Механизмы психологического воздействия

В приведенном выше материале мы находим раз­ные точки зрения как на суть психологических про­блем человека, так и на пути их разрешения.

Руководствуясь многочисленными теориями, пси­хологи-консультанты и психотерапевты воздействуют на клиента (пациента). Как бы ни объяснялось это воздействие, в исследованиях по эф­фективности психотерапии практически доказано, что, во-первых, эффективность зависит не столько от метода, сколько от опыта и личности психотерапевта, во-вторых, во всех видах психотерапии действуют одни и те же факторы:

а) установление особого контакта между психоте­рапевтом и пациентом;

б) ослабление напряженности на начальной стадии, основанное на способности пациента обсуждать свою проблему с психотерапевтом;

в) расширение репертуара когнитивных схем;

г) изменение поведения пациента за счет нового эмоционального опыта, полученного в общении с психотерапевтом;

д) приобретение социальных навыков на модели поведения психотерапевта;

е) убеждение и внушение, явное или скрытое;

ж) усвоенное или осознанное отношение к новым формам поведения, осуществляемое при эмоцио­нальной поддержке со стороны психотерапевта (см. Цапкин, 1992).

Считая психологическое консультирование на­чальным этапом психотерапии, мы вполне можем перенести данные Дж.Мармора и на консультатив­ный процесс. Более того, можно говорить об общих механизмах психологического воздействия человека на человека, имеющих место в таких отраслях человеческого взаимодействия, как консультирование и психотерапия.

Обратившись к работам социальных психологов, мы обнаруживаем описание вариантов такого психо­логического воздействия:

1) заражение;

2) внушение;

3) убеждение;

4) подражание.

Первый из вариантов психологического воздейст­вия — заражение — с давних пор исследовался как ос­новной способ воздействия, определенным образом интегрирующий большие массы людей (особенно в связи с возникновением таких явлений, как религи­озные экстазы, массовые психозы и т.д.)

Заражение можно определить как бессознатель­ную, невольную подверженность индивида опреде­ленным психологическим состояниям, проявляю­щимся не через осознанное принятие какой-либо ин­формации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния.

Поскольку это эмоциональное состояние возни­кает в массе людей, действует механизм многократ­ного взаимного усиления эмоционального воздейст­вия общающихся людей. Индивид здесь не испыты­вает организованного давления, но бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчи­няясь ему. Мы считаем, что феномен заражения воз­никает и при взаимодействии двух людей, в частности клиента и консультанта. Например, во время эмпа­тического выслушивания “исповеди” клиента.

Внушение представляет собой особый вид воздей­ствия, а именно: целенаправленное, неаргументиро­ванное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанной на ее некритиче­ском восприятии.

Феномен внушения, суггестия, как социально-психологическое явление обладает глубокой специ­фикой, поэтому правомерно говорить об особом яв­лении — “социальной суггестии”.

Заражение и внушение имеют определенные отли­чия.

При заражении осуществляется сопереживание большой массой людей или диадой общего психо­логического состояния. Внушение же не предлагает та­кого “равенства” в сопереживании идентичных эмо­ций. Следовательно, внушение — персонифицирован­ное, активное воздействие одного человека на друго­го или на группу. Внушение, как правило, носит вербальный ха­рактер, тогда как при заражении кроме речевого воз­действия используются и иные средства (восклицания, ритмы и пр.)

Внушение отличается и от убеждения. В.М. Бехте­рев показал, что внушение непосредственно вызывает определенное психологическое состояние, не нужда­ясь в доказательствах и логике. Убеждение же по­строено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, прини­мающего информацию. При внушении достигается не согласие, а просто принятие информации, основанное на готовом вы­воде. В случае убеждения вывод должен быть сделан принимающим информацию самостоятельно.

Следовательно, убеждение — преимущественно ин­теллектуальное, а внушение — преимущественно эмо­ционально-волевое воздействие.

В последнем из вариантов психологического воз­действия — подражании — осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психологических состояний, но вос­произведение индивидом черт и образцов демонст­рируемого поведения.

Различают несколько видов подражания:

— логическое и внелогическое;

— внутреннее и внешнее;

— подражание-мода и подражание-обычай;

— подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому (Андреева, 1988).

В процессе психологического консультирования, по-видимому, проявляются все вышеназванные ме­ханизмы воздействия. Например, на первой стадии консультирования существенен механизм эмоцио­нального заражения. На второй и третьей стадиях — механизмы внушения, убеждения и подражания. Благодаря действию данных механизмов возникают феномены расширения репертуара когнитивных схем, изменения поведения, обучения навыкам и т.п.

Таким образом, в консультировании как и в пси­хотерапии действуют сходные факторы, определяе­мые общими механизмами психологического воз­действия.

Наши рекомендации