Родители меньше всего прощают детям те пороки
Которые они сами им привили.
Ф. Шиллер
“Все девчата парами, только я одна”
В спальню одинокой женщины не ступала нога человека.
Д.Е.
Девушкам с незавершенным либидо нелегко найти возлюбленного по душе (а тем более, “по телу”). Они не могут позволить себе активно искать партнера из‑за своей подчиненной роли как партнерши, социального статуса и некоторых особенностей характера, создающих трудности для общения с противоположным полом.
Стеснительной, застенчивой девушке (женщине) трудно переступить через психологический барьер и первой подойти к мужчине, чтобы познакомиться, ‑ она боится, что ее активность может быть неправильно понята. Даже если она все же преодолеет свои сомнения и проявит инициативу, ‑ в дальнейшем от нее мало что зависит; активная роль принадлежит мужчине. Здесь могут быть два варианта развития отношений:
‑ Мужчина может отвергнуть ее, посчитав непривлекательной, а это сформирует (или усугубит) у комплекс неполноценности. Она уверует, что “некрасива”, “не сексапильна”, не интересует мужчин. Даже если в будущем кто‑то попытается за ней ухаживать, она будет шарахаться, полагая, что ее всего лишь хотят разыграть.
‑ Мужчина неправильно истолкует ее поведение ‑ как “авансы”, “заигрывание”, ‑ и форсирует события, добиваясь интимной близости. Уступив его домогательствам, она будет вынуждена принимать участие в половом акте, не испытывая к партнеру сексуального влечения. У нее всего лишь платоническое либидо, поэтому ей будут неприятны даже ласки, а половой акт и подавно. Допустим, женщина выдержит его, сцепив зубы, чтобы не “отпугнуть” партнера. Что останется у нее в душе? Чувство отвращения в сочетании с ощущением своей униженности.
Если этот неудачный опыт повторится, то сексуальное возбуждение перед половым актом у женщины угасает, а затем возбуждение угасает уже при первых прикосновениях, так как она с тревогой ждет, что скоро объятия перейдут в половой акт, а он вызывает у нее отвращение.
Когда такая женщина вступает в брак, то в супружескую постель она идет, как на плаху. Она изыскивает всевозможные предлоги, чтобы избежать интимной близости, вплоть до ссор и слез. Из‑за этого нарушаются межличностные отношения с мужем. А если возникло психологическое отчуждение, то такой супружеской паре помочь нелегко. Разводы из‑за “сексуальной несовместимости” ‑ явление нередкое.
Таню воспитывали как тепличное растение, оберегая от всей “грязи” и “прозы жизни”. В результате в 18 лет она была наивнее пятиклассницы. На первом курсе института их послали “на картошку”, где она потеряла девственность. Как и многие невинные девушки, она сохраняла романтическое отношение к первому половому акту. Первый опыт поверг ее в ужас. О сексе у нее было весьма смутное представление, но чтобы такое!..
Секс “в антисанитарных условиях” привел к тому, что Таня заболела циститом, и родители увезли ее в Москву. Юный соблазнитель по выходным, сбежав с сельхозработ, навещал ее. Таня все еще болела, свидания происходили в присутствии ее родителей, и никаких “вольностей”, естественно, не позволялось.
Потом они встречались три месяца, но от “интима” Таня уклонялась. В конце концов нетерпеливый возлюбленный предложил ей пожениться. О том, что брак предполагает не только прогулки и признания в любви, Таня не думала ‑ ей было всего восемнадцать. Ее родителям жених, в принципе, нравился, по крайней мере, они оценили его преданность по уходу за больной подругой, но они были против столь раннего брака. Однако тут Таня сумела настоять.
Но ведь она не любила мужа! Как и многие девушки ее возраста, она приняла романтическую влюбленность за любовь. В итоге Таня возненавидела и секс, и мужа. “Он же грубый мужлан! А его волосатые ноги! Тошнит, когда он ко мне прикасается.”, ‑ так она говорила о муже.
К счастью, она не забеременела сразу. Промучившись около года, Таня настояла на разводе.
Брак приносит много огорчений,
Однако безбрачие не дает никаких радостей.
А. Теннисон
Наверстываем упущенное
В любви бесит то, что в этом преступлении не обойтись без сообщника.
Шарль Бодлер
Задержка психосексуального развития устранима. Психиатр‑сексопатолог помогает либидо женщины достичь завершающей, сексуальной стадии и вместе с пациенткой проходит тот путь, который она должна была пройти в соответствующем возрасте. То есть, врач является ее наставником по жизни, учит правильно вести себя с представителями противоположного пола, общаться и строить отношения, помогает преодолеть комплексы (а чувство собственной неполноценности есть почти у всех женщин с задержкой психосексуального развития), корригирует черты характера, которые мешают ей жить, дает рекомендации по выбору партнера.
После неудачного замужества Тамара почти три года избегала интимных отношений. За ней ухаживали молодые люди, но как только появлялся намек на “интим”, она быстренько ретировалась.
Потом она влюбилась. Дело шло к свадьбе, но половой жизнью они не жили. Когда возлюбленный сделал ей предложение, она согласилась и на следующий день пришла ко мне с просьбой помочь справиться с отвращением к сексу.
Никаких препятствий для нормальной половой жизни у молодой женщины не было. При обследовании обнаружена нормальная возбудимость передней стенки влагалища и клитора, так что она не фригидна.
После обследования Тамара привела на прием своего жениха. Тот оказался симпатичным молодым человеком, внимательным и тактичным. Сразу было видно, как он влюблен.
Разумеется ни Тамара, ни я не информировали его о ее печальном сексуальном прошлом. Я сказала, что у нее есть небольшое нарушение в сексуальной сфере, которое легко излечимо, если он примет в этом участие. Он тут же согласился помочь невесте.
Потом они пришли уже после свадьбы, весьма довольные друг другом. В сексуальном плане у них все в порядке. Мне даже не понадобилось их расспрашивать ‑ по глазам Тамары, ее улыбке и всему облику сразу было видно, что теперь она счастливая женщина.
Романтически наивными бывают не только 16‑18‑летние девушки, но и женщины на третьем десятке лет. В тех случаях, когда сексуальность девушки (женщины) “задержалась” на платонической стадии, из‑за чего она равнодушна к сексу, а следовательно, ‑ к мужчинам, ‑ сексопатологи отрабатывают с пациенткой модель поведения, приемлемую для нормальной сексуальной жизни ‑ платонические ухаживания, эротическая стадия и ее реализация.
Процесс обучения адекватной модели поведения рассчитан на то, что женщина “наверстает” то, что было упущено при неправильном воспитании.
Врач‑сексопатолог обучает пациентку искать подходящего партнера. Критериями поиска являются индивидуальная привлекательность и черты характера мужчины. Конечной целью является подбор постоянного партнера, к которому пациентка адаптируется.
Если психосексуальное развитие женщины не достигло зрелости, сексопатологи рекомендуют менять стереотип интимных отношений с переводом на предыдущие стадии. Психиатр выясняет причину задержки развития либидо и обучает женщину осознанному выбору партнера. Если у женщины высокий уровень притязаний и чересчур много требований к партнеру (“Чтоб был и красивый, и умный, и деликатный, и хорошо воспитанный, и остроумный, и образованный, и...), то и тут психиатры помогают пациентке более реалистично смотреть на жизнь и будущего спутника.
Таким девушкам (женщинам) психиатр рекомендует найти партнера, либидо которого тоже задержалось на платонической стадии ‑ в этом случае они на равных. Сексопатолог обучает девушку удерживать юношу (мужчину) от форсирования отношений на оптимальной для нее стадии, не допуская перехода к следующей, пока у нее самой не появится в этом потребность. Основной целью психотерапии является пробуждение у женщины сексуальности и отказ от пассивного принятия навязанного партнером стереотипа поведения.
Самое трудное для девушки ‑