Следующая группа теорий, объясняющих формирование у человека психологии жертвы или повышенной виктимности, это теория семейного воспитания.

По мнению М.Малер, чтобы процесс развития психологической автономности того или иного человека завершился успешно, нужно, чтобы оба родителя были достаточно грамотны и каждый из них имел хорошую развитую психологическую автономность.

Итак, чтобы ребенок успешно прошел через «второе рождение», родителям необходимо: иметь с ним надежную связь, воспринимать его таким, какой он есть, а не таким, каким им бы хотелось его видеть; не запрещать ему открыто выражать свои чувства, признавать их и понимать, а также осознавать его потребности в их раскрытии; помогать и поощрять действия, направленные на здоровое исследование окружающего мира, пользуясь словом «да» в два раза чаще, чем словом «нет»; обеспечивать безопасность непосредственного окружения, чтобы ребенок эффективно познавал окружающий мир и исследовал его; поощрять выражение независимых мыслей, а также чувств и действий в соответствии с возрастом ребенка; быть в состоянии выразить понимание и поддержку, обеспечивая ребенку воспитание, когда он в нем нуждается; демонстрировать эффективную психологическую независимость, спрашивая ребенка прямо, чего он хочет, и открыто выражая свои собственные чувства(непосредственно указывая на то, чего вы добиваетесь), быть примером для ребенка; определять, что запрещено делать ребенку, и сразу объяснять почему, не прибегая к силовым методам воздействия.

Основными факторами виктимизации детей в рамках семейной структуры являются:

1.Факторы, связанные с психическими особенностями родителей, которые влияют на эмоциональное становление ребенка. К ним относится специфика взаимодействия родителей с детьми, когда оно основано на нарушении их эмоционально-психологического статуса:

-гиперопека матери, основанная на тревожности и чувстве одиночества, которая ведет к формированию у ребенка неуверенности в своих силах, тревожности и неадекватной оценки происходящего;

-нервные срывы в виде крика, физического наказания, жестокого обращения, большого количества замечаний и критики, компенсирующих нервное напряжение родителей, их неудовлетворительность собственной жизнью;

-психопатология родителей, приводящая к искажению их межличностных интеракций, жестокому психологическому, а зачастую и физическому обращению с детьми;

-эмоциональные нарушения в организации семьи(например, аффективность, приведшая в суматошной обстановке и чрезвычайному чувству вины);

-определенные личностные особенности матери(депрессия, заниженная самооценка, жертвенность, нарциссизм, импульсивность), которые через механизм идентификации в итоге приводят к формированию характерного стиля личностного реагирования ребенка.

2. Факторы, вызванные объективным состоянием социально-экономического положения семьи:

-низкий социально-экономический статус, жизненная неустроенность, экономическая нестабильность, что приводит к виктимизации в семье, а в подростковом возрасте – к дополнительной виктимизации в рамках подростковой субкультуры;

-неполная семья и как следствие – отсутствие необходимой социальной поддержки, приводящее к невротизации и социальной изоляции матери, проецирующей свои чувства на детей в виде жестокого обращения или же глубокого чувства вины;

-слишком юный возраст родителей, сопровождающийся финансовой неустроенностью, низким уровнем образования и неадекватностью знаний о ребенке, что приводит к игнорированию его потребностей, а также отчуждению, эмоциональной депривации и виктимизации.

3. Факторы, созданные нормами и стилем семейного воспитания.

-особенности стиля семейного воспитания, формирующие виктимную личность;

-расхождение норм и ценностей семьи, абстрактность понятий морали;

-конфликты в семье(в том числе супружеские, увеличивающие риск инцестуальных отношений);

-алкоголизация одного или обоих родителей, приводящее к формированию созависимых отношений, заброшенности детей, подверженности их брутальным отношениям; кроме того, выявлена зависимость между физическим насилием, инцестуальными случаями и алкголизацией семьи.

В отечественной литературе была предложена широкая классификация стилей семейного воспитания подростков с акцентуациями видов характера и психопатий, а также указанием на то, какой именно тип родительского отношения способствует возникновению той или иной аномалии развития, в том числе и виктимности:

-гипопротекция – недостаток опеки и контроля за поведением ребенка, доходящий иногда до полной безнадзорности. Этот тип воспитания особенно неблагоприятен для подростков с акцентуациями по неустойчивому и конформному типу, так как провоцирует у них асоциальное поведение – побеги из дома, бродяжничество, праздный образ жизни;

-доминирующая гиперпротекция- обостренное внимание и забота о ребенке в сочетании с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов, что усиливает его несамостоятельность, безынициативность, нерешительность, неумение постоять за себя.У гипертимных подростков такое отношение приводит к усилению реакции эмансипации, бунту против родительских запретов и даже к уходу в асоциальную компанию;

-потворствующая гиперпротекция – воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное обожание, развивающее в нем в конечном итоге непомерно высокий уровень притязаний, безудержное стремление к лидерству и превосходству. Такой стиль воспитания усиливает истероидную акцентуацию, способствует появлению истероидных черт при лабильной и гипертимной акцентуации, реже – при шизоидной и эпилептоидной. В последнем случае подростки превращаются в семейных тиранов, способных избивать родителей;

-эмоциональное отвержение: игнорирование потребностей индивида, нередко жестокое обращение с ним. Эмоциональное отвержение одинаково пагубно для всех детей, однако по-разному сказывается на их развитии: при гипертимной и эпилептоидной акцентуациях ярче выступают реакции протеста и эмансипации, истероиды утрируют детские реакции оппозиции, шизоиды замыкаются в себе, уходя в мир аутичных грез, неустойчивые же находят отдушину в подростковых компаниях.

-повышенная моральная ответственность - не соответствующее возрасту и реальным возможностям подростка требования бескомпромисной честности, чувства долга и порядочности, возложения на него ответственности за жизнь и благополучие близких – все это обычно сочетается с игнорированием реальных потребностей ребенка и их собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизиологическим особенностям. Подростки с психастенической и сензитивной акцентуациями, не выдерживают бремени такой непосильной ответственности, что приводит к образованию затяжных обсессивно-фобических невротических реакций и декомпенсации по психастеническому типу. У людей с истероидной акцентуацией объект опеки вскоре начинает вызывать ненависть и агрессию.

- непрогнозируемые эмоциональные реакции – неожиданные изменения, как настроения, так и отношения к детям со стороны родителей. За одно и то же действие ребенок может быть наказан или обласкан. В итоге ребенок чувствует себя неуверенно, так как не чувствует родительской любви. Результат - конфликтные межличностные отношения.

-условия жестоких взаимоотношений (обычно этот стиль сочетается с эмоциональным отвержением) – открытое проявление жестокости или полное пренебрежение его интересов. В этом случае ребенок вынужден рассчитывать только на себя, не надеясь на поддержку взрослых. Такой тип воспитания способствует усилению черт эпилептоидной акцентуации или развитию их на основе конформной акцентуации.

-противоречивое воспитание: отсутствие в семье единого воспитательного стиля(когда один из родителей. Например, это может быть эмоциональное отвержение со стороны родителей и потворствующая гиперпротекция со стороны бабушки;

- воспитание вне семьи - жизнь среди сверстников, которая сама по себе может оказаться полезной в подростковом возрасте, поскольку способствует развитию самостоятельности, а также выработке навыков социальной адаптации.

Таким образом, специфика взаимоотношений в семье, сама ее структура, особенности ее членов и их взаимоотношения влияют на формирование личности ребенка, его самооценку, оценку себя как жертвы и способы поведения.

Дж. Вайсе создал перечень тех обстоятельств, которые могут вызвать в ребенке сильную невротизацию характера, приводящую к повышенной виктимности:

-если родители отвергают ребенка, он делает вывод, что заслуживает отвержения, его самооценка падает, и он утверждается во мнении, что никто не может любить его – не только родители, но и все остальные;

-если родители предстают в восприятии ребенка подавленными, не приспособленными к жизни, он может взять на себя ответственность за них и прикладывать усилия, чтобы сделать их счастливыми. Когда же это у него не удастся, он может начать считать себя неудачником или источником их страданий;

-если родители не заботятся о ребенке, но требуют, чтобы он выказывал им уважение или проявлял заботу, он может сделать вывод, что его удел – много давать, но мало получать;

-если родители постоянно ругают ребенка за различные свойства его характера, он может на сознательном уровне отвергать эту критику, но бессознательно соглашаться с ней. Это приводит к бессознательному представлению о себе как о дурном человеке;

-если один из родителей алкоголик, ребенок может чувствовать беспокойство о нем и одновременно – отвержение со стороны пьющего взрослого. Следствием подобной двойной травмы может стать чувство стыда за себя и своих родителей;

-если в семьи отрицается существование некоторых актуальных проблем, то у ребенка может развиться недоверие к собственным чувствам и сложиться представление, что он не способен адекватно воспринимать окружающую действительность;

-если ребенок считает родителей непостоянными(например, когда внезапные вспышки ярости сменяются у них необъяснимым приступом нежности), у него может сложиться представление, что он все время в опасности. Тогда он станет сверхбдительным;

-если родители не защищают ребенка и не помогают справиться с негативными проявлениями внешнего мира, он может прийти к убеждению, что не заслуживает защиты. Такой ребенок приобретает замкнутость, тревожность и склонность к панике;

-если ребенок терпит сексуальное насилие со стороны родителей, он обвиняет в этом себя и испытывает стыд в связи с тем, какой он «грязный»;

-если родители отвергают факт жестокого обращения с их ребенком, он может сделать вывод, что не должен этого помнить, а это наносит удар по его чувству реальности. Или одновременно он может, и помнить, и не помнить об этом, чтобы стараться не спровоцировать такое обращение, виновником которого считает себя;

-если ребенку кажется, что родители стыдятся его, то он тоже будет испытывать стыд за себя, поверив, что он неполноценен;

-если один из родителей ушел из семьи, ребенок может решить, что это произошло из-за него, и начать считать, что от него всегда должны уходить любимые люди;

-если ребенок вырос в несчастной семье, то, даже, став самостоятельным и покинув дом, он продолжает поддерживать уровень несчастья, соответствующий тому, к которому он привык в детстве;

-если в семье ребенка никто не умел получать удовольствие от жизни, он будет считать, что он тоже не должен чувствовать это удовольствие, либо станет испытывать депрессию и соматическое расстройство каждый раз, стоит ему ощутить радость жизни.

Наши рекомендации