Если малыша все же кто-то напугал

Не все детские страхи связаны только с возрастными особенностя­ми. Случается и так, что причиной страха может быть ситуация, кото­рая испугала ребенка. Например, ребенок может случайно оказаться один в лифте, после чего долго бояться лифтов. Малыша может напу-

Почему малыши плохо себя ведут?




Глава 17. «Ужасное двухлетие»

«Помогите! Я ни на секунду не могу остаться одна. Он плачет и протестует, даже если я захожу в туалет!»

«Унос все было хорошо, а сейчас все изменилось, — моя дочь по­стоянно закатывает истерики».

«В последнее время мне все труднее и труднее делать с ребен­ком самые простые Вещи — накормить, уложить и посадить на горшок. Все со скандалом. А самое ужасное — мои домашние гово­рят, что он такой только со мной. Помогите!»

«Почему она все делает мне назло? Может, это я в чем-то ви­-
новата?»

«Моя дочь начала кусаться. Вчера укусила мальчика на детской
площадке. Ужас! Теперь нам приходится гулять одним, я не знаю,
как на это реагировать».

«Наверное, случилось то, о чем предупреждали врачи. Это по- следствия родовой травмы, которых мы раньше просто не замеча­ли. А сейчас он постоянно ноет, кричит или закатывает сцены. Лю­ди на улице оборачиваются. Я ужасно беспокоюсь».

Это откровения мам, чьим детям от полутора до трех лег. До это­го возраста все шло неплохо. Малыш научился ходить, неплохо разви­вается, стал более независимым и любопытным. И вдруг... Он ноет все больше и больше и постоянно говорит «Нет». Родственники утвержда­ют: «Это ты его избаловала, с нами он себе такого не позволяет».

Почему малышп плохо себя ведут?

Многие родители переживали сложные периоды в воспитании своих детей. Но обычно труднее всего бывает с детьми двух лет и подростка­ми. С двухлетними детьми иногда даже сложнее, потому что они не мо­гут хорошо объяснить, чего и почему хотят.

Известный авторитет в области детской психологии Маргарет Ма­лер (Margaret Mahler) называет этот период психологическим рождени-

ем человека. В первый год жизни ребенка мама и малыш очень близки. Именно мама решает, что и когда малыш будет делать: что и когда есть, во что играть, куда идти, что надевать, когда укладываться спать, и т. д. Ребенок растет и постепенно становится более самостоятельным. Он учится самостоятельно двигаться, исследовать мир, играть; учится сам выбирать, куда идти, что потрогать, чем заняться...

Весь предыдущий опыт ребенка показывает ему, что именно он яв­ляется центром Вселенной. В какой-то степени это действительно так. Достаточно младенцу закричать (иногда достаточно только посмотреть или закряхтеть), как к нему подходят, кормят, переодевают, берут на руки, развлекают и т. д. Малыш продолжает расти и развиваться. Его желания становятся все более сложными и многообразными. Он при­вык, что взрослые их исполняют.

И вдруг... неудача. Мама не дает стучать ложкой по стеклу (или лезть в мусорное ведро), снимает с качелей и ведет домой и т. д. Естественная реакция ребенка в такой ситуации — протест.

Самая важная задача, которую предстоит решить ребенку в этом возрасте, — понять, что не только у него, но и у других людей есть свои чувства и желания, а также что есть некоторые правила, которым при­ходится следовать. Это одна из самых важных в жизни задач, и освоить ее непросто. На это требуется время.

В возрасте двух лет малыш с помощью взрослого учится регули­ровать свои чувства. Раньше это было совершенно не нужно, так как взрослые успокаивали его всякий раз, когда было необходимо. Реше­ние этой задачи и есть, по мнению М. Малер, психологическое рож­дениемаленького человека. Это время расставания с прошлыми ил­люзиями и освоения новых навыков общения с миром и людьми. И это нелегкое время как для ребенка, так и для его родителей.

Американские психологи Алисой Гопник (Alison Gopnik) и Эндрю Мельдзофф (Andrew Meltzoff) считают, что малыш с рождения являет­ся «исследователем». Своеобразным «ученым в колыбели». Ему неве­роятно интересно, как устроен окружающий мир. С самого рождения он исследует свое тело, предметы, которые находятся в непосредствен­ной близости, лица людей. Потом он пытается понять, что можно де­лать с предметами (бросать, стучать, пробовать на вкус, прятать и т. д.), и внимательно наблюдает за результатом.

С определенного возраста малыша начинают необычайно интересо­вать реакции людей. Например, что будет, если бросить на пол бабуш­кины очки или папин мобильный телефон? Взрослые уже неоднократно




Глава 17. «Ужасное двухлетие»

говорили маленькому проказнику, что этого делать нельзя, и он пре­красно это знает, а потому, делая то, что запрещено, малыш все время поглядывает на взрослых, наблюдая за их реакциями. И действительно забавно, как вытягивается лицо дедушки, если отнимать его газету; как забавно бежит и кричит бабушка, когда ребенок бежит по направлению к дороге, где ходят машины; какими большими становятся мамины гла­за, если рисовать ее губной помадой на кухонной мебели...

Практически любое поведение ребенка является намеренным. Он ведет себя определенным образом для того, чтобы понять устройство мира, а также для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослых. Ча­ще всего самый лучший способ привлечь внимание к себе — сделать что-то запрещенное, чем активно пользуются маленькие дети. Но са­мый главный вывод, к которому придет малыш в результате наблюде­ний и экспериментов, следующий: при всей похожести общих реакций взрослых все они разные и у каждого есть свои представления, жела­ния и идеи. А самым удивительным открытием ребенка будет то, что его желания и желания других людей могут отличаться друг от дру­га. Так дети осваивают одну из важнейших концепций социального ми­ра — «представление о другом» (theory of mind), необходимую для по­нимания намерений других людей. Не имея «представления о другом» как об отдельной личности, очень трудно жить в обществе и невозмож­но быть успешным.

Я сам!

Дети, которых мы называем «ужасными двухлетками», очень упря­мы. Они постоянно настаивают на своем, отвечая решительным отказом на многие предложения взрослых. Это шаг в развитии самостоятельно­сти. Однако данный факт не означает, что у детей не должно быть ни­каких ограничений. В жизни обязательно должны быть правила, кото- рые выполняются всеми и постоянно. И чем более последовательно и согласованно близкие ребенку люди настаивают на принятии этих пра­вил, тем ребенку легче их освоить.

Наличие многих правил действительно делает жизнь более безопас­ной, а также помогает ребенку не перевозбуждаться и контролировать себя. Но иногда, когда правил и запретов в семье слишком много, ли-

Как пержить «ужасное двухлетие»

бо взрослые ведут себя не очень последовательно (а часто и то и другое вместе), жизнь семьи превращается в постоянную битву за власть. И нередко в этой битве побеждает ребенок. Есть несколько вещей, которые практически невозможно заставить ребенка сделать против его воли, — есть, пользоваться горшком и засыпать. И часто что-то из этих вещей становится основным камнем преткновения в отношиниях родителей с ребенком.

Дети отказываются от еды (убегают из-за стола, плюются и морщат- ся). Это невероятно расстраивает мам и пап. Еще больше это pacстра- ивает бабушек, которые стараются изо всех сил, чтобы накормить mа- лыша. Дети наотрез отказываются садиться на горшок, выгибаются, слезают с него, прячутся, а спустя несколько минут приходят с уже мо­крыми штанишками. Укладывание спать в некоторых семьях занимает несколько часов. Ребенок трет глаза, но не сдается, он требует то пить, то горшок, то книгу, то еще чего-нибудь.

? Как малыши видят мир?

• Малыши видят себя центром Вселенной и думают, что мир вра-
щается вокруг них.

• У них пока нет чувства опасности.

• Они мало контролируют свое поведение и эмоции, из-за чего мо­-
гут испытывать очень сильные чувства. Иногда это проявляется в
виде истерики и готовности бить и кусать.

• Маленькие дети пока не могут понять, что их действия причиняют

другим боль.

• Маленькие дети не знакомы с концепцией времени. Они не по­-
нимают, чем минута отличается от часа. Они часто не знают, что
означает «подожди немного».

Наши рекомендации