Заикание. Брадилалия. Тахилалия
Зав. редакцией В.Н. Кирьянова
Редактор Г.Л. Стольникова
Зав. художественной редакцией ИЛ. Пшеничников
Компьютерная верстка А.М. Токер
Корректор И.Н. Голубева
Отпечатано с диапозитивов, изготовленных ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС».
Лицензия ИД № 03185 от 10.11.2000.
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.02.953.Д.006153.08.03 от 18.08.2003.
Сдано в набор 14.10.02. Подписано в печать 22.09.03.
Формат 60x90/16. Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 27.
Тираж 10 000 экз. (1-й завод 1-5 000 экз.). Заказ Я-844
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС.
119571, Москва, просп. Вернадского, 88,
Московский педагогический государственный университет.
Тел. 437-11-11, 437-25-52, 437-99-98; тел./факс 735-66-62.
Е-та11: у1айоз@йо1.ги
Государственное унитарное предприятие
Полиграфическо-издательский комплекс «Идел-Пресс».
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, 2.
[1] Гимиллер. Заикание. Предупреждение, устранение в первом периоде развития его у ребенка и лечение. — М., 1908.
[2] В тех случаях, когда почему-либо не могут быть проведены занятия логопеда с заикающимся ребенком, с ним может заниматься мать или кто-нибудь из близких. Для них в таком случае имеются пособия: Рау Е.Ф. О заикании детей дошкольного возраста (советы родителям). — М.: Медицина, 1954; Власова НА., Кочергина В.С. Заикание излечимо. — М.: Медицина, 1965
[3] Левина Р.Е. О генезисе заикания у детей в связи с развитием коммуникативной функции речи. Симпозиум по вопросам заикания у детей. —М.: Изд. АПН РСФСР, 1963. — С. 3.
[4] Там же.
[5] Боскис М. О сущности и лечении заикания у детей дошкольного
возраста // Лечение душевнобольных / Под ред. В.А. Гиляровского,
Э.Л. Кагановской. — М., 1940. — С. 286.
[6] Там же. — С. 289
[7] РгсНоп Е. е1 Мшзоппу В. 8. Ьа Ве§а1теп1; ва паЪиге е* зоп ЪгагЬетйеЙй —
Рапе. Маззоп, 1937. — Р. 4.
[8] Там же. С. 4.
[9] См.: Андрее ЭЛ. Заикание и его лечение. — СПб., 1887.
[10] Неткачев Г Д. Заикание. Новый психологический способ лечения. — М., 1909. — С. 47, 243.
[11] См.: Власова НА., Рау Е.Ф. Методы работы по перевоспитанию речи у детей-заик дошкольного и преддошкольного возраста. — М., 1933.
[12] Власова НА. Логопедическая работа с заикающимися. — М., 1950.
С. 23, 30.
[13] Чевелева НА. Исправление речи у заикающихся дошкольников. М.,1965.
[14] Ходорова З.С. Практическое руководство в работе с заикающимися школьниками-подростками. — М.: Учпедгиз, 1940. — С. 6—7. 17—18, 28—31.
[15] ШембелъА.Г. Устранение заикания у подростков (в условиях медицинского стационара). Методическое письмо Государственного научно-исследовательского института уха, горла, носа. Министерства здравоохранения РСФСР. — М., 1961. — С. 14, 24, 25.
[16] Евгенова А.Е., Смирнова М.В. Опыт логопедической работы со взрослыми заикающимися. — М., 1960. — С. 15—16.
[17] Тартаковский И.И. Психология заикания и коллективная психотерапия. — М., 1934. — С. 36—37.
[18] Интервербальное замедление — удлинение пауз между словами, интравербальное — замедленное, растянутое произношение звуков речи и удлинение пауз между отдельными звуками внутри слова.
[19] Словом всегда условно обозначаются трудные речевые и жизненные ситуации — они у каждого заикающегося индивидуальны. Именно ситуации нужно иметь в виду, когда вы будете давать себе установку на спокойную работу сердца и дыхания.
[20] В остальных клинических группах были только двое больных с тахилалией.
[21] Ушинский КД. — Собр. соч. — Т. 2. — М.; Л: Изд-во АПН РСФСР, 1949.—С. 360.
[22] Эльконин Д.Б. Детская психология. — М.: Учпедгиз, 1960. — С. 195.
[23] Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. — М.: Советская Россия, 1973.—С. 120.
[24] Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — С. 300.
[25] Гринер В А. Логопедическая ритмика. — М.: Учпедгиз, 1958. — С. 14.
[26] Гиляровский В А. Психотерапия на коллективах невротиков // Мос-ковск. мед. журнал. 1926.№ 7. С.55—62.
[27] С нашей точки зрения, подобные приемы нужно исключить из логопедической практики.
[28] При проведении таких тренировок заикающимся необходимо преодолеть себя, годами формировавшееся стремление скрыть дефект — отсюда и возникающее у них после этого чувство совершенного подвига.
[29] Используя ряд простых упражнений, утрируем мышечное напряжение и обращаем внимание на связанный с ним внутренний дискомфорт. На максимуме неприятных ощущений вызываем реакцию неприятия и фиксируем ее формулой: «Отказываемся!» Состояние мышечной расслабленности, внутреннего комфорта фиксируем словом «Запоминаю!».
[30] Отметим, что при приеме наркотических и других нейрофармаколо-гических средств, угнетающих функцию ретикуляторной формации, нарушается запомжнание нового материала любой модальности, независимо от его сложности и эмоциональной значимости. Это следует учитывать в логопедической практике, где применение подобных медикаментозных средств может препятствовать быстрому и прочному формированию новых навыков.
[31] В свою очередь внушение со стороны другого лица может проходить во время бодрствования больного или в состоянии гипнотического сна.
[32] 0 связи содержания и целей воспитательной работы с последовательными этапами коррекционных занятий с заикающимися детьми в условиях специального лечебного учреждения достаточно полно изложено в монографии «Воспитание и обучение детей с расстройствами речи» / Под ред. С.С. Ляпидевского и В.И. Селиверстова. — М., 1968.
[33] Айрлэнд В. Идиотизм и тупоумие. — СПб., 1880. — С. 324.
[34] Крафт-Эбинг Р. Учебник психиатрии. — СПб., 1890. — С. 863.
[35] Маньян и Легрэн. Вырождающиеся. — СПб., 1903. — С. 81.
[36] Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. — М., 1962. —
С. 277.
[37] Сеген Э. Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормальных детей. — СПб., 1903. — С. 147.
[38] Гиндес Е.Я. Дефективные дети. — Баку, 1923. — С. 69.
[39] Хеатцев М.Е. Логопедия. — М., 1959. -- С. 445.
[40] Айрлэнд В. Идиотизм и тупоумие. — СПб., 1880. С. 324.
[41] Это правило следует выполнять особенно тщательно, а именно: прежде чем говорить, ясно представьте себе, что именно будете говорить, чтобы не останавливаться из-за отсутствия мысли или перестройки ее; вдох сделайте легкий, без напряжения; говорите медленно; но не делайте речь неестественно тягучей (примерно 10 звуков в секунду); слова сливайте друг с другом так, чтобы предложение или его часть произносили как одно длинное слово («яужехорошоговорю»).