Рабочий листок для мальчиков «когда я вырасту».

1. Чем эти мужчины похожи?

2. Чем они непохожи друг на друга?

3. Какие чувства испытывают эти мужчины?

4. На кого из них ты хотел бы быть похожей, когда вырастешь?

5. Почему?

6. Как ты думаешь, сможешь ли стать таким мужчиной, когда вырастешь?

7. Что тебе нужно сделать, чтобы стать таким мужчиной?

8. На кого из них тебе меньше всего хотелось бы быть похожим?

9. Почему?

10. Что может помешать тебе стать таким, как ты хочешь?

МОДУЛЬ 10. Прощание с группой

Окончание групповых занятий вызывает у детей и взрослых двойственные чувства. С одной стороны, они испытывают облегчение от того, что терапия, участие в которой было не для всех добровольным, завершается и у них появляется возможность «начать жить самостоятельно». С другой стороны, им грустно из-за неизбежного расставания. За время терапии дети и взрослые, как правило, привязываются к группе. Задания этого модуля позволят детям и взрослым подвести итоги длительной и напряженной работы группы.

Основные задачи этого модуля состоят в следующем:

1. Помочь участникам группы увидеть связь между негативными чувствами, которые у них вызывает предстоящее окончание терапии, и их прошлыми проблемами (личными потерями, социальной изоляцией).

2. Сделать акцент на положительных чувствах, связанных с завершением программы, подготовить членов группы к окончанию групповой работы.

3. Вспомнить, как проходила работа группы, уделяя особое внимание наиболее значимым моментам и личным успехам каждого участника.

4. Определить, с какими участниками группы необходима дальнейшая терапевтическая работа.

Примеры практических заданий модуля 10 (4 занятия) .

Упражнение 1

«С тех пор, как я в группе»

Дети заполняют анкету, цель которой – узнать, что изменилось в их ощущениях и поведении за время прохождения терапии. Терапевты используют ответы детей и свои наблюдения, чтобы оценить индивидуальную динамику каждого участника группы и обеспечить объективную обратную связь. В одной из групп девочка согласилась с утверждением: «Я могу разговаривать с моими родителями». Она молчала четыре года, прежде чем стало известно о том, что ее совратил отец. Теперь же она смогла сразу рассказать матери, что к ней приставал сосед. Эта девочка сказала, что она смогла постоять за себя, потому что больше не чувствовала себя беспомощной, благодаря поддержке и ощущению собственной значимости, которые дала ей группа. Анализируя ответы, терапевт может выявить тех, кто нуждается в дальнейшей терапии.

АНКЕТА «С тех пор, как я в группе»

  Часто Иногда Редко Никогда
Я не боюсь говорить о том, что произошло со мной        
Я могу просить у других то, что мне нужно        
Другим детям нравится играть со мной        
Я чувствую себя в безопасности        
Мне хочется сказать кому-нибудь что-нибудь приятное        
Люди понимают, что я чувствую        
Я могу спокойно разговаривать со своими родителями        
Мне нравится ходить в школу        
Я не боюсь сказать другим, что они меня злят        
Члены моей семьи ладят друг с другом        
           

Упражнение 2 «Моя группа»

Ребята заполняют рабочий листок. В нем они перечисляют чувства, которые могут возникнуть у них в связи с окончанием терапии, и дают оценку своему опыту работы в группе. Терапевт проводит общую дискуссию, посвященную окончанию группы Участники обсуждают, что в групповом опыте оказалось для них наиболее полезным и что бы они сделали иначе, если бы сами планировали следующую группу. Обычно дети выражают положительное отношение к группе. Они говорят, что «это было здорово», часто отмечая полученную возможность найти новых друзей и узнать, что и в жизни других детей произошли похожие события, что они не одиноки в своей беде.

РАБОЧИЙ ЛИСТОК «Моя группа»

1. Мне_______________________от того, что скоро работа

группы завершится.

2. Самым трудным за время занятий для меня было

___________________________________

3. Мне бы хотелось, чтобы_____________________________

4. Для меня участие в занятиях группы стало

___________________________________________

5. Мне бы хотелось, чтобы___________________________

6. С одной стороны, я________________тому, что занятия группы подходят к концу, с другой я чувствую _______________________________________

7. То, что я приобрел здесь новых друзей_______________

8. Когда я рассказывал(а) группе о том, что произошло со мной, я

___________________и______________________

9. Если бы я был(а) ведущим группы, я бы ___________________чаще и реже__________________

10. Еще я хотел (а) бы сказать всем участникам нашей группы, что _______________________________________

Наши рекомендации