Как взрослому помочь ребенку научиться регулировать свои эмоции?

Младенцы все время сопоставляют реакции значимого взрослого (чаще всего это мама), чтобы определить: можно или нельзя, опасно

или нет. Они оглядываются, исследуя и пробуя новые активности.Но особенно важна эта «социальная оглядка» в изучении детьми социаль- ных взаимоотношений. Ребенок наблюдает за реакцией мамы на дру- гих людей и за ее реакцией на его общение с другими людьми, затем сравнивает свои наблюдения с собственным опытом общения с ней и с другими людьми. Таким образом, фигура привязанности — важный ресурс обучения. Через нее строятся все отношения с окружающим миром.

Эмоциональная жизнь — это главным образом координация себя с другими людьми через соучастие в их состоянии. Наш мозг постоян- но пытается предвосхитить действия, реакции и поведение других лю- дей. Когда мы обращаем пристальное внимание на действия другого человека, такие же нейронные зоны, как и у него, активируются в на- шем мозге, будто мы выполняем это действие сами! Например, когда ребенок или взрослый видит, что другой человек берет кружку и пьет, в его головном мозге активируются нейроны в тех же зонах, словно он сам берет кружку и пьет. Данный феномен получил название «зеркаль- ные нейроны» (см. главу 6). И это означает постоянное взаимодействие мозга человека с социальным окружением.

Одним из самых сильных проявлений тепла и близости является фи- зический контакт. Эксперименты показывают, что физический контакт как средство регуляции имеет огромное значение для младенца. Так, например, в тот момент, когда плачущий ребенок успокаивается на ру- ках у взрослого (в экспериментах это были как матери, так и отцы), их сердечные ритмы синхронизируются. Когда нас обнимают, это означа- ет, что у нас есть поддержка от других. Это важно для человека на про- тяжении всей жизни и часто, помогая человеку успокоиться, близкие| обнимают его.

Другой важный элемент социального взаимодействия — выражение эмоций на лице у ребенка и у взрослых, которые его окружают. Можно сказать, что лицо взрослого — проводник для ребенка в мире эмоций. Эмоции видны на лице, и все люди почти бессознательно, но очень вни- мательно «сканируют» лица других. Особенно это важно при взаимо- действии матери и младенца.

Так, признанный эксперт в области изучения развития мозга Алан Шор (Alan Shore) констатирует, что социальная улыбка - важный фак- тор, способствующий развитию и росту головного мозга человека. Ма- лыш улыбнулся маме, она увидела его улыбку, и ее сердце забилось чаще (это фиксируют приборы во время экспериментальных наблюде-




Ний), мама улыбнулась в ответ, и такая же реакция возникла у ребенка.

Человеческое тело устроено таким образом, что в ответ на приятное социальное взаимодействие в организме выделяются бета-эндорфины,

Как например, у малыша в ответ на общение с мамой. В основном их

выделение происходит в орбито-фронтальных областях коры голов-

ного мозга, отвечающих за контроль эмоций и развитие зрительно-

го восприятия. Бета-эндорфины обеспечивают естественную помощь

при болях, способствуют борьбе с депрессией, отвечают за ощуще-

ния удовольствия и являются так называемыми природными опиата-

ми. Это эндогенные (то есть синтезирующиеся в организме) вещества,

обезбалевающее и успокаивающее действие которых обусловлено их

взаимодействием со специальными местами связывания на мембране

нервной клетки — опиатными рецепторами.

Принято считать, что чем меньше собственных бета-эндорфинов в организме человека, тем сильнее он подвержен алкогольной и нар- котической зависимости. И люди, испытавшие в детстве недостаток «чувства удовлетворения» от социального взаимодействия с близки- ми, чаще всего попадают в такую зависимость. Недостаток внутренних бета-эндорфинов они начинают компенсировать внешними суррогат- ными заменителями — алкоголем или наркотиками.

Функция бета-эндорфинов не сводится только к доставлению человеку удовольствия. Они еще контролируют поступление в организм глюкозы и инсулина, регулируя таким образом рост синаптических связей у нейронов.

Так, мамино рассерженное лицо вызывает у ребенка выделение

Гармонов стресса, в основном кортизола. Кортизол обладает многими свойствами, в частности, он останавливает выделение эндорфинов. Та-

Ким образом на химическом уровне происходит передача и закрепле-

Ние важнейшей для ребенка информации — ему нужно прекратить то

Или иное действие, так как оно вызывает у мамы недовольство.

Картизол так же важен для формирования мозга, как и бета-

эндорфины, он отвечает за формирование правильных нейрональных

паттернов, контролирующих поведение человека. Кортизол и бета-

эндорфины в некотором смысле являются «противоположностями»,

вместе работающими над построением мозга ребенка.

Алан Шор предполагает, что в разные периоды жизни выделяется

разное количество этих веществ в организме человека. Так, у мла-

денца на первом году жизни, когда происходит бурный рост нейрон-

ных связей, преобладают бета-эндорфины, а затем, когда ребенок ста-



Глава 7. Как ребенок учится регулировать свои эмоции




новится старше и вступает в «ужасное двухлетие», больше выделяется кортизола и других гормонов стресса. Это необходимо, чтобы обеспе- чить «прополку» лишних нейронов и сформировать нейрональные пат- терны, соответствующие социальным ограничениям, принятым в кон- кретной семье и обществе. Так люди становятся разными и непохожими друг на друга.

Если ребенок получил опыт заботливого и внимательного ухода в первые годы жизни, то в его мозге формируются эффективные нейрон- ные паттерны, способствующие успешному обучению в будущем. Со- отношение бета-эндорфинов и гормонов стресса остается сбалансиро- ванным, рост мозга происходит оптимальным образом, мозг сохраняет весь свой потенциал, а картина мира на психологическом уровне явля- ется дружелюбной и основанной на безопасной привязанности.

Но если в первые годы жизни ребенка взрослый был занят самии со- бой, был недоступен для ребенка или окружающие слишком часто сме- няли друг друга, то у ребенка нет проводника в мире эмоций, а фор- мирующиеся нейронные паттерны мозга отражают дезорганизацию привязанности. В крови ребенка преобладают гормоны стресса, веду- щие к гибели нейронных связей самих нейронов, и это негативным об- разом отражается на возможностях обучения и социальной адаптации, часто приводя к психиатрическим нарушениям и криминальному пове- дению. Дезорганизованная привязанность — это крайнее проявление эмоциональной дисрегуляции. Кроме того, люди, которые пoлyчили в детстве очень «жесткий» уход и заботу от близких, с трудом развивают эмпатию к другим, то есть они не умеют сопереживать людям и, следо- вательно, неспособны строить искренние отношения.

Питер Фонаги (P. Fonagy) уверен, что если у человека не было, зна- чимой привязанности в детстве, то и чувства других не представляются реальными для него, так же как и его собственные чувства не были ре- альными для значимых взрослых в его детстве.

Глава 8. Профессия - мама

Алена всегда была очень успешной девушкой, ей все всегда да- валось легко. Она хорошо училась в университете, с легкостью за­водила новых друзей и знакомых. Не было особых трудностей и с молодыми людьми. С будущим мужем она познакомилась на рабо- те - Алена много помогала Саше, который пришел работать в ту же компанию на год позже нее. Вместе они работали над проекта- ми, строили планы.

Алена и Саша поженились через год после знакомства. А еще че- рез год родился маленький Никита. Алена с энтузиазмом окунулась в новые заботы — прогулки, раннее обучение плаванию, игрушки, правильное питание. Она быстро стала экспертом и по вскармли- ванию, и по обучению, и по гимнастике для малышей. Малыш рас- тет смышленым и здоровым. Карьера мужа, несмотря на кризис, развивается очень успешно.

На вечеринке у друзей Алена вдруг поняла: что что-то не так. Она всегда была заводилой и душой компании, а сейчас ей нелег- ко поддерживать разговор. Она не видела обсуждаемых фильмов, не была на выставках, последний отпуск они с Никитой провели на даче и новую одежду она последний раз покупала еще до рождения сына.

Алене стало ужасно обидно. Она столько сил тратила на ра- боте, работая сама и помогая мужу. Она успешно справляется со всеми Домашними делами и ребенком, но сейчас, с друзьями, чувствует себя абсолютно потерянной. Как найти выход?

Когда подруги недоумевают

Молодые мамы нередко замечают, что им не о чем говорить со своими подругами, у которых пока нет детей. На детской площадке с други­ми мамами все по-другому. Темы «как мы сегодня спали», «что мы сегодня ели (не ели)», «где лучше делать прививки» волнуют всех.



Глава 8. Профессия — мама





Обычно мы говорим о том, что нас сейчас волнует, о чем мы думаем. Ужасно обидно, когда подруги не понимают радости молодой мамы по поводу того, что «у нас уже 9 зубов, а десятый на подходе»... Возмож- но, подруг сейчас волнуют другие вещи. А если они — «девушки за 30) и у них нет детей, то попытки поговорить с ними о детях могут вызывать у них собственные нелегкие чувства. Точно так же и маму, которую вол- нует, сможет ли она найти работу после нескольких лет пребывания до- ма, могут неприятно задевать разговоры о профессиональных успехах подруг. Но тем не менее темы для разговора можно найти всегда, осо- бенно если с подругами связывает не только общее прошлое, но и что- нибудь в настоящем.

В последние несколько лет во многих городах были организованы групповые занятия для малышей с мамами. Многие мамы находят такие занятия очень полезными не только для своих детей, но и для себя. Ре- бенок приобретает новые навыки (не так важно, какие именно — пла- вание, раннее обучение или навыки социализации), а у мам появляется возможность общаться, делиться опытом. Главное, чтобы обстановка была безопасной и принимающей.

Быть домашней хозяйкой нелегко

Как взрослому помочь ребенку научиться регулировать свои эмоции? - student2.ru

Успехи на работе — это поставленные и достигнутые цели. А что такое успехи и достижения дома? Это приготовлен­ный обед, чистая квартира или ежеднев­ные прогулки с коляской? Самое обид­ное, что эти успехи муж и другие близкие могут даже не заметить: ведь еда в доме должна быть всегда, а чистоту квартиры лучше всего может оценить тот, кто де­лал уборку.

Быть домашней хозяйкой нелегко еще и потому, что маленький ребенок ни на секунду не дает побыть одной и отвлечься. Он почти все время рядом и требует внимания. Постоянно «быть на-

чеку» сильно утомляет многих женщин. К вечеру мама чувствует себя измотанной, хотя ничего особенного не происходило, и поведение домашних начинает ей казаться проявлением неблагодарности. Особенно обижают комментарии типа «Что ты так заводишься и устаешь, ты же не работаешь, ты дома сидишь».

Кто где отдыхает?

Муж возвращается с работы домой. Он, скорее всего, устал и при­ходит домой отдыхать. Ему больше всего хотелось бы полежать на ди­ване и помолчать, он достаточно набегался и наговорился на работе. А для неработающей жены дом — это «производственная площадка», где работа не прекращается ни на минуту. А еще ей очень хочется спокой­но поговорить, рассказать о том, что произошло за день.

Конфликт интересов налицо. Как его избежать или хотя бы сгла­дить? Поговорку «отдых — это смена деятельности» еще никто не отме­нял. Если постоянной заботой мамы является работа по дому, значит, надо найти возможности иногда из дома выходить. Встречи с подруга­ми, бассейн и спортивный зал, курсы иностранного языка или вожде­ния помогут не только отдохнуть и отвлечься, но и приобрести ценный и важный опыт. Поговорите об этом с мужем, возможно, он никогда об этом даже не задумывался. А еще он может иногда приготовить ужин. Для него это тоже будет сменой деятельности, а значит, в какой-то сте­пени, и отдыхом.

Расставляем приоритеты

Все люди очень разные. Есть женщины, которые сознательно выби-эают карьеру домохозяйки, получая от этого удовольствие. Но далеко не всех женщин устраивает перспектива быть только мамой и женой. Не стоит приносить себя в жертву. Этой жертвы, скорее всего, никто не оценит. Если профессиональная карьера действительно является прио­ритетом, то стоит собраться с силами и начинать работать. Подготовка к выходу на работу может занять несколько недель или даже месяцев — чужно найти няню, детский сад или договориться с родственниками, которые могли бы оставаться с малышом, когда мама работает.

Просим помощи у подруг

Не стесняйтесь поделиться своими волнениями с подругами. Вернуться на работу после отсутствия в течение года (нескольких лет) не-





легко даже самым сильным женщинам. Непонятно, как тебя встретят получится ли встроиться в новые сложившиеся отношения, а искать но- вую работу может быть еще сложнее. Вдруг малыш будет часто болеть и надо будет постоянно отпрашиваться с работы?

Одна довольно активная деловая дама жаловалась, что после года, проведенного дома, ей трудно выйти на улицу одной. Она не знала ку- да деть свои руки, которые весь последний год были заняты то коля- ской, то сумками. А еще она постоянно волновалась — как там ee ма- лыш. Практически всем женщинам, которые выходили на работу после декретного отпуска, знакомы такие эмоции. Готовых советов, скорее всего, никто не предложит, но сама возможность поговорить и попытаться найти решение представляет большую ценность.

Идеалы, к которым мы стремимся

Если идеальный родитель — это человек, который всегда думает о ребенке, никогда не теряет самообладания, всегда поступает npaвиль- но, знает все о развитии и потребностях детей, никогда не болеет и не впадает в уныние... то такого человека, скорее всего, не существует. Ведь у родителей тоже есть свои потребности.

Мама не должна постоянно находиться только с ребенком, noлно- стью забывая о себе и о своей жизни. Мамины потребности (в отдыхе, развлечениях и т. д.) очень важны и для ребенка.

Глава 9.

Послеродовая депрессия:

когда материнство не в радость

Как взрослому помочь ребенку научиться регулировать свои эмоции? - student2.ru Рождение ребенка — огромное сча- стье. Этoro дня ждут, волнуются, стро- ят светлые планы на будущее. И вот этот день приходит — на свет появляется ма- лыш! Но радости почему-то нет, вместо не есть тревога, усталость и апатия. Это кажется странным и непонятным. Жен­щина, которая ждала рождения ребен- кА, находится в недоумении и иногда бывает шокирована тем, как она себя чувствует. И в этом очень трудно при- знаться даже самым близким людям. Во всем мире от 10 до 15% женщин переживают послеродовую депрессию Женщины, находящиеся в таком состоя- НИИ, часто описывают свои чувства и поведение следующим образом:

· Без особой видимой причины чувствуют себя несчастными.

· Забота о ребенке и домашние дела приводят к усталости и изне- можению. При этом многие молодые мамы также отмечают трудности со сном. Женщине, несмотря на усталость, трудно заснуть, либо она просыпается ночью и не может заснуть снова.

· Не хочется есть. Возможно также и противоположное поведение - переедание.

· Нет радости от жизни. Не радуют даже те вещи, привычки и события, которые раньше были приятны и приносили удовольствие (встречи с друзьями и близкими любимые фильмы и книги, ужин с любимым человеком, поход в салон красоты, любимые цветы, иияошые и т. д.).

· Женщине совсем не хочется сексуальных отношений. Некоторые мамы полагают, что им просто не до этого. Их может даже раздражать, когда подобные желания возникают у мужа (партнера).






• Молодой маме может быть трудно в этом признаться, но она про-
должает беспокоиться о том, что все делает не так. Ocoбенно
обидными кажутся некоторые комментарии подруг и родствен-
ниц, например: «Да брось ты, это полная ерунда» или «У меня с
этим вообще никогда проблем не было». Женщина начинает чув-
ствовать себя неудачницей.

• Некоторым молодым мамам очень страшно оставаться наедине с
младенцем.

• Мама воспринимает своего ребенка очень хрупким и больным,
постоянно беспокоится — дышит ли он, и понимает, что npoосто
любить ребенка очень трудно. Она очень обеспокоена вопрса-
ми гигиены и возможных инфекций. Часто это приводит к тому,
что молодая мама вообще никого не подпускает к своему малы-

шу, боясь, что его могут заразить. Страхи и постоянная борьба за

чистоту приводят к еще большей усталости.

• Страх за здоровье и жизнь ребенка приводит к возникновению паники в самых разных ситуациях.

• Некоторые женщины боятся выходить из дома.

Часто депрессия возникает не сразу, а в течение четырех недель по- сле рождения младенца. Однако некоторых женщин депрессия насти- гает и через шесть месяцев после рождения ребенка.

Как это выглядит в жизни?

История Ирины

Ирина вышла замуж позже своих подруг — ей было 30 лет. Она считала, что в свои тридцать два года будет взрослой и созна- тельной матерью, долго выбирала, в каком родильном доме дол- жен родиться ее малыш, очень внимательно относилась к тому, как протекает беременность. К рождению ребенка в семье гото- вились.

Молодые родители решили не узнавать пол ребенка заранее. Однако все знакомые говорили, что «по всем приметам» это бу- дет мальчик. Будущие родители очень хотели сына и решили на- звать его в честь дедушки — папиного отца.

но родилась девочка. Это известие ошеломило молодую маму. Она оказалась совершенно не готова к рождениюдочери. Все пять дней пребывания в родильном доме Ирина плакала. Другие женщины - соседки по палате - с недоумением говорили: «ты же взрослая женщина, как можно из-за этого плакать? Ребенок – это счастье, а девочка, она всегда к матери ближе...» Но эти доводы Ирину не успокаивали, наоборот, ей становилось все хуже. Она понимала, что с ней творится что-то неладное. Ей было трудно кормить малышку, девочка сильно беспокоилась, не желала брать грудь,отворачивалась и отчаянно плакала. И ее мама тоже плакала – по ночам, отвернувшись к стенке.

После выписки из родильного дома стало еще сложнее. Ребенок все время беспокоился, родители не могли утихомирить малышку. Спали по очереди. От волнений и бессонных ночей у Ирины пропало молоко. Малышка все время была в напряжении, начались поиски такого состояния девочки.

Ребенка много раз показывали разным врачам, те высказывали разные мнения, прописывали различные медикаменты, укрепляющий и успокаивающий массаж, электрофорез, говорили о родовой травме. Ирина поняла, что все ее волнения и слезы были не случайны, ее ребенок болен, и она должна сделать все, чтобы помочь своей Дочери. Походы по врачам и поиски лечения продолжались несколько месяцев. Но жизнь дома так и продолжала оставаться кошмаром: одеть, накормить ребенка, а особенно уложить спать было труднейшей задачей.

На приеме у психолога Ирина сидела с грустным и немнаю отре- шенным лицом, рассказывала о своих бедах после рождения ребенка, о том как она вымоталась и что пережила за последнее время. В ее общении с дочкой не было эмоций, при этом мама «честно делала свою работу» — одевала, раздевала, кормила... Но делала она это абсолютно молча — ни взгляда, ни улыбки, никакого звука. Ребенок тоже молчал, малышка выглядела напряженной.
Ирина проделала большую работу по преодолению депрессии.
Несколько месяцев она регулярно встречалась с психологом, обсуждала свои чувства и состояние, пытаясь найти выход из ситуации, старалась подобрать слова, чтобы рассказать обо всем мужу, который также очень уставал и стал раздражителен. Многое было сделано и для того, чтобы помочь Ирине научиться получать удовольствие в общении с дочкой.



Глава 9. Послеродовая депрессия: когда материнство не в рад!

sidy возникает послеродовая депрессия?





Жизнь этой семьи изменилась примерно через полгода. Малыш- ка стала более спокойной, любопытной, с радостью играла и осва- ивала все новые и новые навыки. Мама начала гордиться успехами дочери. Сейчас девочке 8 лет. Она успешно учится в школе.

История Ольги

Ольге 27 лет, она молодая успешная женщина. После окончания университета вышла замуж, нашла хорошую работу. Вместе с му- жем они очень ждали появления ребенка, много говорили об этом, читали о развитии и воспитании детей, с огромным любопытством смотрели, как подрастают дети друзей, мечтали о будущем.

Сашенька родился в срок, молодую маму с цветами и поздрав- лениями встретили из родильного дома. В семье все было готово к появлению в доме нового члена семьи — кроватка, коляска, забав- ные пеленки и распашонки... Друзья и родственники мечтали посмо- треть на малыша. Однако Ольге стало казаться, что ради здоро- вья ребенка стоит ограничить посещения людей. Она по нескольку раз в день мыла пол, так как боялась, что в доме недостаточно чи- сто. Ольга также решила, что, пока сын еще совсем маленький, ее мужу лучше пожить в другой комнате. Молодому отцу это не сильно понравилось, но он вынужден был согласиться.

Ольга очень уставала. Она полностью посвятила себя ребен- ку, не давая себе расслабиться ни на минуту. Ей постоянно каза- лось, будто она делает что-то неправильно, и она продолжала стараться. Она считала, что грудное кормление невероятно важ- но для здоровья ее сына, и она усиленно ела и пила много чая с мо- локом, чтобы продолжать кормить грудью. Когда Саша плакал, ей казалось, что ему не хватает молока, и она старалась есть еще больше. За 6месяцев Ольга прибавила в весе 25 килограммов. Она почти полностью перестала общаться с друзьями, в дом никто не приходил. Ольга редко выходила на улицу. Одной из причин этого стала большая прибавка в весе, из-за которой ей было просто не чего надеть. Походы по магазинам вообще казались невозможны- ми, так как Ольга никогда не оставляла своего малыша с другими людьми. Саша отчаянно протестовал даже тогда, когда его нена- долго оставляли с папой, чтобы мама смогла сделать что-то по хозяйству.

Молодой отец чувствовал себя ненужным. Его раздражала ны- нешняя жизнь, которая стала совсем не похожей на ту, какой бы-

ла раньше. Они с женой всегда были общительными людьми, люби- ли компании и поездки. Его друзья продолжали жить так же, как раньше несмотря на то что у них тоже были маленькие дети. От- ношения между супругами стали напряженными. Он подолгу задер- живался на работе. Ольга чувствовала, что ее саму и ее сына пре- дали. Она почти перестала спать. Ольга часто плакала по ночам. У нее начала сильно болеть спина.

Через несколько месяцев подруга показала Ольге в Интернете ссылки на сайты о послеродовой депрессии. К своему удивлению, Ольга вдруг узнала себя. Какое-то время она не решалась обра- щаться за помощью, но затем начала посещать групповые заня- тия для мам и малышей.

Почему возникает послеродовая депрессия?

Точная причина возникновения послеродовой депрессии пока не установлена. В определенной степени она связана с гормональными изменениями, происходящими в организме женщины во время бере- менности и после родов. Однако есть и другие факторы, которые уве- личивают вероятность возникновения послеродовой депрессии:

· женщина испытывала депрессивные состояния и в другие периоды своей жизни;

· существуют проблемы или трудности в отношениях с партнером /мужем;

• ребенок родился недоношенным, болен или у него есть нарушения развития;

• в недавнем прошлом мама потеряла близкого человека (например, умерли родители).

Существует представление о том, что депрессия чаще возникает у женщин с высоким социальным статусом и уровнем образования. Всем знакомы примеры из жизни знаменитостей, которые страдали от де- прессии. Однако такое представление ошибочно. Риск возникновения депрессии гораздо выше у женщин, живущих в тяжелых условиях, не

получающих поддержки близких, имеющих проблемы с финансами,

работой, подвергающихся насилию.



Глава 9. Послеродовая депрессия: когда материнство не в f

•му послеродовую депрессию выявляют так редко?





Известные и образованные женщины у всех на виду. Они просто мо- гут позволить себе открыто говорить о своих чувствах и обращаться за помощью. А бедную, одинокую женщину часто вообще никто не хочет слушать. Ее скорее посчитают неумелой, недостаточно хорошей мате- рью, что, естественно, не поможет молодой маме справиться со свои- ми трудностями.

Еще одной причиной депрессии может быть трудное детство самой матери. Маме, которая росла без материнской заботы и ласки, в си- ротском учреждении или в семье, где часто бывали скандалы, гораздо труднее заботиться о ребенке. Самые ранние воспоминания не стира- ются из памяти, они продолжают влиять на жизнь человека.

2. «Тихие». Эти малыши выглядят даже слишком спокойными. Их практически не слышно. Они произносят мало звуков (гуление и ле-: пет), мало интересуются окружающим. Зачастую их взгляд направлен

в пространство. Эти дети не требовательны, они довольствуются тем,

что есть. Они выглядят менее любопытными, чем их сверстники, меньше улыбаются и смеются.

В дальнейшем дети с той и другой стратегией поведения могут иметь большие трудности с привыканием к детскому саду (много плачут либо плохо себя ведут). Они более требовательны и капризны. У них могут возникать сложности в налаживании контактов со сверстниками, многочисленные страхи, а также другие поведенческие проблемы. Ис­следования показывают, что нередко трудности остаются у детей и в школьном возрасте, если семье и ребенку не была оказана профессио- нальная помощь.



Наши рекомендации