РАБОТА С ВНУТРЕННИМ КРИТИКОМ – «СОВЕТЧИК ВМЕСТО ТИРАНА».
Одновременно необходимо работать с внутренним критиком, который у виктимных людей обычно слишком критичен, грозен и требователен.
Начинается работа с создания в фантазии его образа, потом необходимо вступить с ним в диалог на тему: «Я знаю, что ты заботишься о моей пользе. Что заставляет тебя делать мне больно?». Это может привести клиента к осознанию собственных страхов, к пониманию происхождения своих «недостатков» и принятию их. Внутренние критикующие монологи перестают вызывать вину или тревогу.Их воспринимают осознанно. Теперь человек может сам решать, нужно ли к ним прислушиваться если надо, то в какой степени. Клиенты обучаются благодарить Внутреннего критика за заботу, даже если не соглашаются с ним. Но главное – огни обучаются с ним не соглашаться. Результатом становится более спокойное отношение к своему несовершенству и принятие себя. Кроме того клиенты начинают видеть, что они ведут себя по отношению к своим близким, партнеру, а особенно к детям, точно также, как их Внутренний критик ведет себя по отношению к ним. И по мере установлении диалога с ним они меняют свое отношение к близким.
Я решила заменить одну из тех – «когнитивно-поведенческая психотерапия», так как вы в своем большинстве уже изучали эту тему. Поэтому мы поговорим немного сегодня о психотерапии созависимости с точки зрения известного исследователя этой темы – Елены Емельяновой – теме, которая исключительно созвучна теме виктимности. Говоря о ТА, мы изучали типы виктимных личностей – нарциссический тип, мученический, самоуничижающийся, садисткий, тип личности с невротической потребностью в любви. Все эти типы обладают повышенной виктимностью. Как вы думаете почему?
И в то же время все эти типы личности склонны к разнообразным зависимостям и к тому, чтобы образовывать созависимые отношения с другими людьми. Почему? Потому что все эти личности не являются самодостаточными, их психологическое развитие в той или иной степени было нарушено в детстве и во взрослой жизни эти люди постоянно стараются невротически удовлетворить те важнейшие основные потребности, которые у них не получилось удовлетворить в детском возрасте – потребность в любви, потребность в безопасности. И для того, чтобы хоть в какой-то степени почувствовать себя в безопасности или себя любимым им безусловно нужен значимый другой. При этом значимость этого другого намного превосходит обычную значимость одного человека для другого – возникает суперзначимость. Ну естественно, как можно себя реализовать как садиста, если рядом нет мазохиста, как быть мучеником, если нет человека, ради которого нужно претерпевать муки и т.д. Поскольку нельзя допустить ухода столь значимого человека, человек с вышеупомянутыми комплексами стремится установить с ним созависимые отношения.
Поэтому склонность к созависимости и виктимность тесно связаны между собой, лица, склонные к созависимости обладают повышенной виктимностью, лица, склонные к созависимости – это виктимные личности во взаимоотношениях с другими людьми. И принципы работы с созависимыми людьми аналогичные принципам работы с виктимными типами личности.
Что такое созависимость? В широком смысле этого слова – это эмоциональная зависимость от значимого для него Другого.
Понятно, что любые отношения предполагают определенную долю эмоциональной созависимости, поскольку впуская в свою жизнь другого человека, мы непременно реагирует на его эмоциональное состояние, приспосабливаемся к его вкусам, привычкам. Однако в зрелых (здоровых) отношениях всегда остается достаточно большое пространство для удовлетворения собственных потребностей, для достижения собственных целей и индивидуального роста личности, которая сохраняет здоровье и жизнеспособность исключительно в процессе развития.
В отношениях, которые называют созависимыми, пространствадля свободного развития личности практически не остается. Жизнь человека полностью поглощена значимым Другим. Он живет не своей, а его жизнью. Человек перестает отличать собственные потребности от потребностей другого, у него нет собственного развития: его мысли. Чувства, поступки, способы взаимодействия и решения двигаются по замкнутому кругу, циклично и неотвратимо возвращая человека к повторению одних и тех же ошибок, проблем и неудач. Если посмотреть на схему и выразиться схематично, психологическая территория одного человека, поглощенная психологической территорией другого, практически прекращает свое суверенное существование. Поэтому на вопросы психолога созависимым клиентам: «Что вы хотите иметь вместо этой ситуации?» они отвечают: «Я хочу, чтобы он приходил домой вовремя», «Я хочу, чтобы она перестала раздражаться по пустякам», то есть они выражают не свои потребности, потребность изменения значимого Другого так, чтобы он соответствовал их представлениям о нем (схема).
При взаимодействии друг с другом психологические территории людей (границы территорий) приходят в соприкосновение: они могут пересекаться, подвергаться оккупации, уважаться или насильственно ограничиваться.
Что такое психологическая территория: это система представлений о себе, своем месте в мире и социуме, система правил и принципов, по которым строится взаимодействие с социальной средой, способы и стиль взаимодействия с другими людьми, потребности, желания, цели и представления о способе их достижения, система экзистенциальных установок, касающихся смысла жизни, любви и одиночества, зависимости и свободы и т.д., представление о собственных возможностях, право создавать идеи и выбирать способы их реализации, обладание некоторой физической территорией, то есть вещами, предметами, объектами, которые именуются словом «мой».
Нарушением границ психологической территории мы будем называть воздействие одного человека на другого с той или иной степенью насильственности (то есть без получения согласия) с целью изменить по своему представлению принадлежащую человеку систему представлений человека о себе, своих возможностях, ресурсах и своем месте в мире, заставить изменить правила и принципы, навязать чуждые человеку цели и способы их достижения, а также самовольное использование и присвоение физической территории другого человека или его предметов физического мира.