Глава 1. Теоретические и правовые основы социальной работы по профилактике суицидного поведения личности

1.1. Теоретические подходы к изучению деятельности социальной работы по профилактике суицидального поведения личности

С проблемой суицида сталкивались многие страны, в том числе и наша страна, что говорить о суициде взрослого человека, если с каждым годом растет суицид в подростковом возрасте. По показателям суицидов среди молодежи Россия находится на четвертом месте в мире.

Статистика суицидов среди несовершеннолетних по Республике Хакасия за 2016 год ( вставить)

Несовершеннолетние являются наиболее уязвимыми и склоны к суициду и суицидальному поведению. Поэтому их выделяют в группу суицидального риска.

«Группа суицидального риска — это собирательное определение для представителей населения, наиболее склонных к суициду и суицидальному поведению.»

«Суицид - это умышленное самоповреждение со смертельным исходом. Человека, совершившего попытку суицида, либо демонстрирующего суицидальные наклонности называют суицидентом.»

«Суицидальное поведения - вариант поведения личности, характеризующийся осознанным желанием покончить с собой (цель - смерть, мотив - разрешение или изменение психотравмирующей ситуации путем добровольного ухода из жизни), то есть любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни. Суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии), так и при психопатиях и при акцентуациях характера – в последнем случае оно является одной из форм девиантного поведения при острых аффективных или патохарактерологических реакциях.»

Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой оказывается человек. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Для этого создаются специальные учреждения для помощи выжившим после судидальной попытки, а так же профилактике суицидального поведения людям пытавшимся совершить суицид и склонных к суициду.

Шелехов И. Л, Каштанова Т. В., Корнетов А. Н., Толстолес Е. С.

С 894 Суицидология: учебное пособие / И. Л Шелехов, Т. В. Каштано-

ва, А. Н. Корнетов, Е. С. Толстолес – Томск: Сибирский госу-

дарственный медицинский университет, 2011. – 203 с. ( 60-64)

Суицидологическая помощь требует большого усилия и трудоемкой работы во всей системе - медицинской, психологической и социальной помощи населению. Трудности в практической деятельности по предупреждению суицидов значительны. Только 5% лиц с суицидальными тенденциями обращаются к психиатру или психотерапевту, предпочитая врачей общей практики в поликлинике, но суицидальная симптоматика диагностируется терапевтами лишь в 5% случаев. Около 30% лиц, совершивших суицидальные действия, в течение предшествующего месяца обращались за медико-психологической или социальной помощью, хотя многие из них прямо не сообщали о своих намерениях и фактически адекватной помощи не получали. В связи с этим требуются меры по профилактике суицидального поведения, особенно детей в подростко Понятие «профилактика» рассматривается самыми различными научными сферами, школами и направлениями.

В теории и практике медицины, педагогики, психологии, социальной работы, профилактика является одним из ведущих направлений, наряду с диагностикой, консультированием и коррекцией. В профилактике нуждается все население, а особенно, люди, входящие в группы повышенного риска – маленькие дети, подростки, престарелые, а также люди, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Для большего понимания рассмотрим подходы к понятию «профилактика».

В общем виде профилактика («предупреждение, превенция») трактуется как использование совокупности мер, разработанных для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании []. Загвязинский В.И. рассматривает профилактику как комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность []. Л. Шипицина, Е. Казакова понимают под профилактикой систему комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья []. Галагузова М.А. раскрывает профилактику как совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков []. Вследствие этого рассмотрим понятие «социальной профилактики» Шакуровой М.В. под которым понимается деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или по удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин []. Соответственно, всеми авторами профилактика трактуется как совокупность различных мер, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения.

Под профилактикой суицидального поведения принято понимать систему государственных, социально-экономических, медицинских, психологических, педагогических и иных мероприятий, направленных на предупреждение развития суицидального поведения (суицидальных тенденций, суицидальных попыток и завершенных суицидов).

Цель профилактики - воздействие на весь комплекс суицидальных факторов современного общества и оказание помощи конкретным суицидентам. Профилактика основывается на изучении причин и условий суицидального поведения, выявлении факторов и групп риска и оптимизации методов предупреждения суицидов.

Сейчас существует Международная ассоциация по предотвращению самоубийств, по рекомендации которой во многих городах мира и нашей страны были созданы службы предупреждения самоубийств. Это новая форма организации медицинской и социально-психологической помощи людям, нуждающимся в квалифицированном совете или медикаментозном лечении. Службы ориентированы на широкие круги населения в первую очередь на лиц, испытывающих состояние психологического кризиса, людей, подверженных влиянию стрессогенных факторов и являющихся потенциально суицидоопасными. Одним из главных принципов деятельности служб является их анонимность. Сознание, что личные, мучительные для человека вопросы не получат огласку, делает пациента более раскованным, облегчает установление с ним контакта. Неукоснительно соблюдается еще один принцип, рекомендуемый международными суицидологическими организациями, – подразделение службы не должно располагаться на территории психиатрических учреждений. Это устраняет барьер, мешающий человеку обратиться к психотерапевту. Ведь нередко такому шагу препятствует страх прослыть психически больным, быть поставленным на психиатрический учет.

Профилактика самоубийств в России и других странах реализуется посредством организации специализированных суицидологических служб («телефонов доверия», кабинетов социально-психологической помощи, кризисных отделений), обучения специалистов распознаванию суицидальных тенденций, ограничения доступа населения к средствам суицида, контроля за содержанием сообщений о самоубийствах в средствах массовой информации. Последние исследования со всей определенностью показали: люди желают совершить самоубийство в течение относительно краткого промежутка жизни. Для того чтобы предоставить потенциальным самоубийцам эффективное убежище, пока не исчезнут разрушительные импульсы, были организованы Центры профилактики самоубийств. Они являются местом, куда отчаявшемуся человеку можно обратиться.

Организация социальной работы по борьбе с суицидом осуществляется по двум основным направлениям:

- профилактика самоубийств;

- реабилитация и адаптация суицидентов и их окружения.

Принято различать первичную, вторичную и третичную профилактику.

Первичное звено направлено на все общество и имеет своей целью профилактику факторов суицидального риска. Вторичное звено заключается в помощи непосредственно суицидентам. Третичная профилактика - это реабилитация суицидента после выведения его из критического состояния, а также помощь близким и родственникам суицидента, которые также являются представителями группы суицидального риска.

Глава 1. Теоретические и правовые основы социальной работы по профилактике суицидного поведения личности - student2.ru

Исходя из вышеперечисленных направлений, остановимся на каждом подробнее. В связи с этим одним из важных направлений первичной профилактики суицидального поведения является обучение специалистов, работающих в системе здравоохранения, образования и социальной помощи населению (врачи общей практики, педагоги, психологи, социальные работники и др.), навыкам распознавания депрессий, суицидальных тенденций и кризисных состояний, связанных с высоким суицидальным риском и приведет к снижению количества самоубийств.

Вторым важным направлением первичной профилактики самоубийств является ограничение доступа подростков к средствам суицида. Установлено, что ограничение доступа населения к препаратам, смертельным в больших дозах, приводит к снижению уровня самоубийств. Следующим важным направлением первичной профилактики суицидального поведения подростков является контроль характера сообщений о самоубийствах в средствах массовой информации. В настоящее время считается доказанным, что сообщения о самоубийствах или изображения самоубийств, передаваемые в средствах массовой информации (СМИ), имеют негативный эффект и могут провоцировать суицидальные действия, особенно у подростков и лиц молодого возраста. На настоящий момент имеются данные об эффективности программ профилактики самоубийств, основанных на контроле способа освещения самоубийств в средствах массовой информации. Одна из таких программ была реализована в г. Вена (Австрия).

В то же время следует отметить, что реализация данного направления профилактики суицидов связана с рядом проблем. Рекомендации по способам освещения проблемы самоубийств могут восприниматься некоторыми представителями СМИ как попытки «ограничения свободы слова». Так же имеются трудности с контролем свободно распространяемых в Интернете описаний «физических и химических способов самоубийства» и детальных инструкций по их применению, приносящих очевидный вред. Важным направлением профилактики суицидального поведения, связанным с деятельностью СМИ, является информирование подростковой среды о существующей системе оказания медико-психологической помощи. В средствах печати, радио и телевидения должна быть широко представлена информация, касающаяся деятельности суицидологических служб или «телефонов доверия», центров социально-психологической помощи, кризисных отделений, куда могут обратиться за помощью люди, переживающие кризисные состояния. Кроме того, самым основным направлением первичной профилактики является организация суицидологической службы, направленной на осуществление комплексной профилактической деятельности, способствующей ранней диагностике, и лечению лиц, склонных к суицидальному поведению.

Вторичная профилактика суицидального поведения включает систему медицинских, психологических и социальных мероприятий, направленных на предотвращение суицидального поведения у лиц, совершивших попытку самоубийства или обнаруживших суицидальные тенденции (суицидальные мысли и побуждения). Она также включает мероприятия, направленные на оказание медико-психологической и социальной помощи родственникам и близким друзьям погибших.

Мероприятия, направленные на предотвращение срывов и рецидивов той или иной зависимости, относятся к третичной профилактике. Понятия «третичная профилактика» и «реабилитация» можно считать тождественными, так как определения обозначенных понятий во многом совпадают: по мнению экспертов ВОЗ, реабилитация представляет собой комплексное, направленное использование медицинских, психологических, социальных, образовательных и трудовых мер с целью приспособления больного к деятельности на максимально возможном для него уровне [15]. Кроме того, существует несколько основных правил, которые используют специалисты в воспитательных целях и в профилактике депрессивных состояний и возможного суицида: нельзя провоцировать или шантажировать подростка, даже из лучших побуждений; нельзя применять насилие в любых его формах; не следует сравнивать подростка со сверстниками; не нужно сдерживать своих чувств по отношению к подростку; не следует замалчивать внутренние конфликты и проблемы семьи; нельзя отвергать подростка, как бы ни был тяжел его проступок; нельзя запугивать подростка и угрожать ему [13].

Соблюдение данных рекомендаций позволит снизить риск возникновения суицидальных попыток у подростков. Говоря о специфике профилактики суицидального поведения можно сделать вывод, что профилактика суицидального поведения в подростковом возрасте осуществляется на нескольких уровнях, исходя из степени проявления суицидального поведения: первичном (позволяющем предупредить попытки суицида), вторичном (позволяющем вывести человека с суицидальным поведением из состояния кризиса) и третичном (направленном на работу по реабилитации человека, с суицидальным поведением). Кроме того, авторами предлагаются рекомендации, соблюдение которых позволяет снизить риск возникновения суицидальных попыток в подростковом возрасте.

13Кондратенко, В. Т. Общая психотерапия [Текст]: Учеб. пособие / В. Т. Кондратенко, Д. И. Донской. - М. : Высшая школа, 1997. - 464 с.

15 Малкина-Пых, И. Г. Экстремальные ситуации [Текст] / И. Г. Малкина-Пых. – М. : Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с.

Условием предотвращения суицида является внимательное отношение к состоянию подростка. Предсуицидальное поведение проявляется не за день и не за два, а за многие недели до возможной трагедии. Если ребенок ходит с поникшей головой, и по всему видно, что у него депрессия, – немедленно обращайтесь к специалисту. Если диагностирована склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию.

Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка.

В состоянии душевного кризиса любому из нас прежде всего необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать.

Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

Оцените глубину эмоционального кризиса.

Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве.

Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение может служить основанием для тревоги.

Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам.

Не пренебрегайте ничем из сказанного.

Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

Профилактика суицидального поведения обучающихся. Методические рекомендации.-Уфа:НИМЦ, 2016.-126с.Автор-составитель: Новикова Е.В.

При осуществлении профилактики должны соблюдаться принципы:

Принцип комплексности - организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности.

Адресность - учет возрастных, половых и социальных характеристик субъекта, на которого направлена профилактика.

Массовость – подразумевает приоритет групповых форм работы при осуществлении профилактики.

Принцип позитивности информации – информация, сообщаемая в ходе профилактики должна иметь положительную направленность.

Принцип минимизации негативных последствий – направлен на снижение негативных последствий, если невозможно устранить причину или само негативное влияние на человека.

Принцип личной заинтересованности и ответственности участников за свои действия – направлен на возложение ответственности за свою жизнь на участников профилактики и тем самым на мотивацию участников к осуществлению профилактики.

Принцип максимальной активности участников – говорит о необходимости активной позиции участников профилактики, что обеспечивает ее высокую результативность.

Принцип устремленности в будущее - оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без девиантного поведения [].

Змановская Е.В. выделяет ведущие методы профилактической работы:

· информирование

· групповые дискуссии;

· тренинговые упражнения;

· ролевые игры;

· моделирование эффективного социального поведения;

· психотерапевтические методики (арттерапия).

Также она говорит о наиболее приоритетных формах профилактической работы: организация социальной среды, информирование, активное социальное обучение социально-важным навыкам, организация деятельности альтернативной девиантному поведению, организация здорового образа жизни, активизация личностных ресурсов, минимизация негативных последствий девиантного поведения []. Зайнышев И.Г. раскрывая основные моменты социальной профилактики говорит о следующих аспектах:

Учет и реорганизация всего комплекса факторов, которые влияют на человека силами специалистов разных профессий.

Формулировка конкретных целей профилактической работы может быть только на основе учета специфики конкретной ситуации, для чего должно быть определено состояние объекта.

Подбор адекватных средств для оптимизации социального состояния может вестись только на основе тщательно конкретизированной цели работы.

Определение критериев и показателей эффективности профилактических мероприятий [].

Учет данных аспектов позволяет организовать действенную работу по предупреждению социальных отклонений.

Таким образом, под профилактикой понимается совокупность различных мер, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения. Профилактика направлена на предотвращение возможных физических, психологических и социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп «риска»; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие людям в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциала. Существуют авторские подходы к определению видов и уровней профилактики. При осуществлении профилактических мер необходимо опираться на принципы профилактики, и авторами предлагается совокупность методов и мер профилактической работы, реализация которых позволяет обеспечить действенность профилактики. Исходя из определений «профилактика» и «социальная профилактика» конструируем понятие «профилактика суицидального поведения», которое характеризуется как система государственных, социально-экономических, медицинских, психологических, педагогических и иных мероприятий, направленных на предупреждение развития суицидального поведения (суицидальных тенденций, суицидальных попыток и завершенных суицидов) или нейтрализацию причин их возникновения. Принято различать первичную и вторичную профилактику суицидального поведения. Первичная профилактика включает мероприятия (социально-экономические, медицинские, психологические, педагогические и проч.), направленные на предотвращение возникновения самоубийств. Вторичная профилактика включает мероприятия, направленные на снижение суицидальных тенденций и предупреждение повторного суицидального поведения у лиц, совершивших попытку самоубийства. Основными направлениями первичной профилактики подростковых самоубийств являются: - обучение работающих с населением специалистов распознаванию суицидальных тенденций; - ограничение доступа подростков к средствам суицида; - контроль характера сообщений о самоубийствах в средствах массовой информации; - информирование подростковой среды о существующей системе медико-психологической помощи; - организация специализированных суицидологических служб («телефонов доверия», кабинетов социально-психологической помощи, кризисных отделений).

Наши рекомендации