Если истерика все же случилась

Если малыш расстроен или сердится настолько, что УЖЕ закатил истерику, ваши аргументы на него вряд ли подействуют. Главное — не терять самообладания самим. Иногда удается отвлечь ребенка, но ча­ще всего ему нужно время, чтобы успокоиться. Не стоит выходить из комнаты или пугать ребенка, который закатил истерику на улице, что вы немедленно уйдете (или его заберет милиционер), если он не пре­кратит немедленно. Нужно помочь малышу успокоиться. Поговорите с ребенком спокойно. Например, скажите: «Я знаю, что ты сейчас очень расстроился (злишься, обиделся...). Давай попробуем успокоиться. Да­вай вместе подышим (умоемся и т. д.)». Обязательно похвалите ребен­ка, если он быстро или самостоятельно успокоился, и только потом на­чинайте объяснять, почему вы не разрешили ему того, на чем он так настаивал.

Некоторые активные малыши настолько устают, что истерика у них возникает из-за перенапряжения. В этом случае нужно дать ребенку не­много отдохнуть. Не надо пытаться немедленно тащить его домой, луч­ше немного посидеть на скамейке, посмотреть вокруг и поговорить.

Будьте последовательны. Не стоит, испугавшись истерики, позво­лять ребенку то, из-за чего она случилась («лишь бы дитя не плакало»). Дети очень умны и наблюдательны, если они поймут, что именно та­ким образом можно и нужно добиваться желаемого, период истерик и скандалов может продолжаться несколько лет.

«Мама, где ты?»

Маленькие дети, несмотря на свою внешнюю самостоятельность, очень расстраиваются при разлуке. Они еще плохо понимают, что та­кое «время». Если они в данный момент не видят маму, они расстраива­ются так, будто потеряли ее навсегда. Никогда не пугайте ребенка тем, что вы его оставите. Это к тому же еще и неправда.

Если приходится уходить на работу (по делам) и оставлять малыша с другим человеком, не старайтесь исчезнуть незаметно. Это может при­вести к тому, что ребенок начнет пытаться вас контролировать, не отпу­ская ни на минуту. Важно, чтобы у ребенка была ваша фотография или


 

Глава 17. «Ужасное двухлетие»



ваши вещи. Даже если ребенок пока плохо говорит, ему можно зво­нить в течение дня по телефону. Постарайтесь спокойно объяснить ре­бенку, что вы обязательно вернетесь. Главное — не испытывать чувства вины или тревоги, когда вы оставляете ребенка. У взрослых тоже есть свои дела.

Играйте с ребенком в прятки! Такие игры есть у всех народов и во всех культурах! На символическом уровне это позволяет ребенку по­нять, что его никогда не оставят, и мама вернется. Полуторагодовалые дети почти всегда прячутся в одном и том же месте. Только потом игры в прятки становятся более сложными.

У взрослых тоже есть свои желания

Иногда собственное детство родителей сильно влияет на то, как они воспитывают своих детей. Например, мамы, которых слишком рано от­дали в ясли или детский сад, стараются не выходить на работу и сидеть дома с ребенком как можно дольше. Оставляя малыша даже на корот­кое время, такие мамы испытывают ужасное чувство вины. Ребенок не­пременно это почувствует, может подумать, что нахождение без мамы действительно небезопасно, и начнет «цепляться» за нее еще сильнее.

Мама не должна постоянно находиться только с ребенком, полно­стью забывая о себе и о своей жизни. Мамины потребности (отдохнуть, позаниматься собой, уделить внимание мужу и другим близким, встре­чаться с друзьями) также очень важны и для ребенка.

Глава 18.

Собираемся в детский сад

Вопрос о том, когда отдавать ребенка в детский сад, волнует многих родителей. Некоторые психологи советуют начинать водить ребенка в са­дик после 3 лет, кто-то считает, что это стоит делать позже — с 4—5 лет.

Мы полагаем, что возможно организовать ясельную группу даже для очень маленьких детей. Небольшой итальянский городок Реджио Эми­лия (Reggio Emilia), расположенный в 140 километрах от Милана, сла­вится среди специалистов по всему миру своей системой детских садов. Модель дошкольного образования, созданная в этом городе, очень по­пулярна в мире. Детские сады, работающие по модели Реджио Эмилия, есть и в других станах Европы, а также в США и в Австралии. В детский сад там принимают детей в возрасте после 3 месяцев. Но эти детские са­ды совсем не похоже на российские ясли.

Ясельные группы в садах, работающих по модели Реджио Эмилия, называют «гнездо» (по-итальянски «nido»). Малышей, как в гнездыш­ке, стараются окружить индивидуальной заботой. Детей в группе не­много, не более 5—6 на троих взрослых. Но самое главное — у детей сохраняется индивидуальный режим дня. Поскольку возраст у детей в группе разный — от 3 до 12 месяцев, — режим у них тоже разный. На­пример, кто-то в группе обязательно спит в то время, когда сотрудники кормят других малышей или играют с ними. И конечно, дети не прово­дят в яслях по 8—10 часов, потому что если их мамы и работают, то ра­бочий день у них обычно неполный, не более 4—6 часов.

К сожалению, большинство российских детских садов пока еще да леки от такого индивидуального подхода к детям. Однако детские сады очень отличаются друг от друга и многие из них могут отвечать потреб- ностям маленьких детей в индивидуальном уходе и воспитании.



Какой детский сад выбрать?

В некоторых городах России сейчас нелегко найти место в детском саду, приходится записываться туда чуть ли не с момента рождения ре- бенка. Но все же, если есть возможность выбирать, на что стоит обра- тить внимание при выборе детского сада?




Глава 18. Собираемся в детский сад

Не помешают ли няня или детский сад




Наши рекомендации