Мытьё пациента. Смена нательного и постельного белья
Изучив соответствующий материал учебников и конспектов лекций, ответьте на следующие задания.
1) Изучите СанПиН 2.1.3.2630 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» раздел I. Часть 13. Требования к правилам личной гигиены пациентов и напишите данные требования:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Сменить постельное белье можно двумя способами.
1 способ _______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 способ _______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) «Алгоритм ухода за волосами тяжелобольного» (установите правильную последовательность)
1. | Вымыть руки гигиеническим способом и надеть нестерильные перчатки. | |
2. | Поливая теплой водой, смочить волосы, нанести шампунь (мыло) и осторожно массировать волосы. | |
3. | Объяснить цель и ход процедуры пациенту, получить его согласие. | |
4. | Вытереть голову пациента чистым полотенцем. | |
5. | Предложить пациенту зеркало после процедуры. | |
6. | Снять с пациента очки, удалить из волос шпильки, заколки. | |
7. | Убрать полотенца в мешок для белья. | |
8. | Прикрыть плечи пациента полотенцем. | |
9. | Снять перчатки, поместить их в контейнер для утилизации медицинских отходов класса Б и вымыть руки гигиеническим способом. | |
10. | Подставить тазик под плечи пациента. | |
11. | Удобно расположить пациента в постели. | |
12. | Промыть волосы чистой водой. | |
13. | Вылить воду и убрать емкости для воды. | |
14. | Медленно и осторожно расчесывать волосы. |
4) Заполните схему «Виды санитарной обработки»
5) Логический диктант «Рекомендации для медсестры при проведении гигиенической ванны или душа»:
1. Перед санитарной обработкой выявить потенциальные факторы риска:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Во время купания проверить состояние кожных покровов для выявления _____________________________________________________________________________
3. Во время купания присутствовать и следить за состоянием пациента, его физиологическими показателями (____________________________). В случае ухудшения (_________________________________________) - прекратить процедуру и срочно вызвать врача.
4. По окончании процедуры про контролировать соблюдение санитарной инфекционной безопасности _________________________________________________________________
6) Заполните таблицу «Подготовка к принятию гигиенической ванны или душа»
Необходимое оснащение | Обязательные условия |
7) «Алгоритм принятия гигиенического душа или ванны» (установите правильную последовательность)
1. | Снять и поместить грязное белье пациента в специальный мешок. | |
2. | Помочь пациенту погрузиться в ванну и дополнить её водой до уровня мечевидного отростка грудины. При. принятии душа помочь пациенту дойти, отрегулировать температуру воды и силу струи, помочь вымыть спину. | |
3. | Объяснить цель и ход процедуры пациенту, получить его согласие. | |
4. | Положить резиновый коврик или полотенце на дно ванны/душа для обеспечения безопасности. | |
5. | Спустить воду из ванны для уменьшения риска падения. | |
6. | Соблюдать температурный режим (36-37 ОС) в процессе процедуры ухода за телом. | |
7. | Снять перчатки, сбросить в контейнер для медицинских отходов класса Б, вымыть руки гигиеническим способом. | |
8. | Вымыть руки гигиеническим способом и надеть нестерильные перчатки. | |
9. | Зафиксировать выполнение процедуры в медицинской документации. | |
10. | Заполнить ванну теплой водой (не менее 400С) наполовину, проверяя водным термометром. | |
11. | Помочь пациенту выйти из ванны (душа), вытереть тело, надеть чистое белье. | |
12. | Поставить в ванну специальное приспособление для комфортного положения сидя. |
8) Логический диктант «Педикулез»:
Педикулез – это _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________Существует три вида вшей: _____________________________________________________
При поступлении в стационар пациенты проходят обследование на ________________ и ____________________. Об этом делается специальная отметка в _______________ _________________ на титульном листе.
При выявлении педикулеза необходимо заполнить _____________________
__________________________ об инфекционном заболевании и сообщить в
______________________________________.
В приемном отделении имеется _______________________ ______________ при выявлении педикулеза.
Данные о проведении обработки заносится в журнал _____________________________________________________________________________
Повторный осмотр на педикулез делается через _________ дней.
9) Перечислите состав специальной укладки «Педикулез» согласно приказу №342 от 26.11.1998 «Об усилении мероприятий по профилактике эпидемического сыпного тифа и борьбе с педикулезом»:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10) Назовите современные противопедикулезные средства: _____________
________________________________________________________________________________________________________________________________
11) «Алгоритм проведения обтирания пациента» (установите правильную последовательность)
1. | Сменить нательное и постельное бельё (при необходимости). | |
2. | Налить в лоток тёплую воду. | |
3. | Установить доверительные отношения с пациентом, объяснить цель и ход процедуры пациенту, получить его согласие на проведение. | |
4. | Протереть тело пациента в следующей последовательности: лицо, шея, руки, спина, грудь. | |
5. | Обтереть таким же образом живот, бёдра, ноги. | |
6. | Зафиксировать выполнение процедуры в медицинской документации | |
7. | Снять перчатки, сбросить в контейнер для медицинских отходов класса Б, вымыть руки гигиеническим способом. | |
8. | Вымыть руки гигиеническим способом и надеть нестерильные перчатки. | |
9. | .Смочить салфетку или часть полотенца, слегка отжав. | |
10. | Осушить тело пациента в той же последовательности, прикрыть простынёй. | |
11. | Подстричь ногти на руках (при необходимости). | |
12. | Подстелить клеёнку, пелёнку, поставить судно под крестец пациента. | |
13. | Убрать клеенку и судно, провести их дезинфкцию. | |
14. | Обнажить верхнюю часть тела пациента. |
12) Перечислите оснащение для подмывания тяжелобольного в постели
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13) Последовательность обработки наружных половых органов и промежности у женщины: __________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14) Опишите выполнение процедуры подмывания мужчины в постели:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка – ________________________
Дата «____»________________ 201__ г.
Преподаватель _____________/____________________________/
Практическое занятие №11
Обучение самостоятельному перемещению.
Изучив соответствующий материал учебников и конспектов лекций, ответьте на следующие задания.
1) Каким образом можно оценить удовлетворенность потребности двигаться и поддерживать нужное положение?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Вам представлены некоторые приспособления для безопасного перемещения пациента. Напишите для чего используются данные приспособления.
А Б
В Г Д
Е Ж
А ___________________________________________________________
Б ____________________________________________________________
В _____________________________________________________________
Г _____________________________________________________________
Д _____________________________________________________________
Е ______________________________________________________________
Ж ______________________________________________________________
3) Прежде, чем начать перемещение пациента, необходимо определить:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) Правила транспортировки пациента на носилках: ___________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5) Правила транспортировки пациента на коляске: ___________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6) Общие правила безопасного перемещения пациента: ___________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7) Профилактические мероприятия падения пациентов: __________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8) Определение
Функциональные кровати — это кровати, характерной чертой которых является _______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9) Заполните схему «Виды функциональных кроватей»
10) Назовите приспособления для создания пациенту удобного положения в постели
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11) Определите виды положения пациента в постели, представленные на данном рисунке:
1 ___________________________________________________________
2 ____________________________________________________________
3 _____________________________________________________________
4 _____________________________________________________________
5 _____________________________________________________________
12) «Укладывание пациента в положение Фаулера» (установите правильную последовательность)
1. | Подложите подушку под голову и плечи-профилактика сгибательной контрактуры шейных мышц. | |
2. | Объяснить ход и цель размещения, получить согласие. | |
3. | Подложите пациенту подушку под поясницу (таким образом,уменьшается нагрузка на поясничный отдел позвоночника. | |
4. | Приведите кровать пациента в горизонтальное положение. | |
5. | Если пациент не в состоянии самостоятельно двигать руками, положите под них подушки (таким образом предупреждается вывих плеча вследствие растяжения капсулы плечевого сустава под воздействием направленной вниз силы тяжести руки и предупреждается сгибательная контрактура мышц верхней конечности). | |
6. | Вымыть руки гигиеническим способом. | |
7. | Подложите небольшую подушку или валик под бедра пациента(таким образом, предупреждается переразгибание в коленном суставе и сдавливание подколенной артерии под действием тяжести. | |
8. | Оценить состояние пациента и окружающую обстановку. Закрепить тормоза (если имеются). | |
9. | Подложите пациенту небольшую подушечку или валик под нижнюю треть голени (таким образом предупреждается длительное давление матраца на пятки). | |
10. | Убедиться. что пациент лежит удобно. | |
11. | Поднимите изголовье кровати под углом 45-60 градусов ( в таком положении пациент чувствует себя комфортнее, ему легче дышать и общаться с окружающими). | |
12. | Приготовить все необходимое (подушки, валики, упор) | |
13. | Поставьте упор для стоп пациента под углом 90 градусов (таким образом поддерживается тыльное сгибание их и предупреждение «провисание»). |
13) «Укладывание пациента в положение Симса» (установите правильную последовательность)
1. | Приготовить все необходимое (подушки, валики, упор) | |
2. | Подложите подушку под голову пациента (таким образом предотвращается чрезмерное сгибание шеи). | |
3. | Подложите подушку под согнутую «верхнюю» ногу так, чтобы нижняя голень оказалась на уровне нижней трети бедра (таким образом предотвращается поворот бедра внутрь, предупреждается переразгибание конечности, осуществляется профилактика пролежней в области коленных суставов и лодыжек). | |
4. | Приведите кровать пациента в горизонтальное положение. | |
5. | Положите пациента на спину. | |
6. | Переведите пациента в положение лежа на боку и частично лежа на животе (на постели находится лишь часть живота пациента). | |
7. | Объяснить ход и цель размещения, получить согласие. | |
8. | Подложите подушку под «верхнюю» согнутую в локтевом и плечевом суставе руку под углом 90 градусом, «нижнюю» руку положите на постель, не сгибая (таким образом сохраняется правильная биомеханика тела). | |
9. | Вымыть руки гигиеническим способом. | |
10. | Обеспечьте упор для стоп под углом 90 градусов (таким обоазом обеспечивается правильное тыльное сгибание стоп и предотвращается их «провисание»). | |
11. | Оценить состояние пациента и окружающую обстановку. Закрепить тормоза (если имеются). | |
12. | Убедиться, что пациент лежит удобно. |
14) Последовательность действий при переводе пациента из положения «сидя» на стуле в положение «сидя» на кровати
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15) Последовательность действий при пересаживании пациента с кровати на прикроватный стул
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16) Назовите средства, используемые для обеспечения устойчивости пациента при ходьбе
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка – ________________________
Дата «____»________________ 201__ г.
Преподаватель _____________/____________________________/
Практическое занятие №12
Уход при лихорадке
Изучив соответствующий материал учебников и конспектов лекций, ответьте на следующие задания.
1) Дайте определение
Лихорадка – это ________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Заполните схему «Классификация лихорадки»
3) Назовите три стадии лихорадки и напишите проблемы пациентов в эти стадии:
1 стадия – это __________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 стадия – это __________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3 стадия – это __________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) Отметьте в температурном листе следующие показатели (с использованием цветных карандашей):
Температура тела, 0С: Утро Вечер
1 – й день . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36,8 37,9
2 – й день . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36,6 38,7
3 – й день . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37,2 39,1
4 – й день . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37,7 39,4
5 – й день . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37,0 38,8
6 – й день . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36,5 36,9
Дата | ||||||||||||||||||||
День болезни | ||||||||||||||||||||
День прибытия в стационаре | У | В | У | В | У | В | У | В | У | В | У | В | У | В | У | В | У | В | ||
П | АД | Т | ||||||||||||||||||
5) Перечислите элементы ухода за пациентом в первый период лихорадки
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6) Какими способами будете согревать пациента?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7) «Применение грелки» (установите правильную последовательность)
1. | Приготовить все необходимое | |
2. | Взять резиновую грелку, горячую воду (60–80 °C), полотенце (пеленку). | |
3. | Менять воду в грелке по мере ее остывания, контролировать появление покраснения кожи под грелкой | |
4. | Выпустить из грелки воздух, при появлении воды возле горловины закрутить пробку | |
5. | Продезинфицировать использованное оснащение | |
6. | Проверить грелку на герметичность, перевернув ее пробкой книзу | |
7. | Установить доверительные отношения с пациентом, объяснить ход и цель размещения, получить согласие на процедуру. | |
8. | Вымыть руки гигиеническим способом. | |
9. | Проверить целостность грелки и открыть пробку | |
10. | Сделать запись о выполнении процедуры | |
11. | Заполнить грелку на три четверти объема горячей водой | |
12. | Вымыть руки гигиеническим способом. | |
13. | Вытереть насухо грелку, завернуть ее в полотенце и приложить к телу больного |
8) Перечислите элементы ухода за пациентом во второй период лихорадки
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9) «Применение пузыря со льдом» (установите правильную последовательность)
1. | Сделать запись о выполнении процедуры | |
2. | Проверить целостность пузыря | |
3. | Вытеснить воздух из пузыря, положив его на стол и надавливая на пузырь до появления воды возле горловины, закрутить пробку | |
4. | Установить доверительные отношения с пациентом, объяснить ход и цель размещения, получить согласие на процедуру. | |
5. | Вытереть пузырь насухо; завернуть в полотенце или пеленку заполненный пузырь и приложить к месту применения на 20–30 мин | |
6. | Вымыть руки гигиеническим способом. | |
7. | При необходимости повторной постановки пузыря манипуляцию повторить через 10–15 мин, по мере таяния льда в пузыре воду сливать и докладывать кусочки льда | |
8. | Продезинфицировать использованное оснащение | |
9. | Положить пузырь на столик, открыть пробку, поместить туда кусочки льда или снега, долить холодной воды, заполнив пузырь на 1/2—2/3 его объема | |
10. | Приготовить все необходимое | |
11. | Вымыть руки гигиеническим способом. | |
12. | Проверить пузырь на герметичность, перевернув его пробкой книзу |
10) Напишите правила применение холодного компресса
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11) Перечислите элементы ухода за пациентом в третий период лихорадки
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12) Определите вид снижения температуры:
А) _____________________________________________________________
Б) ____________________________________________________________
13) Заполните таблицу «Алгоритм оказания неотложной помощи при температурном кризисе»
Сестринское вмешательство | Обоснование |
14) Ситуационная задача №1
У больного А., подвергшегося охлаждению, к вечеру появился сильный озноб, отмечалась бледность кожи, температура тела повысилась до 39 °С, появились слабость, болезненность при глотании, головная боль. Пульс - 90 в минуту.
Задания:
1. Какой стадии лихорадки соответствуют эти симптомы?
2. Выявите проблемы пациента
3. Составьте план ухода
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15) Ситуационная задача №2
Пациент 36 лет находится на стационарном лечении в пульмонологическом отделении с диагнозом экссудативный плеврит.
Жалобы на повышение температуры, одышку, боль и чувство тяжести в грудной клетке справа, сухой кашель, общую слабость, головную боль, нарушение сна. Считает себя больным 2 недели, ухудшение наступило в последние 2 дня: усилилась одышка, температура повысилась до 390 С, с ознобом и проливным потом. В окружающем пространстве ориентируется адекватно. Тревожен, депрессивен, жалуется на чувство страха, плохой сон. В контакт вступает с трудом, не верит в успех лечения, выражает опасение за свое здоровье.
Объективно: сознание ясное, состояние тяжелое, больной лежит на правом боку. Кожные покровы чистые, бледные, влажные, цианоз носогубного треугольника. Дыхание поверхностное, ЧДД 40 в мин, правая половина грудной клетки отстает в акте дыхания.
Задание: Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сестринское вмешательство | Обоснование |
16) Тест (один правильный ответ)
Перечислите проблемы пациента в стадии нарастания t
1) озноб, дрожь в теле, головная боль
2) ощущение жара во всем теле, сильная головная боль, боли в мышцах
3) повышенная потливость, общее состояние больного постепенно улучшается
4) обильное потоотделение, явления сосудистой недостаточности (общая слабость, головокружение)
5) расстройства сознания, бред, двигательное возбуждение
Перечислите жалобы больного при литическом снижении t
1) озноб, дрожь в теле, головная боль
2) ощущение жара во всем теле, сильная головная боль, боли в мышцах
3) повышенная потливость, общее состояние больного постепенно улучшается
4) обильное потоотделение, явления сосудистой недостаточности (общая слабость, головокружение)
5) расстройства сознания, бред, двигательное возбуждение
На фоне критического снижения t может развиться
1) расстройство сознания
2) острая сосудистая недостаточность (коллапс)
3) двигательное возбуждение
4) возникновение бреда
5) острая серд