Теоретическая модель музыкальной психотерапии
За основу модели взят подход биосинтеза, предложенный Дэйвидом Боаделлом на основе закономерностей развития эмбриона из трех зародышевых лепестков — эндодермы, мезодермы и эктодермы.
Из эндодермы развиваются органы дыхания и пищеварения. Из мезодермы — кости, мышцы и кровеносная система. Из эктодермы — кожа, нервы, органы чувств и мозг. Три лепестка могут быть скованы тремя панцирями Эндодермальный связан с висцеральным панцирем, который вызывает нарушение дыхания, перистальтики кишечника, вызывает астму или колит. Мезодермальный связан с мышечным панцирем, от которого страдает костно-мышечная и сердечно-сосудистая системы. Эктодермальный связан церебраль-ным панцирем, который вызывает навязчивые шизоподобные расстройства.
Невроз развивается как нарушение интеграции между мыслями, чувствами и поступками. Цель психотерапии — гармонизация деятельности трех сфер жизни, личностный рост через формирование у человека способности не изменять
быть адекватным своим глубинным потребностям и чувствам, и при этом уметь соответствовать требованиям внешней ситуации (Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. Новейший справочник Раздел Биосинтез. С. 530-539).
Сфера житедеяте.н.но1ти, | Психологическое uanpaeienue | Виды музыкальной деятельности |
на которую направлена | «рамках которого осуществляется | при помощи которой |
психокоррекция | коррекционная работа | осущестчяста психокоррекция |
6 Воображение творчество От | Символдрама креативная | Рисование музыкальных образов, |
ригидности/хаотичности к | визуализация | сочинение рассказов на тему В |
творческому самопознанию себя и | этой музыке как будто , | |
мира | сочинение собственных песен и | |
психотерапевтических формул | ||
5 Речь От суетного многословия/ | Гештальттерапия, когнитивная | Описание словами содержания |
неумения выражать свои мысли и | терапия | музыкального произведения, |
чувства к развитию умений четко | расширение вербального счоваря | |
выражать свои потребности | эмоций | |
4 Эмоции От подавления, | Исихоана1Ю, гештачьттералия, | Прослушивание различных по |
оскудения/бурной хаотичности к | поведенческая терапия, | характеру музыкальных |
освоению навыков осознания чувств | аутотренинг нейро- | произведений, пение музыкальных |
и нормальным способам их | ■пшгвистическое | психотерапевтических форму! и |
выражения | программирование | песен игра на музыкальных |
инструментах, свободная | ||
импровизация эмоциональных | ||
состояний | ||
3 Меж тичностные отношения От | Групповая терапия, психодрама | Хоровое исполнение песен и |
избегания/агрессивной экспансии к | формул ритмические групповые | |
нормальным видам общения | упражнения парные и групповые | |
танцы, хороводы, коллективная | ||
игра на музыкальных | ||
инструментах | ||
2 Дыхание От | Дыхательная гимнастика йогов, | |
хаотичности/зажатости к | освоение навыков дыхания по | дыхания освоение нагаков |
сбалансированному ритму к | Стрельниковой, Бутейко и | певческого дыхания |
контакту со своими чувствами через | Фротову биосинтез | |
саморегуляцию | ||
1 Движение От скованности/свер* | Телесно-ориентированная терапия, | Ритмика, развитие координации и |
расслабленности к свободе и | двигательная терапия, аэробные | разнообразия в привычных |
естественности | упражнения статическая | движениях, имитация движений |
гимнастика йогов перекрестные | животных и движений в природе | |
движения П Дениссон, методика | (4 стихни - огонь, вода, земля, | |
десенсибилизации при помощи | ветер) | |
движения 11аз Ф Шапиро |
Рекомендации
Протестируйте себя по тесту Айзенка и выявите свой темперамент.
Исходя из теста, определите область ваших музыкальных предпочтений.
Приобретите музыкальные записи тех композиторов, которые соответствуют вашему психологическому складу.
Если от неприятностей и сложностей жизни вам стало совсем плохо, то:
Слушайте музыку!
Пойте песни!
Танцуйте!
Не ленитесь!
ТЕРАПИЯ ТВОРЧЕСТВОМ И ОБРЕТЕНИЕМ СМЫСЛА ЖИЗНИ
Цель жизни — самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность — вот для чего мы живем.
О.Уайльд
Быть в мире и не означить своего существования — это было бы ужасно.
Н.В. Гоголь
Творчество и здоровье
Когда психотерапевты пытаются вывести человека из невроза, отягощенного мрачными и тревожными чувствами, они всегда интересуются, в каком виде деятельности их клиент чувствует себя наиболее уютно и комфортно. Нередко оказывается, что клиент не смог найти себе достойного дела, которое он мог бы выполнять с интересом и увлечением, забывая обо всем. И если психотерапевту удается помочь клиенту найти наилучшую точку приложения своих сил, то тогда многие невротические проблемы отпадают и уходят сами собой.
Каждому из нас присуще то, что психологи называют акциональным голодом. Под этим подразумевается наша врожденная потребность в самореализации и естественном выражении нашей внутренней духовной сущности в каком-либо виде деятельности. Лучше всего для этого подходит творчество — занятие любимым делом, особенно, когда оно может быть полезным другим людям.
«Для счастья человека, — писал Шопенгауэр, — необходима работа — он должен чем-нибудь заниматься, что-нибудь, где можно, делать и во всяком случае чему-нибудь учиться... Всего счастливее с этой точки зрения люди даровитые, которые сознают в себе способность к созиданию важных, великих и цельных творений» (С. 170).
«Возможность коррекции личностных напряжений — величайший дар природы человечеству, синонимом которого является творчество», — пишет знаменитый американский психотерапевт Ролло Мэй. Попав в сложную жизненную ситуацию, мы часто теряем сами себя, не знаем, кто мы, где мы есть и куда нам двигаться дальше. «Если воодушевить такого человека, —продолжает далее Р Мэй, — помочь ему избавиться от боязни перемен и вывести из статичного болезненного состояния, начнется процесс коррекции и неожиданно могут раскрыться его необыкновенные творческие способности». (РоллоМэй. Искусство психологического консультирования. М., 1994).
Николай Васильевич Гоголь, всю жизнь страдавший от маниакально-депрессивного психоза, в своей «Авторской исповеди» так разъясняет свою потребность в творчестве: «На меня находили припадки тоски, мне самому необъяснимой, которая происходила, может быть, от моего болезненного состояния. Чтобы развлекать самого себя, я... выдумывал целиком смешные лица и характеры, поставлял их мысленно в самые смешные положения, вовсе не заботясь о том, зачем это, для чего и кому выйдет от этого какая польза».
Другой великий русский писатель — Владимир Галактионович Короленко задался целью проследить по письмам Н.В. Гоголя его жизнь и сопоставить ее с его творчеством. По словам Короленко, знакомясь с письмами Гоголя, он сам отраженно переживал настоящую душевную пытку. Прочитав ряд писем, датированных определенным временем, Короленко обращался затем к Гоголю-художнику и прочитывал то, что тот написал за это же время. Впечатления Короленко от такого сравнения: «Точно светлый луч пронизывал мутную мглу, точно струя свежею воздуха врывалась в больничную палату...» (В.Г. Короленко. Воспоминания. Статьи. Письма. М., 1988. С. 172).
В качестве еще одной иллюстрации приведем свидетельства Ромена Роллана о живительной силе на творчество на примере жизни Рихарда Вагнера: "Зигфрид" (имеется в виду одноименная опера Р. Вагнера. — В.П.) — дышит совершенным здоровьем и неомраченным счастьем — и удивительно, что был создан в страдании и болезни. Время его написания — одно из самых печальных в жизни Вагнера. Так почти всегда бывает в искусстве. Ошибочно было бы искать произведениях великого художника объяснения его жизни. Это верно лишь в виде исключения. Можно с уверенностью биться об заклад, что чаще всего произведения художника — как раз обратное его жизни, они говорят о том, чего ему не удалось пережить. Предмет искусства — возмещение художником того, чего он лишен "Симфония к радости" (имеется в виду Девятая симфония Бетховена. — В.П.) — дочь несчастья. Стараются отыскать в "Тристане" ( имеется в виду опера Вагнера "Тристан и Изольда") следы какой-либо любовной страсти Вагнера, — а сам Вагнер говорит: «Так как я всю свою жизнь никогда не испытывал настоящего счастья любви, то я хочу воздвигнуть памятник этой прекрасной мечте. Я задумал план "Тристана и Изольды"» (Р. Роллан. Музыканты наших дней. М.,1938. С 82).
Хорошо об этом способе преодоления трудностей сказал поэт В. Бенедиктов:
Пиши поэт, слагай для милой девы
Симфонии сердечные свои.
Переливай в гремучие напевы
Несчастный жар страдальческой любви.
Фрейд называл подобный метод защиты от несчастной любви и вообще от тяжелых жизненных переживаний сублимацией. Согласно его точке зрения все достижения человеческой культуры и цивилизации есть сублимация либидо — сексуальной энергии, направляе-мой на общественно-значимые цели.
Творческая и поисковая деятельность, как это видно из биографий великих ученых, писателей, художников, и как сегодня подтверждено во многих специальных исследованиях, обладают удивительной способностью поддерживать психосоматическое состояние человека на очень хорошем уровне. Философы в этом случае говорят о благодатной трансцендентальной сущности человека, его способности выходить за пределы своего узкоэгоистического бытия и становиться выше своих болезней и превратностей судьбы. Психологи и физиологи — о возможностях поисковой деятельности повышать жизнестойкость организма не только человека, но и животного.
Творчество —это всегда поиск либо новых идей, новых возможностей и путей решения старых задач, либо новых форм в искусстве, либо новых способов самовыражения. Состояние творческой и поисковой активности всегда связано с мобилизацией внутренних духовно-энергетических ресурсов человека на преодоление выхода из создавшейся ситуации. Именно эта мобилизация психоло-гических ресурсов и помогает человеку справляться с бытовыми сложностями жизни и преодолевать разного рода болезни.
В первой главе мы уже говорили о работах по изучению поисковой активности В.Ротенберга и В.Аршавского. В предпринятых ими исследованиях поисковая активность была определена главным фактором, который определяет устойчивость организма к любым неблагоприятным факторам внешней среды, в то время как пассивно-оборонительная реакция делает его значительно более уязвимым ко всевозможным вредным воздействиям.
В экспериментах с крысами вызываемый у животных стресс быстрее приводил к тяжелым соматическим расстройствам в.виде язв кожи и желудочно-кишечного тракта, облысению и истощению вплоть до смерти именно тех особей, которые раньше других начинали демонстрировать пассивно-оборонительную реакцию. Если в ходе эксперимента, когда крысу ударяли электрическим током, она в ответ начинала кусаться и царапать клетку, пытаясь вырваться из нее, или предпринимала активные попытки удрать, тогда патологический процесс, вызванный неблагоприятным фактором, замедлялся. Как отмечают исследователи, эксперименты показали, что бегство, агрессия и самостимуляция обеспечивают защитное влияние на здоровье. Поисковая активность объединяет эти различные формы поведения. Она направлена на изменение ситуации или выход из нее, причем в условиях, когда субъект не может быть уверен в успешности результатов своей поисковой деятельности.
Позитивный стресс сменяется негативным дистрессом, когда поиск уступает место отказу от поиска. Поэтому среди пенсионеров наименьшее число проблем, связанных со здоровьем, наблюдается у тех, кто сохраняет активность и испытывает чувство ответственности за какие-либо семейные или общественные дела. В то же время отказ от общественно-полезной деятельности, от борьбы, от надежд, от противостояния трудностям — надежный предвестник появления разнообразных психосоматических заболеваний. Установка на пассивный отдых при выходе на пенсию — самое худшее, что может придумать себе человек.
Между поисковой активностью и здоровьем существуют взаимные обратные связи. Для осуществления поисковой активности необходимы достаточные энергетические возможности и хорошее соматическое здоровье, а поисковая активность как раз и способствует этому. Отказ от поиска снижает адаптивные возможности организма и через депрессию приводит его к преждевременной гибели. Поэтому, как совершенно справедливо полагают названные исследователи, развитие потребности в поисковой активности, а по нашему представлению — потребности в творчестве, является важным условием сохранения здоровья.
Косвенным доказательством того, что поисковая активность способствует хорошему жизненному тонусу, является всеобщее нынешнее увлечение огромного количества людей разного рода кроссвордами. В современных массовых изданиях кроссворды стали такими же популярными, как и гороскопы. Пытаясь найти и отгадать слово в кроссворде, люди на некоторое время забывают свои душевные болячки, трудности и проблемы, отвлекаются от них. Усиление мозговой деятельности приводит к общей активизации обмена веществ и как следствие этого — улучшение иммунитета. Включение в работу левого полушария приглушает деятельность правого, которое, как известно, часто предопределяет появление депрессивных переживаний.
Нижеследующие примеры показывают благотворность влияния творчества на здоровье.
В исследовании А.Н. Рубакина, изучившего жизненный путь 604 ученых, было выявлено, что 354 человека (58,6%) из этого числа скончались в возрасте старше 70 лет, из них 150 человек — 24,8% прожили свыше 80 лет. Старческие изменения, связанные с прогрессирующим атеросклерозом и другими нарушениями, среди ученых и деятелей искусства — довольно редкое явление. Как тут не вспомнить изречение Ромена Роллана, что «Творить — значит убивать смерть»
В одном из своих писем А.П. Чехов признавался: «Работая, я всегда бываю в хорошем настроении». Он отмечал, что для того, кто испытал наслаждение творчества, все другие наслаждения уже не существуют (Русские писатели о литературном труде. Л, 1955, Т.З, С.406).
Известно, что Чарльз Дарвин был очень болезненным и мнительным человеком. Его биографы нашли, что все свои тяжелые душевные кризисы великий ученый преодолевал главным образом с помощью работы, с головой уходя в свои исследования.
Одна из знакомых великого композитора и пианиста С. Рахманинова, О.Н. Конюс, встречавшаяся с ним в последние годы жизни, когда С.Рахманинов уже был нездоров, вспоминает о нем после блестящего концерта: «Удивительно, как человек, который час тому назад едва мог двигаться в своем номере отеля, в концерте мог исполнить длинную программу так прекрасно, с таким подъемом и вдохновением». Выходя на сцену, С. Рахманинов забывал о тех болях и недомоганиях, которые его мучили в последние годы. (Воспоминания о Рахманинове. Т. 1.М., 1988).
У выдающегося немецкого дирижера XX века Герберта фон Караяна однажды во время концерта «пошел» почечный камень.
«Я почувствовал это, — признался он в одном из своих интервью, — только после выступления. Обычно же ощущаешь такие боли, что просто катаешься по полу» (Эликсир жизни — музыка. (Караян о себе) / /Муз. жизнь 1983. № 15. С. 19).
По мнению нашего великого отечественного хирурга Н.Н. Бурденко, чьим именем в Москве назван институт нейрохирургии, деятельность, связанная с творчеством, способствует выработке определенных гормонов, положительно влияющих на состояние человека. Современная психоэндокринология называет среди таких гормонов серотонин, дофамин, амфетамин. Все они обладают тонизирующими и обезболивающими свойствами, придающими силы и омолаживающими человека.
Не только писатели и художники знают о целительной силе творчества. Это знают и садоводы-любители, и спортивные тренеры, и врачи, и вообще любой человек, который способен относиться к своему делу неравнодушно и предельно заинтересованно.
Драмы и трагедии нынешней перестройки заключаются в том, что сегодня многие люди вынуждены отказываться от своего призвания, и идти работать не туда, к чему они призваны своей природой, а туда, где больше платят. Но забвение своего призвания и отказ от творчества в любимом деле приводит к тяжелейшим невротическим срывам, которые особенно сильны в так называемом кризисе середины жизни.
В практике психотерапии довольно много встречается случаев, когда в определенный период жизни человек вдруг понимает, что занимается не своим делом, что лучшие годы жизни он тратит на зарабатывание денег для покупки престижного автомобиля, дачи или ублажения меркантильных родственников. Тогда он переживает мучительный душевный кризис, и его состоянию не позавидуешь. Кто-то срывается в этом возрасте в запой, кто — в развод, а кто-то и в самоубийство. Поэтому в современной психологии здоровья наличие творческой деятельности справедливо считается одним из определяющих условий полноценной жизни.