По специальности «Логопедия»

По специальности «Логопедия»

Подготовила :Чумак Татьяна Михайловна

Группа, 4 курс

Тема: Методика работы при нарушениях темпа речи несудорожного характера.

Цель: закреплять знания о принципах и содержании комплексного лечебно-педагогического воздействия на лиц с нарушениями темпа речи несудорожного характера; формировать умение отбирать и реализовывать приемы коррекции брадилалии и тахилалии

Вопросы для обсуждения:

1. Принципы комплексного лечебно-педагогического воздействия на лиц с нарушениями темпа речи несудорожного характера

2. Методика логопедической работы при устранении брадилалии

3. Методика логопедической работы при устранении тахилалии

Задания для подготовки к занятию:

1. Проанализируйте таблицу «Комплексная лечебно-педагогическая работа при устранении нарушений темпа речи несудорожного характера» к теме занятия и определите на основе каких принципов должно реализовываться содержание лечебно-педагогического воздействия: медицинского воздействия, логопедической ритмики, физкультуры, логопедической работы. Заполните таблицу

Медицинское воздействие (медикаментозное, физиотерапевтическое, психотерапевтическое лечение) лечебные препараты и процедуры, психотерапия, логопедические занятия, лечебная физкультура и ритмика, воспитательные мероприятия.   Цель этих тесно переплетающихся и дополняющих друг друга мероприятий – устранение или ослабление судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики; оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту, от психологических наслоений в виде страха, конфузливости за свою неполноценную речь; перевоспитание его личности.  
 
Логопедическая ритмика - нормализация речевого тонуса - нормализация темпо-ритмической организации речи - снятие напряжения - подгрупповая или групповая форма организации занятия  
 
Физкультура   - развитие движений и ритма в движении - развитие четкости при выполнении движений - развитие умения действовать под счет  
Логопедическая работа 1 период — пропедевтический; 2 период — сопровождающей или констатирующей речи; 3 период — завершающей или речи по следам зрительных представлений; 4 период — планирующей речи или речи, лишенной зрительной опоры; 5 период — закрепление навыков связной речи.    
 
 

2. Подберите упражнения для убыстрения темпа внешней и внутренней речи (2-3), используемых в логопедической работе по устранению брадилалии.

При устранении брадилалии логопедические приемы направлены на воспитание более быстрых и четких речевых движений в процессе речи; убыстренных речевых реакций; темпа внутренней речи; темпов письма и чтения; выразительных форм сценического чтения и драматизированной речи и т. д.; правильной просодической стороны речи: темпа, ритма, мелодики, паузации, ударения.

При выраженной брадикинезии необходимо в первую очередь нормализовать общую моторику: координацию, целенаправленность, ритм общих движений в более ускоренном темпе, формировать ручной праксис; развивать слуховое, зрительное внимание, более быстрый темп переключения внимания с объекта на объект, восприятие и воспроизведение ритмов и т. д. По мере нормализации моторики включать речевой материал.

Все виды коррекционной работы основываются на различных речевых упражнениях. Основные упражнения: произношение речевого материала различной сложности (слогов, слов, коротких фраз, скороговорок и т. п.), чтение (сопряженное с логопедом, затем самостоятельное) под отбиваемый рукой такт, под метроном с постепенным ускорением темпа говорения и чтения; слушание и воспроизведение речевого материала, записанного на магнитофонную ленту в ускоренном темпе; запись слогов, слов и т. п. с предварительным четким проговариванием под такт, подаваемый логопедом, а затем самим ребенком; работа над воображением при действии внешних раздражителей различного ритма, темпа для убыстрения его во внутренней речи; заучивание и воспроизведение диалогов с акцентом на речевых особенностях разных персонажей самим пациентом в паре с логопедом, затем с товарищем по группе; выработка сценического поведения в соответствии с содержанием драматизации.

Примеры упражнений:

Упражнения Описание упражнений
1. Счет в быстром темпе В быстром темпе посчитать до 10 (если ребенок не умеет считать до 10, то счет ведется до 5). Школьникам предлагаем счет до 100. Как вариант задания: — посчитать в быстром темпе от заданного числа до заданного числа (например: посчитай в быстром темпе от 3 до 10; посчитай от 10 до 2 и т.д.), — посчитать двойками до 10 (от заданного числа до заданного числа), — посчитать тройками до 12 (от заданного числа до заданного числа).
2. Произнесение слогов со стечением согласных. Четко произносить слоги, например: тра-дра тро-дро тру-дру пра-бра про-бро тры-дры кра-гра кро-гро тро-дре фра-вра фро-вро тру-дру тры-дры пру-бру пры-бры кру-гру кры-гры фру-вру фры-вры сби-зпи азба-аспа апша-абжа апша-абжа сба-зпа озбо-оспо опша-обжа опшо-обжо сбо-зпо узбу-успу ипша-ибжа упшу-убжу сбу-зпу изба-испа упша-убжа ипши-ибжи сбы-зпы ызба-ыспа ыпша-ыбжа епше-ебже По аналогии можете самостоятельно составить любые другие слоги, но важно, чтобы было стечение согласных.
3. Быстро изменить одну букву в слове так, чтобы получилось новое слово. Например: мак - рак - бак. Предлагаю несколько слов: сон, суп, пар, дом, шар, ром, ток, мир, тир, душ, щит, зуб, стол винт, миска, пушка, тачка, корова, кочка, ночка, шишка, санки, парта, салат, белка, палка, цапля, бабочка, ручка и т.д.
4. Пение быстрых, ритмичных песен для тренировки темпа речи.
Для детей 5-7 лет и младших школьников советую упражнение на объяснение фразеологизмов. 5. Предварительно расскажите ребенку, что такое фразеологизмы (идиомы). Разберите несколько идиом, которые Вы используете в своей речи. Быстро одним - двумя словами объяснить значение фразеологизмов: — не вешай нос — тянуть за язык — считать ворон — расстилать уши — как с гуся вода — не лыком шит — намылить шею — устроить головомойку — заварить кашу — посадить в калошу — разделать под орех — выносить сор из избы — бить в одну точку — яблоку негде упасть (курочке негде клюнуть - как вариант) Можете использовать любые другие фразеологизмы по своему выбору.
6. Проговаривание чистоговорок, скороговорок, постепенно увеличивая темп речи. Скороговорки можете подобрать по своему выбору или использовать те, которые я предлагаю. — Капа лопаткой копала канавку. — Коваль выковал коню крепкие подковы. — Ссорились сороки из-за ссора. — Брат с братом брели по Арбату. — Лезут козы в грозу в лозу, лозу козы в грозу грызут (И. Демьянов) — Лара у Вали играет на рояле. — Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов. — Течет речка, печет печка. — В гнездышке яички - выведутся птички. — Сене все бы спать на сене. — У Сени и Сани в сетях сом с усами. — Щипцы да клещи - вот наши вещи. — Тащу, не дотащу. Боюсь, что выпущу. — В лесу слышен шелест листьев. Большой выбор скороговорок представлен в книге: И. Г. Сухин. Веселые скороговорки для "непослушных язычков" Ярославль. Академия развития, 2007
7. Чтение текста (лучше использовать стихи) в сопровождении быстрого ритма. Это может быть отстукивание, отхлопывание или удары метронома.

3. Подберите ритмические упражнения, используемых в логопедической работе по устранению тахилалии (2-3), продемонстрируйте.

Преодоление тахилалии предполагает воспитание: а) медленного, спокойного, плавного, строго ритмичного дыхания и голосообразования; б) медленного ритмического чтения; в) спокойной, ритмически упорядоченной речи; г) здоровой установки на коллектив в процессе речевого и общего поведения; д) общего и слухового внимания к речи.

Логопедическую работу с подростками и взрослыми, страдающими тахилалией, рекомендуется проводить поэтапно.

Первый этап — режим молчания. Логопед знакомится с особенностями речи каждого в условиях коллективного общения, проводит беседу о значении коллектива и логопедических занятий для нормализации темпа речи. Рекомендуется максимум молчания вне занятий и дома, ограничиваться лишь самыми необходимыми фразами. Режим молчания снимает тревожную возбудимость, успокаивает учеников, сосредоточивает их на задачах и правилах занятий. На занятиях с логопедом начинается усвоение медленного темпа на простейшем речевом материале (сопряженная, отраженная речь, ответы на вопросы).

Второй этап — работа по усвоению медленного темпа начинается на материале громкого чтения. Сначала образец чтения дает логопед, затем дети читают сопряженно, отраженно, по очереди, с последующим анализом чтения каждого. Каждое занятие начинается с речевой зарядки (счет до 30 или 50), затем проводится индивидуальная и групповая (4—5 человек) самостоятельная речевая работа под руководством одного из занимающихся. Стержневым моментом во всех речевых упражнениях является слитная речь, отрабатываемая в замедленном темпе. Медленный темп приобретает основное значение как со стороны технической работы над речью, так и со стороны психотерапевтического воздействия на личность ученика. Дается установка на замедление не только внешней речи, но и всех других психомоторных процессов. Предлагается замедлить все движения, скорость течения ассоциативных рядов, реакции на внешнюю среду, все поведение в целом. В конце II этапа подводятся итоги работы дома и в группе, дети отчитываются о самочувствии.

Третий этап — работа над редактированием высказываемых мыслей, над адекватностью фразы намеченному содержанию.

Материал занятий: точные пересказы прочитанного по плану и без него, с произвольной установкой на ту или иную длину, детализацию пересказа; упражнения в произношении различных редакций одной и той же фразы.

Четвертый этап — работа над коллективным рассказом. Внимательно слушая своего товарища, каждый включается в рассказ неожиданно, по сигналу логопеда или дежурного. На этом этапе вводится медленное чтение про себя, которое оказывает дисциплинирующее и замедляющее влияние на устную речь занимающихся. Больше времени отводится индивидуальной работе над речью, которая продолжается и после окончания логопедического курса в течение не менее одного года по 2 раза в день (утром и вечером по 10—30 минут).

Логоритмические упражнения (выполняются под спокойную музыку) Я иду, и ты идешь— раз, два, три.(шаг на месте) Я пою, и ты поешь — раз, два, три. (стоя, дирижируем 2-мя руками) Мы идем и мы поем — раз, два, три. (шаг на месте) Очень дружно мы живем — раз, два, три.( хлопаем руками)  
Пальчиковая гимнастика (медленно и четко) Маша каши наварила, (указательным пальцем правой руки дети «мешают» в левой ладошке) Маша кашей всех кормила. (руки разводят в стороны) Положила Маша кашу: Кошке - в чашку, Жучке - в плошку, А коту - в большую ложку, В миску - курицам, цыплятам, И в корытце - поросятам. (загибают по одному пальчику на левой руке) Всю посуду заняла, (разжимают кулачок) Всё до крошки раздала. (сдувают «крошки» с ладошки)  
Пение медленных спокойных песен под мелодичную музыку
Счет в медленном темпе  

Тема: Характеристика заикания

  1. Составьте хронологическую ленту становления современных взглядов на классификацию заикания.

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Проблема заикания самая древняя в истории изучения речевых расстройств. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства.

В древние времена в заикании преимущественно усматривали болезнь, связанную с накоплением влажности в головном мозге (Гиппократ) или неправильном соотнесением частей артикуляционного аппарата (Аристотель).

По специальности «Логопедия» - student2.ru

На рубеже 17 – 18 вв. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи (Санторини – отверстие в твёрдом нёбе, Вутцер – ненормальное углубление нижней челюсти, Эрве-де-Шегуан – неправильное соотношение между длиной языка и полостью рта).

По специальности «Логопедия» - student2.ru

В начале 19 в. ряд французских исследователей , рассматривая заикание, объясняли его различными отклонениями в деятельности периферического и центрального отдела речевого аппарата: недостаточность ЦНС – врач Вуазен (1821); результат искажённого звукопроизношения – врач Дело (1829); недостаточная иннервация – врач Коломба де л,Изер.

По специальности «Логопедия» - student2.ru

В России большинство исследователей рассматривали заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз (И.А.Сикорский, 1889; И.К.Хмелевский, 1897; Э.Андрес, 1894) или определяли его как страдание чисто психическое, выражающееся судорожными движениями в аппарате речи (Хр.Лагузен, 1838; Г.Д.Неткачев, 1909, 1913), как психоз (Гр.Каменка, 1900).

К началу 20 в. всё многообразие понимания механизмов заикания можно свести к 3 направлениям:

По специальности «Логопедия» - student2.ru

2. Используя таблицу «Характеристика заикания» составьте логическую схему, структурирующую этиологию, механизм и симптоматику заикания.

Таблица : Характеристика заикания

Этиология заикания До настоящего времени нет единого взгляда на этиологию заикания. В то же время все исследователи сходятся во мнении, что при появлении заикания имеет значение ряд факторов. 1. Определенный возраст ребенка. 2. Состояние центральной нервной системы ребенка. 3. Индивидуальные особенности протекания речевого онтогенеза. 4. Особенности формирования функциональной асимметрии мозга. 5. Наличие психической травматизации. 6. Генетический фактор. 7. Половой деморфизм.  
Механизм заикания Заикание вызывается спазмами речевого аппарата: языка, нёба, губ или же мышц гортани. Все, кроме последнего — артикуляционные судороги, судороги мышц гортани — голосовые (отсюда название «заикание» — спазмы напоминают икоту). Также существуют дыхательные судороги, при которых нарушается дыхание и возникает ощущение нехватки воздуха. Механизм возникновения спазмов связывают с распространением избыточного возбуждения от двигательных речевых центров головного мозга к соседним структурам, включая смежные двигательные центры коры и центры, ответственные за эмоции.
  Симптоматика заикания 1. Судороги. Клинические – легкое многократное повторение первого звука без мышечного тонуса. С этих судорог все и начинается. Тонические – тяжелый спазм, делающим невозможным начало речи. Смешанные судороги: клонические, клоно-тонические, тоно-клонические, тонические. 2. Место локализации судорог: Артикуляционные – судороги губ, челюсти, языка. Голосовые – голос становится неровным, блеющим, м.б. внезапная немота. Дыхательные– дыхание очень шумное, шумный вздох, шумный выдох, дыхание короткое, речь на вдохе. 3. Непроизвольное двигательное расстройство – разнообразные двигательные акты, которые не поддаются волевой задержке. 4. Маскировка. Двигательные уловки отвлекают внимание слушателей, на какое-то время успокаивает заикающего. При выполнении движения с периферии в кору головного мозга поступает дополнительный поток импульсов, который нейтрализует, снимает, застойный очаг в КГМ и заикающему действительно в этот момент легче говорить. Отрицательные свойства этого симптома: в большинстве случаев двигательные уловки раздражают слушателей. Привязанность к движениям, невозможность говорить без этого движения. 5. Речевые уловки -невнятное тихое бормотание. -Эмболофазия (у пациента в речи много лишних слов-паразитов: э-э-э, ну-у, вот и т.п.) 6.Симптомы личностных изменений. Логофобии (страх перед речью) появляются после того, как в какой-то ситуации неожиданно в унизительной форме критикуется речь заикающего. 7. Характерологические изменения: Робость, мнительность, обидчивость, чувство малоценности, самоизоляция. Характеризуется тем, что у пациента оборонительно- агрессивное поведение. Симптоматика заикания с возрастом утяжеляется, не дает регресса, самокоррекции не происходит.

3. Отметьте лингвистические факторы, способствующие появлению судорожных запинок у ребенка 4,5 лет с задержкой речевого развития, обоснуйте ответ.

Основными лингвистическими факторами, которые могут спровоцировать появление заикания у детей в возрасте 4,5 лет могут быть:

1. влияние «факторов риска» на нормальный ход речевого развития

Если в сензитивный период развития речи организм ребенка претерпевает влияние каких-либо вредоносных воздействий (факторы риска), то нормальный процесс речевого развития нарушается. Это происходит либо вследствие устранения ряда необходимых условий для формирования речи (нарушение речевого общения со взрослыми, потеря слуха и т.п.), либо вследствие появления новых “вредоносных” факторов (резкое увеличение сенсорной информации, постоянное шумовое окружение, обилие новых людей в окружении ребенка, смена языковой среды и т.п.). В любом случае, овладение устной речью в период воздействия вредоносных факторов затрудняется. Соматические и особенно нервно-психические заболевания, а также эмоциональная депривация, ограничение речевого общения могут вести к задержке, искажению и патологии речевого развития.

2. Речевая гиперактивность или гопоактивность взрослых.

Гиперсензитивность этой фазы сводится, с одной стороны, к тому, что адекватное речевое общение взрослого с ребенком позволяет ребенку достаточно быстро накапливать слова, являющиеся основой для дальнейшего нормального развития фразовой речи, с другой стороны, недостаточное речевое общение со взрослым, соматические и психические стрессы легко приводят к разрушению формирующейся речи. Это может проявляться в задержке появления первых слов, в “забывании” тех слов, которыми ребенок уже владел, и даже в остановке речевого развития.

3. психологические особенности ребенка и волнение перед речевой деятельностью

Реализация ребенком речевого замысла сопровождается не только психическим, но и эмоциональным напряжением. Все это отражается на характере устной речи. В речи ребенка появляются паузы, которые могут возникать не только между отдельными фразами, но и в середине фраз и даже слов (дизритмия речевого высказывания). Появление пауз внутри слов как между слогами, так и внутри слогов т.е. онтогенетические паузы хезитации, характерны только для детей в период формирования фразовой речи. Эти паузы свидетельствуют об интенсивном формировании внутриречевого программирования.

  1. речевые сбои при формировании контекстной речи

В это время можно наблюдать “сбои” речевого дыхания в момент произнесения сложных фраз, увеличение количества и длительности пауз, связанных с затруднениями лексико-грамматического оформления высказывания. Ребенок в этом возрасте, с одной стороны, крайне чувствителен к качеству речевых образцов контекстной речи взрослых, с другой стороны, психические стрессы могут привести к возникновению речевой патологии (заиканию), а ограничение речевого общения, низкий уровень речевого окружения приводят к недостаточной сформированности монологической речи. В дальнейшем эта недостаточность плохо компенсируется и требует специальной помощи.

4. Приведите примеры таких признаков заикания как:

-неречевые уловки (сопутствующие речи движения);

раздувании крыльев носа

зажмуривания глаз

сложных движений всем туловищем.

Кивательные движения головой

раскачивание туловищем,

притоптывание,

сжимание пальцев в кулаки и т.п

- речевые уловки;

семантически опустошенные лексемы типа: “да; вот; это самое” и т.п.

эмболофразия, а сами слова — эмболами. Эмболы нередко употребляются заикающимися перед так называемыми “трудными” звуками. Например: “Я хочу... это вот, я хочу.... это вот, я хочу... пппосмотреть...”. Эмболы могут появляться в конце судороги как “вступление” в плавную речь. Довольно часто эмболы заполняют паузы, когда заикающийся затрудняется подобрать адекватные слова, соответствующие замыслу высказывания. Использование эмболов, как правило, не осознается заикающимся.

наблюдается подмена слов.

- логофобии.

5. Заполните таблицу «Дифференциальные признаки невротической и неврозоподобной форм заикания»

  Невротическая форма заикания Неврозоподобная форма заикания
Возраст, когда возможно появление заикания В 2-6 ЛЕТ 3-4 года
Речевое развитие Часто наблюдается раннее развитие речи(бурно пополняется словарный запас, рано формируется грамматический строй речи с употреблением сложных речевых конструкций). Скорость речи, обычно, повышена, ребёнок как бы ”захлёбывается” речью, ”глотает” окончания слов и предложений, пропускает слова и предлоги. Часто наблюдается большое количество интераций (Белякова Л.И). Наряду с задержкой развития речи имеются нарушения произношения многих, звуков, медленное накопление словарного запаса, позднее и неполное освоение грамматического строя речи. Начало заикания совпадает с периодом формирования фразовой речи, т.е. с возрастом 3-4 года (Белякова Л.И).
Производящие причины ПСИХОТРАВМИРУЮЩАЯ СИТУАЦИЯ - ХРОНИЧЕСКАЯ ТРАВМА - НЕБЛАГОПРИЯТНЫЙ РЕЧЕВОЙ КЛИМАТ - ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЕРЕГРУЖЕННОСТЬ - ФИКСИРОВАННОСТЬ НА РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ - ДВУЯЗЫЧИЕ В СЕМЬЕ - НАСЛЕДСТВЕННАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ - функциональные изменения ЦНС, возникшими в результате той или иной, возможно нерезко выраженной, органической патологии головного мозга. - родовая травма, различными заболеваниями в постнатальном периоде. - тяжелые заболевания родителей, как правило, инфекционного или нервно-психического типа (туберкулез, сифилис, шизофрению,маниакально-депрессивный психоз ); - вредоносные воздействия на организм беременной (производственные вредности, курение, токсикоманию и наркоманию, прием медикаментов, противопоказанных в период беременности), осложнения беременности (токсикозы, эклампсию, фетоплацентарную недостаточность,внутриутробные инфекции, гипоксию плода) и родов (асфиксию новорожденных, внутричерепную родовую травму). - наследственные факторы, лежащие в основе генетической предрасположенности к заиканию. Отмечено, что многие дети с неврозоподобным заиканием имеют близких родственников с речевой патологией.  
Зависимость степени судорожных запинок от эмоционального состояния Интенсивность речевых запинок увеличивается Нет логофобии и желания избавиться от дефекта
Условия, при которых возможна плавная речь - общение со знакомыми -постубертатный период - медикаментозное лечение для расслабление артикуляционного аппарата  

6. Ответьте на вопросы:

1. Чем обусловлен рецедив заикания у детей с невротической формой при поступлении в школу, к 10-12 годам, как охарактеризовать неблагоприятное течение невротической формы заикания у взрослых?

У заикающихся с невротической формой резко меняется поведение к 10-12 годам жизни. Дети осознают свой дефект, боятся произвести на собеседника плохое впечатление, не суметь выразить мысль и т.д. В этом возрасте формируется стойкая логофобия (боязнь речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач). Образуется своеобразный порочный круг – судорожные запинки вызывают отрицательные эмоции, которые, в свою очередь, усиливают заикание. С возрастом логофобия становится приоритетной, носит навязчивый характер и возникает даже при мысли о необходимости речевого контакта или при воспоминании о неудачных прошлых контактах (Селивёрстов В.И.).

При неблагоприятном течении невротической формы заикания у взрослых появляется чувство социальной неполноценности, постоянно сниженном фоне настроения, ситуационном страхе перед речью, который частогенерализуется, сочетаясь с отказом от речевого общения вообще. Эффективность педагогического воздействия на таких людей бывает низкой.

  1. Как охарактеризовать отношения к своему нарушению речи подростков и взрослых с неврозоподобной формой заикания? Как охарактеризовать речь взрослых с неврозоподобной формой заикания при хроническом течении?

При хроническом течении неврозоподобной формы заикания у взрослых лиц речь характеризуется нередко тяжелыми тонико-клоническими судорогами во всех отделах речевого аппарата. Речь обычно сопровождается разнообразными движениями пальцев рук, притоптыванием, кивательными движениями головы, покачиванием туловища и другими содружественными движениями, напоминающими гиперкинезы, т.е. насильственные сокращения мышц, не носящие маскирующего или эмоционально-выразительного характера. При тяжелой форме заикания речевое общение утомляет взрослых заикающихся. Вскоре после начала беседы они начинают отвечать односложно, жаловаться на чувство физической “усталости до изнеможения”. Для психического состояния взрослых характерны трудность адаптации к новым условиям, снижение памяти и внимания, истощаемость. Большинству из них занятия с логопедом приносят облегчение в речи, в тех случаях, если коррекционная педагогическая работа носит регулярный и длительный характер

Тема: Обследование лиц с заиканием: принципы, приемы и содержание обследования

Цель: закреплять знания о содержании, методах, приемах логопедического обследования лиц разного возраста с заиканием, формировать умение планировать и проводить психолого-педагогическое обследование лиц с заиканием

Задания для подготовки к занятиям:

1. Проанализировать и подготовить речевой и наглядный материал для обследования различных видов речи заикающихся детей дошкольного:

сопряженная речь   - говори со мной (слоги, слова, фразы)
отраженная речь; - повтори за мной (слоги, слова, фразы) - скажи как я (предложения)
шепотная речь; - скажи тихо
в автоматизированных рядах; - чистоговорки
- при чтении стихов - использование наглядного моделирования
в вопросно-ответной речи; Беседы по картине Формулирование просьбы Общение по телефону  
в рассказе по заданной теме На начальном этапа использовать знакомые темы, наглядности Затем выстраивание алгоритма Затем автоматизирование алгоритма  
при пересказе прочитанного. - вопросы - Определение основных частей и их содержание - составление алгоритма - пересказ - «Картинки без запинки » И. Муращковски - «Истории в картинках»

2. Подготовить вопросы для сбора анамнестических сведений о ребенке с заиканием.

Наследственность

-Наличие алкоголизма у родителей.

-Нервно-психические заболевания родителей.

-Ускоренный темп речи у родителей или близких родственников.

-Задержка речевого развития у родителей или близких родственников.

-Заикание у родителей.

-Заикание у сестёр и братьев.

-Заикание у дедушки или бабушки по линии отца и матери.

-Характерологические особенности отца и матери.

-Обстановка в семье.

-Жилищно-бытовые условия.

Период до 1-го года

-Семейные условия.

-Сон, аппетит.

-Инфекционные заболевания.

-Соматические заболевания.

-Мозговые заболевания.

-Мозговые травмы.

-Спокойный, беспокойный.

-Формирование навыка опрятности.

-Время формирования моторных навыков: сидение, стояние, ходьба.

Период дошкольного возраста

-Семейные условия.

-Инфекционные заболевания.

--Соматические заболевания.

-Мозговые заболевания.

-Мозговые травмы.

-Моторное развитие: отставание, норма, опережение.

-Время выделения ведущей руки, наличие переучивания.

-Адаптация в детском саду.

-Основные черты характера (спокойный – возбуждённый, подвижный – замедленный, уравновешенный – капризный и т.д.).

-Основные черты поведения (капризность, слезливость, тревожность, расторможенность, трудность переключения).

Речевой анамнез

-Время появления гуления и лепета.

-Особенности гуления и лепета (активность, многообразие звуковых комплексов, характеристика голосовых реакций).

-Время появления первых слов.

-Время появления простой фразы.

-Время появления развёрнутой фразовой речи. Какие наблюдались затруднения при переходе к фразовой речи.

-Наличие и выраженность итераций.

-Дефекты речи (дислалия, дизартрия, ринофония и пр.).

Условия воспитания ребёнка

-Социальная среда (где ребёнок воспитывался – в доме ребёнка, детском саду с дневным или круглосуточным пребыванием, дома с матерью, бабушкой).

-Особенности речевой среды: контакты с заикающимися лицами или лицами с другой речевой патологией; при наличии двуязычия – какой язык преобладает в общении.

-Особенности речевого общения с ребёнком, недостаточность речевого общения, стимуляция речевого развития ребёнка (в каком объёме читалась детская литература, соответствовала ли она возрасту; с какого возраста разучивались стихи, песни; насколько быстро запоминал, в каком объёме).

-Культурно-бытовые условия в семье.

Развитие заикания

-Возраст, в котором появилось заикание.

-Предполагаемые причины и характер возникновения заикания (остро, психогенно, без видимой причины и пр.).

-Наличие периода мутизма.

-Как протекает заикание: постоянно присутствует в речи или нет.

-В каких условиях облегчается – ухудшается речь.

-Изменилось ли поведение ребёнка с момента появления заикания и в чём это выразилось (состояние аппетита, сна, настроения, появление капризов, негативизма, страхов, энуреза и пр.).

-Отношение ребёнка к своему речевому дефекту.

-Какие меры принимались для устранения речевого дефекта (лечение у врача, посещение логопедических занятий, пребывание в специальных учреждениях системы здравоохранения или системы образования – детский сад, школа).

-Продолжительность и результативность лечения и обучения.

Цель: закреплять знания о содержании, методах, приемах профилактики заикания у лиц разного возраста, формировать умение отбирать материал для составления профилактических бесед с родителями детей и подростков с заиканием, умение проводить игры и упражнения, направленные на предупреждение нарушений социальной адаптации лиц с заиканием.

Вопросы для обсуждения

  1. Группы детей с фактором риска по возникновению заикания.

Можно выделить несколько групп детей с фактором риска по заиканию.

Во-первых, это дети с тревожными чертами характера. Обычно они очень привязаны к матери, реагируют на изменения ее настроения. Такие дети нередко дают реакцию в виде нарушения сна, аппетита, раздражительности, плаксивости в ответ на резкое изменение окружающей среды (помещение в ясли, детский сад, длительное отсутствие матери и т.п.).

Во-вторых, это группа детей с ранним речевым развитием. У таких детей первые слова появляются до 1-го года. В 1,6-1,8 года у них формируется фразовая речь. В 2-2,5 года они начинают говорить развернутыми фразами. Их речевая активность высокая. В этот период в речи у них появляются множественные итерации. Речь протекает часто в период инспираторной фазы дыхания.

В-третьих, это дети с некоторой задержкой речевого развития. Слова у таких детей появляются после 1-го года, чаще всего к 1,3-1,5 годам. Фразовая речь формируется после 3-х лет, фаза ее интенсивного развития падает на возраст 3,6 года. Речь таких детей зачастую невнятна с существенным нарушением звукопроизносительной стороны речи.

В-четвертых, это дети с генетическими факторами риска, т.е. дети с признаками левшества, а также имеющие родственников с заиканием или левшеством (обнаруживается генетическая обусловленность речевой патологии).

Дети, имеющие в ближайшем речевом окружении лиц, страдающих заиканием, подвержены этой речевой патологии чаще, чем другие.

Дети, воспитывающиеся в семьях с двуязычьем также находятся в ситуации риска заикания.

Возникновению заикания у этих групп детей способствует снижение адаптационных возможностей их центральной нервной системы.

1. Особенности общего и речевого режима в профилактике заикания.

Содержание работы по профилактике заикания у старших дошкольников

Режим дня и рационального питания. Режим дня предусматривает определенный ритм жизни ребенка, правильное чередование сна и бодрствования, разных видов труда и отдыха. Установлено, что систематическое чередование различных видов деятельности, определенный ритм жизни имеют чрезвычайно важное значение, так как способствуют нормализации и облегчению работы высших отделов нервной системы и всего организма в целом.

Поскольку многие заикающиеся дети являются соматически ослабленными, в составлении распорядка дня детей, склонных к заиканию, прежде всего, важно предусматривать достаточное время для отдыха, не перегружать их домашней работой и пр.

Важное значение для детей имеет разнообразие видов деятельности: переключение с одного вида деятельности на другой вызывает у ребенка интерес, играет роль своеобразного (активного) отдыха. Для детей возбудимых, подвижных следует подбирать занятия или игры спокойные, нешумные. Заторможенных детей нужно больше активизировать, развивать у них самостоятельность, уплотнять сроки заданий.

Огромное оздоровительное значение для нервной системы имеет сон. Он охраняет нервные клетки от истощения, способствует снабжению их питательными веществами, кислородом и выведению из них продуктов обмена. В режиме дня ребенка-дошкольника, предрасположенного к заиканию, на сон должно быть отведено не менее 10— 11 часов ночью и 2 часов днем.

От состояния питания ребенка зависит стойкость образующихся у него рефлексов, и оно же влияет на течение всех биохимических процессов в организме. Необходимо больше внимания уделять витаминизации пищи заикающегося ребенка. Витамины как биологические катализаторы всех ферментных систем благоприятно влияют на высшую нервную деятельность, реактивные силы и иммунологическое состояние организма.

Режим дня в нашем учреждении разработан на основе санитарно – гигиенических норм и правил содержания детей в образовательном учреждении для каждой возрастной группы в соответствии с реализуемой Программой в дошкольном звене.

Режим дня утверждается на учебный год ГЦСЭН в г. Сыктывкаре. В режиме дня четко регламентируется содержание и продолжительность каждого вида деятельности, отведено время для организованных групповых, подгрупповых, индивидуальных занятий, игры, получения необходимого сна, приема пищи, гигиенических процедур, прогулки.

Согласованность в работе специалистов позволяет режим сд

Наши рекомендации