Общее понятие об обмене веществ в организме. Звенья обмена веществ. Понятие об азотистом равновесии. Положительный и отрицательный баланс азота. Калорийная ценность пищевых продуктов.

Постоянный обмен веществ и энергии между организмом и окружающей средой является необходимым условием его существования и отражает их единство. Сущность этого обмена заключается в том, что поступающие в организм питательные вещества после пищеварительных превращений используются как пластический материал. Энергия, образующаяся при этих превращениях восполняет энергозатраты организма. Синтез сложных специфичных веществ организма из простых соединений, всасывающихся в кровь из пищеварительного канала, называется ассимиляцией или анаболизмом. Распад веществ организма до конечных продуктов, сопровождающийся выделением энергии называется диссимиляцией или катаболизмом. Два этих процесса неразрывно связаны. Ассимиляция обеспечивает аккумуляцию энергии, а энергия выделяющаяся при диссимиляции необходима для синтеза веществ. Анаболизм и катаболизм объединены в единый процесс с помощью АТФ и НАДФ. С их помощью энергия образующаяся в результате диссимиляции передается для процессов ассимиляции.

Состояние белкового обмена оценивается по азотистому балансу. Это соотношение количества азота поступающего с белками пищи и выделенного из организма с азотсодержащими продуктами обмена. В белке содержится около 16 г азота. Следовательно выделение 1 г азота свидетельствует о распаде в организме 6,25 г белка. Если количество выделяемого азота равно количеству поглощенного организмом имеет место азотистое равновесие. Если поступившего азота больше, чем выделенного, это называется положительным азотистым балансом. В организме происходит задержка или ретенция азота. Положительный азотистый баланс наблюдается при росте организма, при выздоровлении после тяжелых заболевания, сопровождавшихся похуданием и после длительного голодания. Когда количество азота, выделенного организмом больше, чем поступившего, имеет место отрицательный азотистый баланс. Его возникновение объясняется распадом собственных белков организма. Он возникает при голодании, отсутствии в пище незаменимых аминокислот, нарушениях переваривания и всасывания белка, тяжелых заболеваниях. Количество белка которое полностью обеспечивает потребности организма называется белковым оптимумом. Минимальное, обеспечивающее лишь сохранение азотистого баланса - белковым минимумом. ВОЗ рекомендует потребление белка не менее 0,75 г на кг веса в сутки. Энергетическая роль белков относительно небольшая.

В зависимости от возраста, пола, профессии потребление белков, жиров и углеводов должно составлять: у мужчин I-IV групп Б: 96-108 г, Ж: 90-120 г, У: 382-552 г; у женщин I-IV групп Б: 82-92 г, Ж: 77-102 г, У: 303-444 г.

Фазы деятельности сердца, их происхождение и значение. Компоненты систолы и диастолы желудочков. Общая пауза в деятельности сердца.

Методичка КРОВООБРАЩЕНИЕ стр 5

Иммунологические основы групповой принадлежности крови. Понятие о системе АВО. Иммунологический конфликт в системе АВО. Правила переливания крови.

Методичка КРОВЬ стр 39

Учебник стр 172

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №11

1. Локализация функций в коре больших полушарий (Бродман, И.П. Павлов). Современные представления о локализации функций в коре полушарий большого мозга. Парность в работе полушарий головного мозга и их функциональная асимметрия. Доминантность высших психических функций (речь).

Структурно-функциональная организация коры головного мозга

Кора головного мозга – это слой серого вещества, покрывающий большие полуша-

рия. В состав коры входят: а) нейроны; б) клетки нейроглии. Нейроны коры головного

мозга имеют колончатую организацию (строение). В колонках осуществляется перера-

ботка информации от рецепторов одной модальности (одного значения). Связь между

нейронами осуществляется через аксодендритные и аксосоматические синапсы. На осно-

вании различий в строении коры головного мозга Бродман разделил ее на 52 поля.

2. Значение коры головного мозга:

1) осуществляет контакт организма с внешней средой за счет условных и безусловных

рефлексов;

2) регулирует работу внутренних органов;

3) регулирует процессы обмена веществ в организме;

4) обеспечивает поведение человека и животных в окружающей среде;

5) осуществляет психическую деятельность.

3. Методы изучения функций коры головного мозга

Для изучения функций коры головного мозга используются следующие методы:

1) экстирпация (удаление) различных зон коры головного мозга; 2) раздражение различ-

ных зон обнаженной коры; 3) метод условных рефлексов; 4) отведение биопотенциалов;

5) клинические наблюдения.

4. Функциональное значение различных областей коры головного мозга

По современным представлениям различают три типа корковых зон: 1) первичные

проекционные зоны; 2) вторичные проекционные зоны; 3) третичные (ассоциативные)

зоны.

Локализация функций в коре головного мозга:

1. Лобная область (сомато-сенсорная кора) включает:

а) прецентральную зону – моторная и премоторная области (передняя центральная

извилина), в которой располагается мозговой конец двигательного анализатора;

б) постцентральную зону – задняя центральная извилина, является мозговым кон-

цом кожного анализатора.

2. Височная область – принимает участие в:

а)формировании целостного поведения животных и человека;

б) возникновении слуховых ощущений – мозговой конец слухового анализатора;

в) в функции речи (речедвигательный анализатор);

г) вестибулярных функциях (височно-теменная область) – мозговой конец вестибулярно-

го анализатора.

3. Затылочная область – мозговой конец зрительного анализатора.

4. Обонятельная область –грушевидная доля и гипокамповая извилина, являются моз-

говым концом обонятельного анализатора.

5. Вкусовая область - гиппокамп, в котором локализован мозговой конец вкусового ана-

лизатора.

6. Теменная область – отсутствуют мозговые концы анализаторов, относится к числу ас-

социативных зон. Расположена между задней центральной и сильвиевой бороздами. В

ней преобладают полисенсорные нейроны.

5. Совместная работа больших полушарий и их функциональная асимметрия

Совместная работа больших полушарий обеспечивается:

1) анатомическими особенностями строения (наличие комиссур и связей между двумя

полушариями через ствол мозга);

2) физиологическими особенностями.

Работа больших полушарий осуществляется по принципу: а) содружественных от-

ношений, б) реципрокных отношений.

Кроме парной целостной работы больших полушарий для их деятельности харак-

терна функциональная асимметрия. Особенно асимметрия проявляется в отношении двигательных функций и речи. У праворуких доминирующим является левое полушарие.

Наши рекомендации