Терапия творческим самовыражением
Все эти факты, наблюдения и закономерности послужили созданию одного из оригинальных направлений в современной психотерапии, получившему название «терапия творческим самовыражением». Его основатель — известный отечественный психиатр и психотерапевт Марк Евгеньевич Бурно, выпустивший по детальной разработке этого метода немало интересных работ.
М.Е, Бурно определяет свой метод как клинический, не психоаналитический, психотерапевтический способ лечения людей с тягостными переживаниями своей неполноценности, страдающими тревожными и депрессивными расстройствами. В основе метода лежат следующие две основные идеи:
• человек, страдающий каким-либо психопатологическим расстройством, в процессе творчества может лучше узнать и понять особенности своего характера. А, узнав свои сильные и слабые стороны, пациент может смягчить свое негативное состояние, потому что наши недостатки — это продолжение наших достоинств.
• Любое творчество высвобождает большое количество позитивной энергии, поэтому любое творчество целебно. Именно вследствие этого в психике происходят позитивные сдвиги. Занятия ТТС. практикуемые М.С. Бурно, проводятся в непринужденной обстановке, при свечах, за чашкой чая, под мелодичную классическую музыку. Пациенты в процессе групповых встреч сближаются друг с другом, часто становятся друзьями, поддерживающими друг друга.
На занятиях они слушают рассказы своих товарищей о самих себе, о художниках, скульпторах, писателях и музыкантах, пытаясь вникнуть в особенности их характеров. Члены группы на живых примерах видят, как творческая деятельность помогала многим людям. Поэтому, глядя на них, они могут начать жить своей собственной творческой жизнью, которая может иметь разные формы — от переписки с врачом до ведения дневников и придумывания своих собственных рассказов и повестей.
Как отмечает М.Е. Бурно, метод ТТС особенно эффективен в лечении пациентов с различными дефензивными нарушениями и как профилактика нервной патологии у здоровых людей, испытывающих расстройства настроения дефензивного характера в рамках нормы.
Принятый в клинической психиатрии термин «дефензивный» (от лат. defensio — оборона, защита) по своему содержанию противоположен термину «агрессивный» и подразумевает смешение пассивной оборонительности с ранимостью, сопровождаемое переживанием чувства неполноценности.
Дефензивность обнаруживается как ведущее расстройство у многих больных неврозоподобной шизофренией, у психастенических и астенических психопатов, у дефензивных шизоидов, циклоидов, эпилептоидов, дефензивных истерических психопатов, у больных алкоголизмом и наркоманов склада. В Большом Городе таких людей — огромное количество.
Расстройства настроения подобного характера нередки и у здоровых людей, особенно у тех, кого относят к так называемым акцентуированным личностям. Всем таким пациентам ТТС помогает проникнуться целебным творческим вдохновением, научиться в нравственном самовыражении преодолевать трудности, не обращаясь при этом за смягчением душевной напряженности к лекарствам, алкоголю или наркотикам.
Творчество в ТТС понимается широко — как выполнение любого общественно-полезного дела в соответствии со своими неповторимыми духовными особенностями. Поэтому творчество не может быть реакционным, безнравственным, оно всегда — созидание, несущее в себе позитивную индивидуальность автора.
Поскольку главный инструмент всякого творчества — проявление живой духовной индивидуальности, то и больной, и здоровый человек познают в творчестве свою уникальность, становятся самими собой и освобождаются от тягостной неопределенности, которая всегда присутствует в расстройствах настроения.
Основной и специфический механизм терапии творческим самовыражением (объединяющей на едином основании лечение через общение с музыкой, живописью, архитектурой, лечение созданием творческих произведений и т. д.) — это целебное оживление духовной индивидуальности, подведение пациентов к возможности испытать творческое переживание — вдохновение.
Конкретные методики терапии творчеством по М.Е. Бурно включают в себя:
• терапия создания творческих произведений (рассказов, рисунков, фотографий и т. д.) с целью обнаружить во всем этом свою личностную особенность и сравнить свое творчество с особенностями творчества своих товарищей по группе;
• терапия творческим общением с природой (с поиском себя в природе через созвучие и несозвучие с определенными растениями, насекомыми, ландшафтами и т. д.);
• терапия творческим общением с литературой, искусством, наукой (поиск созвучного в различных произведениях культуры);
• терапия творческим коллекционированием (собирание предметов, созвучных и несозвучных — для выяснения своих особенностей);
• терапия проникновенно-творческим погружением в прошлое (общение с дорогими душе предметами детства, с портретами предков, изучение истории своего народа, истории человечества — с целью отчетливее познать себя в созвучии со всем этим, свои «корни», свою неслучайность в мире);
• терапия ведением дневника и записных книжек (разнообразные творческие записи обнаруживают, подчеркивают особенности их автора);
• терапия домашней перепиской с психотерапевтом (как возможность проявить личностную особенность в живой переписке);
• терапия творческими путешествиями — поиски себя в познании нового, незнакомого в путешествии;
• терапия творческим поиском одухотворенности в повседневном — увидеть необычное в обычном, возможность усмотреть и почувствовать окружающий мир лишь познавая обычное по-своему, личностно).
Все эти виды творческой активности способствуют обогащению и развитию личности как пациента, так и здорового человека. Главное — чтобы пациенты соблюдали и руководствовались сами для себя тремя принципиальными положениями:
• познай характеры людей;
• найди среди них свой характер и присущие ему склонности и устремления;
• выбери для себя, сообразно своему характеру, путь в жизни, род занятий и увлечений.
Нижеследующие музыкально-психотерапевтические формулы нацеливают человека на поисковую активность и формируют необходимые установки на творчество. Они — плод коллективного творчества группы, занимавшейся музыкальной психотерапией.
Терапия творческим самовыражением, примененная в сфере психологического воздействия на человека как с лечебными, так и немедицинскими целями, неизменно обнаруживает способность помочь человеку познать и изучить себя при помощи творческой деятельности, сознательно и целенаправленно прояснить свою индивидуальность и значимость. Она помогает найти свое место в социуме, обрести себя в творчестве, способствует активному нахождению средств преодоления кризисных состояний и подниматься на новую ступень в своем развитии.
Личность, здоровье и творческая смелость
При всех прочих равных условиях творческий человек, как можно заключить из сказанного выше, более живуч и более здоров. Поэтому повышение творческого потенциала оказывается важным не только для профессионального роста, но и для хорошего самочувствия.
Чертами творческой личности, согласно американскому психологу К. Тэйлору, являются: стремление быть на передовых рубежах в своей области; независимость и самостоятельность суждений, стремление идти своей дорогой; склонность к риску; активность, любознательность, неутомимость в поисках; неудовлетворенность существующими традициями и методами и отсюда — стремление изменить существующее положение дел; нестандартность мышления; дар общения; талант предвидения. (Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и в науке. М., 1991). Другие исследователи указывают на такие черты творческой личности, как богатство фантазии и интуиции; способность выходить за рамки обычных представлений и видеть предметы под необычным углом зрения; способность разрешать тупиковые ситуации в тех случаях, когда они не имеют логического решения, оригинальным путем.
Человек творческий готов творить и создавать нечто для него интересное без всякого материального вознаграждения, ибо самая большая радость для него — это сам процесс творчества. И в конце концов от этого он выигрывает в смысле своего здоровья и радостного мироощущения. Этого не дано мало творческому человеку, ибо, как сказал Элберт Хаббард: «Кто делает не больше того, за что ему платят, никогда не получит больше того, что он получает».
Современные психологические исследования говорят о том, что жизненные установки, характерные для творческой личности, можно воспитывать. Для этого в книге Стенберга Р. и Григоренко Е. «Учись думать творчески» приводятся следующие 12 стратегий. Для этой цели учитель должен:
• Быть примером для подражания.
• Поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предложениям и допущениям.
• Разрешать делать ошибки.
• Поощрять разумный риск.
• Включать в программу обучения разделы, которые бы позволяли учащимся демонстрировать их творческие способности; проводить проверку усвоенного материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность применить и продемонстрировать их творческий потенциал.
• Поощрять умение находить, формулировать и переопределять проблему.
• Поощрять и вознаграждать творческие идеи и результаты творческой деятельности.
• Предоставлять время для творческого мышления.
• Поощрять терпимость к неопределенности и непонятности.
• Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности.
• Стимулировать творческое развитие.
• Найти соответствие между творческой личностью и средой. (Стенберг Р., Григоренко Е. «Учись думать творчески»
12 теоретически обоснованных стратегиий обучения творческому мышлению. Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997. С. 191-192.)
Американский психолог Торранс выявил у творческих людей такие личностные черты, как стремление к превосходству, к риску, к нарушению привычного порядка, тяготение к независимости, радикализм, напористость, упрямство, дерзание и смелость. Эти черты личности связаны с определенной долей агрессивности. Можно предположить, чтовоспитание в себе здоровой агрессивности, связанной с общей стеничностью и стремлением к позитивному самоутверждению — один из путей к здоровью. Одним из положительных качеств агрессии является то, что она способна подавлять страхи и беспокойства, которые являются определяющими свойствами невротизированной личности.
Доминирование эмоции страха по мнению ряда исследователей есть препятствие для формирования черт креативности. Страх делает человека ригидным, предопределяет привязанность к традиционным формам, ограничивает стремление к самостоятельным поискам, в страхе люди легче поддаются внушению. При снятии чувства страха креативные показатели резко повышаются. Поэтому при использовании методики брэйнсторминга, нацеленной на поиск решения проблемной ситуации, категорически запрещается какая-либо критика вносимых предложений. Таким простым правилом работы значительно увеличивается шанс творческих находок.