Причины формирования и проявления гиперактивного
Поведения
Изучая имеющуюся литературу по вопросу причиной обусловленности явления гиперактивности у детей, были выделены следующие основные группы причин:
1. Физиологические причины.
2. Психологические причины.
Рассмотрим более подробно часто встречающиеся в литературе объяснения причин гиперактивности.
По мнению В. Р. Кучмы и И. П. Брязгунова, к физиологическим причинам можно отнести следующие:
1. Нейробиологические теории сторонники их утверждают, что существуют какой-то медиатор (возможно моно — или катехоламины, серотонин), влияющий на моторику и приводящий к нарушениям поведения.
2. Авторы нейропсихологических теорий считают, что существует дефицит в механизме ингибирования в головном мозге, в так называемой системе «ингибирования поведения», т. е. нет контроля и «гашения» поведения. Кроме того, дети с гиперактивностью имеют более низкую величину усилия на раздражитель.
3. Нейроанатомическая теория сравнивает поведение гиперактивных детей с таковым у детей с дисфункцией лобной доли, но этому нет достаточного подтверждения современными методами диагностики (компьютерная томография).
4. Теории токсических веществ, приписывающие различным веществам (ароматизаторам, пищевым добавкам, салицилатам), а также чрезмерному потреблению сахара и сахарозы [15, с. 28].
Содержанию свинца в организме, возможность возникновения синдрома, имеют право на существование, но нуждаются в дополнительных исследованиях [10, с. 45].
Перейдем к рассмотрению психологических взглядов на происхождения гиперактивности у детей.
С точки зрения З. Матейчик, о психической депривации, как причине гиперактивности у детей, высказывает объясняя это тем, что при недостатке внешних импульсов и серьезной нехватке в своем окружении смысловых, эмоциональных, а иногда и социальных импульсов, ребенок сам проявляет лихорадочное стремление к их получению через ярко выраженное беспокойство поведения [19, с. 62].
Согласно Дж. Добсон, бывают случаи возникновения гиперактивности в результате эмоционального стресса или переутомления. То есть, когда человек испытывает сильный эмоциональный стресс, то внутреннее напряжение, возникающее в этот момент, находит выход в усилении физической активности [17, с. 46].
М. Раттер видит причины гиперактивного поведения в своеобразном крайнем проявлении особенностей темперамента [26, с. 38]. А американские исследователи говорят о нарушениях внимания, и более всего поддерживающего, как об основной причине гиперактивного поведения у детей [22, с. 91].
По мнению, О. А. Головко и В. К. Котырло, гиперактивность это один из вариантов аффективного развития наряду с причинами, о которых говорилось выше, важной причиной аффективного развития авторы считают неблагополучие окружающей среды, отсутствие коррелирующего влияния на воспитание детей, влияния семьи. Нередко недостаточность нервной системы в силу неудовлетворительного воспитания и жизненных условий закрепляется в психопатические черты характера, устойчивую аффективность. Большое влияние на возникновение аффективного развития имеет семья, т. к. взрослый для ребенка является центром его эмоциональной жизни, и неудовлетворенность ребенка в общении с близкими взрослыми очень часто является причиной аффективного поведения ребенка [10, с. 65].
Д. Бретт считает, что у некоторых детей импульсивность может быть приобретенной поведенческой моделью, которая формируется в результате подражания импульсивным членам семьи или развивается в процессе воспитания в семье, где быстроту предпочитают старательности и вдумчивости [3, с. 54].
Таким образом, к основным психологическим факторам возникновения гиперактивности исследователи относят: психическую депривацию, социальные факторы, эмоциональный стресс или переутомление, особенности темперамента, нарушения внимания.
Скорее всего, говоря о причинах гиперактивного поведения, нельзя выделить только одну из них. В свете современных знаний следует отказаться от теории единого этиологического фактора. Даже если в анамнезе мы как будто можем выявить вероятную причину поражения, как правило, никогда нельзя предполагать наличие одного фактора, а всегда следует предусматривать возможность воздействия нескольких факторов, влияющих друг на друга.
Как уже упоминалось раньше, большинство исследователей характерным возрастом для проявления признаков гиперактивного поведения считают дошкольный возраст. М. И. Буянов еще четче очерчивает время возникновения гиперактивного поведения — от четырех до семи лет, объясняя это следующим образом. Во время созревания детского организма ребенок проходит несколько этапов. Один из них приходится на период от четырех до семи лет, когда преобладает психомоторный уровень реагирования организма на воздействие из внешней среды. Неблагоприятные воздействия на центральную нервную систему, к которым относятся родовые травмы, ушибы головного мозга, инфекционные заболевания, делают более явным то, что присуще возрастным особенностям здорового ребенка. Поэтому у детей с ослабленной нервной системой так часто расторможенность и неуправляемость поведения. В период попадания ребенка в более сложные жизненные условия, каковой, например, является ситуация начала систематического обучения в школе, все эти проявления становятся более выраженными [6, с. 76].
Таким образом, поведение гиперактивных детей характеризуется излишней подвижностью, (все время бегают, крутятся, пытаются куда-то забраться).