Упражнение « Принятие решения»

Мысленно представьте этапы вашей жизни в виде сту­пенек лестницы, по которой вы взбираетесь все выше и выше.

На какой ступеньке вы находитесь сейчас? Опишите свое состояние — что вы сейчас чувствуете и думаете?

Чтобы вы хотели сейчас больше всего? Учтите, что вы должны принимать во внимание и хотеть только того, что зависит только от вас самих и не желать того, что зави­сит от других.

То, что вы хотите, это именно ваше желание, которое соответствует голосу вашего внутреннего Я, или может быть, это желание кого-то из ваших близких?

Насколько важно и необходимо это изменение в вашей жизни?

От чего вам придется отказаться и что потерять, приняв данное решение? Сможете ли вы пережить эти потери?

Чем вы рискуете, принимая данное решение?

Что вы приобретете, приняв ЭТО решение?

Вообразите, что вы уже приняли ЭТО решение Мыс­ленно перенеситесь на полгода вперед В каком месте вы находитесь, что вы думаете и что чувствуете на новом месте? Опишите все ваши мысли, чувства и ощущения как можно более подробно Насколько комфортно вам в этой новой ситуации?

5 В. И Петрушин

h

I Сравните мысли и чувства в воображаемой новой ситу­ации с теми, которые вы имеете сейчас, до принятия реше­ния. В чью пользу это сравнение?

Возвратитесь обратно в нынешнюю ситуацию. Действуйте!

ТЕРАПИЯ ПОКОЕМ И ВНУШЕНИЕМ

Нигде не найти покоя тому, кто не нашел его в себе самом.

Ларошфуко

Лечение покоем — один из самых древних способов пре­одоления многих болезней, основанный на природных воз­можностях организма к саморегуляции и к самоизлечению. И.П. Павлов про эти возможности нашего организма высказы­вался так: «Наша система в высочайшей степени саморегули­рующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, поправляющая и даже совершенствующая». (Двадцатилет­ний опыт объективного изучения высшей нервной деятель­ности (поведения) животных.

М., 1951. С. 364.)

Чтобы человек мог достичь более глубокого состояния по­коя, во всех культурах издавна использовались практики ме­дитации, молитвы, а также религиозные песнопения, обрядо­вые и культовые танцы. Все эти техники имели своей целью достижение измененного состояния сознания, психологичес­кого транса, в котором сознание может изменяться очень зна­чительно, а восстановительные процессы происходят гораздо более интенсивно. Погружением человека в подобное состоя­ние в целях лечения пользовались врачи и жрецы Древнего Египта, Вавилона и Греции. В Древней Греции одним из глав­ных практиков, который учил людей входить в состояние транса, был легендарный философ и врачеватель Орфей, кото­рый использовал для этих целей музыку, пение, танец, стихи, чтение молитв. Обращаясь к своим пациентам, он говорил: «Погрузись в свою собственную глубину, прежде чем подни­маться к Началу вещей».

Платон, Эпикур и Пифагор одним из главных критериев при отборе своих учеников полагали их способность входить в состояние транса.

В наши дни к первобытному арсеналу техник наведения транса прибавилось огромное количество самых разнообраз­ных специальных психотерапевтических приемов и методов. Однако эффективность испытанных временем и хорошо заре­комендовавших себя традиционных средств, таких как медита­ция, молитва и внушение от этого не стала меньше.

В основе многих подобных техник оздоровления в качестве необходимого условия лежит достижение глубокого внутрен­него покоя через концентрацию внимания, целенаправленное внушение и творческое воображение, о котором речь шла выше.

Сила внушения основывается на следующем психологичес­ком механизме.

Любое наше поведение, как осознанное, так и неосознан­ное, строится на основе тех программ, которые функциониру­ют в нейронных цепях нашего мозга Любое внешнее движе­ние, поступок, эмоция или мысль есть следствие работы этой программы. Поэтому причины неэффективного поведения, ошибки и промахи надо искать не во внешних проявлениях жизнедеятельности, а в тех программах, которые были сфор­мированы в результате воспитания или самовоспитания.

Целенаправленное внушение, связанное с формированием здоровья, навыками поведения в сложной ситуации, повыше­ния самооценки, создает в структурах мозга те нужные ней­ронные модели, которые впоследствии будут считаться при вы­полнении реального действия. Поэтому чтобы стать физичес­ки здоровым или эффективным в делах, надо сначала в мозге сформировать соответствующие программы поведения. Мно­гие люди интуитивно пользуются этими принципами регуля­ции, когда на следующий день им надо встать рано утром. Они могут не заводить будильник, но сказать самим себе. «Завтра утром я встану в 6 часов». И заложенная в сознании программа поднимет человека в назначенное им самим время.

Медитация

Медитация — древнейший способ открытия человеком но­вого знания через достижение сосредоточенного состояния в психической и умственной деятельности. Можно без преуве­личения сказать, что все достижения в культуре человечества есть результат погружения человека-творца в медитативное состояние, приносящее каждому, кто ею занимается, свои дра­гоценные плоды.

В переводе с латинского meditatio означает «размышле­ние, обдумывание» Считается, что термин произошел от древ­неиндийского слова «samadhi», которое обозначает состояние безмятежного психического бодрствования, достигаемого по­средством специальных психологических упражнений. Меди­тирующий человек, согласно буддийским канонам, развивает у себя следующие пять достоинств.

1. веру в истинность учения Будды,

2. энергию, вызванную решимостью следовать учению Будды,

3 стремление быть истинным во всем,

4. желание предаваться созерцанию и размышлению,

5 мудрость.

Исторические данные говорят об использовании медитатив­ных практик еще за 10 тысяч лет до новой эры. Медитацию использовали служители всех известных в культуре религий для нахождения решения сложных жизненных вопросов, как-то при постановке диагноза для лечения болезней, при пред­сказании исхода будущих событий. «Философский экстаз» у Платона и его последователей, пророчества жрецов-оракулов знаменитого древнегреческого храма в Дельфах, шаманство у первобытных народов — все эти явления и факты относятся к проявлениям медитативного состояния сознания.

Современная психология накопила огромное количество фактов, доказывающих позитивное влияние медитации на все сферы жизнедеятельности человека, начиная от оздоровления организма и кончая повышением его творческого потенциала. Позитивный эффект возникает в результате глубокого погру­жения медитирующего в самого себя и обращения к своим соб­ственным внутренним ресурсам.

В состоянии глубокого покоя организм начинает лечить себя сам, вырабатывая при этом все необходимые для своего самолечения собственные лекарственные вещества. В этом же состоянии человек открывает для себя ту или иную истину, обращаясь к своему внутреннему голосу, подсказывающему наиболее правильное решение в трудной жизненной ситуации.

На физиологическом уровне в процессе медитации проис­ходят следующие изменения: уменьшается частота дыхания и снижается уровень потребления кислорода, понижаются час­тота сердечных сокращений и артериальное давление, на элек­троэнцефалограмме регистрируются синхронные альфа-ритмы, что свидетельствует об упорядоченности работы головного мозга, происходит синхронизация во взаимодействии правого и левого полушария Аналогичные изменения происходят и в коре головного мозга молящегося человека. Эти изменения в коре головного мозга сопровождаются угасанием тревоги и беспокойства, появлению умиротворенности и психологичес­кому принятию окружающего мира. Это в свою очередь спо­собствует усилению и укреплению иммунитета

Широчайшие возможности медитации в различных сферах человеческой деятельности можно обобщить следующим об­разом

В области оздоровления организма медитация"

— уменьшает стресс, избавляет человека от внутренней тревоги и суеты, принося внутренний покой и удовлетворен­ность жизнью,

— нормализует деятельность сердечно-сосудистой и кишечно-желудочной системы, равно как и всех других функциональ­ных систем;

— избавляет от бессонницы и улучшает качество ночного сна, уравновешивая его медленные и быстрые фазы Медити­рующие могут обходиться меньшим количеством сна по срав­нению с немедитирующими, так как восстановительные про­цессы в медитации протекают быстрее, чем при обычном сне — регулирует вес, снижая его у чересчур полных и повы­шая у чрезмерно худых;

— снижает потребность в психоэмоциональных стимуля­торах алкоголь, курение табака и наркотики,

— снижает потребность во внешней медицинской помощи, лекарствах и соответственно обращение к врачам

В области личностного развития медитация.

— укрепляет внутреннюю психологическую структуру лич­ности, повышая ее самооценку и независимость от мнения дру­гих людей;

— формирует уверенное, спокойное и в то же время опти­мистическое мироощущение и мировосприятие,

— способствует установлению более тесных и позитивно окрашенных взаимоотношений с окружающими, улучшает от­ношения на работе и в семье,

— способствует нахождению жизненного смысла и жиз­ненных целей.

По данным американских ученых регулярные занятия трансцендентальной медитацией приводят к снижению часто-

ты инфаркта миокарда на 87,4 % и злокачественных образова­ний на 55,4 %. Некоторые зарубежные страховые компании, в частности, голландские, представляют своим клиентам, прак­тикующим регулярную медитацию, скидку в 30 % при страхо­вании здоровья

В области обучения и образования при помощи медита­ции.

— успешно развиваются психические познавательные процес­сы такие, как ощущение, внимание, память, мышление, во­ображение, что в свою очередь помогает более быстрому и глубокому усвоению учебного материала,

— повышается творческий потенциал и способность к генери­рованию оригинальных и нестандартных решений,

— повышается работоспособность в профессиональной сфе­ре и тяга к самовыражению в художественных видах дея­тельности.

Все эти неоспоримые достижения, которые становятся воз­можными благодаря использованию практики медитации, при­вели к тому, что сегодня во многих странах этот вид оздоровле­ния и совершенствования личности находит свое отражение в специальных государственных программах Во многих учеб­ных заведениях Западной Европы, США и Канады медитация введена как обязательная учебная дисциплина, нацеленная на развитие социально ценных навыков у учащихся Большую известность в США получил Международный университет Махариши, пропагандирующий трансцендентальную медита­цию как наиболее эффективный способ решения личностных и социальных проблем Имеются данные, согласно которым уровень преступности в небольших американских городах су­щественно снижается, когда удается вовлечь хотя бы один про­цент жителей в занятия медитацией.

В настоящее время известно довольно большое количество техник и видов медитирования, каждая из которых имеет свои особенности. Медитации делятся на пассивные и активные, содержательные и бессодержательные, открытые и закрытые.

Большинство техник медитации связаны с достижением полного покоя человека в сидячей позе. Техники пассивны по внешнему проявлению, но необычайно активны по своему внут­реннему психологическому наполнению

Активные формы медитации связаны с ритмичным движе­нием. Таковы танцы суфиев в исламе и продолжительный бег

североамериканских индейцев из племени навахо. Для меди­тирующего характерно особое состояние психологического слияния с объектом созерцания. Это можно видеть на примере песни бегущего индейца из североамериканского племени на­вахо:

Гора, я стал твоей частью,

Травы, я стал вашей частью.

Солнце, озаряющее землю,

Я стал твоей частью, и т. д

В Тибете существует племя лун-гом-па, которое называют не иначе, как племя «беговых йогов». В медитативном состоя­нии сознания они способны пробегать за одну ночь свыше 200 километров. При беге взгляд этих бегущих йогов сосредоточи­вается на далекой звезде, что способствует возникновению измененного состояния сознания. Интересно, что, находясь в обычном состоянии, они не могут выполнять свой фантасти­ческий бег.

Содержательные медитации связаны с погружением в объект созерцания или же какую-либо мысль. В этом случае никакая другая мысль, кроме той, на которую направлено вни­мание, не должна прийти в сознание. В бессодержательной медитации сознание медитирующего нацелено на то, чтобы в нем не было ни одной мысли, а была пустота, создающая толь­ко ощущение просветления ума. Такое состояние возникает, когда есть конец одной мысли и нет начала следующей.

В открытой медитации медитирующий может прислушивать­ся ко всем звукам, доносящимся до его слуха, или же видит все мельчайшие подробности объекта, находящимися в данный момент передним. Знаменитая китайская чайная церемония — одна из разновидностей открытой медитации, когда медитиру­ющий выполняет каждое свое движение с полным осознанием его смысла и значения в общем ритуале церемонии.

В закрытой форме — медитирующий с закрытыми глазами не воспринимает никаких посторонних звуков, предметов, ощущений.

Обычно для медитации принимают особую позу. Наибо­лее распространенная из них — поза лотоса со скрещен­ными ногами или положение сидя на пятках. Можно си­деть на стуле, но во всех случаях обязательное требование — выпрямленный позвоночник и ладони должны быть развер­нуты наружу.

Нельзя медитировать сразу после еды, после принятия ал­коголя и курения. Перед началом медитации желательно по­чистить зубы, принять освежающий душ, снять пальцами на­лет с языка

Для начинающих один из самых доступных способов вхож­дения в медитативное состояние — подсчет вдохов и выдохов от одного до десяти и обратно. Вдохи делаются на нечетные числа, выдохи — на четные. Если ученик сбивается со счета или отвлекается на что-то постороннее, то процесс медитиро­вания начинается сначала. Вот классический вариант дыхатель­ной медитации, приписываемый самому Будде.

«Я сажусь со скрещенными ногами и выпрямленным позво­ночником. Мое сознание сконцентрировано на моменте выдо­ха, мое сознание сконцентрировано на моменте вдоха.

Делаю длинный вдох,

Делаю длинный выдох,

Делаю короткий вдох,

Делаю короткий выдох,

Я чувствую свое дыхание — я вдыхаю,

Я чувствую свое дыхание — я выдыхаю,

Мое тело расслабляется — я вдыхаю,

Мое тело расслабляется — я выдыхаю,

Я чувствую свое тело — я вдыхаю,

Я чувствую свое тело — я выдыхаю,

Какое спокойное ощущение — я вдыхаю,

Какое спокойное ощущение — я выдыхаю,

Я наблюдаю за своими мыслями — я вдыхаю,

Я наблюдаю за своими мыслями — я выдыхаю,

Я расслабляюсь — я вдыхаю,

Я расслабляюсь — я выдыхаю,

Спокойствие и тишина — я вдыхаю,

Спокойствие и тишина — я выдыхаю»

Предлагая своим ученикам этот способ медитирования, Будда говорил, что если они смогут осознавать свое дыхание в течение одного часа, не упустив ни одного вдоха-выдоха, то они достигнут просветления.

Один из вариантов дыхательной медитации — сосредоточе­ние всех мыслей на дыхании и просчитывание — на вдох — 1,2,3,4, на выдох — 4,5,6,7; снова на вдох — 9,10,11,12 и вы­дох на счет 13,14,15,16. Продолжать до 248. На счет 249 — открыть глаза и продолжать упражнение до счета 500.

Ш У начинающих медитировать довольно часто бывает отвле­чение на посторонние мысли после нескольких вдохов-выдо­хов Заметив это, надо вернуть свое внимание на дыхание и таким образом снова ощутить себя в центре своего собствен­ного Я, а не на внешних мыслях о посторонних вещах

Сознающая медитация

В этой разновидности медитации человек наблюдает все то, что он сможет заметить снаружи и внутри себя — шум с ули­цы, обрывки фраз из соседней комнаты, биение пульса, онеме­ние ноги, подрагивание мышцы. За всем этим надо наблюдать с позиции стороннего наблюдателя, отмечая мысли и ощущения без долгой на них фиксации Как рекомендует Джаннет Рейну-оттер, если возникают болезненные воспоминания, не надо им позволять овладевать вами. Надо снабдить их лаконичными пометками, такими, как «чувство уныния», «воспоминание», «чувство раздражения», сказать себе «Да и это было в моей жизни», — и отпустить воспоминание от себя

Медитация на свечу

Этот вид медитации присутствует во многих религиозных культах. Он связан с концентрацией взгляда и внимания на пламени свечи Известно, что на зрительное восприятие ухо­дит около 50 % психической энергии человека. У человека с расстроенными нервами мысли прыгают и путаются между со­бой. Это сопровождается беспорядочными движениями глаз. Американцы называют такое состояние словами «monkey-mind» — обезьянье сознание

Когда мы останавливаем взор на одной точке, мы добиваем­ся с одной стороны прекращения суеты взора и концентрацию возбуждения только в одном участке мозга. С другой стороны такая концентрация обеспечивает по закону отрицательной индукции торможение в других областях коры головного моз­га. Это помогает скорейшему психическому успокоению и вхождению в измененное состояние сознания, присущее меди­тации. Сосредоточение взгляда на пламени свечи или ритуаль­ного огня — очень сильный прием воздействия на психичес­кое состояние человека, которое мы видим во всех мировых религиях — христианстве, исламе и буддизме Янтра-медитация

В культуре йогов для вхождения в измененное состояние сознания были разработаны янтры — так называются специ­альные геометрические рисунки, которые в символической форме передают связь человека со Вселенной, единства в нем мужского и женского начала, бесконечность пространства и времени. Янтра располагается на расстоянии 50-120 см от глаз медитирующего в зависимости от размера рисунка. Вдыхая, следует представлять себе внесение в свой духовный мир тех сущностей, которые заключены в янтре, выдыхая — отбрасы­вать от себя все негативные посторонние мысли. Один из при­знаков, по которому медитирующий может почувствовать на­ступление измененного состояния сознания, — когда янтра начинает казаться объемной и возникает ощущение единства с Космосом и ощущение самого себя как его неразрывной части. Вот образцы йогических янтр, взятые из книги Ю Каптена «Основы медитации» (С 96-97)

Мантры

В переводе с санскрита ман означает ум, тра — освобож­дение. Мантрами называют особые звуковые молитвенные формулы, вызывающие в организме резонансные вибрации и приводящие человека к измененному состоянию сознания. Поскольку весь окружающий человека мир пронизан всевоз­можными вибрациями, начиная от движения планет и кончая биотоками мозга, то, создавая и управляя этими вибрациями, человек получает возможность влиять при помощи них как на самого себя, так и на других

Одна из самых знаменитых восточных мантр — мантра ОМ, которая в ведической традиции произносится как А-О-У-МММ На вдохе медитирующий мысленно представляет эту мантру, на выдохе — пропевает на одной ноте. При этом звук «М» должен по длительности равняться первым трем гласным. В процессе пения представлять в своем воображении Космос и звезды, сверкающие ярким светом, беспредельные просторы Вселенной, входящие в сознание медитирующего

Другая знаменитая индийская мантра звучит как ОМ-МАНИ-ПАДМЕ-ХУМ, что в переводе с санскрита озна­чает «О Сокровище в лотосе'» . Повторение этой мантры на одной ноте дает очищение ума от посторонних мыслей и ведет к просветлению сознания Когда мы о чем-то думаем, то всегда, хотим мы этого или нет, проговариваем в скрытом и свернутом виде наши мысли на наших голосовых связках. Когда же голо­совые связки оказываются занятыми пропеванием мантр, то уже никакая другая мысль у большинства людей не может вой­ти ни в их голосовой аппарат, ни в их сознание.

С прочтением каждого из шестизначных слогов мантры ОМ-МАНИ-ПАДМЕ-ХУМ рекомендуется представлять себе

последовательную смену белого, синего, желтого, зеленого, красного и черного цветов.

Наши рекомендации