Психотерапевтическое использование сновидений, мандал и музыкальных образов: клиническое описание
Кэрол Буш (Carol Bush)
В данной статье описывается использование анализа сновидений, направленной визуализации и музыки и карточного теста мандалы в качестве трех основных психотерапевтических модальностей в лечении 35-летней пациентки. Сочетание этих методов помогало психотерапевту оценить динамику изменений состояния пациентки на разных уровнях психической деятельности.
Направленная визуализация и музыка (НВМ) является новой психотерапевтической модальностью, разработанной Хелен Бонни (Bonny, 1980, р. 39-58) и предполагающей использование музыки с тем, чтобы вызвать появление у пациента образных представлений, отражающих его переживания, и способствовать их последующему осознанию. При проведении НВМ-сессий используются специально подобранные сочетания музыкальных произведений, способствующие интеграции сознания и бессознательного. Психотерапевт подбирает такие сочетания музыкальных произведений, которые соответствуют характеру потребностей пациента (так, например, успокаивающе-анаклитическая музыка включает классические произведения, стимулирующие воспоминания о детстве и/или проявление проблем, связанных с мужской/ женской идентичностью).
Музыка вызывает такие переживания, которые напоминают опыт спонтанных визуализаций. Пациент достигает состояния релаксации, и затем в процессе прослушивания музыки у него спонтанно проявляются образные представления. Являясь проективной техникой, НВМ стимулирует такие переживания, которые часто отражают скрытый психический материал. В процессе работы со своим бессознательным Юнгу удалось в свое время «трансформировать эмоции в образы, или, точ-
- 102 -
нее, найти те образы, которые были скрыты в эмоциях». Он был убежден в том, что чем больше образов он сможет вызвать и осмыслить, тем более «внутренне спокойным и уверенным» он станет. Он добавляет: «...если бы я оставил эти скрытые в эмоциях образы непроявленными, они бы, наверное, меня разорвали на части» (Jung, 1963, р. 177).
Мандала — это циркулярное изображение, являющееся архетипическим символом психической целостности. Создаваемые в ходе психотерапевтических сессий мандалы могут затем интерпретироваться с учетом особенностей их цвета, движения и формы. Джоанна Келлогг (Kellogg, 1978) предположила, что все создаваемые людьми мандалы соответствуют 13 базовым типам, называемым «архетипические стадии большого круга мандалы». Келлогг разработала карточный тест мандалы, включающий данные 13 базовых типов мандалы. Каждая стадия представлена двумя вариантами изображений. Их общее количество составляет 26; пациенту предлагается выбрать несколько карт с черно-белым изображением всех базовых типов мандал, нанесенным на прозрачные пластиковые пластины, после чего он должен подложить цветные карточки под черно-белые. При проведении тестирования пациент выбирает пять черно-белых карт и пять цветных карт.
Анализ сновидений, являющийся хорошо известной психотерапевтической техникой, использовался нами также в процессе работы с данной пациенткой и существенно помогал нам в понимании проблем пациентки и происходящих с ней изменений. Сновидения как отражение глубоко бессознательных процессов, НВМ, интерпретации мандал и карточный тест мандалы использовались нами в тесной связи друг с другом, что способствовало повышению эффективности психотерапии и всесторонней оценке состояния пациентки.
Клинический пример
Сведения о пациентке
Мэгги — крупная миловидная брюнетка, вышедшая замуж незадолго до начала психотерапии, — жаловалась на сниженное настроение, сонливость и неспособность принять какое-либо решение. Работая в медицинском учреждении, она тяготилась царившей в нем бю-
- 103 -
рократической атмосферой. Она также высказывала опасения, что ее отношения с мужем из-за ее плохого эмоционального состояния пострадают. Ееполовая жизнь уже вскоре после замужества превратилась для нее в рутину.
Сессии продолжались от полутора до двух часов и проводились один раз в неделю в течение 18 месяцев. Пациентке было предложено в ходе каждой сессии обсуждать с психотерапевтом какой-либо из ее снов. Раз в две недели также проводились НВМ-сессии, предполагавшие обсуждение визуализаций после прослушивания музыки. Кроме того, пациентка иногда рисовала мандалы в конце НВМ-сессий. Чаще всего, однако, она рисовала мандалы дома после сессий. Карточный тест мандалы применялся по прошествии очередных 4-5 сессий с целью оценки изменений в состоянии пациентки.
Детские годы Мэгги прошли в традиционной деревенской семье. Она родилась от пожилых родителей и выросла в старом фермерском доме, построенном в XVIII веке, принадлежавшем ее предкам. Семья жила очень обособленно и общалась лишь с пожилыми друзьями родителей. Дом не был благоустроен, что создавало значительные неудобства. Родители Мэгги много работали и вместе с дочерью регулярно посещали церковь.
Мать Мэгги была строгой, критически настроенной женщиной, старавшейся воспитывать дочь в религиозном духе. Ее отец был пассивным, замкнутым человеком, уделявшим дочери мало внимания. Мэгги много времени проводила в одиночестве и всегда испытывала чувство неуверенности в себе.
В старших классах школы Мэгги впервые почувствовала себя более свободной и стала проявлять неповиновение родителям. В это время Она вступала в частые половые связи и, описывая его, говорила, что в тот период «слегка сошла с ума». Ее поведение при этом нередко носило саморазрушительный характер, поскольку она выбирала таких партнеров, с которыми у нее вряд ли могли сложиться устойчивые отношения, либо предпочитала партнеров на одну ночь. Все это лишь усиливало в ней чувство собственной неполноценности и отвращения . к самой себе. У нее всегда были проблемы с женской идентичностью. Она воспринимала себя как малопривлекательную и неинтересную и страдала от предменструального синдрома, проявлявшегося в плохом настроении и неприятных ощущениях внизу живота.
- 104 -
В попытке освободиться от религиозного влияния со стороны родителей, ограничивавшего ее в сексуальном и эмоциональном плане, она обратилась к метафизическим представлениям, которые, по ее мнению, позволяли ей осмыслить свой духовный опыт.