Глубокий сон, во время которого человек отключается от внешней среды.

Если человек не держал свое седалище прижатым к полу во время сна, то ему следует совершить омовение (заново).

Передают, что Сафвàн ибн ‘Ассàл, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Во время поездки, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел нам не снимать кожаные носки в течение трех дней и ночей, если мы не были в (большом) осквернении*». Этот хадис передали Ахмад 4/240, ан-Насаи 1/83-84 и ат-Тирмизи 96 и Ибн Хузейма 196, которые подтвердили его достоверность. [Шейх аль-Албани назвал этот хадис хорошим. См. «Сахих Сунан ан-Насаи» 158].

*[То есть, это не нужно было делать после справления большой и малой нужды или сна].

Если во время сна ягодицы были плотно прижаты к полу ни на что не опираясь, то заново омовение совершать не нужно. Об этом говорится в хадисе от Анаса, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, задерживались в мечети ожидая вечернюю молитву/’ишаъ/пока не начинали кивать головами вверх и вниз (от сонливости и сна), после чего становились на молитву не обновляя омовение». Этот хадис передали аш-Шафи’и, Муслим 376, Aбу Дауд 200 и ат-Тирмизи 78.

В той версии этого хадиса, которую передал ат-Тирмизи от Шу’бы сказано:

«Я видел сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спящих до такой степени, что можно было слышать храп некоторых из них, но они становились после этого на молитву не совершая(нового)омовения».

(‘Абдуллах) ибн аль-Мубарак сказал: «По нашему мнению, в это время они сидели».

[Примечание не из книги]:

Сон:

О том нарушает ли сон действительность омовения или нет, ученые высказали целый ряд различных мнений, которые мы вкратце перечислим далее:

Мнение первое:

Кратковременный сон не нарушает омовение. Если же сон продолжается на протяжении длительного времени, то после него необходимо совершить омовение. Это мнение высказали аз-Зухри, Раби’а, Малик, аль-Ауза’и и Ахмад (согласно одной из передач).

Мнение второе:

Если человек уснул лежа, или опершись на что-либо, то омовение нарушается. Если же он уснул в положение поясного или земного поклона, а также сидя, то его омовение действительно. Этого мнения придерживаются ханафиты. В подтверждение своих слов они приводят хадис от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, сказавшего: «Я видел, как однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, уснул во время земного поклона и продолжал спать до тех пор, пока не захрапел, после чего встал и продолжил молиться. Я сказал ему: «О посланник Аллаха, разве ты не спал только что?!» - на что он ответил: «Поистине, совершение омовения обязательно только для тех, кто спал лежа». Однако данный хадис является слабым по причине одного из его передатчиков по имени Абу Халид ад-Даляни, который среди специалистов в области хадиса признан слабым рассказчиком. (О том, что данный хадис недостоверен говорил Ибн аль-Мунзир в «Аль-Аусат» 1/149, а Абу Дауд и вовсе назвал его отвергаемым /мункар/. Также слабым его счел аль-Бухари, как об этом сказано в «’Иляль ат-Тирмизи» и шейх аль-Альбани в «Да’иф ат-Тирмизи»/12).

Мнение третье:

Если человек лег и уснул, его омовение нарушается, если же он уснул сидя, и смог остаться в этом положении, то его омовение действительно. Этого мнения придерживался Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах. Сообщается, что он не видел необходимости в совершении омовения для того, кто поспал сидя. (‘Абдур-Раззак/484; Ибн Абу Шейба 1/132. Иснад сообщения достоверный /сахих/). Передают, что это мнение разделял и Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах. (Ибн Абу Шейба 1/132. Данное сообщение является предположительно хорошим /мухтамаль ли-т-тахсин/, по причине одного из его передатчиков по имени аль-Мугира ибн Зияд). Также это является мнением Абу Умамы: сообщается, что Абу Умама он не раз засыпал сидя, полностью погружаясь в сон, а затем вставал и молился, не совершив омовение. (Ибн Абу Шейба 1/132. Иснад сообщения хороший /хасан/). Помимо прочих это мнение высказали Суфьян ас-Саури, Ибн аль-Мубарак, аш-Шафи’и и Ахмад (согласно второй передаче от него) и оно представляет собой мнение большинства ученых. В качестве довода эти ученые приводят сообщение от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, сказавшего: «Бывало так, что в ожидании вечерней молитвы сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, начинали непроизвольно кивать своими головами*, после чего молились, не совершив омовение». (Абу Дауд/200. Хадис достоверный /сахих/. См. «Сахих Абу Дауд»/194-195).

*[На основании этих слов, данная группа ученых считала, что эти сподвижники спали сидя]

[В версии Муслима данный хадис звучит так: Катада рассказывал: «Я слышал, как Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, говорил: «Бывало так, что сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, засыпали, после чего молились, не совершив омовения». Шу’ба передававший данный хадис от Катады, спросил его: «Ты точно слышал, что Анас говорил это?», и Катада ответил: «Да, клянусь Аллахом!» (Муслим/376)].

Возразить против этого довода можно с нескольких сторон:

Во-первых, мнение этих ученых соответствует основе, согласно которой ничто не может быть признано нарушающим омовение, до тех пор, пока на это не будет предоставлен соответствующий довод. Однако у противников этого мнения такой довод имеется, о чем мы поговорим далее.

Во-вторых, хадисы о том, что сон нарушает омовение, являются текстами воспрещающего характера, а рассматриваемый нами хадис относится к категории текстов допускающего характера. Шариатское правило же гласит: «В случае возникновения противоречия, предпочтение отдается воспрещающим текстам!»

В-третьих, у рассматриваемого хадиса существуют и другие версии, в которых в частности говорится: «Бывало так, что сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, укладывались на свои бока и засыпали, и среди них были как те, кто затем совершал омовение, так и те, кто не совершал его». (Хадис достоверный /сахих/. См. «Сахих Абу Дауд»/197)

Шейх аль-Альбани сказал: «Версия этого хадиса, в которой сказано «…укладывались на свои бока…» опровергает предположение о том, что речь в этом хадисе идет о сне сидя, не говоря уже о том, что возможно речь в нем идет о сне стоя. А это означает, что единственно верным может быть одно из двух: либо, что сон нарушает омовение при любых обстоятельствах, и это мнение, которому отдали предпочтение мы, либо, что сон вообще не нарушает омовение, даже если человек будет спать лежа, как в данном хадисе». (См. «Ируа аль-Галиль»/149).

Также шейх аль-Альбани сказал: «Нельзя использовать данный хадис в качестве довода на то, что сон в положении сидя не нарушает омовение, как это действительно может показаться, поскольку, на самом деле, в этом хадисе говорится о людях, которые спали лежа». (См. «Сахих Абу Дауд» 1/365).

Более того, Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, передавший этот хадис, придерживался иного мнения в этом вопросе, о чем мы упомянем далее.

Абу ‘Убейд аль-Касим сказал: «Раньше я давал людям фетву о том, что уснувший сидя не должен совершать омовение заново. И это продолжалось до тех пор, пока однажды, во время пятничной проповеди, ко мне не подсел один человек, который впоследствии уснул и испустил газы. Я сказал ему: «Встань и соверши омовение», на что он ответил мне: «Я не спал!» Я сказал ему: «Еще как спал! Ты даже испустил газы!» Тогда он принялся клясться Аллахом, что это не он, и дело дошло до того, что он сказал: «Напротив! Это ты испустил газы!» После этого случая я оставил то, в чем был убежден относительно уснувшего сидя, и стал принимать во внимание ситуации, когда сон берет верх над человеком, окутывая его сердце». (См. «ат-Тамхид»).

Мнение четвертое:

Сон нарушает омовение при любых обстоятельствах, за исключением разве что легкой дрёмы. Доказательством ученых, придерживающихся данного мнения, является хадис Сафуана ибн ‘Ассаля о протирании кожаных носков, в котором среди прочего сказано: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел нам протирать кожаные носки трое суток, когда мы будем находиться в пути, и одни сутки, когда будем дома, и не снимать их из-за того, что будем справлять малую или большую нужду, или спать». (ат-Тирмизи/96; хадис достоверный /сахих/. См. «Ируа аль-Галиль»/104).

Шейх аль-Альбани писал: «К пользам, извлекаемым из этого хадиса, относится указание на то, что любой сон нарушает омовение, подобно тому, как его нарушает справление малой или большой нужды. Этому мнению последовала группа ученых, в частности ханбалиты». (См. «Ируа аль-Галиль» 1/141).

Также это мнение подкрепляется хадисом ‘Али, в котором сказано: «Глаз – это шнурок для заднего прохода, а посему тот, кто уснул, пусть совершит омовение». (Хадис хороший /хасан/. См. «Сахих Абу Дауд»/199).

[Такое же сообщение передается от Му’авии ибн Абу Суфьяна: «Глаз – это шнурок для заднего прохода, когда глаз засыпает – этот шнурок расслабляется».(Хадис хороший /хасан/. См. «Сахих аль-Джами’»/4148)].

Некоторые из ученых данной группы в качестве доказательства своих слов привели хадис: «Когда кто-либо из вас встанет ото сна, пусть помоет свою руку, перед тем как опустить ее в сосуд для омовения». (аль-Бухари/168; Муслим/278).

Ибн аль-Мунзир сказал: «Явный смысл этого хадиса вменяет в обязанность совершение омовения любому уснувшему, поскольку его текстом не конкретизируется, что имеется в виду уснувший лишь в определенном положении». (См. «аль-Аусат» 1/143).

Этого мнения придерживался Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказавший: «Тот, кто уснул, в полном смысле этого слова, обязан совершить омовение». (аль-Байхаки 2/135. Сообщение достоверное /сахих/).

Также это мнение разделял Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказавший: «Если человек почувствовал вкус сна, то независимо от того, уснул он, сидя или в каком-то другом положении, он обязан совершить омовение». (Ибн аль-Мунзир 1/146. Иснад сообщения достоверный /сахих/).

Также это передается от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, а именно, что он сказал: «Любой уснувший обязан совершить омовение, кроме, разве что, того, кто кивнул головой один или два раза». (Ибн Абу Шейба 1/133; ‘Абдур-Раззак/479; Ибн аль-Мунзир 1/145. Данное сообщение является предположительно хорошим /мухтамаль ли-т-тахсин/, по причине одного из его передатчиков по имени Язид ибн Абу Зияд).

Вдобавок ко всему сторонники этого мнения проводят аналогию между сном и обмороком на том основании, что в обоих случаях имеет место потеря сознания, что, в свою очередь, нарушает омовение, по мнению всех мазхабов.

Помимо прочих этого мнения придерживались Хасан аль-Басри, Са‘ид ибн аль-Мусайиб, ‘Ата, Таус, Муджахид, Абу ‘Убейд аль-Касим ибн Саллям, Ахмад и Исхак ибн Рахауайх.

Исключением, согласно мнению этих ученых, является очень легкая дрема, при которой человек в состоянии понимать все, что происходит вокруг него. Доказательством этого является хадис от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, рассказывавшего: «Однажды ночью, я остался ночевать у своей тетки по материнской линии – Маймуны, сказав ей: «Разбуди меня, когда встанет посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встал (и приступил к молитве), я встал рядом с ним слева, а он взял меня за руки и поставил справа от себя. Затем, когда я начинал дремать, он теребил меня за мочку моего уха». (Муслим/763).

Это же подтверждается и приведенным чуть выше преданием от Ибн ‘Аббаса: «Любой уснувший обязан совершить омовение, кроме, разве что, того, кто кивнул головой один или два раза».

Выдающийся ученый нашего времени шейх ‘Абдуль-‘Азиз ибн Баз, да помилует его Аллах, сказал: «Сон является сильным основанием полагать, что во время него человек может ритуально оскверниться, поэтому сон нарушает омовение лишь в том, случае, когда человек засыпает так, что полностью перестает ощущать все, что происходит вокруг. Дремота же и состояние полусна не нарушают омовение. Благодаря такому подходу, можно объединить указания всех доказательств по этой теме». (См. «ат-Та’лик ‘аля аль-Фатх» 1/376).

Мнение пятое:

Сон вообще не нарушает омовение, если человек уверен в том, что во время сна у него не было никаких выделений, нарушающих ритуальную чистоту. Этого мнения придерживался Абу Муса аль-Аш’ари. Сообщается, что однажды Абу Муса аль-Аш’ари уснул среди своих домочадцев так, что был слышен его храп. Когда они разбудили его, он спросил их, слышали ли они, что он осквернился во время сна. Они ответили, что не слышали - тогда он встал и совершил молитву. (Ибн Абу Шейба 1/133. Данное сообщение является достоверным /сахих/ в силу наличия дополнительных свидетельств в его пользу).

[Конец примечания].

Потеря сознания.

(У того, кто) потерял сознание, нарушается омовение независимо от причины этого: безумия, ослабевания, опьянения, или из-за воздействия лекарств. Также не имеет значения, сколько времени продолжалось это, плотно ли он сидел на земле или нет, и так далее. В таком состоянии человек отключается от внешней среды более чем во время сна. У ученых единое мнение по этому вопросу.

[Примечание не из книги]:

Ибн Кудама сказал: «Потеря сознания бывает двух видов: в результате сна или в результате чего-то иного. К чему-то иному относятся умопомешательство, обморок, опьянение вином или подобными ему препаратами, употребление которых приводит к потере рассудка. Вперечисленных ситуациях потеря сознания нарушает омовение по единогласному мнению ученых, независимо от того, насколько продолжительной она была. Ибн аль-Мунзир сказал: «Ученые единогласны в обязательности омовения для того, кто упал в обморок». Это обусловлено также и тем, что в подобных ситуациях люди гораздо менее чувствительны, чем спящие, доказательством чему является тот факт, что они никак не реагируют на попытку разбудить их». (См. «аль-Мугни» 1/234).

[Конец примечания].

Наши рекомендации