли тянуть руку партнера. Теперь вы можете тянутьмышцы, сухожилия и растягивать суставы.

Система кинестетического восприятия - student2.ru Продолжайте работать, давить или тянуть, и прислушайтесь, в каких точках вашего тела вы ощущаете отклик на это «рукопо­жатие». Какие части тела вообще не участвуют в нем, не участву­ют в этой работе?

фото 11: Сдавливать и растягивать: Мартин везет свою маму на «такси».

Ответы бывают очень разны­ми. Некоторые говорят: голова, нос, волосы, ноги (если упражне­ние проводилось сидя), уши, паль­цы ног. Часто я слышу ответ, кото­рого я ожидаю: другая рука. То­гда я прошу эту пару из группы еще раз попробовать давить или тянуть посильнее: и тут стано­вится понятно, как много внима­ния нужно, чтобы не шевелить при этом свободной рукой.

Этот опыт показывает, что при определенной зрелости мозга мы

получаем возможность препятствовать участию отдельных ча­стей тела в сложном движении! Что, в свою очередь, является сложным действием, в котором участвует весь организм. Если бы мы не достигали этой зрелости, мы не могли бы, к примеру, водить машину. Мы бы все время нажимали одновременно на газ и на тормоз, по принципу «все сразу или ничего». Далеко бы мы не уехали.

Младенец не мог бы освоить пинцетный захват (большим и указательным пальцем) и продолжал бы хватать вещи всей пятерней. Ведь для пинцетного захвата надо исключить из дви­жения средний, безымянный палец и мизинец.

Таким образом, речь идет о высокой дифференциации дви­жений.

Более внимательно присмотревшись и прислушавшись к своим ощущениям, вы заметите, что нос, голова и все прочие части тела тоже участвуют в движении. Невосприятие связей не означает их отсутствия, за этим стоит всего лишь их неощу­тимость, их существование за рамками восприятия. Почувст­вовать участие в движении волос (корней волос) и ушей не­сколько сложнее. Здесь я обращаюсь к своему опыту инструк­тора на занятиях по методике Фельденкрайза. Эта методика позволяет ощутить, увидеть эту связь.

Вывод:

На какую часть тела ни воздействовал бы кинестети­ческий стимул, он воздействует на все тело человека.

Важный принцип, установленный Айрес, гласит: не рабо­тать с теми областями, которые испытывают дефицит, а подво­дить под них основание, опираясь на «умения» ребенка. Основы­ваясь на том, что он уже умеет делать, мы можем воздейство­вать на проблемные области, не нанося ущерба его уверенности в себе.

Ребенок начинает собирать кинестетическую информацию уже в утробе матери.

Поначалу, сталкиваясь только с сопротивлением околоплод­ных вод, он ощущает легкое напряжение мышц, сухожилий и суставов. После четвертого месяца он соприкасается со стен­ками матки, рефлекторно отталкивается от них ручками и нож-

ками: опыт восприятия давления становится богаче. По мере роста тела пространство вокруг ребенка сужается, он сворачи­вается, и испытывающие давление плоскости становятся об­ширнее.

Сосание пальчика, начинающееся на третьем месяце бере­менности, позволяет ребенку стимулировать кинестетическое восприятие тянущими движениями.

Как вы могли убедиться, проделав небольшую последова­тельность упражнений, стимулы кинестетического восприятия всегда воздействуют на человека целиком.

В первый день четырехгодичного курса обучения методу Фельденкрайза студенты ложатся на пол и исследуют влияние сосательного движения на скелет, а также иные взаимосвязи. Лично меня поразило, какое огромное воздействие оказывает сосание на челюсть, затылок, плечи и всю область бедер. По­этому в своих терапевтических занятиях я целенаправленно использую бутылочки с соской. И они действительно приносят пользу.

Самым важным этапом формирования кинестетического восприятия в утробе матери становится процесс рождения, для матери - не самый приятный опыт в сфере «сдавливания и рас­тягивания». Для ребенка - напротив: если роды протекают бла­гополучно, это важная пробуждающая и предупреждающая фаза подготовки к миру воздуха и света. Я уверена, что если бы для ребенка не было так важно протиснуться сквозь ма­ленькое отверстие, премудрая мать-природа создала бы жен­щину с застежкой-молнией.

В отличие от тактильной кинестетическая информация вос­принимается в глубине тела: мышцами, сухожилиями и су­ставами. Организм человека всегда может воспользоваться кинестетической информацией, если она пополнялась регуляр­но и должным образом.

Для чего нам нужно кинестетическое восприятие?

После «эксперимента с давлением» на своих занятиях по повышению квалификации я обычно слышу в ответ: «Это ин­тересно, бодрит, помогает сосредоточиться». Эти же ответы я читаю и на лицах участников.

Интерес, бодрость и внимание! Три основные предпосылки для успешного обучения.

Получается, что детям, о которых мы печемся, как раз их и не хватает?

Из простых экспериментов мы можем еще кое-что узнать о кинестетическом восприятии.

Пример

Сядьте ближе к краю стула, слегка разведя в стороны колени и расположив стопы на одной вертикальной оси с коленями (то есть не вытягивая ноги и не поджимая их под себя). Закройте глаза и прислушайтесь к ощущениям в правой и левой стопе и в ногах. Похожи ли они? Теперь приподнимите одну ногу и десять раз топните по полу всей стопой.

Поставьте стопы в прежнее положение и с закрытыми глаза­ми попробуйте ощутить различия между правой и левой стороной тела.

Да, вы подтвердите, что одну сторону вы теперь ощущаете сильнее. Вы скажете: «логично». Вот именно! Когда человек ощу­щает себя слабо или вовсе плохо, ему приходится привлекать все органы чувств, чтобы почувствовать себя лучше и полнее. В такие дни мы говорим: сегодня я чувствую себя хорошо.

Наши «проблемные» дети ощущают свое тело недостаточно отчетливо, дети с повышенной возбудимостью ощущают себя слишком остро. Им не хватает того порядка в мозгу, который позволяет быстро обрабатывать и распределять по соответст­вующим отделам захлестывающие их впечатления.

Айрес сравнивает мозг с большим городом. При зеленом свете светофоров мы (то есть наши нервные импульсы) быстро и уверенно достигаем цели (мозга, вычислительного центра). По вечерам, когда работа закончена, дорога может отнимать больше времени, идти в обход или вообще не достигать цели. Айрес сравнивает нарушения сенсорной интеграции с чем-то вроде автомобильной пробки.

Можно привести и другой пример. Помните игру «Испор­ченный телефон»? Мы играли в нее, когда были детьми: шеп-

чешь слово на ухо соседу, а он должен повторить его следую­щему участнику игры. Замыкающий цепочку всегда произ­носит совсем другое слово под всеобщий громкий смех.

То, что доставляло нам так много удовольствия, у детей с нарушениями сенсорной интеграции вызывает скорее вспыш­ки гнева или уход в себя.

Вспомните наш небольшой эксперимент с равновесием и зрительным контролем в позе стоя на одной ноге. Когда глаза закрыты, на первый план выходит кинестетическое восприя­тие, замещающее визуальный контроль. В суставах стопы, как в командном центре, вы почти «слышали» приказы восстано­вить равновесие. Попробуйте проделать все это еще раз и при­слушайтесь к суставам стопы. Чем грубее приказы продолжить или остановить движение, дернуться вправо или влево, тем больше вы начинаете качаться. Чем точнее приказы, тем более твердо и легко вы стоите на одной ноге с закрытыми глазами. Это свидетельствует о хорошей кинестетической информиро­ванности.

Чем лучше развита наша кинестетическая информирован­ность, тем лучше мы воспринимаем себя в пространстве по от­ношению к другим людям и предметам. (Разумеется, в тесной связи с тактильной и вестибулярной системами.) Мы ни на что не наталкиваемся.

Наверняка вам знакома такая ситуация: вы уже вполне созрели для отпуска и начинаете регулярно ударяться о знако­мый угол стола. Или ключи все чаще падают из рук при по­пытке отпереть дверь.

Еще один пример - парковка машины. Если мы недоста­точно четко ощущаем свое собственное тело, мы никогда не научимся парковать машину. Каждый раз это будет требовать больших усилий или вовсе не будет удаваться. Машина не ста­новится продолжением нашего тела, и только путем мысли­тельной компенсации, к примеру, с помощью логической фор­мулы, нам, может быть, удастся добиться успеха. Чтобы авто­матизировать этот процесс, почувствовать его, нужно улучшить телесное восприятие, в особенности - кинестетическое. (Не­сколько месяцев назад мне прислали двух учеников из школы

вождения, чтобы с моей помощью они научились лучше водить машину.) (Фото 12).

Подобным образом происходит и обучение письму. Нам нуж­но уметь ориентироваться в пространстве, различать соотно­шение линий, чтобы составить из них букву и перенести ее на бумагу, поместив в нужном месте между другими буквами (фо­то 13). Распознавание образа тесно связано с кинестетической информацией. Важным условием для этого является уравно­вешенное положение сидя, а не постоянное шатание в разные стороны, провоцируемое жаждой движения и более полного ощущения своего тела.

Система кинестетического восприятия - student2.ru фото 12: «Парковка в коробке (фото Имке Кордтс)

Фото 13: Ориентация в пространстве, распознавание линий и форм – это условия обучения письму

Было бы неправильно делать из этого вывод, что если за­претить непоседе дергаться, он станет лучше писать. Непоседе придется - в угоду вам или от страха быть наказанным - со-

средоточивать все свое внимание на том, чтобы сидеть смирно. На письмо его уже не хватит. Попытка сделать его движения ритмичными с помощью стула-мяча (или подушки-мяча) дает результаты получше, но этого хватает лишь на несколько за­нятий. Для того чтобы добиться постоянного улучшения, этим детям нужна терапия базовых ощущений.

С помощью кинестетической информации мы можем раз­бивать движение на так называемые промежуточные ступени. Здесь нам также нужна возможность исключать из движения те или иные части тела.

Пример

Поставьте стул и попробуйте очень медленно сесть на него. Приостановитесь в процессе движения, снова приподниметесь, задержитесь на минуту. В группе всегда находится кто-то, кто в последний момент «роняет» себя на стул.

Для того чтобы остановиться в ходе движения, повернуть его вспять и снова остановиться, требуется напряжение всех базовых видов чувствительности. Те же элементы присутствуют в письме от руки, да, собственно, и в любом хорошо скоординированном движении.

В фильме «Исчезновение чувств»* Инге Флемиг называет ходьбу и бег постоянно прерывающимся падением. При каждом новом шаге нам приходится восстанавливать равновесие.

Гиперактивный ребенок «обманывает» свою неспособность остановиться и задержаться на промежуточной ступени, по­стоянно используя скорость и центробежную силу. Внезапное торможение при этом часто приводит к синякам у окружаю­щих. Бьется посуда, ломаются вещи. Гиперактивный ребенок из-за нехватки кинестетической информации не может гармо­нично развернуть движение вспять. Его мышечный тонус ко­леблется между очень высоким и очень низким. Ему не хвата­ет золотой середины.

*Das Schwinden der Sinne - документальный фильм, выпущенный немецким телевизионным каналом NDR в 1991 году. - Примеч. пер.

Наши рекомендации