При выполнении некоторых типичных спортивных приемов

Уровень возбуждения Спортивные приемы
5 (чрезвычайно сильное возбуждение) Блокировка и захваты в американском футболе, поднятие штанги, бег на 220 440 ярд.
Бег на короткие и длинные дистанции, толкание ядра, прыжки, борьба, дзюдо, плавание
Баскетбольные приемы, большинство гимнастических упражнений, прыжки в высоту, бокс
Действия питчера и отбивающего в бейсболе, прыжки в воду, фехтование, действие трехчетверных в американском футболе, все действия в европейском футболе
1 (слабое возбуждение) Стрельба из лука и игра в кегли, свободные удары в футболе, приемы в гольфе, свободные броски в баскетболе
0 (нормальное состояние)  

Из кн.: Дж. Оксандайн. Эмоциональное возбужденнее спорте. Ж. "Поиск", с.23-30, 1970. N13. Оксандайн дает комментарий каждому состоянию, указывая, в частности, что 1 является состоянием только слегка отличающегося от нормального, а 5 приближается к "слепой ненависти".

Я обнаружил, что среди действительно талантливейших троеборцев распространены такие приемы психонастроя, которые сопровожда­ются полным внешним спокойствием. Никаких прыжков, пощечин, зве­риного рычания или воя. Внутри же при этом зарождается эмоциональ­ный шторм. Внутри, в сфере подсознания возникают бурные потоки примитивных звериных инстинктов, вырывающихся в область осознан­ного. Конечный всплеск эмоций достигает такой силы, что не остается места для каких-то иных мыслей: об окружающем шуме, о других лю­дях, о весе штанги и даже о боли - они представляются какими-то нереальными. Вся воля и весь разум концентрируются только на соревновательном движении.

Известный болгарский ученый, представитель спортивной меди­цины - Филипп Генов, отмечал важность мобилизационной готовности. В своей яркой, выразительной речи на Международном Конгрессе по спортивной психологии в 1970 году Генов привел следующие факторы, определяющие мобилизационную готовность в спорте:

1. Структура состояния мобилизационной готовности определя­ется структурой предстоящего действия. В этом утверждении подразу­мевается готовность спортсмена поднять данный конкретный вес. Если, например, в жиме на скамье тренер снижает величину поднимаемого веса до более низкого уровня, троеборец должен '"адаптироваться" и настроиться на новый вес. Кроме того, чем труднее выполняемая задача, тем большее психологическое усилие требуется при этом. (Тренеры, склонные изменять первоначальные веса, возьмите это на заметку!)

2. Степень готовности к действию. Троеборец может мобилизо­ваться только на выполнение тех задач, выполнение которых отработано в ходе тренировок. Именно поэтому возрастает интенсивность уп­ражнений в ходе пикового цикла.

3. Окружающие условия и обстоятельства выполнения движения влияют на мобилизационную готовность. Троеборцу следует перед сорев­нованием обратить внимание на все детали стадиона или зала, в которых должно проводиться данное соревнование. На основе полученной таким образом информации он сможет сформировать "план" на предстоящее соревнование. Такие факторы, как помост, чувство штанги, конкуренция, климатические условия, судейство, аудитория зрителей и т.п. представля­ются очень важными при составлении такого плана.

4. Личная и общественная важность для спортсмена в достижении данного результата играют большую роль. Чем важнее предстоящее соревнование для троеборца, чем значительнее уровень соревнования, тем легче достичь мобилизационной готовности.

5. Самооценка спортсмена относительно его готовности и настроя на достижение данной цели очень важны. Троеборец должен объективно оценить степень своей готовности и решить заранее в какой мере его готовность адекватна поставленной задаче. На основе данного решения, касающегося готовности, будет определяться и эмоциональный настрой на данное соревнование. Более того, только сам троеборец может при­нять объективное оценочное решение, тренер и его мнение в данном случае не имеют большого влияния.

6. Степень трудности задачи, которую нужно выполнить спорт­ смену, оказывает большое воздействие на мобилизационную готовность. Например, у троеборцев уходит меньше времени на достижение такой готовности, если предстоит "легкая" попытка. Рекордные подходы тре­буют более высокого уровня психической и психологической настройки.

7. Важен и личный опыт спортсмена в достижении состояния мобилизационной готовности. Неопытные троеборцы тратят меньше времени на мобилизацию своих сил, нежели опытные. К тому же, они не в состоянии достигнуть такого уровня психической готовности, ка­кой подвластен опытным троеборцам. Только соответствующие трени­ровки и соревновательная практика могут обучить их этому.

8. Состояние здоровья спортсмена. Недомогание, травма и уста­лость оказывают воздействие на мобилизационную готовность. Осознанным усилием опытные троеборцы очень часто оказываются способны преодолеть болезнь и показать высокий результат, хотя и ставя под удар при этом свой организм.

9. Предшествующее состояние спортсмена. На мобилизационную готовность оказывает воздействие то, в каком, плохом или хорошем, настроении находился спортсмен. Генов рекомендует бороться с плохим настроением применением таких тактических приемов, как юмор, пес­ня и т.п. Негативное влияние плохого настроения оказывается плохопреодолимым препятствием, когда дело касается семейных проблем, личных неурядиц и т.п. Таких неприятностей следует избегать во что бы то ни стало. Когда эти проблемы появляются, боритесь с ними всеми силами.

10. Наличие или отсутствие времени, необходимого для форми­рования нужной стег ени мобилизационной готовности. Жаботинский (Тегеран, 1065), как показало специально проводившееся наблюдение, тратил на психологическую подготовку к каждой последующей попытке в каждом из трех движений (жиме, рывке, толчке) все больше и больше времени. Такой подход к психологическому настрою, согласно Генову, характерен для всех видов спорта, в которых каждое из последующих усилий предполагает наращивание результативности.

11. Индивидуальные особенности спортсмена. Существуют инди­видуальные отличия, касающиеся таких факторов, как скорость реак­ции, интенсивность и стабильность внимания, длительность концентра­ции, частота пульса, мышечный тонус и т.п. Таким образом, не существует единого уровня интенсивности воздействия на различные психические процессы при формировании мобилизационной готовности. Каждый троеборец должен узнать каков этот уровень у него и, соответствен­но, принимать его во внимание при психологическом настрое.

12. Способность спортсмена регулировать уровень мобилизаци­онной готовности. Приводятся два примера, иллюстрирующие этот прин­цип: Димитров потратил слишком мало времени на "психонастройку" к первой попытке на чемпионате страны в 1965 году и не взял начальный вес. Позднее он объяснял, что этот вес был слишком небольшим для него и он был сверхуверен в себе - в результате недооценил сложность момен­та. Налицо - плохая мобилизационная готовность. Последующие по­пытки Димитров, скорректировав мобилизационную готовность, вы­полнил успешно. На тех же соревнованиях Страшимиров осознал, что для того чтобы занять третье место, ему нужно было в рывке взять вес, значительно превышающий подвластные ему килограммы. Повышен­ная мобилизационная готовность, говорит Генов, позволила Страшимирову максимально сконцентрировать внимание на усилии и добиться победы. Эти примеры наглядно показывают, что правильная регулиров­ка мобилизационной готовности имеет большую важность в достижении успеха независимо от того большой вес на штанге или малый. Весьма часто излишнее усилие ведет к тому, что штангист толкает или тянет вес слишком энергично и в результате теряет попытку (штанга ушла из "канала" или координация движения во времени пошла насмарку).
Увеличение или уменьшение мобилизационной готовности подвластны опытным троеборцам, и над этим следует работать с первого дня занятий со штангой.

Наши рекомендации