Условия, изменяющие настроение духа и ассоциации идей

Воздействия, относящиеся к этой категории, имеют весь­ма важное значение в ряду терапевтических мер против заи­кания. Они имеют целью создать для больного такую нрав­ственную обстановку и окружить его такой психической ат­мосферой, которая бы содержала в себе ряд условий, небла­гоприятных для заикания и содействующих нормальной речи. Сверх того, условия эти должны быть ассоциативно связаны с функцией речи таким образом, чтобы всякое на­мерение начать речь вызывало к действию и эти условия: следовательно, речь и благоприятные для нее условия вы­ступают единовременно. Таков смысл разбираемых воздей­ствий. Для достижения задачи можно пользоваться: а) ж е-стами и мимикой,б)внешними формами речи, в) внутренним содержанием ее.

а) Жесты и мимика заикающихся носят в себе мас­су своеобразных элементов, и их можно разделить на не­сколько групп. Одни бесспорно отражают собою настроение духа в текущую минуту; другие имеют свойства и значение заикливых судорог, распространившееся и на язык телодви­жений: они носят судорожный характер и сочетаются с дру­гими судорожными движениями артикуляторных органов; третьи носят несомненный характер самобытных инстинктив­ных терапевтических приемов и имеют такое же значение, как замедленная речь, произносимая важным авторитетным то­ном. Об этих жестах сами больные говорят как о приемах пред­намеренных, сознательных или полусознательных, которые помогают им избавиться от заикания.

Как показывают факты, приведенные выше <...>, больной, вызывая к действию известные жесты и мимику, тем самым возбуждает в себе зачаток того душевного настроения, кото­рое выражают эти жесты; например, посредством смелого взо­ра и выпрямления туловища больной старается возбудить в душе бодрость и смелость подобно тому, как трусливый чело­век громким голосом и притворной смелостью возбуждает в себе бодрость духа. Этими приемами сами больные иногда успевают сделать весьма много для своего излечения. Опыт больного должен быть принят во внимание при терапии.

Мимика и жесты могут сделаться орудием психи­ческого лечения заикания таким образом, что врач-руково­дитель, избирая наиболее полезные и пригодные для боль­ного жесты, старается по преимуществу обучить его этим внешним приемам, как форме, подобно тому как актер обучается выражать внешними знаками внутреннее содер­жание, например, мужество, уверенность, независимость ха­рактера и т. д. Для обучения этому, в применении к нашей задаче, могут достаточно послужить разные руководства к сценическому искусству.

б) Выразительное чтение. Единовременно с изло­женными сейчас упражнениями больной обучается вырази­тельному чтению, чтобы иметь возможность и жестами, и интонацией выразить содержание читаемого.

Для того чтобы указанные под литерами а и б приемы, т. е. жесты, мимика и внешние формы выразительного чтения, нашли себе надлежащее терапевтическое применение, изби­раются для чтения больным или больному отрывки различ­ного содержания в прозе и стихах. Выбор отрывков имеет существенное значение.

в) Содержание читаемого должно вызывать те чувства, то настроение духа и те ассоциации, которые могут быть полезны как терапевтические меры и которые боль­ной уже приучился выражать соответственными жестами, мимикой и интонацией. Выбору сюжетов для чтения при ле­чении болезней речи придавали значение врачи классичес­кой древности, и это показывает, как высоко стояли они в понимании таких сложных расстройств, как заикание. В главе о речевых упражнениях —Антилл го­ворит: «Тот, кто не лишен литературного обра­зования, должен прочесть на память отры­вок,какой ему покажется лучше и где встре­чаются переходы от нежного мягкого языка к суровому, диком у; кто не знает эпических стихов, пусть читает ям б; элегия должна за­нимать третий ряд, лирическая поэзия — четвертый. Упражняющемуся лучше читать наизусть, нежели по книге». Мы уже указали выше значение содержания и его влияние на заикающихся, именно — эпическая поэзия представляет объективный рас­сказ, ведущийся от имени одного лица, и читающему легко уловить тон рассказа, приспособиться к нему и усвоить его, в лирике же — наоборот, и, кроме того, лирике присущ эле­мент, действующий на чувство, способный колебать у заи­кающихся настроение духа. Важное значение и влияние со­держания читаемого на заикание оценено и новейшими ав­торами. Блюме очень тонко замечает: «Чтобы обеспе­чить больного в жизни от всяких душевных волнений, следует в качестве последнего упражнения давать ему читать драмы, по­том комедии и, наконец, трагедии; сначала следует предоставить ему читать только одну роль, потом несколько, чтобы вызвать в нем различные настроения духа при сме­не т о н а». В самом деле, порядок чтения и последователь­ность соображены в этом совете чрезвычайно тонко. Опыт показывает, что заики легче всего читают эпические рас­сказы, элегия и лирика им даются труднее, а драма всего труднее.

В выборе отрывков для чтения должна быть строго прове­дена идея — дать больному чтение, которое своим содержа­нием вызвало бы необходимое для терапии настроение духа и ассоциаций — это одна сторона дела; другая состоит в том, чтобы обучить больного искусству выразительного чтения и тем дать ему в руки средство производить своим чтением и речью художественное впечатление на самого себя. Когда больной в этом достаточно успел, ему будет легко умствен-н ы м путем вызвать соответственное состояние духа совер­шенно так же, как воспоминание грустного или веселого мотива у здорового человека вызывает то мимолетную грусть, то веселость.

Все изложенное касается пока общей формальной сторо­ны дела, теперь переходим к конкретной.

Когда больной достаточно успел в обучении выразитель­ному чтению, врач тщательно подбирает содержание и внеш­ние формы исполнения чтения как материал для психичес­кого воздействия на пациента, сообразно особенностям его характера, его слабым сторонам и недостаткам <...>. Если боль­ной отличается, как это нередко бывает, крайней робостью, конфузливостью, врач избирает торжественное содержание и трескучие отрывки, исполняемые громким голосом, и этим чтением и исполнением воспитывает в больном те состояния духа, которые для него менее привычны, мало в нем разрабо­таны или подавлены преобладанием других душевных вол­нений. Если больной отличается упадком духа, недовери­ем к себе, избирают для упражнения серьезные темы, тре­бующие важного авторитетного тона. Если же больной — субъект крайне чуткий, легко волнуется, избирают на первое время упражнения в эпической поэзии, которые приучают больного к объективной спокойной речи. Без сомнения, нельзя думать, что подобного рода упражнения переделыва­ют характер, хотя отчасти и это действительно достигается таким психическим уходом за больным; но в лечении заика­ния гораздо важнее форма, нежели содержание: важно то, чтобы больной, как актер, мог передать известное ду­шевное состояние, войдя в роль исполнителя, чтобы он при­обрел навык менять без труда состояние духа, если оно яв­ляется толчком к заиканию (строго говоря, не менять, а подавить его и тем защитить себя от его влияния на речь). В этом главная задача.

Изложенные упражнения имеют высокое практическое применение, так как они дают больному возможность легко перейти к тому индивидуальному говору, к той индиви­дуальной речи, которая описанавыше<...> и которая необходима для больного как совершенно верное средство против заикания. Упражнения покажут, какого рода фор­ма речи, манеры и внешний психический тон более всего обеспечивают больного и должны войти как составная часть в его индивидуальную речь, понимая ее в широком смысле как язык слов и жестов.

Профилактика заикания

Из фактов, приведенных в отделе этиологии, видно, что заикание представляет собою болезнь наследственную. Три четверти заикающихся получили природное расположение к болезни, и одна четверть заболела по причинам случайным. В числе случайных причин первое место занимает испуг <...>. Таким образом, причины заикания просты и оче­видны, тем не менее ряд мероприятий против появления бо­лезни представляет собою сумму довольно сложных условий, главнейшую из которых мы постараемся наметить.

Что касается прежде всего предохранения детей от испу­га, то было бы недостаточно ограничиться заботой об удале­нии и отстранении условий, способных испугать; необходи­мо дать ребенку такое воспитание, которое бы сделало его менее восприимчивым к страхуй предохранило бы его от более тяжких и опасных форм этого душевного вол­нения. Подобная цель достигается двояким путем, а имен­но: 1) путем развития в ребенке здоровых сильных чувств на счет слабых форм их и 2) развитием и упражнением воли ре­бенка в искусстве подавления душевных волнений и физи­ческих ощущений. Такое воспитание ребенка, являясь- для него источником истинного психического прогресса, вместе с тем может послужить началом, предохраняющим от опас­ных последствий испуга.<...>

Независимо от указанного основного требования не менее важны и другие предохранительные меры. Сюда относится прежде всего:

Тщательное наблюдение за ходом разви­тия речи у ребенка, как предрасположенного к заи­канию, так и здорового, с целью предупредить те ненормаль­ности в ходе этого развития, которые являются предвестни­ками заикания. При появлении этих предвестников необхо димо обратить особое внимание на правильное развитие речи, сделав предметом систематических упражнений голос ребенка, выговор букв, интонацию и пр. по правилам, кото­рые будут изложены ниже.

Во-вторых, необходимо — заботиться, чтобы умствен­ное развитие ребенка не брало перевеса над его физическим развитием и чтобы на этой почве не возникло состояние пси­хического утомления, которое обнаруживается прежде все­го увеличенной возбудимостью и неспособностью сдержи­вать душевные волнения, т. е. такими условиями, при кото­рых случайный испуг может возыметь опасное влияние и вызвать заикание.

В-третьих — необходимо обратить особое внимание на методическое развитие системы произвольных движений с помощью игр и гимнастики. В особенности необходимо при этом озаботиться развитием того широкого отдела произво­димых движений, которые относятся к голосу и речи. Сюда входит всестороннее упражнение детей в пении, чтении и декламации. Необходимо придать этим упражнениям г и -гиеническое значение, а не одно лишь педагогичес­кое, тщательно заботясь о развитии сильного, отчетливого и свободного действия аппаратов голоса и речи. Надлежит стать в этом отношении на точку зрения врачей классичес­кой древности; необходимо внести в отдел общей или школь­ной гигиены: задачу развития груди, упражнение голоса, разговора, чтение и декламацию. Все эти упражнения неза­висимо от своей непосредственной цели — развития речи — будут содействовать вместе с тем укреплению воли, со­гласно афоризму Гиппократа: «…», т. е. упражнение го­лоса, а именно: декламирование, чтение, пение возбуждают душу. Эта превосходная мысль отца научной медицины до­селе не утратила своего глубокого значения, и мы с особою настойчивостью указываем на необходимость ее применения на практике.

Сикорский И.А. О заикании. — СПб., 1889. — С. 175—177; 299—302; 241—243.

Д.Г. Неткачев

Наши рекомендации