Игры, помогающие справиться со страхом темноты

Прятки

Малышам, которые еще не понимают, что люди и предметы не исче­зают, когда они их не видят, очень полезно играть в прятки. Играя с ма-

лышами, можно прятать лицо за платочком или голову за занавеской, а с детьми постарше — прятаться за углом или там, где вас или ребен­ка трудно найти. Кстати, эта игра есть практически во всех человече­ских культурах.

«Разведчики»

В этой игре взрослый и ребенок — разведчики, коюрые изучают не­знакомую темную комнату. Дайте малышу фонарик, пусть он светит пе­ред собой и рассказывает вам о том, что он видит вокруг.

«Медведи в берлоге» («Зверушки в норке»)

Спрячьтесь вместе с ребенком под пледом или одеялом, будто вы с ним мама-медведица или папа-медведь и маленький медвежонок (или другие звери, например лиса и лисенок). Эта игра, помимо того что по­могает справиться со страхом темноты, еще и хорошая возможность для физического, телесного контакта, который так нужен детям.

Ночные кошмары

Дети дошкольного возраста часто просыпаются по ночам. Иногда причиной пробуждения является страшный сон, а иногда причина неиз­вестна. Физиологические ритмы сна, свойственные взрослым, у малень­ких детей только формируются, поэтому дети спят более беспокойно. Первые ночные кошмары у детей начинают появляться в возрасте по­сле двух лег.

Клаус Минде (Klaus Minde), всемирно известный канадский психо­лог и психотерапевт, один из главных авторитетов в изучении наруше­ний сна у детей, утверждает, что пробуждение от кошмара ребенка до­школьного возраста сильно отличается от того, как просыпаются от страшного сна взрослые. Взрослый человек чаще всего посыпается в напряжении и даже в некотором оцепенении. Для взрослого человека важно окончательно проснуться и понять, что это был всего лишь сон. Некоторым людям, чтобы окончательно успокоиться, нужно встать, по­пить воды, постараться отвлечься и лишь потом заснуть снова.

Дети, которым снится что-то страшное, чаще возятся и хнычут во сне. К. Минде считает, что не всегда стоит будить малыша и вытаскивать его из кроватки. Лучше постараться помочь ему крепче заснуть, погладить, при­крыть одеялом, подоткнув его, чтобы малыш меньше двигался. Не стоит поить или кормить ребенка, который проснулся ночью, так как это может привести к тому, что он начнет регулярно просыпаться по ночам. Лучше посидеть рядом с малышом, успокоить его и помочь ему опять уснуть.



Глава 16. Детские страхи

Если малыша все же кто-то напугал







Совсем маленькие дети не могут рассказать о том, что им снилось. Дети старше 2,5—3 лет уже могут поделиться тем, что они видели во сне. Не нужно сразу говорить малышу, что ничего страшного в том, что им приснилось, нет. Лучше внимательно выслушать его, проявить сочув ствие («Да, ты, наверное, очень испугался»).

Признать чувства ребенка очень важно. Только выслушав ребен­ка, можно приступить к тому, чтобы помочь ему справиться с кошма­ром. Некоторые дети сами находят выход. Так, один мальчик, который очень боялся, что в форточку залезет огромное привидение, вдруг за­явил, что «оно такое большое, что не сможет пролезть». И это помогло ему справиться со своим страхом.

Некоторым детям очень помогает, если они могут нарисовать свой страх, конечно не без помощи взрослых. Когда страх становится ощу­тимым (о нем можно говорить, его можно рисовать), с ним проще справиться. Например, для «бандитов» («нехороших дядек» или еще каких-то пугающих персонажей) можно нарисовать тюрьму с крепки­ми решетками, для привидений и разных чудовищ всегда можно приду­мать то, чего они «сами до смерти боятся». Если ребенок сможет спра­виться с пугающим существом днем с помощью родителей, ему будет проще преодолеть свои ночные кошмары. Он также будет больше до­верять своим родителям, которые помогают ему.

! Доверительные отношения помогают справляться со страхами!

Итак, детские страхи — это лишь особенность возрастного разви­тия, свойственная многим детям. Страхи появляются в определенном возрасте, а затем, как правило, постепенно исчезают. Если взрослый готов принять то, что волнует ребенка, им вместе будет легче справить­ся с этими временными трудностями.



гать слишком активная и громкая собака, он может начать бояться вра­чей после того, как неожиданно оказался в больнице.

Иногда, если ребенок действительно очень чего-то испугался, он может временно потерять те или иные навыки. Например, после того как ребенок оказался в больнице, он может начать хуже говорить, мо­читься в штанишки, хуже спать, отказываться от еды и т. д. Это называ­ется посттравматической реакцией.

Если настроение ребенка после пережитого стресса изменилось (ребенок стал более капризным, агрессивным или, наоборот, пассив­ным), он стал хуже спать по ночам или отказываться от еды, потерял ра­нее имеющиеся у него навыки, и это продолжается несколько дней или недель, нужно обязательно обратиться к психологу или врачу. Специа­лист поможет ребенку справиться с перенесенным стрессом и пореко­мендует родителям, как вести себя с ребенком.


Наши рекомендации