Методы исследования памяти и внимания
Запоминание 10 слов.Методика направлена на исследование непосредственного запоминания и отсроченного воспроизведения. Состоит в том, что испытуемый должен запоминать и воспроизводить предъявленные ему психологом 10 слов. Слова зачитываются 3-4 раза. Количество слов, которое испытуемый запомнил непосредственно после предъявления, служит показателем непосредственного запоминания; количество слов, которое испытуемый смог вспомнить через час после предъявления, служит показателем отсроченного воспроизведения. Эта методика позволяет судить о состоянии кратковременной памяти.
Пиктограмма -методика для исследования опосредованного запоминания графическим образом. Испытуемому читаются слова и словосочетания. Он должен придумать образ, ассоциативно связанный с каждым из этих слов, и нарисовать его. Через час испытуемому показывают его рисунки и просят вспомнить с их помощью названные психологом слова. Наряду с опосредованным запоминанием, методика «Пиктограмма» позволяет выявить особенности графики, мышления больного, в ней могут проявиться особенности личности и эмоционально состояния.
Опосредованное запоминание (по Леонтьеву) -методика направлена на исследование опосредованного запоминания. Проведение её похоже на проведение «Пиктограммы», но отличие в том, что испытуемому предлагается готовый набор картинок, из которых он выбирает картинку, ассоциативно связанную с запоминаемым словом. Методика также дает информацию об особенностях мышления.
Корректурная проба.Цель методики – выявить способность к концентрации внимания и работоспособность испытуемого. Она состоит из нескольких рядов букв, написанных в случайном порядке. Испытуемый должен находить и отмечать заданные буквы. Методика выявляет колебания внимания, динамику работоспособности (врабатываемость, утомляемость), темп психической деятельности.
Отыскивание чиселна таблицах Шульте. Может быть использована для определения темпа психической деятельности, объема внимания. Методика состоит из 5 таблиц, на которых в беспорядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый должен последовательно находить каждое число, при этом засекают время. Методика выявляет колебания темпа психической деятельности, выраженные нарушения внимания.
Проба Крепелина.Пациента просят из 100 последовательно вычитать 7, 13 или 17. Анализируют допущенные ошибки и время, которое тратится на вычитание. Методика выявляет колебания темпа психической деятельности, выраженные нарушения внимания и интеллекта.
Глава 7. Нарушения интеллекта
Интеллект(от лат. intellectus - понимание, познание) – это способность к приобретению знаний, опыта и умение использовать их на практике (умение ставить и решать жизненно важные задачи).
По Векслеру, интеллект - это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами - успешно меряться силами с окружающим миром.
Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение. Основой интеллекта является мышление, к предпосылкам относятся память, внимание, речь, моторика, познавательная активность, эмоции, воля.
Различают: врожденное или рано приобретенное (до 3 лет) снижение интеллекта - умственная отсталость(малоумие) и утрату ранее приобретенных (в течение жизни) интеллектуальных способностей – деменцию (слабоумие).
7.1 Умственная отсталость
Умственная отсталость – это врожденное или рано-приобретенное (до 3-х лет) снижение интеллекта, при котором нарушается как мышление, так и предпосылки интеллекта, т.е. это общепсихическое недоразвитие с преимущественным поражением интеллекта. Ранее данное состояние обозначалось термином «олигофрения», в настоящее время он изъят из МКБ-10.
Главными критериями умственной отсталости всегда считались:
- тотальность психического недоразвития с преобладанием слабости абстрактно-логического мышления
- непрогредиентный характер интеллектуальной недостаточности.
По данным ВОЗ, а также многих зарубежных и отечественных авторов распространенность умственной отсталости в популяции колеблется от 1 до 3%. Данная патология среди мужчин встречается в 1,5 раза чаще, чем среди женщин.
Причины нарушений интеллекта – генетические факторы, хромосомные заболевания (синдромы Дауна, Шерешевского-Тернера, Клайнфелтера, трисомия-Х, XYY и др.), антенатальные факторы (внутриутробные инфекции, Rh-конфликт, конфликт по факторам системы АВО, интоксикации, внутриутробная гипоксия и асфиксия плода, прием матерью некоторых лекарственных препаратов – антибиотиков, барбитуратов, нейролептиков и др., злоупотребление алкоголем, наркотическими средствами), интранатальные факторы (асфиксия в родах), постнатальные факторы, действующие на ребенка в возрасте до 3-х лет (комы, ЧМТ, токсическая дифтерия, менингоэнцефалиты), наследственные дефекты обмена (фенилкетонурия, мукополисахаридозы и др.). К особо опасным внутриутробным инфекциям относятся краснуха, токсоплазмоз, сифилис, цитомегаловирусная инфекция, грипп.
Для умственной отсталости характерен полигенный тип наследования, т.е. у родителей, имеющих компенсированные отклонения, может родиться больной ребенок.