Оценка конечных результатов арт-терапии.
Данные организационные процедуры сопровождаются оформлением соответствующих документов. В первом случае такими документами являются журнал посещений и хода арт-терапевтических занятий; во втором — промежуточное резюме; в третьем — заключительное резюме.
Регистрация посещений и хода арт-терапевтических занятий необходима не только для контроля за деятельностью специалиста, но и анализа им своей работы. Хотя журнал посещений может вестись отдельно от журнала регистрации хода арт-терапевтических занятий, их целесообразно объединять в единый документ. В настоящее время в разных странах используются разные формы регистрации арт-терапевтической работы, которые можно адаптировать к конкретным условиям деятельности специалиста. При ведении журнала посещений и регистрации хода арт-терапевтических занятий специалист может использовать, например, следующие регистрационные формы:
• формализованный бланк;
• развернутое описание по схеме;
• хронограмму групповых арт-терапевтических занятий.
Формализованный бланк заполняется на каждом занятии и содержит следующие пункты:
• дата и время проведения занятия;
• фамилия (или фамилии) участника (участников) занятия;
• основная тема (темы);
• используемые участником (участниками) изобразительные материалы и виды деятельности (обсуждения, физические упражнения и игры, драматизация и т. д.);
• высказывания участника (участников) занятия в ходе работы и особенности его (их) невербальной экспрессии;
• взаимодействие со специалистом или другими участниками;
• отношение участника (участников) занятия к работе;
• процесс изобразительной работы (этапы создания визуальных образов) или иной творческой активности;
• краткое описание изобразительной продукции участника (участников) занятия;
• объяснение участником (участниками) занятия содержания своей изобразительной продукции (формальное объяснение или психологическое толкование с элементами инсайта);
• наблюдаемые ведущим групповые феномены и процессы.
Развернутое описание группового занятия по схеме содержит следующие пункты:
• ФИО участников занятия, кто отсутствовал;
• ведущий/ведущие;
• дата и время занятия, какое занятие по счету;
• цель и задачи занятия;
• тема (темы), используемые упражнения и задания;
• общая атмосфера в группе в начале, в конце и в середине занятия; общий характер взаимодействия;
• что происходило в группе, как вели себя отдельные участники (что делали, как участвовали в обсуждении);
• каково было участие ведущего и ассистента в ходе занятия и их взаимодействие;
• итоги занятия, планы относительно дальнейшей работы.
Формализованный бланк и развернутое описание по схеме могут дополняться формулировкой специалистом тех или иных гипотез, которые позволяют ему объяснить мотивы действий участников занятий, смысл создаваемой ими изобразительной продукции, а также наблюдаемого им взаимодействия участников друг с другом и специалистом. Формулируемые им гипотезы также могут быть связаны с его попытками объяснить переживаемые им самим в связи с групповой работой чувства. Вполне оправданным является также использование специалистом при регистрации хода групповых арт-терапевтических занятий элементов ретроспективного, разноуровневого и интегративного анализа.
Ретроспективный анализ может быть связан с попытками специалиста ответить на следующие вопросы.
• Как соотносится данное занятие с предыдущими (с точки зрения ведущих тем, используемых участником или участниками материалов, их поведения и взаимодействия друг с другом и ведущим, содержания их изобразительной продукции, проявляемых в работе групповых процессов и феноменов и т. д.)?
• Было ли в ходе данного и предыдущих занятий нечто повторяющееся и характерное в поступках, переживаниях, высказываниях и изобразительной продукции участников, в переживаниях и поведении группы в целом, в чувствах и поведении самого психотерапевта?
Разноуровневый анализ имеет своей целью:
· установление специалистом определенной связи между собственными взглядами и верованиями и своим отношением к происходящему во время занятия;
· объяснение им того, что происходило во время занятия, с использованием личных гипотез и верований;
· объяснение им того, что происходило во время занятий, с использованием тех или иных теоретических представлений (собственно, формулировка рабочих гипотез);
· определение возможной связи между личными взглядами и верованиями и
теми теоретическими представлениями, которые он использует для объяснения происходящего во время занятий.
Интегративный анализ представляет собой резюме специалиста относительно того:
· какой опыт, по его мнению, смогли получить конкретный клиент или группа благодаря участию в данном занятии;
· как это на них повлияло;
· какое значение это может иметь для решения краткосрочных и долгосрочных задач арт-терапии;
· какое значение это имеет для дальнейшей работы данного клиента или группы.
Еще одним способом регистрации групповой арт-терапевтической работы является хронограмма. Хронограмма предполагает использование заранее подготовленного бланка либо может рисоваться самим специалистом. Она включает изображение нескольких расположенных вокруг центра кругов, обозначающих членов группы и ведущего (в случае необходимости и котерапевта). Каждый круг разделен на три сектора, соответствующих разным этапам занятия. Один сектор обозначает начало сессии, другой сектор — основную часть сессии и третий сектор — ее завершение. Специалист обозначает круги именами участников группы и кратко записывает в соответствующих секторах то, что говорил или делал тот или иной участник группы на разных этапах занятия. Здесь же могут быть краткие описания изобразительной продукции клиентов. Взаимодействие участников группы друг с другом и ведущим отражается с помощью системы условных обозначений в пространстве между кругами: плюс обозначает положительную коммуникацию (проявления симпатии, поддержки и т. д.), минус — отрицательную (проявления неприязни, враждебности и т. д.). Стрелки же между кругами обозначают направленность коммуникации. Она может быть односторонней или двусторонней. Односторонняя коммуникация не предполагает проявленной ответной реакции. Коммуникация между некоторыми участникам группы может и вовсе отсутствовать.
Оценка промежуточных результатов арт-терапиии целесообразности ее продолжения либо перевода клиента на иную форму или модель работы может осуществляться по-разному, в том числе:
• проводиться специалистом арт-терапевтического кабинета (арт-центра) самостоятельно;
• проводиться им совместно с котерапевтом;
• проводиться совместно с другими специалистами (прежде всего, лечащим врачом).
К некоторым способам оценки промежуточных результатов арт-терапии можно отнести:
• клиническую оценку психического состояния участников группы;
• диагностику отдельных психических процессов и личностных характеристик участников занятий, в том числе с использованием вербальных и графических тестов и шкал;
• отчеты самих участников занятий о наблюдаемых ими наиболее значимых изменениях в своем состоянии и системе отношений, выполняемые ими либо в свободной форме, либо в соответствии с определенной схемой (формализованное интервью);
• оценку групповой динамики и отношений в группе, а также отношений участников занятий со специалистом;
• оценку интересов, увлечений и отношений участников занятий с другими людьми за пределами группы (включая их родственников, знакомых и представителей более широкого социального окружения);
• оценку изобразительной продукции участников занятий с использованием комплекса формальных и содержательных критериев.
Далеко не всегда специалист арт-терапевтического кабинета (арт-центра) может использовать все эти методы оценки промежуточных результатов самостоятельно. Зачастую при этом ему необходимо прибегать к помощи других специалистов, что требует организации с ними отдельных встреч или консультаций. Специалисту может быть предложено особо отметить улучшение или ухудшение в поведении и состоянии пациента за тот или иной период времени и высказать свои пожелания и рекомендации.
По завершении всесторонней оценки промежуточных результатов арт-терапии, специалист арт-терапевтического кабинета (арт-центра) составляет промежуточное резюме. Основным назначением промежуточного резюме является:
• фиксация наиболее значимых изменений в состоянии и поведении участников занятий;
• обозначение того, в какой степени эти изменения согласуются с задачами арт-терапии и лечебно-реабилитационных мероприятий в целом;
• формулировка рекомендаций относительно целесообразности продолжения участия того или иного пациента в программе либо его перевода на иную форму работы;
• обозначение дальнейшего плана работы, а в случае необходимости уточнение и переформулировка индивидуальных задач и мишеней арт-терапии, подкрепляемые соответствующим обоснованием.
Оценка конечных результатов арт-терапииможет быть связана:
· с завершением участия конкретного пациента в индивидуальной и ли групповой арт-терапии (их плановой или преждевременной терминацией);
· с завершением работы всей группы.
При этом могут использоваться те же приемы и методы, что и при оценке промежуточных результатов арт-терапии. Так, специалист арт-терапевтического кабинета (арт-центра) может прибегать к помощи других специалистов (в том числе, ко-терапевта), самих участников группы, а также супервизора. Результатом подобной оценки является составление итогового резюме. Его структура аналогична структуре промежуточного резюме. В то же время, в зависимости от того, идет ли речь о терминации всей группы или ее отдельных участников, а также планового или внепланового характера терминации, содержание итогового резюме может быть различным.
В случае плановой терминации в итоговом резюме арт-терапевт отмечает следующее:
• наиболее значимые изменения в состоянии и поведении участников программы;
• насколько эти изменения согласуются с поставленными ранее задачами работы;
• рекомендации относительно продолжения работы того или иного участника программы путем его включения в новую группу, перевода на индивидуальную психотерапию (арт-терапию) или использования какого-либо иного метода (с соответствующим обоснованием), а также относительно условий и факторов поддержания достигнутых результатов арт-терапии во времени.
В случае внеплановой (преждевременной) терминации в итоговом резюме должны быть зафиксированы:
• достигнутые на момент терминации изменения в состоянии и поведении участника программы (если таковые имеются);
• предполагаемые причины преждевременной терминации и последствия преждевременного выхода данного клиента из программы
для его состояния и группы в целом;
• рекомендации относительно направления выбывшего из программы клиента на другие виды терапии или к иным специалистам.
5.6. Оборудование арт-терапевтического кабинета (арт-центра)
Арт-терапевтический кабинет предназначен, главным образом, для индивидуальных или групповых занятий пациентов изобразительной деятельностью. В то же время, в некоторых случаях на его базе могут быть использованы иные виды терапии искусством – но не в виде самостоятельных терапевтических модальностей, а лишь их отдельных элементов, включенных в арт-терапевтический процесс. Проведение иных видов терапии искусством в виде самостоятельных терапевтических модальностей требует оборудования соответствующих кабинетов – кабинета для занятий музыкальной терапией, драматерапией, танцевально-двигательной терапией. Требования, предъявляемые к организации среды и оборудованию таких кабинетов иные, чем требования, предъявляемые к организации среды и оборудованию кабинета арт-терапии.
Если на базе ЛПУ создается целый комплекс таких специально оборудованных кабинетов, предназначенных для двух или более видов терапии искусством, принято говорить об арт-центре. Арт-центр также может представлять собой комплекс помещений, предназначенных для разных организационных форм арт-терапии – индивидуальной, групповой, семейной, иногда также для проведения разных видов групповой арт-терапии, либо для разных специализированных видов изобразительной деятельности (например, помещений, предназначенных для создания изделий из керамики или иных видов прикладной художественно-деятельности).
В том случае, когда в одном и том же помещении проводятся разные виды терапии искусством, более корректно говорить о полифункциональном пространстве (кабинете) для занятий терапией искусством.
Существуют следующие основные типы арт-терапевтических кабинетов:
1. арт-терапевтическая-студия (ателье),
2. кабинет для индивидуальной работы,
3. кабинет для групповой интерактивной работы.
Независимо от типа арт-терапевтического кабинета, общие обязательные требования к их организации и оборудованию включают:
· наличие одной или нескольких (в зависимости от числа участников занятий) раковин, обеспечивающих свободный доступ к проточной воде,
· легко моющиеся поверхности (пола, стен, мебели),
· наличие достаточно широкого набора различных изобразительных материалов,
· наличие мест для хранения изобразительной продукции – наряду с местом для текущего хранения создаваемых в ходе занятий работ (расположенные на полках индивидуальные или групповые портфолио или отсеки), должно быть выделено специальное место для долговременного хранения работ (сюда, например, перемещаются работы пациента после завершения им курса арт-терапии).
Арт-терапевтическая студия является наиболее ранней формой специализированного помещения для занятий психиатрических пациентов изобразительной деятельностью. Этот тип арт-терапевтического кабинета напоминает мастерскую художника, рассчитанную, по меньшей мере, на несколько человек. Студия имеет несколько мест для самостоятельной работы пациентов. Места представляют собой, как правило, столы со стульями. Иногда используются мольберты. Всевозможные изобразительные материалы (включая бумагу разных форматов, краски, восковые мелки или пастель, карандаши и т. д.) могут находиться как у каждого рабочего стола, так и в одном месте – например, на полках. В некоторых случаях материалы находятся на передвижных столиках на колесиках.
Арт-терапевтический кабинет для индивидуальной работы, как правило, включает рабочий столы для пациента, а также иногда стол специалиста, стулья. Набор изобразительных материалов, расположен либо на полках, либо на другом столе вблизи стола пациента. Иногда кабинет включает поднос с песком и расположенные на полках игрушки. Иногда имеется «кукольный дом» (при работе с детьми) или набор игрушек (кукол-марионеток). В кабинете для индивидуальной арт-терапии, наряду с «рабочей зоной», иногда имеется «чистая зона», предназначенная для общения специалиста и пациента до или после изобразительной деятельности. «Чистая зона» может включать, например, два кресла или мягких стула.
Арт-терапевтический кабинет для групповой интерактивной работы (а также семейной арт-терапии) в условиях тематической или динамически-ориентированной группы отличается от студии тем, что предназначен как для относительно автономной работы участников группы, так и их более тесного вербального и творческого взаимодействия. Это возможно на определенных этапах занятия (например, во время «разминок», групповых дискуссий и обсуждения рисунков, создания групповых рисунков, реализации некоторых элементов полимодальной практики с использованием движения или ролевой игры).
В соответствии с этим, кабинет либо должен допускать быструю перестановку мебели, например, для посадки пациентов в круг, либо иметь две по-разному оборудованные зоны «рабочую» («грязную») - для изобразительной работы, и «чистую» - для группового обсуждения. Ориентация столов в пространстве может неоднократно меняться не только на протяжении курса арт-терапии, но и отдельных занятий. Некоторые кабинеты для групповой интерактивной арт-терапии оборудованы видеокамерами, что обеспечивает возможность более объективной рефлексии процесса групповой работы и оценки ее результатов.
Арт-центр является специализированным комплексом помещений, предназначенных для разных форм арт-терапевтической работы, нередко проводимой параллельно с несколькими пациентами или группами. Он также может включать помещения, предназначенные для разных видов терапии искусством. Такие арт-центры стали создаваться сравнительно недавно, главным образом, для обслуживания пациентов крупных ЛПУ, посетителей социальных центров, обслуживающих определенные территории, а также для осуществления комплекса различных арт-терапевтических программ, рассчитанных на разные группы населения. Наряду с несколькими помещениями, предназначенными для групповых и индивидуальных занятий и работы с семьями, в арт-центре могут быть помещения для персонала (офис), комната для длительного хранения работ пациентов, туалет, кухня (чайный стол), а также места ожидания для лиц, прибывающих на занятия или их родственников.
Мебель для арт-центра может выполнять различные цели. Например, стеллаж может выполнять роль элемента зонирования, мебели для складирования материалов, основы для инсталляций или выставок.
В ориентировочный список желательно включить:
· Лёгкие и прочные столы с размерами рабочей поверхности не менее формата А1 по количеству предполагаемого количества участников процесса. Столы могут составлять различные комбинации рабочих поверхностей, для различных видов работы.
· Мебельные кубы-пуфы, в количестве в 1,3 -1,5 раза больше чем количество участников процесса. Данные кубы прекрасно выполняют роли мест для сидения, зонирования и элементов инсталляций.
· Мягкие пуфы-подушки, по количеству кубов. Роли аналогичные с кубами.
· Стелажи в количестве, достаточном для зонирования и для размещения на них материалов или выставок.
· Настенные полки для инсталляций и хранения материалов для различных видов арт-терапии.
· Низкие столики-тумбы для инсталляций и некоторых видов работ.
· Настенные конструкции для размещения выставок и инсталляций.
· Зеркальные шкафы-купе, для хранения материалов, инструментов и результатов работ, а также бытовых нужд. Одновременно зеркальные поверхности выполняют свою роль в арт-терапевтическом процессе, например для работы с масками, гримом, костюмами, танцами и т.п,.
· Умывальник и кулер с питьевой водой.
· Для некоторых видов арт-терапии и обучения желательно оборудование помещения конструкциями для затемнения, аудио- и видеопроекционной техникой.
Материалы для арт-терапии.
Арт-терапевтическая работа предполагает широкий выбор различных изобразительных материалов. Наряду с красками, карандашами, масляной и художественной пастелью, восковыми мелками, часто используются также журналы, цветная бумага, фольга, текстиль (например, для создания коллажей или объемных композиций), глина, пластилин, «песочница», дерево и иные материалы. Бумага для рисования должна быть разных форматов и оттенков. Кабинет может быть оборудован гончарным кругом, а также компьютером и качественной копировальной техникой – в том случае, если в работе пациентов предполагается использование графических редакторов, печать художественных работ, созданных на компьютере или с использованием фотоаппарата. В настоящее время, в связи с внедрением в арт-терапию некоторых форм «дигитального искусства» (например, в форме подготовки пациентами мультимедийных клипов и презентаций), арт-терапевтический кабинет может быть оборудован проектором, магнитофоном или колонками.
В приложении представлен для примера план арт-центра «Лейтонстоун Хаус» в Лондоне, на базе которого проводятся индивидуальные и групповые арт-терапевтические занятия.
Таблица. Примерный список материалов для оборудования арт-терапевтического кабинета
Канцелярские принадлежности | |||
Бумага для изобразительной деятельности | Дополнительные (общие) | ||
Бумага для акварели цветная Папка для акварели А4 Папка для акварели А3 Папка для черчения А4 Ватман А1 Бумага цветная Картон серый и цветной Бумага типографская в рулонах – белая, серая | Клей ПВА Ластик Точилка Ножницы Дощечка для пластилина Кисти белка, колонок (диаметр 1-10) Малярные кисти Папка А3 для арт-наборов | ||
Материалы для лепки | Материалы для графических работ | Материалы для живописи | |
Черно-белых | Цветных | ||
Глина Пластилин для лепки 12 цв. (цветной) Пластилин скульптурный (белый и черный) Пластика художественная | Карандаши простые Тушь черная Грифели для графики Уголь для графики | Карандаши 24 цв. Пастель сухая 48 цв. Пастель масляная 24 цв. Мелки восковые 24 цв | Краски акварельные 24 цв. Краски акриловые Гуашь 12 цв Палитры |
А также «бросовый» материал: полиграфическая продукция для создания фотоколлажей, газеты, целлофановая пленка, дерево, природные материалы
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение 1.
В таблице ниже приводится пример плана программы групповой САТ, рассчитанной главным образом на применение в амбулаторных условиях с пациентами преимущественно с пограничными психическими расстройствами. В то же время, участниками данной программы могут являться пациенты с аффективными расстройствами, аддикциями, а также с шизотипическим расстройством и шизофренией в стадии ремиссии с незначительно выраженным дефектом.
№ п/п | Содержание занятия |
1. Этап подготовительных организационных процедур, исходной диагностики и установления отношений | |
1. | Предварительные индивидуальные собеседования с кандидатами. |
2. | При большом числе участников продолжение индивидуальных собеседований с кандидатами. |
3. | При большом числе участников продолжение индивидуальных собеседований с кандидатами. |
4. | Согласование правил и норм работы в группе. Знакомство участников друг с другом и пространством арт-терапевтического кабинета, начальное самораскрытие. Техники: рисование «каракулей» (индивидуально или в группе, в зависимости от степени готовности участников) и иные техники преимущественно Группы А (см. Приложение 1), «Состояние в настоящий момент» и иные несложные техники Групп Б, В и Г, стимульное рисование, |
5. | Продолжение знакомства участников друг с другом и пространством арт-терапевтического кабинета, начальное самораскрытие. Техники: преимущественно Группы А, а также «Презентация себя», «Мои друзья в прошлом и настоящем», «Состояние в настоящий момент» и иные несложные техники Групп Б, В и Г, стимульное рисование (на основе визуальной, аудиальной, текстовой стимуляции пациентов) |
6. | Налаживание взаимодействия, дальнейшее самораскрытие в контексте формирующихся групповых отношений. Техники групп А, Б, В («Рисование на свободную тему», «Фотоколлаж», «Мир моих интересов и увлечений») могут быть постепенно дополнены техниками групп Г, Д, Е, Ж. |
7. | Налаживание взаимодействия, дальнейшее самораскрытие в контексте формирующихся групповых отношений. Техники групп А, Б, В и Г (например, индивидуальный или групповой варианты рисования на влажной бумаге, в зависимости от степени готовности участников) могут быть постепенно дополнены техниками групп Г, Д, Е, Ж. |
2. Основной этап с оценкой промежуточных результатов | |
8. | Интенсификация взаимодействия, дальнейшее самораскрытие в контексте развивающихся групповых отношений. Техники разных групп с постепенным перенесением основного акцента на группы Г, Д, Е, Ж и З (например, «Рисование на свободную тему», «Направленная фантазия с последующей изобразительной деятельностью») |
9. | Интенсификация взаимодействия, дальнейшее самораскрытие в контексте развивающихся групповых отношений, экспериментирование с новыми видами опыта. Техники разных групп с постепенным перенесением основного акцента на группы Г, Д, Е, Ж и З («Рисование под музыку с драматизацией образов», один из вариантов группового рисунка, скульптуры, в зависимости от степени готовности участников). |
10. | Интенсификация взаимодействия, дальнейшее самораскрытие в контексте развивающихся групповых отношений, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. Техники преимущественно групп Г, Д, Е, Ж и З (например, «Автопортрет», «Каким меня видят другие», «Каким я хочу стать»). |
11. | Интенсификация взаимодействия, дальнейшее самораскрытие в контексте развивающихся групповых отношений, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. Техники преимущественно групп Г, Д, Е, Ж и З (например, один из вариантов парной работы – «Совместный проект», «Разговор»). |
12. | Интенсификация взаимодействия, дальнейшее самораскрытие в контексте развивающихся групповых отношений, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. Техники преимущественно групп Г, Д, Е, Ж и З (например, «Коллективный проект», направленная фантазия «Остров мечты»). |
13. | Интенсификация взаимодействия, дальнейшее самораскрытие в контексте развивающихся групповых отношений, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. Техники преимущественно групп Г, Д, Е, Ж и З (например, «Работа с гримом», «Галерея образов» – индивидуальный или групповой варианты). |
14. | Интенсификация взаимодействия, дальнейшее самораскрытие в контексте развивающихся групповых отношений, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. Техники преимущественно групп Г, Д, Е, Ж и З (например, «Выразительные жесты и позы», «Живые скульптуры» – индивидуальный или групповой варианты). |
15. | Оценка промежуточных результатов, обзор работ, выполненных за предыдущий период. |
16. | Интенсификация взаимодействия, дальнейшее самораскрытие для развития групповых отношений, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. Техники преимущественно групп Г, Д, Е, Ж и З (например, фотопроект на свободную или согласованную тему: «Работа с полярностями», «Мир, в котором я живу», «То, что мне нравится»). |
17. | Интенсификация взаимодействия, дальнейшее самораскрытие для развития групповых отношений, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. Техники преимущественно групп Г, Д, Е, Ж и З (например, продолжением работы над фотопроектом на свободную или согласованную тему: «Работа с полярностями», «Мир, в котором я живу», «То, что мне нравится»). |
18. | Интенсификация взаимодействия, дальнейшее самораскрытие в контексте развивающихся групповых отношений, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. Техники преимущественно групп Г, Д, Е, Ж и З (например, «Драматическая арена», «Путешествие из прошлого в будущее»). |
19. | Интенсификация взаимодействия, дальнейшее самораскрытие для развития групповых отношений, экспериментирование с новыми видами опыта, осознание и перестройка отношений. Техники преимущественно групп Г, Д, Е, Ж и З (например, продолжением работы в техниках «Драматическая арена», «Путешествие из прошлого в будущее»). |
3. Завершающий этап с подведением итогов программы | |
20. | Обзор работ, создание фотоальбома – дневника, отражающего разные этапы работы. Техники преимущественно групп Г, Д, Е, Ж и З |
21. | Продолжение (при необходимости) обзора работ, создания фотоальбома – дневника, отражающего разные этапы работы. |
22. | Подведение итогов, заключительная обратная связь, рекомендации по дальнейшему развитию, тестирование, анкетирование Техника: «Символическое послание», «Изготовление и вручение подарков друг другу» и исполнение иных ритуалов завершения процесса. |
23. | Планирование перемен, рекомендации по дальнейшему развитию, в случае необходимости, дополнительное тестирование, анкетирование. |
Приложение 2.