Проблема объективного в психоанализе

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ

ПСИХОДРАМА

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ И

ПОДРОСТКАМИ

Институт общегуманитарных исследований

Москва

УДК 615.8 ББК 53.56 П21

Психоаналитическая психодрамма в работе с детьми и подростками. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004. — 160 с. (Серия: «Теория и практика психоанализа», выпуск 4).

Под обшей редакцией Потаповой В.А. Редактор-составитель Сизикова И.В.

ISBN 5-88230-136-Х

© Институт обицегуманитарных исследований, 2004.

© Потапова В.Л.2004.

Я выражаю признательность моим коллегами,

которые в течении двух лет принимали

активное участие в работе

группы, психоаналитической психодралгы,

вместе со мной готовили

материалы, вошедшие в данное издание.

Потапова В.А.

От редакции

Потапова В.А.— кандидат медицинских наук, доцент, психоаналитик, действительный член Международной Психоаналитической Ассоциации, президент Общества Психоаналитиков.

В 2001 году Виктория Анатольевна создала группу психоаналитической психодрамы. Членами группы являются психотерапевты: Бесстрашникова Елизавета Станиславовна, Дьяконова Илона Викторовна, Зуева Жанна Викторовна, Мишина Людмила Владимировна, Миноссян Ирина Рубеновна, Малкина Надежда Васильевна, Пансуева Ольга Васильевна, Сизикова Ирина Владимировна, Челышева Наталья Игоревна, Шпиталь-никова Надежда Григорьевна.

Дополнительную информацию можно получить на сайте Общества Психоаналитиков: www.psychanalyo.ru

Вашему вниманию предлагается результат работы группы, представленный на Четвертом Московском Русскоязычном Психоаналитическом Семинаре: «Травма, конфликт, дефицит».

В книгу включены: доклад Потаповой В.А.; сообщения членов группы с комментариями Потаповой В.А.; приложения (главы из книги Дидье Анзье «Психоаналитическая психодрама для детей» в переводе Малки-ной Н.В.; протоколы наиболее значимых сессий).

Приложения



Сцена 1

Поезд задерживается. Москвичи ждут на вокзале. Отец нервничает, обвиняет своего брата: «Он всегда такой». Герой Ивана успокаивает его: «Ну что теперь делать, придется ждать». Сестра индиферентна, она читает журнал.

Родственники в поезде также волнуются. Дядя испытывает чувство вины за то, что поезд задерживает ся, двоюродная сестра тревожится, что их не встретят.

Между тем, среди встречающих происходит смена ролей: герой Ивана намеревается уйти (Сколько можно ждать, сами доберутся.), а отец, хоть и ворчит на брата, считает, что надо ждать. Сестре по-прежнему все равно, она читает свой журнал и не замечает времени.

У родственников в поезде тоже растет напряжение, поезд опаздывает и ничего нельзя сделать.

Ведущий вводит персонаж, диктора, который объявляет о прибытии поезда.

Родственники встречаются, отец недоволен братом, дядя извиняется за опоздание поезда, двоюродная сестра боится московских родственников, сестре все равно, герой Ивана приглашает всех домой. Создается впечатление, что приехавшие родственники не нужны москвичам, они не придумали для гостей ни какой программы развлечений и никому из них не хочется показывать им Москву. Герой Ивана единственный, который

Психоаналитическая психодрама

предлагает быстро попить чай и пойти гулять, но отец настаивает, что надо остаться дома и накрыть на стол.'

Обсуждение

Сцена Ивану не понравилась. Он назвал ее скучной. Иван отверг предположение аналитика о том, что ему пришлось ждать начала своей сессии и ему это не понравилось. Аналитик предложила переиграть сценку.

Сцена 2

Персонаж, который ждет приезжих, потому что они ему очень нужны, директор фирмы — ко-терапевт; персонаж — молодой сотрудник фирмы — котерапевт; персонаж — просто сотрудник фирмы — ко-терапевт. Приезжающие — Иван и ко-терапевт.

Сценка играется очень мажорно, с большим возбуждением среди москвичей, которые изощряются в придумывании развлечений. Беспокоится только директор, для которого важнее подписать контракт и поскорее избавиться от приезжающих.

Приезжающие немного волнуются, потому что поезд задерживается, но они уверены, что их встретят, так как москвичи в них заинтересованы.

Обсуждение

Второй вариант понравился Ивану больше.

Сессия № 3 состоялась 29.10.02.

(сессия проходит в другом, соседнем кабинете) Иван предлагает разыграть сценку подготовки дня рождения одного парня (ко-терапевт). Парень думает, как ему провести день рождения, чтобы угодить всем своим друзьям, у которых интересы разные. Один друг любит тихие игры и небольшие компании, то есть хочет тихо посидеть (Иван), другой друг предпочитает Щумные компании, танцы, громкую музыку, словом,




72

Психоаналитическая психодрама

хочет позабавиться (ко-терапевт). Иван подчеркивает, что это близкие друзья. Мама именинника (ко-терапевт).

Сценка

Друзья сидят в комнате именинника, входит его мама, предлагает им салат и пепси-клоу. Веселый друг возмущается, ему хочется, чтобы было весело, он спрашивает хозяина, есть ли у него мартини и модная музыка типа «Металлики», чтобы врубить на полную катушку. Хозяин отвечает, что мартини есть, но сейчас только подготовка к дню рождения, а вместо «Металлики» можно включит Чайковского.

Тихому другу идея с Чайковским нравится, он вообще собирается играть шахматы. Веселый друг критикует тихого, задирает его по поводу шахмат, называет его Крамником.

Хозяин, который усиленно делает вид, что не принимает ни той, ни другой стороны, на самом деле явно разделяет точку зрения тихого друга. Он не поддерживает идеи веселого друга, предлагает придумать игру в фанты. Веселый друг не сдается, он критикует и хозяина, и его маму, которая постоянно входит в комнату и вмешивается в беседу детей.

К хозяину неожиданно приходит девочка, которую вводит ведущий для усиления конфликта. Девочка влюблена в хозяина и принесла ему подарок. Она туг же включается в полемику и предлагает пойти в дискотеку.

Веселый друг доволен, он хочет позвать девчонок, запустить петарды так, чтобы сигнализация сработала, но хозяин предпочитает остаться дома и устроить дискотеку в квартире. Конфликт в сценке накаляется. Тихий друг упорствует с шахматами, соглашается на фанты и не скрывает своего презрения к девочке, которая хоть и влюблена в хозяина, но поддерживает веселого друга.

Психоаналитическая психодрама

73

Хозяин не принимает ничью сторону, продолжая настаивать на фантах. Веселый друг критикует хозяина и тихого друга и пытается найти поддержку у девочки. Мама хозяина тревожится и входит в комнату к сыну. Ее тревога еще больше усугубляет разногласия детей.

Ведущий вводит фигуру отца, чтобы он увел маму и дал возможность детям проявить себя.

Обсуждение i

Иван считает, что друзья не придут к согласию и некоторые даже уйдут. Он уточняет, что уйдут те, которые хотят, чтобы «сигнализация врубилась». На вопрос аналитика, бывают ли у них в школе дискотеки, он отвечает, что бывают, но он на них никогда не ходит.

Сессия № 4 состоялась 05.11.02.

Входит Иван, садится на стул, молчит, ждет, когда Виктория Анатольевна начнет разговор. Виктория Анатольевна, также как и на предыдущих сессиях, помогает Ивану начать говорить. Она спрашивает, что произошло за неделю. Иван улыбается и, не глядя на Викторию Анатольевну, отвечает, что ничего нового. Снова ждет. Виктория Анатольевна спрашивает Ивана, есть ли у него история, которую ему хотелось бы разыграть сегодня. Иван снова улыбается и говорит, что есть одна история, но он не знает «получится ли конфликт».

Обсуждение сценария

Иван предлагает разыграть сценку празднования новоселья у одного парня.

На новоселье придут его друзья. Среди них один друг веселый, обычный ему все нравится, два брата. Виктория Анатольевна уточняет, спрашивает Ивана, во-первых, одноклассники ли все друзья, во-вторых, если братья учатся в одном классе, то может быть они близне-

Психоаналитическая психодрама

цы [Иван в первый раз посмотрел Виктории Анатольевне в глаза) или после небольшой паузы) двойняшки? Ответ на первый вопрос: да, одноклассники. Ответ на второй вопрос: «может быть, действительно, похоже, что так». Два брата очень завидуют хозяину квартиры, им хочется такую же квартиру. И последний — близкий друг хозяина квартиры. Близкий друг не понимает, «зачем вообще праздновать новоселье, восторгаться квартирами и при чем здесь квартиры». Еще у парня, который отмечает новоселье, есть мама.

Действующие лица

Парень, хозяин квартиры — ко-тереневт Мама его — ко-терапевт Братья — близнецы: Иван

Ко-терапевт Друг обычный, веселый — ко-терапевт Друг близкий — ко-терапевт

Сценка

Новая квартира. Хозяин квартиры (Игорь) и его мама ждут гостей. Мама спрашивает сына, кто придет к нему в гости. Сын перечисляет гостей и высказывает предположение, что первым придет веселый, обычный друг.

Пока разыгрывается эта часть сценки, в которой Игорь и Мама Лиза находятся в центре сцены, остальные персонажи расположились в некотором отдалении от центра.

Действительно, первым пришел веселый, обычный друг. Игорь открыл ему дверь, представил своей маме. И дальше в квартире продолжается, прерванный появлением первого друга, разговор. Игорь размышляет, кто будет следующим, а его мама и только что пришедший веселый друг поддерживают разговор.

Пс и хоа политическая психодрама___________________75

В это же время за сгенами квартиры разговаривают братья — близнецы.

Один из них (ко-терапевт) говорит другому (Иван): «Пойдем, посмотрим на квартиру, как ты думаешь?»

Второй (Иван) отвечает: «Пошли, везет же людям».

Первый (ко-терапевт): «Завидно мне, вот бы такую квартиру. Ладно, пошли».

Мама Игоря и веселый друг не успевают ответить Игорю, как раздается звонок. Игорь открывает дверь, видит братьев, говорит, что они очень похожи, и он не знает опять, кто есть кто. Игорь спрашивает, кто из них Витя, а кто Митя. На что один из братьев (ко-терапевт) отвечает, что он Митя, а второй (Иван), повертгувшись к первому, говорит: «да какая разница». Первый (ко-терапевт) соглашается, что никакой. Игорь знакомит маму с братьями. Братья усиленно завидуют, т.е. рассматривают квартиру и говорят друг другу о том, чему завидуют. Веселый друг тоже рассматривает квартиру и восторгается ею.

Снова звонок в дверь, пришел самый близкий друг.

Мама Игоря просит его, чтобы он и друзья вели себя спокойно, и уходит в кинотеатр на двухсерийный фильм.

Друзья перемещаются в комнату хозяина. Начинается обсуждение того, как провести вечер, чем заняться. Веселый друг предлагает обмыть квартиру, потом потанцевать. Близкий друг очень грустный, он не хочет обмывать квартиру, говорит, что плохо себя чувствует, что у него заболела мать, и он не понимает, причем здесь квартира. Братья продолжают рассматривать теперь уже комнату и общаются преимущественно друг с другом. Хозяин старается обращать внимание на каждого из друзей, он растерян. Веселый друг все-таки настаивает на выпивке и ему удается привлечь внимание остальных:

76___________________Психоаналитическая психодрама

— Братьям он говорит, что хватит завидовать, держи-

те бокалы. Один из близнецов (ко-терапевт) берет бокал, второй (Иван) тогда берет тоже.

— Близкому другу, который грустит, он просто протя-

гивает бокал. Тот нехотя берет.

— Хозяину он говорит, что матери нет, и придет она

через два часа, так что успеем выпить.

В результате все, кроме хозяина выпивают. Хозяин держит свой бокал и объясняет, что ему нельзя пить, так как у него аллергия, и он будет чесаться. Веселый друг все равно призывает Игоря выпить, Один из братьев (ко-терапевт) говорит: «подумаешь, почешешься», а брат, которого играет Иван, берет бокал у хозяина и со словами «давай я за тебя выпью» выпивает содержимое.

Веселый друг предлагает продолжить, но близкий друг отказывается, братья снова общаются друг с другом, Игорь говорит веселому другу, что если продолжать в таком темпе, то веселый друг напьется. Один из братьев (Иван) поддерживает Игоря, обращается к веселому другу: «Тебе-то что, ты напьешься, и тебе ничего не надо будет».

Тогда веселый друг предлагает потанцевать. Близкий друг снова отказывается, «мне бы в компьютер» говорит он. Близнецы не отказываются, но и не соглашаются. Хозяин в растерянности. Брат, которого играет Иван, говорит ему, чтобы он искал компромисс. Второй брат (ко-терапевт) поддерживает первого: «да, ты хозяин, ты и ищи компромисс».

В результате Игорь спрашивает каждого, что бы ему хотелось сделать. Веселый друг говорит, что хочет танцевать, близкий друг — на компьютере играть, брат один (Иван) говорит, что еще пироги не ели, второй брат (ко-терапевт) согласен с первым. Игорь перечисляет все

Псих о аналитическая психодрама

желания, и приходят к тому, чтобы все делать по очереди: пироги, видик, танцевать, компьютер.

Веселый друг снова вносит предложение: а не позвонить ли Таньке, а то танцевать не с кем.

Близкий друг молчит. Брат (Иван) говорит, зачем тебе Танька. Хозяин вспоминает про маму, а вдруг она сейчас придет. Второй брат (ко-терапевт) говорит, что, если ему хочется (веселому друг)'), то можно пригласить Таньку.

Телефонный звонок. Хозяину звонит Танька (ко-терапевт), которую вводит Виктория Анатольевна.

Игорь договаривается, что Танька придет и приведет с собой подруг. Получается, что девочек будет четверо, кому-то не хватит пары. Решают, что раз Игорь боится мамы, то ему и оставаться одному.

Звонок в дверь. Приходит мама вместе с девочками. Мама говорит, что она с подругой, и ей есть, о чем с ней беседовать. Девочки проходят в квартиру.

Обсуждение сценки

Ивану сценка понравилась. Виктория Анатольевна обратила его внимание на старания хозяина квартиры угодить всем друзьям, и спросила, как он думает, удалось ли это. Иван сказал, что, похоже, в этот раз удалось. Затем, Виктория Анатольевна обратила внимание Ивана на поведение и состояние близкого друга хозяина. Последний не хотел участвовать в общих мероприятиях и был грустным, так как его мама болеет. Иван молча кивнул. Тогда Виктория Анатольевна спросила Ивана о его маме. Она тоже болеет.

Сессия № 5 состоялась 12.11.02.

Иван более раскован, но правая рука, на которой экзема по-прежнему спрятана в рукаве. На вопрос о событиях недели ответил, что ничего особенного не

78__________________Психоаналитическая психодрама

произошло. Однако выясняется, что мама вышла из больницы. •

Обсуждение

Вредная старая учительница (ко-терапевт) вызывает к доске своего любимчика, услужливого троечника (ко-терапевт). Он ничего не знает (как обычно). В это время в класс входит опоздавший отличник (ко-терапевт). Учительница не любит его за независимость. Начинается перебранка между отличником и учительницей. Отличник защищается. За дальней партой сидят две подружки (Иван и ко-терапевт). Они хихикают, комментируя происходящее.

Сценка

Троечник заботливо помогает учительнице начать урок (тряпка, мел). Учительница благосклонно вызывает его к доске. Он всеми силами у доски пытается получить подсказку класса. Девушки за дальней партой хихикают, подсказывают без особого энтузиазма. Стук в дверь, входит отличник. Он уверен в себе, у него есть объяснение опозданию, он готов себя защищать. Это раздражает учительницу, и она вызывает отличника к доске. Вопрос сложный, отличник не может на него ответить. Он просит учительницу вмесго номера билета назвать вопросы билета, но получает отказ. Возникает конфликтная ситуация. В классе усиливается шум. Это слышит директор (вводит ведущий), проходящий мимо класса. Директор входит в класс. Он пытается разобраться в ситуации, поддерживает учительницу, которая требует вызвать в школу родителей отличника. Отличник не против, он уверен, что отец его единомышленник и поддержит сына.

Директор пытается унять шум. Достается всем. Подружек он ругает за слишком яркий внешний вид. Де-

Психоаналитическая психодрама___________________79

вушке, которую играет Иван, директор вменяет зеленый маникюр. При этом Иван женственно отводит руку и рассматривает ногти. Шум продолжается. Ведущий останавливает драму.

Обсуждение

Иван первый раз выбирает себе роль женского персонажа, до этого такие же женские объекты вводились дополнительно ведущим драмы. Ивану сценка понравилась, правда учительница показалась ему слишком доброй.

Сессия № 6 состоялась 19.11.02. Обсуждение

Одноклассникам надо представить в каком-то виде, например, исторический факт 19 века. В зале еще сидяч одноклассники, учителей и взрослых нет.

Одноклассники: ко-терапевты — две девушки и юноша; Иван — юноша.

Сценка 1

Вначале не складывался сюжет. Из зала было много выкриков, что надо ставить. Постепенно сюжет принял очертания: встреча с императором (ко-терапевт — юноша) двух жен декабристов (ко-терапевты — девушки) и декабриста (Иван), который сопровождает жен, чтобы защищать их интересы, то есть добиться для них права поехать к своим мужьям в Сибирь. Император оказался очень сговорчивым, все время интересовался мнением декабриста. В какой-то момент из зала декабриста назвали предателем. Он смутился. Кто-то из зала стал предлагать другую сцену.

Психоаналитическая психодрама

Сценка 2

Два декабриста в тюрьме, к ним ед)т жены. Когда жены приезжают в Сибирь, то мужья сбегают с каторги. Жены в неведении, что с их мужьями, может быть, заболели, умерли? Они очень переживали. Это заставило мужчин-декабристов подумать о том, чтобы обратиться к кому-нибудь из села за помощью, чтобы организовать побег женам.

Сессия № 7 состоялась 03.12.02.

Иван пропустил сессию, которая должна была состояться без Виктории Анатольевны, он заболел.

Сессия 3.12.2002 тоже без Виктории Анатольевны. Иван об этом не знал. Группе сказали, что Иван не придет. Все-таки он пришел, для группы это было неожиданным. Потапову В.А. на время ее отъездов заменяет Челышева Наталья Игоревна.

Наталья Игоревна пригласила Ивана. Он вошел, сел на стул. Наталья Игоревна сказала, что Виктории Анатольевны не будет, и спросила как ему это, удивлен ли он. Иван ответил, что не это его удивляет, а то, что ему сказали, будто он сам позвонил в центр и сказал, что не придет сегодня, на самом деле Иван этого не делал.

• Наталья Игоревна предложила начать сразу с обсуждения истории, которую Иван сегодня хотел бы разыграть. Иван согласился.

Обсуждение

Иван предложил разыграть следующую сценку. В школе два отличника решили создать клуб отличников. Они собрали по представителю из 7, 8, 9 классов и одну учительницу, для того чтобы обсудить идею и наметить пути создания клуба.

Психоаналитическая психодрама____'______________8[

Действующие лица

Восьмиклассник Петя (троечник) — Иван Ко-терапевты:

Семиклассник Ваня (отличник по математике и двоечник по физкультуре)

Девятиклассник Егор (троечник) Десятиклассник Дима (хорошист) Десятиклассница Ира (отличница) Учительница немецкого языка Татьяна1 Сергеевна

Сценка

Долго группа не начинает играть, происходит обсуждение персонажей, выяснение деталей, к ним относящихся, таких как пол, возраст, имя, отношения их. Обсуждение закончилось только тогда, когда Наталья Игоревна обратила наше внимание на задержку.

Началась сценка с разговора между десятиклассниками:

Дима говорит Ире, что ему нравиться Ирина идея по поводу создания в их школе клуба отличников, что он собрал по одному человеку из 7, 8, 9 классов, пригласил учительницу, что сейчас все соберутся и можно обсудить идею.

Собираются школьники, Дима представляет их Ире. Входит учительница. При ее появлении Петя (Иван) выражает недовольство тем, что и учительницу пригласили. Ира объясняет собравшимся, зачем их сюда собрали. Она говорит, что десятиклассники решили создать клуб отличников в школе. Поднимается шум. Егор спрашивает, зачем тогда здесь троечники, к нему присоединяется Петя. Ира объясняет, что цель клуба не объединить отличников, повысить успеваемость в школе, а для этого нужны люди, которые оказывают влияние на своих одноклассников, а не те, которые просто отлично учатся. Егор возбужден, он говорит, что

82__________________Психоаналитическая псих о драма

уйдет, что идея ему не нравится. Внимание всех обращено на Егора. Дима спрашивает Егора, что он может предложить. На что Егор предлагает заниматься спортом (поставить теннисные столы, пробежки совершать и т.д.), а оставшееся время делать уроки. Он выдвигает лозунг «в здоровом теле здоровый дух». Егор постоянно говорит, что уходит, но не уходит. Ваня тоже собирается уходить, так как он не хочет вообще находиться с троечниками в одном клубе и выдвигает предложение заниматься исключительно учебой. Дима тогда предлагает Егору отвечать за спорт, а Ване за успеваемость. Ира спрашивает Петю (Ивана), что он хочет делать. Остальные обращают внимание на Петю. Класс, в котором учится Петя, называют вялым и задают Пете вопрос: «Как он собирается расшевелить такой вялый класс?»

Петя отвечает, что он тоже поставит теннисные столы, сделает так, как Егор.

Петя снова спрашивает, зачем пригласили учительницу? Ира объясняет, что учительница нужна, для того чтобы клуб администрация признала легальным и разрешила работать в школе.

Учительница на протяжении всей сценки оказывает предпочтение Егору, она посылает реплики типа «а вот Егор», смотрит на него доброжелательно, выделяя его.

Ваня несколько раз порывается уйти, его останавливают десятиклассники.

Появляется учитель физкультуры Иван Иванович (вводит ведущий). С его приходом планка совсем перегибается в сторону физкультуры и Егора. Иван Иванович настроен весьма оптимистично, он заигрывает с Татьяной Сергеевной (от чего та даже краснеет), высказывается по поводу десятиклассницы «у нее ноги, как у лошади» (все смотрят на ноги десятиклассницы), хвалит Егора и говорит, что сейчас Егора заберет.

Психоаналитическая психодрама__________________83

Десятиклассники рассказывают Иван Ивановичу о том, зачем они собрались. Он особого внимания идее не уделяет, говорит, что надо заниматься спортом, дает характеристику ученикам с точки зрения отношения к урокам физкультуры (о Ване говорит, что у него 2 по физкультуре, Ваня снова делает попытку уйти; Егора ставит всем в пример). Когда Ваня говорит в очередной раз, что уходит, Петя несколько раздраженно говорит Ване: «Да уходи ты наконец!»

Петя (Иван) предлагает устраивать пробежки вокруг Большого театра, чтобы совместить занятия спортом с поднятием успеваемости.

Обсуждение

Игра Ивану понравилась. Сказал, что ничего не осталось в процессе игры от предложенной им идеи — создать клуб отличников. Получилось, что вместо клуба отличников стал создаваться клуб спортсменов-интеллектуалов. Наталья Игоревна спросила, понравилось ли Ивану играть, ведь он давно не играл. Иван ответил, что всего две недели — это не срок. Наталья Игоревна спросила, как ему вообще то, что в процессе игры, как в жизни, ситуация может меняться. Иван ответил, что ему понравилось, понравился учитель физкультуры, отметил, троечник заведомо должен был победить, так как он нравился учительнице и учителю физкультуры.

Сессия № 8 состоялась 17.12.02.

Сессия проходит после двухнедельного отсутствия Потаповой В.А.. По поводу первого отсутствия Виктория Анатольевна предупредила Ивана (и именно в этот вторник он заболел), второе отсутствие произошло по независящим от Виктории Анатольевны обстоятельствам, из-за которых, она не имела возможности предупредить даже групп)'.

Психоаналитическая психодрама

Обо всем этом Виктория Анатольевна в первую очередь сказала Ивану, но он проигнорировал возможность обсуждения проблемы. Затем, Виктория Анатольевна предложила обсудить приближающийся Новый Год и зимние каникулы. Иван сообщил, что как всегда, то есть уже в третий раз едет с отцом на Кавказ, в санаторий, где и проведет Новогоднюю ночь.

Обсуждение

Иван предлагает разыграть сценку по типу «деловых игр» (он посещает курсы экономического моделирования), к которой некий бизнесмен предлагает правительству купить у него партию велосипедов. Иван при этом подчеркивает, что идея абсурдна, но ему интересно посмотреть, как бизнесмену удастся убедить премьер-министра, а тому в свою очередь навязать министрам отечественные велосипеды, залежалый, ненужный товар.

Действующие лица

Министр здравоохранения — Иван Ко-терапевты: министры обороны, внутренних дел, финансов; премьер-министр, бизнесмен.

Сценка

Премьер-министр собирает министров. Бизнесмен расхваливает свой товар. Министры разделяются на две группы: — министр обороны и министр внутренних дел, упорно не понимающие, зачем нужны армии и милиции велосипеды, и даже подозревающие, что это розыгрыш; — министр финансов и министр здравоохранения, которые сразу улавливают абсурдность идеи. (Старые и молодые министры)

Старые силы реагируют на давление бизнесмена и премьер-министра более эмоционально, чем молодые:

Психоаналитическая психодрама

министр обороны желает дожить до пенсии, а министр внутренних дел опасается за свои генеральские погоны, но ждет приказа премьер-министра: «Если будет приказ , но тогда вы уж меня не спрашивайте»

Молодые силы реагируют по-разному: министр здравоохранения веселится, ему смешно, но он готов посадить на велосипеды сельских врачей; министр финансов упорно отказывается оплачивать абсурдный проект.

Слабый премьер-министр не может принять решения. Молодые силы разделились, министр финансов говорит категорически «нет», а министр здравоохранения наблюдает. Последний занял отстраненную позицию человека, который использует ситуацию, чтобы хотя бы повеселиться от души. Старые силы в недоумении, они испуганы и потому готовы пойти на встречу, чтобы извлечь из этого собственную выгоду. Министр здравоохранения симпатизирует старым министрам, подшучивает над министром внутренних дел, который мечтает о погонах маршала. Увереннее всех чувствует себя бизнесмен, он выиграет в любом случае, так как слабый премьер-министр не в силах ему сопротивляться.

Обсуждение

Ведущий проводит связь между сценкой и поездкой Ивана в санаторий. Иван отвечает: «Конечно, можно сказать категорически «нет», но зачем?»

Сессия № 9 состоялась 21.01.2003.

Сессия после перерыва на три недели. Прошла экзема на руке. Сказал, что одноклассница пригласила его на день рождения.

Обсуждение

Команда спортсменов. В составе команды двое юношей, один из которых капитан, и две девушки. Тренер готовит команду к ответственному матчу с командой,

Психоаналитическая психодрама

которая себя уже хорошо зарекомендовала в мире баскетбола. Первая же команда выступала очень мало. В основном должна быть сцена подготовки моральной к матчу и «если получится, то и сама игра».

Действующие лица

Ко-терапевты — две девушки, тренер, юноша-капитан команды. Второй юноша — Иван.

Сценка

Все члены команды обсуждают предстоящий матч. Одна из девушек жалуется на то, что у нее от волнения болит живот. Юноша — Иван тоже жалуется на живот. Капитан их успокаивает, но сам он расгерян. Девушки активны, и за их выступлениями совсем потерялись юноши вместе с тренером. Под напором девушек команда приближается к началу игры. На поле все ориентируются на игрока, которого играет Иван. Капитана вообще нет. Игрок — Иван говорит капитану, что это капитан должен организовывать игру и бросать мяч. •

Обсуждение

Иван говорит, что тренер должен был давать психологические рекомендации спортсменам на тему, как себя вести с противником. Капитан должен был быть активнее.

Сессия № 10 состоялась 28.01.2003.

Иван пришел с матерью и отцом, ждал 20 минут, пока группа закончит работу с Алиной. Наталья Игоревна спросила Ивана надо ли обсуждать отсутствие Виктории Анатольевны. Иван ответил, что обсуждать нечего и можно сразу перейги к сценке.

Пс и хоа налитическая пс и ход рам а

87

Обсуждение сценария

Мать, отец, бабушка (мать отца) пытаются отправить сына в первый класс первого сентября.

Родители переживают за сына. Они уговаривают его пойти в школу, а сын не хочет, т.к. он наслушался страшных историй про школу. Своего брата поддерживает сестра, которая учится в восьмом классе.

Сначала Иван предложил, чтобы учительница тоже как-то приняла участие, но оказался от этоймысли, сказав, что будет выглядеть неправдоподобно.

Действующие лица

Сестра — ко-терапевт Мальчик — ко-терапевт Бабушка — Иван Мать — ко-терапевт Отец — ко-терапевт

Сценка

Брат и сестра стоят рядом, напротив них — мать, отец, бабушка.

Мальчик шепотом подзывает мать и говорит, что хочет в туалет. Отец говорит, что в туалет некогда, пора в школу. Мать защищает сына, говорит, что ничего страшного, если выйдет позже. В этот момент выясняется, что живот у сына все равно болит, и он вообще в школу не хочет.

Мать начинает говорить, что в школу идти придется, а живот поболит да перестанет. Включилась сестра. Она стала спрашивать, зачем родители отправляют ее брата в школу, ведь хорошего в этом действительно ничего нет. Взрослые принялись взывать к ее совести. Особенно старалась бабушка: рассказала, что сама закончила университет и школу с отличием, обвинила внучку в халатности, в неблагодарности, ведь бабушка ее кормит и поит. На фоне непрекращающейся бабуш-

88

Психоаналитическая психодрама

киной брани мать объясняла мальчику, что школа — это часть нашей жизни, все ходили в школу и ему тоже надо; родителям надо работать. Отец пытался унять свою мать, сестра спорила с бабушкой. Никакого движения в сторону двери не было.

Н.И. вводит соседку (ко-терапевт) и ее дочь Таню (ко-терапевт).

Соседка звонит в дверь. Когда ей открывают, она активно требует выдать ребенка, т.к. ее дочь уже готова. Мать хочет вместе с мальчиком отправить бабушку, но соседка объявляет: «Никаких бабушек!» Мальчик выходит из дома.

Действие разворачивается в двух местах: — в квартире, где остались отец, мать и бабушка; — во дворе, где мальчик встретился с Таней, позже к ним присоединилась сестра мальчика.

Мальчик обрадовался, что встретился с Таней и рассказал ей, как он умеет расправляться со своими родителями (говорю им, что живот болит, а они верят).

Б квартире родители продолжают разговор о детях. Бабушка ругает свою внучку, а заодно и сына, который вырастил такую плохую дочь. Мать заступается, говорит, что дети хорошие. Отец высказывает мысль, что может быть у их детей другие интересы, может быть, родители мало уделяют им внимания, вообще не слышат своих детей. Родители решили поговорить с детьми. Бабушку поведение своего сына шокировало.

Обсуждение

Сценка Ивану понравилась. Сказал, что желательно было бы поменять местами мать и отца, т.к. то, что говорил отец, должна была говорить мать и наоборот. Наталья Игоревна спросила Ивана о том, что он думает по поводу остальных персонажей, особенно о бабушке. Иван сказал, что бывает в семьях так, когда командует

Психоаналитическая психодрама__________________S9

бабушка и в его представлении бабушка и отец мальчика — одно и тоже, как один персонаж. Отец должен быть более суровым. Получилось же, что мать старалась выпроводить сына, а отец оставить дома.

Сессия № 12. состоялась 10.02.03.

Иван пропустил одну сессию. Сегодня встречу проводит Наталья Игоревна.

Пропуск сессии объяснил тем, что были в школе дела.

Обсуждение сценки

Предложил разыграть следующую сценку: •Два десятиклассника ведут урок географии в седьмом классе. Для десятиклассников этот урок- практика. На уроке присутствует учительница географии (старая, нестрогая женщина), и «может заглянуть завуч».

Участники: Два ученика 10-го класса (оба мальчики), четыре ученика 7-го класса, из них две девочки, два мальчика; учительница.

Действующие лица

Десятиклассник — Иван Десятиклассник — ко-терапевт Семиклассник — ко-терапевт. Семиклассник — ко-терапевт Семиклассница — ко-терапевт Семиклассница — отличница — ко-терапевт Учительница — ко-терапевт

Сценка

Учительница объявляет семиклассникам, что сегодня урок будут вести десятиклассники. Она просит семиклассников, чтобы вели себя хорошо и помогали де-

90__________________Психоаналитическая психодрама

сятиклассникам, так как, для последних, это первый урок.

Однако семиклассники не обратили внимания на слова учительницы и принялись усердно обсуждать десятиклассников: «кто они такие? Они такие же ученики как мы, а воображают .... а вот тот ничего, симпатичный и т.п.»

Десятиклассники старались придумать для семиклассников задание, которое одновременно было бы и наказанием за непослушание и несоблюдение субординации: «сейчас мы вас будем у доски спрашивать и посмотрим, что вы знаете, давай им дадим задание составить ребус, нет, лучше пусть они конспектируют параграф из учебника». Десятиклассники друг друга поддерживали.

Учительница иногда вмешивалась с призывом к семиклассникам о помощи, периодически напоминала им, что им самим придется проходить такую же практику и надо сотрудничать, но в основном занимала позицию наблюдателя.

В момент особенно бурного выяснения отношений между учениками появился завуч (ввела Наталья Игоревна). Он строго стал спрашивать у учительницы, что происходит, и изъявил желание остаться до конца урока.

Ученики все притихли. Десятиклассники растерялись, учительница предложила им дать задание на следующий урок. Десятиклассник (Иван) снова предложил составить ребус. В ответ семиклассники начали возмущаться, так как не знали, как составлять. Завуч взял слово и некоторое время объяснял семиклассникам, что такое практика, что урок будет обсуждаться на высшем уровне и т.п. Затем, он предложил десятиклассникам и учительнице пройти к нему в кабинет для обсуждения.

Психоаналитическая психодрама___________________97

Обсуждение сценки

Иван на все вопросы о героях отвечал: «да, понравилось, но только...»

Челышева спросила: «Как учительница?» Иван ответил, что все хорошо, но можно было усилить волнение. Челышева уточнила, что ему хотелось бы, чтобы учительница не занимала бы позицию наблюдателя, а суетилась и нервничала.

Как завуч? Хорошо все, но только можно было еще строже, так как у Ивана в школе есть конкретный завуч и он очень строгий.

Как десятиклассники? В общем, хорошо, только не успели провести урок. Только начало получаться, как пришел завуч. Наталья Игоревна уточнила, что не пришел бы завуч, то удалось бы организовать семиклассников? Иван ответил, что да.

Как семиклассники? Все правильно, так и должно быть. Наталья Игоревна уточнила, что между младшими классами и старшими всегда есть противоречия. Иван сказал, что да, ведь в принципе они все ученики.

Как в целом сценка? Хорошо, но только если бы все поправить, то была бы, как задумал Иван.

Сессия № 13 состоялась 18.02.03.

Мама пришла на встречу с Викторией Анатольевной без Ивана. Виктория Анатольевна беседовать с ней не стала, так как семейные консультации проходят, когда присутствуют родители и сын.

Обсуждение

Молодой человек переходит из своей школы в другую. Эта новая школа более престижная, историческая школа при университете. Разыграть надо сцену вечеринки, которую устраивает молодой человек для своих друзей. Вечеринка прощальная, провожают все присут-

92

Психоаналитическая психодрама

ствующие молодого человека в «последний путь». Друзья все должны грустить по поводу ухода товарища в другую школу, учителя должны наоборот его поддерживать.

Действующие лица

Ко-терапевты — сам молодой человек, его девушка, три друга из класса, одна учительница из старой школы, мать, отец.

И

Наши рекомендации