Как справиться с беспомощностью в отношениях

1. Расширение поля восприятия

Эта техника помогает использовать состояние беспомощности посредством простого наблюдения за ней – безо всяких суждений или желания избавиться от нее. Позволяя себе погрузиться в беспомощность и наблюдать за ней, вы переключаете сознание.

2. Наблюдение

Задайте себе следующие вопросы и запишите ответы.

а) Где находится беспомощность?

б) Какая у нее форма?

в) Она ясная или туманная?

г) Есть ли у нее цвет?

д) Когда она изменяется, как меняется мое отношение к себе?

е) когдаона изменяется, как меняется мое отношение к миру?

Повторяйте эти вопросы снова и снова, наблюдая за беспомощностью.

ж) Осознайте, что вы – наблюдатель и создатель беспомощности.

Резюме

В нашей культуре люди пытаются «прорваться» сквозь беспомощность, «прояснить» непонимание. Эти попытки парадоксальным образом сталкиваются с беспомощностью. Создается субличность, цель которой – «прояснить». Таким способом внутренний ребенок сопротивляется чувству беспомощности. Именно его попытки избавиться от беспомощности удерживают ее. Сопротивление беспомощности, помеченной, как «плохая», удерживает ее в застывшем состоянии. Человек должен принять на себя ответственность за сознание своей беспомощности и осознать ее без сопротивления и попыток «прояснить». Создавая беспомощность намеренно и выбирая настоящий момент, мы разрушаем ее застывшее и твердое состояние, освобождаясь от детского транса и пробуждая наблюдателя и творца беспомощности.

Сладкие грезы

Спать... Спать... Спать... Спать...
Спать... Спать... Спать... Спать...
Когда я хочу тебя
Ночью,
Когда мне нужно,
Чтобы ты была рядом со мной.
Когда бы я ни пожелал тебя, –
Все, что мне надо, – просто заснуть.

Эверли Бразерс

Этот транс создается наблюдателем для отстранения ребенка от его семьи или окружающего мира. Ребенок уходит в состояние сладких грез. Чтобы справиться с болью, он создает иной, лучший мир. К сожалению, этот дремлющий ребенок застывает во времени и теряет связь с миром. Чтобы постоянно пребывать в трансе, ему приходится отстраниться от мира и собственного тела.

Проблема заключается в том, что грезы внутреннего ребенка соответствуют детскому миру, но не миру взрослого. Ребенок мечтает статьрыцарем в сверкающих доспехах, спасающим прекрасных дам. Эта греза становится автоматической и притягивает к нему партнершу с Подобными грезами – погибающую и мечтающую о спасителе. Чтобы оставаться в трансе, приходится не замечать окружающей реальности – например, пьянства или наркомании спасенной принцессы.

Задача состоит в пробуждении наблюдателя, чтобы освободиться из-под власти грезящего внутреннего ребенка. Для этого следует выполнить упражнение:

1. Спросить себя, где внутри тела находится грезящий ребенок.

2. Намеренно создать грезу и поместить ее внутрь этой части тела.

3. Заметить разницу между собой и грезящим внутренним ребенком.

4. Создать грезящего ребенка несколько раз.

Грезы внутреннего ребенка могут так глубоко укорениться в душе взрослого, что становятся его главным стимулом и страстью, управляя его действиями и намерениями. Взрослому трудно осознать, что его грезы принадлежат внутреннему ребенку, хотя и кажутся вполне логичными. Взрослый может годами поддерживать их, обосновывать, находить для них разумные аргументы. Многие мечтают, что если они будут действовать и выглядеть, как их кумир, то обретут женщину (мужчину) своей мечты. Это часто становится проблемой в семейных отношениях. Один из супругов, или оба одновременно, витают в облаках. Иногда один из супругов пытается заставить другого соответствовать его мечте. Порой мечта так несбыточна, что мечтатель жестоко страдает. Я предлагаю мечтателю взглянуть на своего внутреннего ребенка вместо того, чтобы пытаться изменить своего партнера. Трагедия состоит в том, что никто из супругов не знает, как строить отношения здесь и сейчас. Их грезы скрывают от них то, что происходит на самом деле.

Часто разрушение детских грез сопровождается чувством тоски, печали, утраченных иллюзий и состоянием беспомощности и хаоса. Реальный мир не подходит грезящему внутреннему ребенку, застывшему в душе взрослого.

Трансовые грезы имеют важное значение по ряду причин. Некоторые люди вообще не способны создавать воображаемые образы и фантазировать. Это доставляет им неприятности, так как они отрезаны от собственной интуиции. Обратное также верно: когда грезы становятся автоматическими, человек отрезан от настоящего, в то время, как его внутренний ребенок предается грезам. В первом случае внутренний ребенок сверхбдителен; во втором случае он не замечает реальности.

Как-то я работал с пациентом, который был не способен к воображению и поэтому постоянно находился в состоянии беспокойства и настороженности. Он не мог расслабиться и предаться мечтам. Внутренний ребенок пациента был вечно настороже, так как его отец попал в больницу из-за эмоциональных проблем.

Когда наблюдатель спит, грезы остаются единственным способом избежать контакта с реальностью. Здоровый человек способен погрузиться в мечты или выйти из них по собственному выбору. У большинства людей, однако, грезы действуют автоматически, и содержание их не изменилось со времен детства. Вместо того, чтобы выбирать, когда и о чем они хотят мечтать, они продолжают пребывать в грезах своего детства, давно не соответствующих их взрослым потребностям. Если вы не способны грезить – тогда вам важно развивать воображение, чтобы прекратить транс сверхбдительности. Новое умение обогатит вас творческими идеями и замыслами. Родительские внушения («Не витай в облаках!») часто являются причиной транса сверхбдительности и неспособности доверять воображению и интуиции. Внушения: «Не витай в облаках!», «Смотри на мир трезво!» – означают на самом деле: «Смотри на мир моими глазами». Это отрезает ребенка от контакта с собственным внутренним миром.

Греза отождествления

Взгляни но меня –
На того, кем я кажусь себе;
Взгляни на меня –
На то, что я собираюсь совершить,
На то, кем я кажусь себе,
О, моя любовь...

Джон Леннон

Отождествление – застывший во времени рассказ о прошлых событиях, созданный, чтобы скрыть боль в настоящем. Один из моих Друзей в детстве подвергался насилию. Во время насилия он мечтал, как он станет членом ООН и будет с трибуны говорить о мировых проблемах, а люди будут слушать его и восхищаться.

Проблема возникает, когда это искажение работает вне контекста происходящего или застывает во времени и начинает жить собственной жизнью, без всякой обратной связи с миром. Впоследствии этот транс может привести к депрессии, тревожности и т.д.

«Экстернализация» возникает, когда окружающие отказывают ребенку в любви, защите, поддержке и признании. Чтобы справиться с одиночеством и душевным голодом, он создает грезу, в которой получает все, в чем ему отказывают окружающие. Дети могут придумать себе воображаемых друзей, которые любят их, понимают и поддерживают.

В приведенном выше примере мой друг представлял себе, как он произносит речь с трибуны ООН. Поговорив с ним, я узнал, что в детстве никто не слушал его. После насилия его внутренний ребенок создал мечту о трибуне ООН. Он перенес образ семьи на ООН.

Проблема возникает, когда мечты о друзьях, возлюбленных, прекрасном принце и принцессе и т.д. проецируются на окружающий мир. Этот процесс экстернализации становится навязчивой попыткой получить в межличностных отношениях то, что нужно обрести во внутреннем мире. Иными словами: если вас никто не слушал, вы навязчиво пытаетесь добиться внимания. Это становится проблемой, так как проекции созданы внутренним ребенком. Поэтому взрослый в этом состоянии общается с другими, как ребенок, пытающийся добиться внимания, а не как взрослый, способный адекватно попросить о тон, чего он хочет.

Например, мой друг, вместо того, чтобы попросить других выслушать его, мечтал о том, как он будет вещать с трибуны. Грезы внутреннего ребенка защищали его от необходимости попросить о том, что ему было нужно здесь и сейчас.

Следующий шаг:
Как справиться с трансовыми грезами

Если вы слишком много грезите:

1. Осознайте ваши грезы.

2. Осознайте, где внутри вашего тела находится грезящий ребенок-

3. Создайте грезу и поместите ее внутрь ребенка.

4. Создайте ребенка и грезу.

5. Осознайте разницу между вами (наблюдателем и творцом) и грезящим ребенком.

Как научиться мечтать:

Это упражнение предназначено для тех, кто не способен мечтать и предаваться грезам, а также для сверхбдительных людей.

Шаг 1. Найдите удобное место и представьте себе приятную картинку: лес, горы, океан, любимых людей и т.д.

Шаг 2. Осознайте всю эту сцену и ее границы.

Шаг 3. Сделайте шаг внутрь этой сцены и почувствуйте себя частью грезы

Шаг 4. Перед тем как лечь спать, позвольте себе помечтать и запомнить ваши мечты.

Иногда люди задают вопрос о том, как решить их проблему, и получают ответ, используя эту технику, В качестве упражнения запишите первую мысль после пробуждения. Точность и адекватность ответа могут приятно удивить вас.

Резюме

Главное в трансовых грезах – то, что они не являются правдой! Когда они действуют автоматически, они становятся разрушительными, потому что обрывают связь с окружающими и собственным телом. Наблюдая за ними и создавая их осознанно, вы пробуждаете наблюдателя (творца и создателя) и обретаете власть над процессом создания грез, вместо того, чтобы оставаться в плену детского транса.

Наши рекомендации