Молитва, покаяние и прощение
Молитва представляет собой одну из разновидностей медитативной практики, а именно — так называемой джапа-меди-тации, в которой непрерывно много раз повторяются одни и те же слова.
Во всех религиях молитва связана с обращением верующего к Богу с прошением, славословием и благодарением. В христианской традиции считается, что как умирает без дыхания человек, так дух верующего умирает без молитвы, ибо она укрепляет веру, избавляет от печалей, приносит радость и спокойствие, наполняет жизнь смыслом. Плоды молитвы — учили святые отцы христианской церкви — «светлый мир души, соединенный с тихой молчаливой радостью, чуждой мечтательности, самомнения и разгоряченных порывов и движений; любовь к ближним, не отделяющая для любви добрых и злых, но ходатайствующая обо всех перед Богом, как о себе».
Для того чтобы молитва смогла оказать на верующего свое благотворное действие, она должна совершаться с предельным вниманием. «Внимание — душа молитвы, — наставлял один из отцов православной церкви Игнатий Брянчанинов, — без внимания молитва мертва, как тело без души. Внимательная молитва, чуждая мечтательности, есть видение невидимого Бога, влекущего к себе зрением ума и желанием сердца». Приготовление к молитве предполагает удаление от себя рассеянности и мечтательности. Верующий должен погрузиться в молитву всем своим существом, настраивая на нее все свои органы чувств. «Наши уста произносят слова молитвы. Наш ум внимает словам молитвы. Наше сердце чувством отзывается на них».
Другой отец православной церкви — Иоанн Златоуст наставлял послушников так: «Произноси молитвы твои, всесильно углубляясь в них и всячески заботясь о том, чтобы они исходили из сердца как твои собственные. Не дозволяй вниманию твоему отклоняться и мыслям твоим улететь на сторону. Как только осознаешь, что это случилось, возврати мысли свои внутрь и начинай молитву с того пункта, с которого внимание отклонилось».
Самыми распространенными в православном христианстве являются Иисусова молитва «Отче наш...» в полном и кратком варианте. Последний звучит так: «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя, грешного».
Молитва выполняет две важные психологические функции. Первая — подготавливает ориентировочную основу действия, готовящее его исполнительную фазу, а втора'я — переключает внимание от посторонних раздражителей на внутренний мир, концентрируя очаг возбуждения в каком-то одном центре головного мозга. Тогда другие центры коры головного мозга избавляются от избыточного возбуждения и работа обоих полушарий притекает более гармонично и слаженно. Это делает поведение более уверенным и целеустремленным.
Вот как звучит утренняя молитва Оптинских старцев, в которой содержатся все основные нормы праведной христианской жизни:
«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что даст мне сей день
Господи, дай мне вполне предаться воле Твоей святой.
Господи, на всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.
Господи, открой мне волю Твою для меня и окружающих меня
Господи, какие бы я ни получил известия в течение дня, дай мне принять их с покойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя.
Господи, Великий Милосердный, во всех моих делах и словах руководи моими мыслями и чувствами, во всех непредвиденных обстоятельствах не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой
Господи, дай мне разумно действовать с каждым из ближних моих, никого не огорчая и никого не смущая.
Господи, дай мне силу перенести утомление сего дня и все события в течение его Руководи моею волею и научи молиться и любить всех нелицемерно. Аминь»
Интересными представляются данные американских исследователей о действии так называемых заступнических молитв. На 750 пациентах, страдающих опасными сердечными заболеваниями, было опробовано «дистанционное лечение» посредством чтения заступнических молитв. В течение нескольких месяцев за заболевших и их выздоровление молились разные монахи и служители церкви. В результате у тех, за кого молились, осложнений было зафиксировано на 50-100% меньше, чем в контрольной группе. Всего действие заступнических молитв было проверено в 23 экспериментах, в которых участвовало около 28000 человек. Выяснилось, что действие такой молитвы за здоровье близкого человека, за которого она читается, более эффективно, чем чужого. (Газ. ЗОЖ № 12, 2003 г )
Однако для того, чтобы молитва имела свое благотворное действие, недостаточно одного лишь пристального внимания к ней. Надо еще чтобы совесть молящегося была чиста от чувства вины и чувства обиды.
Обиду и чувства мести следует отпустить от своих переживаний, сказав про другого «Бог ему судья» Прежде чем человека одолеет обида на кого-либо, он запрограммировал поведение другого человека так, как это было бы удобно ему самому. Но другой человек свободен и волен поступать так, как ему заблагорассудится. Надо признать право другого человека на свободу действий и уважать его выбор. Надо не ждать благодарности за добрые дела, ибо наградой за доброе дело является сама возможность подобное дело совершить Совесть может быть очищена глубоким и искренним покаянием и прощением, которые «смывают скверну с души и делают ее чистой»
Прощение и воздержание от зла в случае причиненной обиды, удаление зла из своей совести способствует, как учат святые отцы, достижению чистоты сердца. Этому же способствует взаимная доброжелательность, забота о ближнем, христианское смирение, искреннее отношение друг к другу.
Психологическую значимость покаяния составляет избавление от чувства вины, способность к самокритике и умение посмотреть на свои поступки с высоты нравственных идеалов. Умение видеть разрыв между «Я-реальным» и «Я-идеальным» является мощным источником для личностного роста и нравственного самосовершенствования. Можно и нужно просить прощения у Бога, но еще важнее —• суметь попросить его у своих близких, которых мы нечаянно обидели.
Вот как звучит одна из христианских покаянных молитв