Глава 9. Ряд практических вопросов

Предисловие

Постоянно растущий интерес к проблеме человека и его адаптивной способности является, вероятно, одним из выдающихся явлений современности. Даже социальные программы военного времени нацелены на выделение основной идеи — идеи значимости личности и ее права на психологическую реабилитацию.

В двадцатые годы интерес к адаптивным способнос­тям человека был главным образом аналитическим и ди­агностическим. Это время широкого применения анали­за единичных случаев в социальных исследованиях, а в психологии — тестов. В психиатрии многосложные замет­ки превратились в тщательно разработанные диагности­ческие формулировки. Никогда еще о человеке не знали так много. Однако с течением времени стало уделяться больше внимания динамическим процессам, с помощью которых приспособление личности проходило более ус­пешно. Интерес исследователей сместился от диагности­ки к терапии, от изучения проблем человека к внедрению тех процессов, которые могли бы ему помочь. Сегодня специалистов, занимающихся вопросами психологичес­кой реабилитации, интересует, как с помощью терапии более эффективно помочь человеку адаптироваться к ок­ружающей среде.

Автор книги сам прошел через подобный этап смены стереотипов и интересов. Первоначальный интерес к ди­агностике уступил место более сильному интересу к тера­пии и консультированию. В течение многих лет, работая директором детской консультационной клиники и консультантом по семейным проблемам и проблемам студен­тов, он выработал свою систему взглядов на данные ме­тоды терапии. Но его собственные идеи так плотно пере­плетаются с мнениями других, что порой невозможно провести между ними четкую грань. Поэтому, хотя насто­ящая книга представляет его собственные позиции, они были выведены, осознанно или нет, из опыта многих ис­следовательских групп. Автор, желая выразить свою при­знательность и сориентировать читателя, считает необхо­димым назвать некоторые из них.

Опыт работы в Институте детской психологии в Нью-Йорке создал обстановку, в которой разнообразие взгля­дов от ультрапсихоаналитических до ультрастатистичес­ких побуждало каждого сотрудника определять и разра­батывать свою собственную концепцию.

В частности, очень полезными оказались идеи, почер­пнутые в Филадельфийской клинике детской реабилита­ции и Пенсильванской школе социальных исследований. Также очень помогла документация этих организаций и сотрудничество с персоналом, проходившим обучение в этих институтах.

Консультирование студентов открыло новые перспек­тивы для развития идей в данном направлении, которые берут свое начало из детской психологии.

Отдельно хотелось бы поблагодарить студентов фа­культета клинической психологии за их исследовательс­кую работу и вопросы, которые они задавали на лекциях. Совершенствуя свои навыки в области психологического консультирования и терапии, они привнесли много по­лезного в разработку принципов и методов консультиро­вания и применение их на практике.

Еще один заметный вклад был сделан исследовательс­кой программой, в ходе которой велись записи консуль­таций и терапевтических сеансов. Эти записи и протоко­лы представляют сам процесс консультирования и тера­пии достаточно объективно и детально, что позволяет выделить новые принципы и задачи терапевтического процесса применительно к некоторым важным сферам, что имеет огромные перспективы в будущем.

Наконец, больше всего автор признателен тем людям, которые обратились за психологической помощью: нуж­дающиеся в помощи дети и их родители, неуверенные в себе студенты, несчастливые жены и мужья — все они внесли свой вклад, каким бы он ни был, в изучение про­цесса терапии. Наблюдение за процессом их реабилита­ции укрепило столь слабую доселе веру в человеческие возможности.

Все это и легло в основание данной книги, в которой автор попытался выразить свою убежденность, что кон­сультирование — это познаваемый, предсказуемый и вполне понятный процесс, который может быть изучен, опробован и усовершенствован. Остается надеяться, что она пробудит в консультантах и терапевтах желание к но­вым исследованиям в области теории и практики психо­терапии, которые помогут нам углубить и усовершенство­вать наши познания о возможностях личности развивать свою способность к адаптации.

Колумбус, штат Огайо КАРЛ. Р. РОДЖЕРС

ЧАСТЬ I. ОБЗОР

Наши рекомендации