Прикосновение к половым органам руками, без какого либо препятствия между ними.

Передают со слов Йусры бинт Сафван, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть не молится тот, кто коснулся половых органов, пока не совершит омовение». Этот хадис передали Абу Дауд 181, ат-Тирмизи 82, ан-Насаи 1/100 и Ибн Маджах 479, а ат-Тирмизи подтвердил его достоверность. Аль-Бухари сказал, что это наиболее достоверное сообщение на эту тему. Этот хадис также передали Малик, аш-Шафи’и, Ахмад и другие. Абу Дауд сказал: «Я спросил у Ахмада: «Но хадис от Йусры ведь недостоверный?!» Он сказал: «Конечно он достоверный».

В той версии этого хадиса, которую передали Ахмад 26033 и ан-Насаи 164, говорится:

«Йусра слышала как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:

«Совершить омовение следует тому, кто коснулся своих половых органов».

Здесь это носит общий характер и относится к прикосновению, как к собственным, так и к чужим половым органам.

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто коснулся половых органов без какого либо препятствия[Имеется в виду между рукой и органами]должен совершить омовение». Этот хадис передали Ахмад 8385, Ибн Хиббан и аль-Хаким, который расценил его как достоверный так же, как и Ибн ‘Абдуль Барр.

Ибн ас-Сакин сказал: «Этот хадис - лучшее, что было передано на эту тему».

В той версии этого хадиса, которую передал аш-Шафи’и говорится: «Если кто-нибудь из вас коснется своих половых органов, без какого либо препятствия между ними, то он должен совершить омовение».

‘Амр ибн Шу’айб передал от своего отца и деда, да будет доволен Аллах ими всеми:

«Любой мужчина, прикоснувшийся к своим половым органам, пусть совершит омовение. И пусть совершит омовение любая женщина, которая коснется своих половых органов». Этот хадис передал Ахмад 7076. [Шу’айб аль-Арнаут назвал хадис хорошим. «Муснад Ахмад» 2/223]. Ибн аль-Каййим сказал: «Аль-Хазими сказал: “Цепочка (рассказчиков этого хадиса) является достоверной”».

Ханафиты считают, что прикосновение к половым органам не нарушает омовение. Они опираются на хадис, в котором говорится, что один человек спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Должен ли совершить омовение тот, кто коснется своих половых органов?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Нет, это же часть (твоего тела)». Этот хадис передали Абу Дауд 182, ат-Тирмизи 85, ан-Насаи 1/101, Ибн Маджах 483, а Ибн Хиббан 1119 подтвердил его достоверность. [Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 167]. Ибн аль-Мадини сказал: «Этот хадис лучше, чем хадис от Йусры».

[Примечание не из книги]:

Главным доводом тех ученых, которые говорили, что прикосновение к половому органу нарушает омовение, является хадис:

‘Уруа ибн аз-Зубайр рассказывал, что однажды он зашел к Маруану ибн Хакаму и они стали говорить про омовение. Маруан сказал: “Тот, кто прикоснулся к своему половому органу, должен совершить омовение”.‘Уруа сказал: “Я это не знаю”. Маруан сказал: “Бусра бинт Сафуан сказала мне, что слышала, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто прикоснулся к своему половому органу, должен совершить омовение»”. Малик 1/42/15, Ахмад, 6/406, Абу Дауд 181, ат-Тирмизи 82, аль-Хумайди 352.

Достоверность этого хадиса подтвердили имамы Ахмад, Ибн Ма’ин, ат-Тирмизи, ад-Даракъутни, аль-Байхакъи, аль-Хазими, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, Ибн ‘Абдуль-Барр, Ибн Хаджар, ас-Суюты, шейх аль-Альбани и мн. др. См. “ат-Тальхыс” 1/123, “Ируауль-гъалиль” 116.

А хафиз ас-Суюты вообще сказал, что данный хадис относится к категории мутауатир (передающийся множественными путями), а Къады Абу ат-Тайиб сообщил, что этот хадис передавали девятнадцать сподвижников от пророка (мир ему и благословение Аллаха). См. “Файдуль-Къадир” 6/237.

Также передается от Амра ибн Шуайба от его отца от его деда от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то, что он сказал: «Любой мужчина, дотронувшийся до своего полового органа, должен совершить вуду, а также любая женщина, дотронувшаяся до своего полового органа, должна совершить вуду». [Хороший иснад, передал Ахмад 2/223, ад-Даракутни 1/147].

Что же касается тех ученых, которые считали, что прикосновение к половому органу не нарушает омовения, то они опирались на следующий довод:

Талькъ ибн ‘Али рассказывал: “Однажды один человек спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха): “Должен ли человек совершить омовение после прикосновения к половому органу?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Нет, ибо это часть твоего тела»". Абу Дауд 182, ат-Тирмизи 85, ан-Насаи 165.

Однако в отличии от предыдущего хадиса о необходимости совершения омовения при прикосновении к половому органу, ученые сильно разногласили в достоверности этого хадиса. Несмотря на то, что некоторые имамы, среди которых Ибн Хиббан, ат-Тахауи, шейх аль-Альбани, подтвердили его достоверность, такие ученые, как Абу Зур’а, Абу Хатим, аш-Шафи'и, ад-Даракъутни, аль-Байхакъи, Ибн аль-Джаузи и другие, считали этот хадис слабым. См. “Найлюль-аутар” 1/191.

А ан-Науауи вообще говорил, что ученые единогласны в слабости этого хадиса. См. «аль-Маджму’» 2/42.

Однако, конечно же это ошибка, так как ученые не были единогласны в слабости этого хадиса. Но все же, хадис: «Тот, кто прикоснулся к своему половому органу, должен совершить омовение» достовернее, чем хадис Талькъа однозначно!

Аль-Байхакъи сказал: “Достаточно для превосходства хадиса Бусры над хадисом Талькъа того факта, что два шейха (аль-Бухари и Муслим) не опирались ни на одного передатчика хадиса Талькъа. Что же касается передатчиков хадиса Бусры, то аль-Бухари и Муслим опирались на них всех!” См. “Ма’рифатиу-ссунан уаль-асар” 1/234.

Во-вторых, в одной из версий хадиса Талькъа, которую приводит Абу Дауд № 183, сообщается: “О пророк Аллаха, нарушается ли омовение после прикосновения к половому органу в намазе?”

Исходя из этой версии хадиса, можно предположить, что речь шла о прикосновении к половому органу именно через одежду, поскольку совершающий молитву человек, делает это в основном через одежду. И это мнение также подкрепляется хадисом: «Если кто-либо из вас прикоснется к своему половому органу не через одежду, то пусть совершит такое же омовение, как для молитвы». ад-Даракъутни 1/147, аль-Байхакъи 1/133. Хадис хороший. См “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1235.

Кстати имам аш-Шаукани относительно этого хадиса сказал: “Этот указывает на обязательность совершения омовения (после прикосновения к половому органу), и этот хадис опровергает мнение тех, кто сказал о желательности (совершения омовения после прикосновения к половому органу)”. См. “Найлюль-аутар” 1/192.

В-третьих, хадис Талькъа – это ответ на вопрос, тогда как хадис:«Тот, кто прикоснулся к своему половому органу, должен совершить омовение»,является велением, обращенным к умме, что считается сильнее доводом!

В-четвертых, мнение о том, что прикосновение к половому органу нарушает омовение, принадлежит большинству сподвижников, среди которых ‘Умар ибн аль-Хаттаб, Ибн ‘Умар, Ибн ‘Аббас, Абу Хурайра, ‘Аиша, Са’д ибн Аби Уаккъас. См. “аль-Аусат” 1/193, “Найлюль-аутар” 1/189.

В-пятых, многие ученые, которые считали хадис Талькъа достоверным, говорили, что это положение, что прикосновение к половому органу не нарушает омовение, является отмененным. Имам Ибн Хиббан писал: “Хадис Талькъа является отмененным, поскольку Талькъ ибн Али прибыл к пророку (мир ему и благословение Аллаха) в начале первого года по хиджре, когда мусульмане строили мечеть посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в Медине. А хадис, с велением совершать омовение после прикосновения к половому органу также передается и от Абу Хурайры. А Абу Хурайра принял Ислам в седьмом году по хиджре, что указывает на то, что хадис Абу Хурайры был после хадиса Талькъа”. См. “ат-Та’ликъат аль-хисан” 2/389.

Ибн Хазм писал: “Хадис Талькъа достоверный, однако, в нем нет доказательства по нескольким причинам. Во-первых, на этот хадис опирались до того, как пришло веление совершать омовение после прикосновение к половому органу, и нет сомнения в том, что это сообщение является отмененным (мансух). Во-вторых, слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Это только часть твоего тела»,являются ясным доказательством на то, что это было до веления совершать омовение после прикосновения к половому органу. И если бы это произошло после, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) не сказал бы такого, и обязательно указал бы на предыдущее веление”. См. “аль-Мухалля” 1/139.

Шейх Ибн Баз во время урока «Шарх Булюгъ аль-марам» сказал: “Прикосновение к половому органу не нарушало омовение в начале Ислама, затем это было отменено хадисом Бусры. И хадис Бусры достовернее, чем хадис Талькъа, и прикосновение к половому органу нарушает омовение!”

Также о том, что хадис Талькъа отменен говорили такие имамы, как ат-Табарани в “аль-Кабир” 8/402, аль-Хазими в “аль-И’тибар” 77, аль-Байхакъи в “аль-Хиляфият” 2/289 и Абу Бакр ибн аль-'Араби в «‘Аридатуль-ахуази» 1/117.

И действительно, ведь в хадисе Талькъа пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал причиной не нарушения прикосновения к половому органу то, что это часть тела, т.е. нет разницы, к чему бы ни прикоснулся человек на своем теле. А хадис: «Тот, кто прикоснулся к своему половому органу, должен совершить омовение», обязательно должен был быть после этого, поскольку половой орган так и остался частью тела, однако к пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришло знание о том, что прикосновение к половому органу нарушает омовение!

Таким образом, это мнение самое аргументированное и сильное из всех существующих по этому поводу. И это веление относится как к мужчинам, так и к женщинам, поскольку в одной из версий этого хадиса сообщается: «Любой мужчина, прикоснувшийся к своему половому органу, должен совершить омовение, и любая женщина, прикоснувшаяся к своему половому органу, должна совершить омовение».Ахмад 1/177, аль-Байхакъи 1/132. Иснад хадиса хороший.

И об этом же говорила и ‘Аиша: “Если женщина прикоснулась к своему половому органу, то ей надлежит совершить омовение”.аш-Шафи’и 90. Достоверность подтвердили аль-Байхакъи и аль-Хаким.

А что касается мнения тех, кто истолковал слово «омовение» в хадисе: «Тот, кто прикоснулся к своему половому органу, должен совершить омовение»,как мытье рук, то такое понимание опровергает версия: «пусть совершит такое же омовение, как для молитвы».

Имам Ибн Хаббан говорил: “Если бы в этих хадисах шла речь о простом мытье рук, как это заявляют некоторые люди, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) не сказал бы: «Пусть возобновит омовение». А такое веление относится только к омовению, которое необходимо совершать для молитвы”. См. “ат-Та’ликъат аль-хисан” 2/385.

Ученые, считающие, что прикосновение к половому органу делает омовение недействительным, разошлись в вопросе:"Любое прикосновение делает омовение недействительным или же только сознательное?"Те, кто считал, что омовение нарушает только сознательное прикосновение, опирались на аят: «Не будет на вас греха, если вы совершите ошибку, если только вы не вознамерились совершить такое в сердце» (аль-Ахзаб 33: 5).

Другие же ученые ответили на это тем, что в подобных аятах и хадисах, в которых указывается на прощение того, что было совершено по ошибке, забывчивости и принуждению, речь идет о прощении греха, а не о спадании законоположения. Как например тот, кто в молитве выпустил воздух не совершил греха, однако он обязан возобновить омовение и молитву.

Также ученые считающие, что омовение нарушает только сознательное прикосновение, опирались на слово: «прикоснулся» (масс), что арабы использовали в отношении того, что делалось сознательно. Однако в хадисах о прикосновении к половому органу нет никаких разделений между сознательным и случайным прикосновением. Это можно сравнить и с прочими нарушениями омовения, как например случайный выход газов.

Имам Ибн аль-Мунзир писал: “Необходимо, чтобы те, кто следует хадису о том, что прикосновение к своему половому органу нарушает омовение, не делали разницу между осознанным и случайным прикосновением, как это и в прочих нарушениях омовения!” См. “аль-Аусат” 1/164.

Омовение нарушает только прикосновение к своему половому органу, ибо нет никакого указания на то, что прикосновение к другому половому органу или же к анальному отверстию нарушает омовение, кроме аналогии.

Вопрос: Нарушает ли омовение прикосновение к анальному отверстию?

Ответ: В этом вопросе разногласят ученые Ислама, и мнение Лейса Ибн Сада, Исхака, аль-Аузаи, аш-Шафии, и Ахмада в одном из риваятов, и также это мнение Ато, аз-Зухри, Маймун Ибн Махран, и других табиинов. (См. "Аль-Истизкар", 1-249, "Аль-Ишраф", 1-109, и др.)

И их довод в этом (см. "аль-Мугни", 1-308, "аль-Баян", 1-187, и др.) – хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Кто потрогал свой половой орган – пусть совершит вуду".(Ахмад, 21735, Ан-Насаи, 440, Ибн Маджа, 474, Ибн Хиббан, 1114, и другие, и Абу Зур'а ар Рази, и другие имамы назвали его достоверным).

И сказала эта группа ученых, что "аль-фарадж"(половой орган) в арабском языке применяется к анальному отверстию. И привели некоторые далили на это. (См. к примеру "Ат-Тамхид", 2-447).

Что же касается второго мнения, то это мнение о том, что это не нарушает вуду, и это мнение Малика, Суфьяна ас Саури, одна передача от Ахмада, и мнение группы табиинов. (См. "аль-Ишраф, 1-109, "аль-Мугни", 1-308, и т.д.)

И их довод – то, что это такая же часть тела, как и другие, прикосновение к которым не нарушает омовения, кроме того, чего исключил далиль, а на этот хадис они говорят что "аль-фарадж" в арабском не распространяется на анальное отверстие, а кыяс будет недостоверным.

Сказал имам аль-Халляль: "Наиболее распространенное из слов Ахмада, и то, по которому действие - что не нужно делать омовение, если прикоснулся к анальному отверстию.

И это потому, что известно в хадисе: "Кто прикоснулся к своему члену - пусть сделает омовение" - а анальное отверстие не сходится по смыслу с этим (чтобы сделать кыяс) - потому что он не имеет устремления (со страстью) трогать это, и потому что это не приводит к выходу чего-то".

Источник: "Аль Мугни", 1/308.

Некоторые имамы считали, что прикосновение к анальному отверстию нарушает омовение , так как в некоторых хадисах: «Пусть тот, кто прикоснулся к своему половому органу» употребляется слово фардж, что также несет значение и анальное отверстие.

Однако с таким определением не было согласны другие имамы, так как они считали, что анальное отверстие (дубур), не называется половым органом. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, преуспели верующие… которые оберегают свои половые органы (фурудж) от всех, кроме своих жен или невольниц» (аль-Муминун 23: 1, 5-6).

Никто из толкователей Корана не толковал слово «половой орган» (фардж), как анальное отверстие.

И Аллах Всевышний сказал: «оберегают свои половые органы от всех, кроме своих жен или невольниц». Нет никаких сомнений в том, что половой акт с женщиной совершается половым органом, а не анальным отверстием!

Ибн Хазм говорил: “Называть анальное отверстие (дубур) половым органом (фардж) не является правильным”. См. “аль-Мухалля” 1/241.

Также в известных словарях по арабскому языку, как «Лисануль-‘араб» и «ан-Нихая» не сказано, что слово «закар», «фардж» (половой орган), также имеет значение: «дубур» (анальное отверстие).

Поэтому языковое понимание некоторых имамов, не является доводом! Ведь слова одного имама над словами другого, не имеет никакой силы.

Однако ясно одно, что омовение (аль-уду) – это поклонение, о нарушении которого не следует говорить кроме как при явном, ясном доводе из Корана и Сунне или единогласного мнения (иджма’)!

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, разъяснив, что прикосновение только к своему половому органу нарушает омовение, сказал: “Основа состоит в том, что омовение, в действительности которого единогласны, не нарушается кроме как при наличии единогласного мнения или же установленной Сунны, которая не подлежит истолковыванию!” См. “ат-Тамхид” 3/342.

Так вот, на то, что прикосновение к анальному отверстию нарушает омовение, нет ни единогласного мнения, ни прямого хадиса!

Таким образом, прикосновение к анальному отверстию или половому органу мужа и жены, а также и детей при подмывании, не нарушает омовения! Также омовение не нарушает прикосновение к лобку, к ягодицам, к яичкам, к месту между анальным отверстием и половым органом, верхней части бедра с внутренней стороны. Все это не нарушает омовения , поскольку нет на это никаких указаний ни в Коране, ни в Сунне, и нет на это единогласного мнения (иджма’). См. “аль-Мухалля” 1/241, “аль-Аусат” 1/210, «аль-Маджму’» 2/45.

252. Дотрагивание до чужого полового органа – не портит, но взять его заново желательно. [Если дотрагивание внутренней стороной кисти не портит омовение, то 250 и 251 тем более, а 252 (Довод – собирание между хадисами. 1) Приказ – хадис Бусры дочери Сафуана марфу’ан: «Кто прикоснулся к своему (мужскому) половому органу, тот пусть возьмет омовение» (Пятеро) Достоверный «مَنْ مَسَّ ذكره فلْيتوضأْ». 2) Уводит с обязательности – хадис Талька ибн ‘Али: «Один человек сказал: «Если человек коснулся своего полового органа во время намаза, то нужно ли ему брать омовение?». Пророкответил ему: «Нет. Ведь это – часть твоего тела» (Пятеро). Хороший. «قال: الرجل يمس ذكره في الصلاة أعليه الوُضوء؟ فقال: لا إنما هو بَضْعَةٌ منك». Иснад этого хадиса крутится вокруг передатчика по имени Кайс ибн Тальк, о котором некоторые имамы сказали, что его память крепкая, а некоторые сказали, что у него есть небольшая слабость в памяти. Поэтому собирая слова имамов можно сказать, что он – уровня хорошего хадиса. Примечание: Ученые приняли хадис: «Нет двух намазов Уитр в одной ночи» вместе с тем, что это - единственный хадис, который пришел в вопросе совершения нескольких намазов Уитр в течение ночи, и иснад этого хадиса также крутится вокруг Кайса ибн Талька. Фетва шейхов Мукбиля и Яхьи аль-Хаджури – обязательно ему брать омовение. Они считают хадис Талька ибн ‘Али недостоверным. ИТОГ ВОПРОСА: Если человек коснулся своего полового органа, то желательно ему взять омовение из-за приказа в хадисе Бусры. Сподвижники, от которых пришли достоверно их мнения о том, что омовение не портится – ‘Абдуллах ибн Мас’уд, Ибн ‘Аббас, ‘Аммар ибн Ясер, Хузейфа ибн аль-Яман. Портится – Ибн ‘Умар. ).] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=GA4fT-3hFDE

255. Дотрагивание до части тела между ногой, животом и яичниками, а также до яичников – не портит./ Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=LZeLBvlusfI

256. Дотрагивание до полового органа животного – не портит. [Довод на вопросы 255 и 256 – отсутствие довода на то, что это портит омовение. И омовение брать после этого не является желательным.] / Слушать разбор этого вопроса:

http://www.youtube.com/watch?v=i4Xy4oWn07o

Фатва с сайта Абду Ллаха аль-Факыха:

«…И если дотрагиваешься до гениталий малыша которые чем-то закрыты, то нет в этом проблем, но если гениталии открыты, и ты притрагиваешься (когда моешь и т.д.) то у ученых в этом вопросе разногласия.

Говорит ибн Мунзирв в «Аусат»: «Говорит группа ученых то, что на таком вудуъ, и это пришло от Аъто и Шафиъи. Говорит Абу Саур: Если дотронулся (кто-то) до гениталий другого, то такому вудуъ.

Говорит Исхак (ибн Рахавейх): Любимее для меня сделать вудуъ.

Говорит другая группа ученых то, что нет в прикосновениях к гениталиям малыша вудуъ.

И об этом сказали Зухри, Аузаъи и Малик, и не считал Рабиъа в прикосновениях к гениталиям малыша проблем, если он маленький».

И нет сомнений в том, то что лучше женщине (и также кто моет и т.д.) если она дотронется до гениталий малыша взять омовение, чтобы выйти из разногласия. А Аллах знает лучше.

http://www.islamweb.net/fatwa/index.php?page=showfatwa&Option=FatwaId&Id=7653

Сказал имам Ибн Абдуль Барр аль-Андалуси: "Нет ничего на том, кто прикоснулся к половому органу животного, или мальчика или девочки" см. "Аль-Кафи фи фикх ахлиль Мадина", 45

Сказал имам аль-Карафи: "Не нарушает прикосновение к члену мальчика и половому органу девочки омовение, поскольку это не из тех мест, где вероятна страсть" см. "Аз-Захира", 235.

[Конец примечания].

Наши рекомендации