Как развивать его любопытство и активность?
Иногда, когда малыш не спит, кладите его на живот.
Разговаривайте с ним ласковым голосом, когда вы смотрите друг на друга (есть контакт «глаза в глаза»). Повесьте над кроваткой малыша на расстоянии около 60 см «мобиль» (или 3—4 разные игрушки на веревочке или резинке).
Прикасайтесь к ребенку как можно чаще
(поглаживайте и обнимайте его).
Иногда кладите ему в ручку небольшую
погремушку и помогайте ему осторожно
ее встряхнуть.____________________
Иногда, когда малыш сидит, приподнимайте и поддерживайте его. Давайте ему небольшие безопасные игрушки (погремушки). Время от времени подносите ребенка к зеркалу и показывайте его отражение, называя его по имени. Хвалите вашего малыша. Показывайте, что вы довольны, когда он произносит звуки («лепечет»), и повторяйте их.
Разговаривайте с малышом, пойте ему песенки, читайте книги.
Ненадолго оставляйте малыша лежать на животе.
Начинайте давать ему пищу, которую
можно брать руками, например бананы,
сушки или твердое печенье.________
Продолжение табл. 1
Возраст | Что умеет ребенок? | Как развивать его любопытство |
и активность? | ||
6-9 | Ползает на животе. | Называйте предметы и продукты, |
месяцев | Берет в руку сухарик | указывая на них. Я |
(твердое печенье, сушку) и | Показывайте простые картинки в книгах | |
самостоятельно ест. | и указывайте на них пальцем. ^1 | |
Перекладывает предметы из | Играйте с малышом в прятки («ку ку»), и | |
одной руки в другую. | хлопайте в ладоши, пойте простые |Н | |
Лепечет — произносит слоги: | песенки. | |
«ба-ба», «ма-ма», «да-да» и | Играйте с ребенком, используя | |
т.д. | погремушки или музыкальные игрушки | |
Показывает (сообщает) плачем | ||
свои потребности — «Хочу есть! | ||
Беспокоюсь!». | ||
Отличает членов семьи от | ||
незнакомцев. | ||
Играет в простые игры, | ||
например а прятки («ку-ку»). | ||
9-12 | Самостоятельно садится и/или | Помогайте вашему ребенку садиться или |
месяцев | встает. | вставать. Я |
Ползает (иногда вначале не | Давайте ему безопасные предметы: | |
вперед, а назад, иногда на | кубики, баночки, крышки, коробки, | |
спине). | круглые предметы. Я | |
Поднимает предметы | Называйте имена людей и предметы. | |
указательным и большим | Просите вашего малыша давать вам Я | |
пальцами. | какую-нибудь игрушку и хвалите его за | |
Ставит один кубик на другой | это. | |
или соединяет два предмета. | Произносите звуки и слова, которые он | |
Понимает простые слова | сможет повторить. | |
(«мама», «папа», «собака» («ав- | Называйте и показывайте картинки, | |
ав»), кошка («мяу»), «пока»). | когда вы читаете ему книги. | |
Откликается (узнает) на свое | В этом возрасте дети очень ^1 | |
имя. | любят простые стихи и песенки, | |
Реагирует на простые команды, | сопровождающиеся движениями • | |
такие как «Дай мне...». | («По кочкам, по кочкам», «Мишка И | |
Повторяет звуки и слова, такие | косолапый» и т. д.). | |
как «ма-ма» и «да-да». | ||
12-15 | Самостоятельно ходит (вначале | Выделите малышу свои маленькие |
месяцев | может ходить, держась за | чашки и ложки. |
мебель). |
12-15 месяцев
15-18
18-24
Самостоятельно ест (держит чашку двумя руками, начинает пользоваться ложкой). Переворачивает страницы книги, по две или три одновременно. Строит «башни» из кубиков и складывает предметы. Разговаривает на «своем» языке.
Произносит два и более слова,
помимо слов «мама» и «папа».
Понимает большую часть из
того, что ему говорят.
Самостоятельно играет, но
также любит быть с другими
людьми.
Самостоятельно ходит; при помощи других может подниматься по лестнице. Кидает мяч и не падает. Пользуется карандашами (цветными мелками); может толкать и придвигать к себе игрушки.
Повторяет (имитирует) простые слова. Использует уже достаточно много слов. Показывает простые картинки, такие как собака, ребенок, машина.
Повторяет (имитирует) простые
действия мамы: уборка, чтение.
Когда нужно, умеет попросить
родителей о помощи.________
Хорошо ходит; начинает бегать; самостоятельно может подниматься по лестнице. Вставляет формы — квадраты и кружки — в отверстия (паззлы).
Давайте ему игрушки, которые он может складывать, например кубики или пластмассовые баночки или чашки. Разговаривайте с ребенком, когда вы что-либо делаете в течение дня, и называйте ваши действия. Просите вашего малыша только о чем-нибудь одном.
Пойте ему песенки. Рассказывайте истории.
Вместе рассматривайте картинки в книгах и читайте детские стихи.
Разрешите вашему ребенку ходить дома
босиком.
Играйте с ним в мяч.
Раскрашивайте картинки вместе с
малышом.
Читайте ему вслух.
Просите вашего малыша показывать
знакомые предметы.
Хвалите его, если он показывает или
говорит, что у него мокрые штанишки.
Позволяйте ему «помогать» вам в
ежедневной работе по дому.
Гуляйте с ребенком, чтобы он больше
ходил.
Давайте ему простые паззлы, чтобы
он вкладывал в них фигуры и другие
игрушки.______________________
18-24 месяца
24-30 месяцев
30-36 месяцев
Соединяет два слова и более
(«дай пить», «маца пока»).
Узнает себя в зеркале или на
фотографии.
Отказывается (говорит «нет»),
если не хочет спать, что-либо
есть или делать по просьбе.
Двигается, «танцует» под
музыку.
Играет самостоятельно более
продолжительное время.
Прыгает, бегает, &ьет по мячу,
спускается и поднимается по
лестнице.
Листает страницы книг
(переворачивает по одной
странице).
Одевается и раздевается с
небольшой помощью.
Самостоятельно «ст ложкой.
Произносит короткие
предложения.
Называет предметы,
изображенные на картинках, в
книгах.
Узнает некоторые цвета.
Различает части тела (4 или 5) и
показывает их.
Играет с другими детьми, как
правило, непродолжительное
время.________
Поднимается по лестнице (ставя поочередно одну ногу на каждую ступеньку). Самостоятельно надевает обувь (но не завязывает шнурки). Чистит зубы с посторонней помощью.
Называет свои имя и фамилию; повторяет детские стихи.
Продолжение табл.
Называйте продукты, игрушки,
предметы домашнего обихода, чтобы
ребенок повторял их за вами.
Называйте и показывайте картинки в
книгах.
Помогайте ребенку, если он нуждается
в чем-либо, но и поощряйте его
независимость.
Научите малыша делать выбор («Ты
хочешь апельсин или яблоко?»).
Танцуйте, пойте с ребенком и хлопайте
в ладоши.
Позвольте вашему ребенку рассматривать книги и журналы. Учите его самостоятельно одеваться. Хвалите его за хорошие навыки приема пищи.
Читайте ему простые сказки и истории. Позвольте вашему ребенку рисовать красками, карандашами, лепить. Научите малыша показывать части тела после того, как вы их назовете. Предоставьте ребенку возможность играть с другими детьми.
Поощряйте любознательность ребенка: он должен иметь возможность ощупывать различные материалы и поверхности и называть цвета. Хвалите вашего ребенка за его старания, усилия. Позволяйте ему рассказывать, что изображено на картинках.
Окончание табл. 1 | ||
30-36 | Понимает значение слов «большой — маленький»; «мальчик — девочка». Просится в туалет в течение дня. Общается, рассказывает истории, играет в «дочки-матери» с другими детьми. | Научите ребенка называть свое имя и разучите с ним детские песенки. Считайте вместе с ним предметы, игрушки (учите его считать). Хвалите его за то, что он пользуется горшком. Хвалите ребенка за его изобретательность и фантазию. |
При составлении данных рекомендаций авторы использовали ма- териалы, разработанные программой департамента здоровья семьи и детей университета Нью-Мексико (США) (New Mexico Department of Health Family Infant Toddler Program).
? Как развивается внимание ребенка?
Способность здорового новорожденного ребенка концентрировать внимание также развивается в его отношениях с близкими людьми. заботливый воспитатель (мама) чутко понимает, как помочь ребенку удержать внимание и как долго он способен это делать. Мама старается регулировать окружение ребенка (шум, освещенность и т. д.) таким об- разом, чтобы он ощущал себя комфортно. Внимательно наблюдая за малышом, мама старается защитить его от усталости и чрезмерной сти- муляции - вовремя уложить спать, успокоить, отвлечь. Взрослый, общаясь с малышом, интуитивно меняет свой голос и темп речи таким образом, чтобы сделать речь более понятной для ребенка. Меняются интонации, укорачиваются фразы, речь в целом становится более мелодичной. Именно такую речь ребенку наиболее удобно воспринимать.
Предлагая малышу первые игрушки, мамы обычно стараются де-
Лать это в таком темпе, который способствует пониманию ребенком то-
го что от него ожидают и что с этой игрушкой делать. Взрослые, ча-
сто не отдавая себе отчета, стараются поощрять исследовательскую
активность ребенка, улыбаясь и хваля его за то, что он сделал. А так-
же взрослые постоянно комментируют действия ребенка, таким обра-
зом придавая смысл его действиям. Например, кормление маленького
ребенка — это не просто процесс принятия пищи. Малыш обычно видит
лицо кормящего взрослого, ему рассказывают о том, что именно он бу-
Глава 5. Как и чему учится маленький реб
дет есть, а каждую съеденную ложечку взрослый сопровождает харак- терным причмокиванием. Это кормление вместе с тем является и новым опытом общения и обучения.
Чуть позже, когда ребенок учится двигаться самостоятельно, взрос- лые стараются сделать пространство, в котором он передвигается, бе- зопасным, убирая опасные предметы или преграждая доступ к ним. Это часто бывает очень нелегко — маленьким детям так и хочется за что- нибудь потянуть, что-то схватить или залезть туда, куда не надо.
У детей, лишенных родительской заботы или проживающих в се- мьях социального риска, не развивается такого любопытства. Ведь для игр нужен партнер, в данном случае значимый взрослый.
Малыш исследует не только мир предметов, но и мир людей и их эмоций. Ему невероятно интересно, что случится, если бросить на пол бабушкины очки, и как отреагируют мама и папа, если потянуться к электрической розетке. Чем более яркие эмоциональные реакции по- лучает ребенок в ответ на свои действия, тем чаще он будет пытаться эти действия совершать. Маленькие дети всеми силами стараются за- владеть вниманием взрослых, и им очень интересны их реакции.
Глава 6.
Влияние ранних отношений на развитие мозга ребенка
Что такое человеческий мозг и как он развивается? Как человек ста- новится неповторимой личностью? Эта глава представляет собой обзор современных исследований влияния окружения младенца на его мозг и роли генетики в этом процессе.
Что важнее - гены или воспитание?
Дискуссии о преобладающем влиянии генов или воспитания на буду- щую успешность и развитие ребенка ведутся уже многие годы. В зави- мости от той или иной точки зрения говорят, что человек — это «просто мешок генов...»; либо, что ребенок — это «чистый лист, на котором родители напишут его будущее». Многие другие подобные суждения высказываются на протяжении последнего столетия не только родите- лями но и психологами, педагогами, педиатрами и другими экспертами в области раннего детского развития.
Окончательных ответов на указанные выше вопросы нет и по сей день. Однако с каждым годом накапливается все больше и больше дан- ных научных исследований, позволяющих составить общую картину сложныx биологических и психических процессов, которые происходят в каждого человека, и формируют его личность, когда он сталки- вается с окружающим его социальным миром, вне зависимости от расовой принадлежности и страны проживания.
В многочисленных исследованиях однояйцевых близнецов, кото- рые по воле обстоятельств были разлучены при рождении и выросли в различном социальном окружении, ученые пытаются ответить на во- прос о степени влияния генетики и воспитания на различные аспекты личности человека.
? Почему именно однояйцевые близнецы так интересуют исследователей?
Однояйцевые близнецы имеют один и тот же набор генетической информации, полученной от родителей. Следовательно, наблюдая за
Глава 6. Влияние ранних отношений на развитие мозга ребен
Ребенок зависит от получаемого опыта!
их развитием, можно попытаться отделить роль воспитания от биоло- гических факторов.
При этом основным выводом подавляющего большинства данных работ является отсутствие одного ведущего фактора (только социаль- ного или только биологического). Это касается и тяжелых психиатриче- ских нарушений, таких как шизофрения (частота встречаемости у обоих однояйцовые близнецов одновременно — только 40%), и более тонких наблюдаемых различий, таких как степень «доверчивости» и «благо- дарности», которые, как показывают последние исследования, лишь на 10—20% предопределены генетически, а в остальном зависят от воспи- тания, полученного человеком в семье.
? Что делает нас такими, какие мы есть?
Современные исследования убедительно доказывают, что нет никого смысла заниматься отдельно психологией матери или психоло- гией младенца или психологией их взаимоотношений, так как все это лишь разные части одной системы, тесно связанные между собой и вза- имовлияющие друг на друга.
Влияние социального мира на человеческий мозг и становление лич- ности начинается с самого момента рождения человека и продолжа- ется всю его жизнь. Первые годы жизни ребенка — это время, когда происходят наиболее значимые изменения за удивительно короткий промежуток времени, закладывая неповторимую основу личности и де- лая человека уникальным и непохожим на других людей.
Структура мозга зависит от получаемого опыта!
Первые доказательства зависимости структуры мозга от обретено- го опыта были получены в экспериментах на животных.
В опытах, которые проводились на мышах, было показано, что ко- личество связей между нейронами в головном мозге мыши прямо за- висит от того, насколько «богатым» был ее жизненный опыт. У мышей, живших в лабиринте со специальными «мышиными игрушками», коли- чество нейронных связей было значительно больше, чем у мышей, жив- ших в обычной клетке.
Лауреаты Нобелевской премии Дэвид Хьюбел (David Hubel) и Тор- стен Визел (Torsten Wiesel) провели серию экспериментов по так на-
зываемой монокулярной депривации у котят. Один глаз новорожден- ного котенка закрывали на несколько недель. В результате количество нервных тканей в коре головного мозга в зонах, отвечающих за закры- тый глаз, было значительно меньше. Когда через некоторое время глаз открывали, новые нервные связи уже не образовывались, хотя глаз и нервные структуры не были повреждены. Если котятам в течение чув- ствительного (сенситивного) периода закрывали по очереди оба глаза, то у них не формировалось бинокулярное зрение, то есть способность видеть объемное изображение.
В следующей серии экспериментов котят помещали в так называе- мую вертикальную среду (котята сидели в темноте, свет зажигали нена- долго, при этом в пустом помещении имелись только вертикальные по- лоски на стенах). По окончании сенситивного периода котят помещали в обычную среду. Оказалось, что такие котята не видят горизонтальные предметы, то есть если палка стоит, то котенок может ее обойти, если она лежит, он на нее натыкается. Это происходит потому, что в коре го- ловного мозга не образовались связи, реагирующие на горизонтальные предметы. То есть сигнал, поступивший через глаза в мозг, просто не может быть обработан в коре, он не распознается.
Нейроны, выживание которых зависит от наличия сенсорной стиму- ляции в течение чувствительных (сензитивных) периодов, получили на- звание «нейроны, ожидающие опыта».
Если свет не попадет в глаза котенку в течение чувствительного (сенситивного) периода, он будет неспособен воспринимать зрительную информацию. Следует подчеркнуть, что бедный котенок НИКОГДА не будет видеть, несмотря на наличие здоровых глаз, зрительного нерва и проводящих путей в белом веществе головного мозга.
Это открытие было настоящим шоком! Оказывается, если у ребенка в определенный период не будет важных ощущений, он может навсег- да лишиться некоторых своих способностей.
К счастью, природа подарила человеку больше адаптивных способ- ностей, нежели котятам или другим животным. Однако подобные чув- ствительные (сенситивные) периоды обнаружены и у человека.
? Как гены и опыт взаимодействуют в повседневной жизни младенца?
Данное взаимодействие иллюстрирует параллельное исследова- ние, проведенное А. Гузетта с коллегами на людях и мышах (Guzzetta,
Глава 6. Влияние ранних отношений на развитие мозга ребенка
Младенцы, родившиеся недоношенными (в среднем на 31-й неделе беременности), были разделены на две группы случайным образом. Обе группы находились в отделении интенсивной терапии для недоно- шенных детей. В одной из групп проводилась дополнительная nporpaм- ма обучения мам материнскому массажу, где мамы делали своим детям 15-минутный материнский массаж 3 раза в день в течение 10 дней. Контрольная группа детей получала лишь стандартную меди- цинскую помощь.
Новорожденные мышата так же были разделены на две группы, В экспериментальной группе мышат ежедневно расчесывали в течении 10 дней.
В возрасте 3 месяцев у младенцев, получавших материнский мас- саж, увеличились периферические нейротрофические факторы, и луч- ше было развито зрение по сравнению с контрольной группой. А у mы- шей увеличились нейротрофические факторы в соматосенсорной зрительной областях коры головного мозга.
Это исследование показывает, как ближайшее окружение, и прежде всего мама новорожденного, важны для его дальнейшего развития и какие сложные молекулярные изменения начинаются от такого просто- го на первый взгляд действия, как материнское прикосновение!
? Почему младенец легко учится тому языку, который слышит, а взрослый — с трудом?
Это может показаться невероятным, но младенец в период от рож- дения и до трех месяцев жизни способен различить сотни звуков разных языков. Следовательно, человек рождается способным гово- рить на любом языке мира!
Эта способность довольно быстро утрачивается, так как в течени следующих нескольких месяцев жизни ребенка его мозг перестраива- ется таким образом, что остается возможность различать только те звуки, которые он регулярно слышит вокруг себя. «Нейроны, ожидающе опыта», отвечающие в данном случае за звуки, которых ребенок не слышит, отмирают за ненадобностью.
Поэтому маленькие дети овладевают языками, которые слышат в младенчестве, без акцента, впоследствии эта возможность теряется. С возрастом способность к изучению языков сохраняется, но это тре- бует гораздо больше усилий. Мы уже упоминали в предыдущих главах что взрослые японцы не способны различить звуки «р» и «л», посколь- ку в японском языке эти звуки отсутствуют. Русскоговорящим, оказы-
вается, более сложно произнести звуки, соответствующие английскому «th» или испанскому «z». А люди, которые говорят по-грузински, легко различают три варианта звука «к», которые используются в этом язы- ке, тогда как для тех, кто грузинского языка не знает, трудно и различать, и произносить эти звуки.
Чем позже человек пытается научиться различать звуки, которых он никогда ранее не слышал, тем сложнее это ему дается.