Жизнь моя есть то. что думаю о ней
1. Жизнь моя есть то, что думаю о ней, Сила моя то, что думаю о ней,
Воля моя то, что думаю о ней. Здоровье мое — то, что думаю о нем.
2. Я думаю о том, что жизнь моя прекрасна, Я думаю о том, что очень счастлив я!
Я верю, что живу и мыслю не напрасно, И счастьем одарит меня судьба моя!
3. Я думаю о том, что в жизни все возможно, Я думаю, удача улыбнется мне. Я верю, что судьбою жизнь дана не зря мне, Любовь и солнца свет, и радость будут в ней! Жизнь прекрасна так, что хочется мне петь, В голубое небо птицей полететь'. Стороной пройдут все грозы и дожди, И ждут меня любовь и счастье впереди!
Сто тысяч солнц сияет в моем взоре! Сто тысяч вольт — заряд в моей груди! Сто тысяч сил в могучем сердце бьется. Сто тысяч чувств кипят в моей груди!!!
/. Возвышая свои мысли над судьбой, Вижу мир я лишь с хорошей стороны! Я хочу смеяться, петь и танцевать! Самому штурвал судьбы в руках держать!
2. Я достоинством своим не поступлюсь, И останусь я везде самим собой. Мои мысли всегда свежи и чисты, Потому что я поклонник красоты.
3. Буду думать только о хорошем я, И стремиться в жизни видеть красоту. Как цветок на воле жить и расцветать, Самому всегда решенья принимать
Что мешает стать здоровым
Все люди хотят быть веселыми и счастливыми, но в них самих существуют некоторые преграды, которые мешают к такой жизни прийти. Эллис выявил 15 причин, которые мешают людям прийти к новому стилю мышления и стать более счастливыми и здоровыми. Это:
• Дурная привычка мыслить плохо и дисфункционально, от которой бывает трудно отказаться, ибо клиент думает, что как он думает, это правильно.
• Склонность жить по инерции в мыслях и чувствах, ничего при этом не меняя.
• Желание получать удовольствие немедленно и любой ценой.
• Привычка совершать действия, которые объективно вредны и без которых можно обойтись, — курение, алкоголь и азартные игры
• Чрезмерная внушаемость, доверчивость и конформизм.
• Склонность впадать в панику или подозрительность при малейшей неприятности или принятии решений, вместо того чтобы быть внимательным и осторожным.
• Склонность к мании величия и к ощущению себя «пупом земли»
• Приверженность строить свои жизни по принципу «все или ничего».
• Нереалистическое мышление, строящееся больше на мечтах и на фантазиях, чем на основании объективных фактов
• Желание тянуть время и избегать того, что не нравится, в частности, принимать решения.
• Нежелание быть настойчивым, привычка сдаваться и опускать руки при первых трудностях
• Склонность к чрезмерным обобщениям на основе единичных фактов
• Бездумность и торопливость в принятии решений.
• Склонность самому создавать свои эмоциональные трудности, а потом самого же и обвинять в этом
• Наличие «таланта» догматического мышления
Те или иные признаки подобного инфантильного мышления присущи, к сожалению, сознанию многих людей, считающих себя зрелыми и взрослыми. Поэтому сам Эллис ограничивал свой метод работой с образованными и интеллигентными людьми, которые обладают высокой мотивацией в желании избавиться от своих иррациональных убеждений и научиться думать лучше.
Но большинство людей не понимает своих иррациональных убеждений. Они также не хотят рисковать и прилагать усилия, связанные с действиями. Другие знают, что надо делать, но испытывают недостаток уверенности для совершения действий. И во всех этих случаях им оказывается нужна помощь психотерапевта.
Когнитивный подход к лечению неврозов обогатил современную психотерапию оригинальными идеями, которые по-новому объяснили такие психические отклонения, как боязнь открытых и закрытых пространств, анорексии и булимии, фобии и депрессии.
Мысли о том, почему надо бояться открытых пространств, или же отказываться от еды, оказались завязанными с ранним негативным эмоционально-аффективным опытом, пережитым в детстве. Переживание опасности и страха открытых пространств, когда тебе никто не может помочь в случае непредвиденной опасности, при внимательном анализе оказывается связанным с нарушением контакта с матерью или с близкими людьми, которые ее замещали.
Например, когда мать оставляла надолго своего ребенка в детстве одного, и ему становилось страшно от того, что с ним никого нет, то впоследствии тот же страх актуализируется в открытых или закрытых пространствах, когда человек боится, что если с ним что-то случится, то никто не сможет прийти к нему на помощь. Мысли об этом вызывают панические атаки, которые сопровождаются увеличением ритма сердечных сокращений, затем появляется учащенное дыхание, и человек начинает еще больше бояться и расстраиваться.
В первые годы жизни в случаях спорадической заботы мать начинает рассматриваться своим ребенком как лицо, которое одновременно несет и любовь, и ненависть — «я ее так люблю, а она меня бросила». Такие же чувства возникают у ребенка, когда мать, расстроенная капризами и непослушанием ребенка, в сердцах говорит ему: «Уйду от тебя, я тебя больше не люблю!» В ответ на эти слова ребенок обижается, он начинает считать себя «плохим» и старается стать хорошим, развить свои способности, стать удачливым, чтобы мама стала бы более ласковой. Примерно так возникает перфекционизм — желание быть совершенным во всех отношениях. Поскольку объективно это невозможно, то всякий раз даже при малейшей неудаче человек жестко критикует и обвиняет сам себя, что, в конце концов, приводит его к переживаниям, чувствам стыда, вины и депрессии.
Депрессия может усугубиться, если ребенок пережил какие-либо реальные потери. Если нет нужной эмоциональной поддержки от оставшихся близких людей, то мир начинает восприниматься как юдоль скорби и одиночества. И чтобы избежать в нем заброшен-ности и покинутости, надо добиться успеха, чтобы тебя хоть как-то замечали и любили. Нередко ценой больших усилий человек добивается успеха. Однако, достигнув его, он с удивлением открывает для себя, что его переживания одиночества остались вместе с ним.
Амбивалентные чувства к матери в первые месяцы и годы жизни и ситуации, при которых она одновременно воспринимается как «хорошая» и как «плохая» формируют так называемую «ненадежную» привязанность. Человек с такого рода отношением к объекту любви уже во взрослом состоянии относится к нему очень противоречиво. При самой горячей влюбленности из подсознания в какой-то момент вылезает противоположное чувство и тогда партнер, даже если он идеален, наделяется какими-то негативными чертами, которые отталкивают любящего от объекта своей любви. После какого-то времени маятник любви и привязанности начинает движение в обратную сторону.
Примером «ненадежной» привязанности могут послужить отношения Николая Васильевича Гоголя с его матерью. В своих нежных письмах к ней он нередко приглашал ее к себе в гости. Но как только мать вот-вот собиралась это сделать и навестить любимого сына, Гоголь под разными предлогами уезжал из дома. Его известный герой Подколесин из пьесы «Женитьба» наглядно показывает эти метания между стремлением к любви и бегством от нее в последний момент. В принципе это очень грустная комедия, которая при анализе раскрывает драму отношений Гоголя как с его женщинами, так и с его матерью.
Невыносимая неопределенность в отношениях может подтолкнуть человека в таких случаях к так называемым паллиативным средствам решения проблемы — алкоголю, перееданию, курению или к наркотикам.
Мать может заложить в ребенке и сильное чувство вины, основанное на мысли «Я — плохой». Впоследствии, первый попавшийся ловкий пройдоха или мошенник, встретившийся с таким взрослым, сможет, манипулируя этим чувством, делать с этим человеком все, что ему заблагорассудится.
Рекомендации как научиться думать правильно
Когнитивные психотерапевты, работающие с клиентами, страдающими от страхов, тревог и депрессий, прежде всего рекомендуют им подумать над тем, как они думают. Если внимательно присмотреться к своим мыслям, когда находишься в зоне негативных переживаний, то можно заметить, что они выстраиваются в некоторую систему. При этом сразу становится видно, что те или иные эмоции часто являются производными от соответствующих мыслей.
На консультацию пришла женщина средних лет, которая мучительно страдала, так как ее любимый отец неизбежно приближался к своему жизненному пределу. Женщина со страхом ожидала развязки и от этого последние полгода измучила себя трагическими ожиданиями. Я спросил ее, понимает ли она неизбежность такого явления, как смерть, которая рано или поздно случится со всеми нами. — Да, она понимала это. «Тогда представьте себе, что смерть вашего любимого отца уже произошла и он «ушел» в иные миры. Я понимаю, ваше горе будет безмерным. Но ведь сейчас он еще пока жив. Так не лучше ли сейчас радоваться тому, что отец еще жив и с ним можно провести еще какое-то время, наполненное хорошими воспоминаниями и светлыми мыслями?» Подумав некоторое время, женщина согласилась и сказала: «Да, ведь действительно, это неизбежно и мне надо принять смерть моего отца. И наверное, можно еще порадоваться и мне, и моему отцу на остатке его дней».
Для обучения искусству быть счастливым огромное значение имеет формирование у себя позитивного мышления, опыт которого нам оставил Даниель Дефо и его незабвенный герой Робинзон.
Трудно себе представить, сколько слез пролил этот несчастный и великий матрос, оказавшийся на необитаемом острове. Но в один прекрасный день он понял, что слезами горю не поможешь. И поэтому прежде всего Робинзон попытался по-другому взглянуть на то, что с ним произошло. «Да, — сказал он сам себе, — я отрезан от мира, но я не умер от голода. Да, я отделен от всех людей на острове в океане, но судьба выделила меня из товарищей по команде, которым суждено было погибнуть. Да, мне тоскливо и не с кем поговорить, но зато на острове нет хищных зверей, которых надо опасаться».
Рассуждая таким образом, Робинзон пришел к выводу, что «...в любом положении можно найти как отрицательные, так и положитель-ные стороны, за которые надо быть благодарным Провидению... У нас всегда найдется какое-нибудь утешение, которое в счете наших бед и благ следует занести в книгу о приходе».
Вняв голосу рассудка, Робинзон начал мириться со своим положением. Прежде он ежеминутно смотрел на море, в надежде, не покажется ли где-нибудь корабль. После своих размышлений он покончил с напрасными надеждами и все свои мысли направил на то, чтобы по возможности обеспечивать свое существование.
Когда Робинзон предпринял попытку проплыть вокруг острова на сделанной им лодке, и его стало уносить в открытый океан, он отчетливо понял, как легко самое безотрадное положение может сделаться еще безотрадней. «Такова уже человеческая натура, — заключил он. — Мы никогда не видим своего положения в истинном свете, пока не изведаем на опыте положения еще более худшего, и мы никогда не ценим тех благ, какими обладаем, пока не лишимся их».
Робинзон предпринял успешную попытку сформировать у себя то, что сегодняшние психологи называют позитивным мышлением.
Для обретения счастливого мироощущения можно завести «Книгу радости», в которую ваши друзья и знакомые будут записывать вам свои добрые пожелания, анекдоты, стихи. В трудную минуту такая книга поможет лучше всяких лекарств.
— Счастлив не тот, кто все имеет, но тот, кто ничего не желает — так наставлял свою паству великий Будда. И он был сто раз прав. Легенды рассказывают, как Александр Македонский, уже завоевавший большую часть Древнего мира, с тоской и вожделением смотрел на Луну, сожалея о том, что не может двинуть туда свои войска, чтобы завоевать и ее.
Таким образом, есть два пути достижения счастья и душевного равновесия — либо отказаться от всех сосущих душу желаний, либо активизировать все свои силы и достичь того, чего хочется. Какой путь лучше выбрать — каждый должен решить для себя сам, исходя из своих внутренних ресурсов, наличной ситуации и подходящего момента.
Очень хорошим способом выявления автоматических и иррациональных мыслей является ведение дневника, благодаря которому человек может вступить в диалог с самим собой. В нем положительные поступки можно акцентировать, а негативные сглаживать и приписывать обстоятельствам.
Многие наши расстройства случаются из-за того, что нам не с кем поговорить и обсудить свои проблемы — часто мы стесняемся своих слабостей и поэтому не можем говорить о своих чувствах. Здоровое сознание всегда диалогично, больное — стоит только на одной точке зрения, которую считает самой правильной. То, что с одной точки зрения кажется ужасным и безрадостным, с другой точки может показаться не таким уж и плохим. На выявление диалога в сознании направлена известная методика гештальттерапии, названной Ф. Перлзом «Горячий стул».
Когда появилась «больная» мысль, вызывающая сильные негативные эмоции, надо посмотреть:
• не являются ли нынешние переживания эхом из тяжелого детства и сформировавшихся там неблагоприятных комплексов;
• не присутствует ли в этих мыслях «тирания долженствования, доставшаяся от слишком суровых и неулыбчивых родителей?
• что будет с этими мыслями, если их проверить в эксперименте? Насколько верно утверждение «Меня не будут любить, если я не имею внешние данные топ-модели?» или не похудею, или не буду пользоваться дорогой косметикой, или и т. д.
Если тревоги и волнения перед ответственным экзаменом или из-за потери близкого человека становятся невыносимыми, то стоит подумать и представить себе то, что самое худшее, что могло произойти, уже произошло. Тогда станет видно, что небо не упадет на землю и жизнь все-таки не кончается.
Практикуйте регулярные положительные позитивные самоутверждения типа: «Я справлюсь, я все преодолею» или же «Ведь все проходит, и это пройдет» помогает уменьшить чувства тревоги, тоски.
Создайте свой автопортрет (словесный и нарисованный) и обсудите его с близким другом или подругой, который может оспорить идеи самообвинений и страхов. Такое обсуждение — один из действенных путей приведения строя мыслей в надлежащее состояние.
Ведите дневник и разговаривайте больше сами с собой — проговаривание вслух тревожащих мыслей очищает от них сознание, повышает точность самонаблюдения и способствует нормализации состояния.
Выражайте свои эмоции помимо дневника — в рисунке, в танце, в пении, в физических упражнениях. Все это способно повлиять на возникновение позитивных мыслей. Так уж мы устроены, что когда мы полностью выражаем свои негативные эмоции, они, естественно, сменяются положительными.
Не ленитесь!