Эмоциональный аспект грудного вскармливания

Во время кормления грудью между матерью и ребенком устанавливается особая эмоциональная близость, которая сохраняется на долгие годы. Дети, вскормленные грудью, вырастают более контактными и впоследствии сами становятся хорошими родителями, в то время как среди бывших «искусственников» отмечается значительно больший процент «трудных» детей и подростков, которые в зрелости нередко не проявляют родительских чувств.

ВЛИЯНИЕ ГРУДНОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ

А. Кормящей матери:

1. Снижение риска послеродовых осложнений и заболеваний.

2.Возможность использования контрацептивного эффекта грудного вскармливания. При лактационной аменорее (отсутствии менструации) и исключительно грудном вскармливании по требованию ребенка риск забеременеть в первые 6 месяцев после родов составляет 2 – 5 %.

Контрацептивное действие грудного вскармливания уменьшается при более редком прикладывании ребенка к груди, кормлении строго по режиму, отсутствии ночных кормлений, при введении прикормов.

После возобновления менструации лактация уже не оказывает такого выраженного контрацептивного действия.

3. Снижение риска онкологических заболеваний органов генитальной сферы и грудной железы на весь период предстоящей жизни.

4. В дальнейшем у женщины лучше половая потенция, выше фертильность (плодовитость).

Б. Детей от последующих беременностей:

Формирование повышенной жизнеспособности детей от последующих беременностей вследствие увеличения интервала между беременностями.

Нарушения в организации вскармливания детей первого года жизни является одной из причин значительной распространенности таких алиментарно-зависимых заболеваний, как анемия, гипо – и паратрофия, рахит, пищевая аллергия, и служит преморбидным фоном для возникновения и хронического течения заболеваний желудочно-кишечного тракта, болезней органов дыхания, сердечно-сосудистой системы и др.

Все это свидетельствует о необходимости проведения медицинским персоналом лечебно – профилактических учреждений дальнейшей работы по организации поддержки грудного вскармливания. Врач-педиатр должен знать пути сохранения грудного вскармливания и уметь управлять лактацией.

Цель пособия – сформировать представление о преимуществах естественного (грудного) вскармливания для ребенка и матери, сроках, технике прикладывания ребенка к груди, противопоказаниях к кормлению грудью, правилах успешного грудного вскармливания, обучить алгоритму выбора режима кормления и блюд прикорма в зависимости от возраста и нутритивного статуса ребенка первого года жизни, сформировать умение составлять рацион питания детям, находящимся на естественном вскармливании.

Целью изучения данного направления является формирование профессиональных компетенций, заявленных в ФГОС третьего поколения для специальности «Педиатрия»:

ПК- 1 способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками
ПК-5 способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование детей
ПК-12 способность и готовность проводить с прикрепленным детским населением и подростками профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по воспитанию здорового образа жизни с учетом факторов риска, назначать питание здоровому ребенку

ПРИНЦИПЫ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Физиологическая адекватность- максимальная степень соответствия пищевого продукта возможностям кусания, жевания, глотания, пищеварения, всасывания и метаболизма, которыми располагает ребенок данного возраста. Имеют значение также иммунологические, осмотические и вкусовые характеристики продукта.

Достаточное энергетическое обеспечение

Мультикомпонентная сбалансированность питания (30-40 нормируемых нутриентов).

Нутриентное предобеспечение

Обеспечение должно обязательно предшествовать и опережающее сопровождать все процессы роста и развития.

До зачатия должны быть восполнены дефициты питания и депонирования. Во время беременности питание также должно быть достаточным для покрытия потребностей растущего плода, депонирования нутриентов плодом, покрытия потребностей нормальной жизнедеятельности, роста матки, плаценты и грудных желез у беременной женщины, а также и формирования депо нутриентов для обеспечения длительной и достаточной лактации, а в случае беременности девочки-подростка еще и ее собственного адекватного роста и созревания. После рождения ребенка успех лактации и вскармливания будет определяться сложнейшим балансом между двумя массивами депо - у самого ребенка и у кормящей женщины, и тех нутриентов, которые мать будет получать непосредственно из пищи.

Медицинская поддержкагрудного вскармливания в полном объеме должна включать в себя и коррекцию питания женщины при планировании деторождения, и периконцепционную профилактику нутриентной недостаточности и мониторинг питания беременной по всему спектру рекомендованных для беременности норм питания, и такой же тщательный мониторинг питания кормящей женщины. Можно дополнить этот перечень еще контролем питания у девочек-подростков (да и мальчиков тоже) в периоде их пубертатного вытягивания и завершения пубертата.

Наши рекомендации