Расширенный исцеляющий контекст
Шаг 1. Расширение контекста и включение в него тела.
Часто кажется, что больное место отделено от всего остального тела. Например, когда у нас болит желудок, мы концентрируем внимание только на области желудка, словно он – какое-то отдельное место, доставляющее нам неприятности и дискомфорт, а не часть целого тела.
В гештальт-терапии считается, что проблема появляется в тот момент, когда «фигура» отделяется от «фона». В нашем примере фигура (желудок) отделяется от фона (остального тела). Когда мы начинаем воспринимать тело в качестве фигуры (расширяя контекст), мы приобретаем совершенно новый опыт.
«Продолжайте осознавать ощущения в вашем желудке... Я не знаю, что именно вы чувствуете – может быть, вибрацию, движение, тепло или холод, либо еще какие-то ощущения... Вы можете ощущать легкие, еле заметные движения... в правой руке... и в левой руке... Я не знаю, какая именно рука первой ощутит эти движения, и в какую сторону они направлены – справа налево или слева направо; но вы можете заметить их в какой-то момент и осознать, что они могут, будут и должны перемещаться либо из правой, либо из левой руки в одну из лодыжек, или, может быть, в запястье. А возможно, и в локоть. Я не знаю, что именно вы ощутите – тепло, покалывание, холод или какие-то другие ощущения... Они могут быть самыми разнообразными – и вы можете почувствовать их. И по мере того как вы ощущаете их все яснее, они могут перемещаться в центр вашей ладони, подниматься по руке к плечу, двигаться к вашей шее... Вы ощущаете движение, пульсацию и перемещение энергии по вашему телу и вы можете все больше наслаждаться этими ощущениями».
Допустим, пациентка «испытывает страдание после смерти отца». Я буду работать с ней таким же образом, расширяя контекст, чтобы включить в него физические ощущения. Я попрошу пациентку рассказать мне, где именно в ее теле находится страдание. Она может ответь: «Везде». Тогда я спрашиваю: «В мочках ушей? В лодыжках? В передней части плеч?». «Нет, – отвечает она, – мне кажется, оно находится в груди».
Цель такого расширения – не отвлечь пациента от его истинных чувств, а пробудить его спящие ресурсы и тем самым помочь ему справиться с проблемой.
Аксиома 1
Восстановление связи между «проблемой» и всем телом автоматически расширяет осознанность и меняет отношение и Проблеме.
Шаг 2. Расширение контекста и включение в него Самости. Следующий шаг – связать между собой симптом и восприятие собственного «Я». В большинстве случаев симптом отделяется от тела с целью защиты от нежелательного опыта. Устанавливая связь между симптомом, телом и душой, мы создаем контекст, в котором этот опыт становится приемлемым и осмысленным, создавая тем самым основу для будущей интеграции и личностного роста.
Вернемся к примеру с болью в желудке. Чтобы восстановить связь между болью и Самостью, вначале я прошу пациента дышать и смотреть на меня. Я прошу его смотреть мне в глаза, чтобы вывести его из состояния погруженности в себя. Обычно эта погруженность переходит в диссоциацию или «отлет», которые я использую, делая внушения:
«И когда вы начинаете «отлетать» и чувствовать боль в желудке, Вы можете продолжать дышать и смотреть на меня».
Используя диссоциацию и связывая ее с совершенно новым контекстом («дышать и смотреть на меня»), я включаю множество защитных трансов пациента. Я вызываю эти трансы, потому, что они возникают у пациента именно в подобных ситуациях!
Пациент «отлетает» все дальше и дальше; он уже не видит меня. «И когда все скрывается в тумане – продолжайте дышать и смотреть на меня».
Позволяя ему диссоциироваться – и даже используя его диссоциацию – я вижу, как он создает свои симптомы. В сущности, глубокий транс защищает его от контакта со мной, когда он «дышит и смотрит на меня». Я наблюдаю за его трансом и изучаю его структуру. Сначала возникает боль в желудке, затем он «отлетает» и диссоциируется, затем перед его глазами появляется туман, и, наконец, он впадает в оцепенение.
Теперь я могу вернуть ему ощущение самого себя, утраченное Я глубоком трансе. Для этого я делаю внушения:
«Сейчас я не знаю, какой образ или символ поможет вам достичь понимания вашей истинной сути, но я знаю, что он будет для вас интересным и неожиданным... смотрите... наблюдайте... осознавайте что это может быть за образ... напоминающий вам о том, кто вы на самом деле и о том, что вам сейчас необходимо».
В этот момент возникает образ – гора, тигр, голубь, медведь – символизирующий истинное «Я». Затем я прошу пациента поместить этот образ внутрь той части тела, которая «подходит» ему. Это связываю «Я» с телом.
Когда я постоянно прошу пациента «дышать и смотреть на меняя я тем самым расширяю его сознание. Кроме того, из состояния интра-персонального транса он переходит в состояние интер-персонального транса, который я разделяю с ним. Важно, чтобы в это время глаза пациента были открыты, так как это трансовое состояние должно быт интегрировано в обычную жизнь, а жить стоит с открытыми глазами в прямом контакте с окружающим миром.
Просьба дышать и смотреть на меня требует близости; после того как возникнет транс, защищающий пациента от контакта со мной, эта близость поможет пробудить чувство «Я». Теперь глубокий транс I чувство «Я», или Самости, могут существовать одновременно; пере! тем, как прийти ко мне, пациент входил в транс автоматически, а его «Я» при этом скрывалось или «отлетало».
Аксиома 2
Восстанавливая связь между симптомом, телом и чувством, вы связываете тело и Самость. Тем самым вы еще больше расширяете контекст и готовите личность к переходу в состояние наблюдателя.
Шаг 3. Расширение контекста и включение в него окружающих.
Теперь, когда симптом интегрирован с телом, а тело связано с чувством «Я» – нужно восстановить связь этого «Я» с окружающими, от которых оно было отрезано. Мы с пациентом находимся в общем трансе – но как ему войти в общий транс с внешним миром? Как ему перенести результаты терапевтического сеанса в обычную жизнь?
Я начинаю с того, что помогаю пациенту найти необходимый ресурс: образ или метафору, символизирующие его истинное «Я», которые расширятся и распространятся на окружающий мир. Например, я говорю: «Я не знаю когда – сейчас, или чуть позже, – но в какой-то момент ваше бессознательное покажет вам образ или символ интеграции, образ вашего истинного «Я». Это может быть гора, река, животное, растение, человек – все что угодно; и этот символ начнет увеличиваться и распространяться на все области вашей жизни, пронизывая все ваши мысли и чувства и соединяя их в одно целое».
Пациент может увидеть образ Везувия. Я спрашиваю его: «Куда вы хотите поместить этот образ внутрь тела?»
Через какое-то время он отвечает: «В сердце».
«И когда вы продолжаете дышать и смотреть на меня, вы видите, слышите и ощущаете Везувий внутри своего сердца».
Теперь этот ресурс доступен и физически ощущается в теле. Я хочу расширить его значение. Сначала я предлагаю пациенту поместить символ внутрь моего тела, подобно тому, как он поместил его внутрь своего. Затем я прошу поместить его в тела окружающих; и, наконец, в тело того, с кем связана проблема пациента.
«И знаете – продавец в вашем супермаркете тоже несет в своем сердце образ Везувия... и ваш парикмахер... и зубной врач... и служащие в химчистке. И вы можете поместить образ Везувия в сердце Гарольда... и когда вы посмотрите на Гарольда в следующий раз, и вам захочется поссориться с ним, вы почувствуете Везувий в своем сердце и увидите Везувий в сердце Гарольда... Ваш прекрасный, глубокий и мощный символ находится в сердце любого, с кем вы встречаетесь, и вы можете стать участником их мира, оставаясь при этом самим собой».
В терминологии Юнга я помогаю пациенту защищать его положительные качества, и убрать его негативные проекции (наделение окружающих неприятными и опасными свойствами). Выражаясь языком дзен-буддизма, я открываю дверь, ведущую от разделенности к единству.
Аксиома 3
Связывая Самость с контекстом обычной жизни, мы еще сильнее изменяем структуру проблемы, увеличивая степени осознанности.
Шаг 4. Расширение контекста и включение в него наблюдателя. Пробуждение наблюдателя – последний шаг, но я считаю его самым важным. Предположим, что вы ощущаете внутренний конфликт между противоположными желаниями: «Я хочу сделать карьеру» – «Я не хочу делать карьеры». Пробуждение наблюдателя расширяет контекст таким образом, что вы способны увидеть, как обе конфликтующие части существуют одновременно. А кроме этого, существуете вы, наблюдающий за ними.
Я хочу заметить, что способность к наблюдению пробуждается на каждом этапе этого процесса, но 4-й шаг уделяет этой способности особое внимание. Здесь объединяются результаты всей предыдущей работы, и наблюдатель начинает осознавать тело. Самость и связь с окружающими.
«Я не знаю, на что похоже осознание вашего физического тела – движения вашей щеки, когда вы улыбаетесь, движения ваших глаз, когда вы смотрите по сторонам; малейшие передвижения ваших бедер по стулу, когда вы чуть меняете положение вашего тела; движения ваших рук на коленях, когда вы начинаете смеяться. И когда вы обнаружите это и увидите как будто со стороны, – будет просто замечательно, если вы поймете, что способны еще немного расширить это осознание. И по мере того, как вы будете осознавать это состояние наблюдения, вы сможете заметить...»
Подобные внушения помогают человеку почувствовать состояние наблюдения. Другой способ добиться этого – создать подходящий образ, наподобие образа истинного «Я». Этот образ будет символом наблюдателя.
«И вы можете увидеть, как появляется символ той вашей части, которая наблюдает и осознает происходящее, – символ вашего внутреннего наблюдателя».
Одна моя пациентка увидела радугу. Я продолжал: «Я не знаю, сколько радуг вы можете увидеть... вокруг... вблизи... или едали. Я не знаю, где именно вы увидите их. Но мне интересно, как часто вы сможете ощущать эти радуги – над вами, вокруг вас, внутри вас... а также надо мной, вокруг меня, внутри меня... и в других людях, с которыми вы встречаетесь. И как прекрасно понять, что вы можете... и будете... видеть одну и ту же радугу – как в себе, так и в остальных людях».
Первый символ, который создает пациент, – образ его глубинного «Я»; второй символ – наблюдатель, осознающий даже это глубочайшее «Я».