Физиология поведения – это наука, изучающая процессы жизнедеятельности, направленные на формирование целенаправленной деятельности, связанной с адаптацией организма в окружающей среде.

Предметом изучения физиологии поведения являются функции живого организма и механизмы их регуляции, которые лежат в основе поведенческой деятельности организма.

Физиологические функции (от лат. function – деятельность) – это проявления живого организма или его частей, которое имеют приспособительное значение и направлены на достижение полезного результата.

Физиология поведения неразрывно связано с целым рядом биологических дисциплин, среди которых:

- биохимия и молекулярная биология

- биофизика

- цитология и гистология

- эмбриология

- анатомия

- эволюционным учением

- этологией

Каждая из названных областей, так или иначе, вошла и активно используется в изучении психической деятельности человека или нервной деятельности животных[1]. (Возможные темы реферативных работ для самостоятельного изучения).

Определение_2:

Поведение – это целенаправленная деятельность животного организма, направленная на удовлетворение его потребностей.

Основная задача физиологии поведения направлена на объяснение поведенческой деятельности организма. В данном случае такая деятельность представляет собой активное взаимодействие живого существа с объектами окружающего мира, в результате чего происходит удовлетворение его потребностей. В основе поведения лежит совокупность двигательных актов, возникающих в ответ на взаимодействие с внешней средой. В результате совершаемых движений или действий организм удовлетворяет доминирующую в данный момент потребность.

В реализации поведения особое значение имеет деятельность нервной системы, представляющая собой инструмент, посредством которого организм получает информацию из окружающей среды и использует ее для построения образа (репрезентации) мира, и на основе этого образа формирует адекватное поведение, позволяющее ему выжить [1[2]].

В ходе реализации поведенческой деятельности живой организм (от примитивных форм до человека) адаптируется к тем или иным условиям окружающей среды. Будь то изменение температурного режима, или изменение социальных условий.

Определение_3:

Адаптация(от лат. adaptation – приспособление)– это все виды врожденной и приобретенной приспособительной деятельности, происходящие на клеточном, органном, системном и организменном уровне.

Поскольку поведение имеет важное значение в выживании особи, и вида в целом, можно утверждать, что поведение является важнейшим фактором эволюции вида и эволюционного прогресса.

Физиология поведения включает в себя изучение функций живого организма от клетки до целостной функциональной системы. Поэтому мы рассмотрим основные физиологические процессы на следующих уровнях организации живого:

- на уровне клетки – структурные единицы нервной системы – нейроны (и вспомогательные элементы – клетки глии);

- на органном уровне – структуры центральной и периферической нервной системы (головной и спинной мозг, черепно-мозговые, спинномозговые нервы и нервные узлы);

- на системном уровне – анализаторы и нервную систему в целостной взаимосвязи формирующих ее структур;

- на организменном уровне – функциональная система, объединяющая разные системы организма для реализации полезного результата.

Определение_4

Функциональная система (согласно П.К. Анохину) – это динамическая совокупность отдельных органов и физиологических систем, формирующаяся для достижения полезного для организма приспособительного результата.

Функциональные системы поддерживают оптимальные физиологические показатели, обеспечивающие удовлетворение биологических и социальных потребностей. Функциональная система занимает центральное положение в структуре поведенческого акта.

Так, например простейший поведенческий акт можно рассмотреть на примере движения аксолотля.

Эксперимент.

Поведенческий акт аксолотля включает плавательные волнообразные движения, в которых участвуют мышечные волокна разных сегментов туловища. Причем чередование процессов возбуждения и торможения происходит в шахматном порядке. Волна возбуждения, вызывающая последовательное сокращение мышечных сегментов (метамеров), многократно пробегает от начала туловища к хвосту вдоль обеих сторон тела. Возбуждению мышечного метамера на одной стороне тела соответствует торможение одноименного метамера на противоположной стороне (рисунок 1).

Такая последовательность мышечных сокращений достигается за счет ритмичности и координации передачи нервных импульсов на мышцы.

Физиология поведения – это наука, изучающая процессы жизнедеятельности, направленные на формирование целенаправленной деятельности, связанной с адаптацией организма в окружающей среде. - student2.ru

Рисунок 1 – Электромиограмма при движении аксолотля от двух противоположных пунктов туловища в области прикрепления левой (1) и правой (2) конечностей. Видны реципрокные отношения регистрируемых мышц (по П.К. Анохину, 1968)

С помощью регистрирующих электродов было показано, что за координацию движений обеих сторон отвечают сегменты спинного мозга животного расположенные ближе к голове, а за ритмичность движений сегменты спинного мозга, расположенные на уровне мышечных метамеров.

Таким образом, частные механизмы – координация и ритмичность, объединяются в систему более высокого порядка, формируя тем самым приспособительный поведенческий акт.

Движения аксолотля не отличаются сложностью или разнообразием, это врожденная видоспецифическая реакция организма, рефлекторно возникающая в ответ на биологически значимый раздражитель (свет, тактильное раздражение, пищу и т.д.).

Задачи физиологии поведения включают в себя:

- изучение структур организма, участвующих в формировании целенаправленной длительности

- изучение физиологических функций, лежащих в основе поведенческих актов

- изучение влияния биологически активных веществ на поведенческую деятельность

- изучение закономерностей психических реакций, зависящие от состояния физиологических параметров и скорости течения физиологических процессов.

Вопрос 2

Наши рекомендации