Элемент привязанности: быть сильнее, чем насильник в глазах ребенка
Отрицательная связь (когда ребенок боится человека, пытающегося вызвать у него привязанность), к сожалению, такая же эффективная, как и положительная связь - факт, который игнорируется во многих исследованиях привязанности. По моему опыту, единственным эффективным средством прекращения связи ребенка с насильником является предложение даже более сильной связи с профессионалом. Это может быть эмоциональная связь, но вследствие наличия осложненной формы НП и пониженной способности к установлению связи ребенок должен почувствовать, что профессиональный социальный работник сильнее и больше опекает его, чем насильник, предлагая надежное убежище. Это, в свою очередь, требует тесного профессионального руководства действиями работника.
УСТАНОВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ГРАНИЦ: ЧТО И ГДЕ ПОЗВОЛЕНО
Объяснения и доводы не убедительны для ребенка с НП со склонностями к насилию. Необходимы четкие указания, что можно делать, а что нельзя. В приведенном выше примере из учреждения единственным эффективным средством было объяснение детям в деталях, что можно и что нельзя делать, и присутствие работников, чтобы помочь детям сформировать нормальное поведение. Это может показаться чрезмерным контролированием, но более нормальное поведение наряду с другими установками помогло детям не стать отвергнутыми в обществе.
ТЕРАПИЯ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИЕЙ И КОНТРОЛИРУЕМОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ
Как описывалось ранее, терапия сенсорной интеграцией - это средство восстановления способности к физическому контакту без страха. Дети могут работать с сенсорной интеграцией в официальной обстановке (например, спортивные часы в школе) и видеть, что физическое прикосновение не является угрозой. Позже можно постепенно вводить нормальный физический контакт между воспитателями и ребенком. В сотрудничестве с терапевтом по сенсорной интеграции мне удалось вернуть детей к нормальному физическому контакту с воспитателями и другими детьми.
БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ КАК ОДНА ИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Исходя из дестабилизирующего физического действия сексуального насилия, описанного ранее в этом разделе, можно использовать биологическую обратную связь для того, чтобы помочь детям усвоить ускорение ритмов организма вследствие травмирующего
опыта. Такие упражнения, как определение частоты пульса и дыхания могут помочь детям выйти из хронического состояния сильного стресса и контролировать стрессовые ситуации. Это можно сопровождать диалогами по поводу того, что происходит с детьми при получении ими травмы, и как ребенку научиться контролировать свои реакции.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ РАСПОЗНАТЬ СИТУАЦИИ,
ПРИ КОТОРЫХ ОН МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ ЖЕРТВОЙ НАСИЛИЯ
При наличии детей с НП, оказавшихся жертвами насилия, в группах им нужно разъяснить, что такое насилие и что такое нормальный контакт между взрослыми и детьми. На занятиях их следует информировать об обычных признаках реакции пострадавших детей и узнать, не испытывали ли они сами такие реакции. Следует объяснить стратегию взрослого насильника. Картинки с изображением различных ситуаций можно использовать для того, чтобы объяснить, что такое нормальный контакт и какова стратегия насильника.
Причина, подтолкнувшая меня к разработке метода работы с такой информацией, был мой собственный опыт, когда я начинал работать в учреждении для детей с НП. Трое мальчиков (возраст -9-12 лет) не заметили моего присутствия. Между ними в разгаре шла дискуссия с самым тщательным анализом, только предмет ее был несколько необычным: правильно ли, что более выгодно продавать себя взрослым на улице, чем быть карманным воришкой? Я не мог проигнорировать такую дискуссию и стал рассказывать мальчикам о последствиях сексуального насилия. К моему облегчению, они закончили дискуссию в пользу карманного воришки, и это придало мне некоторую уверенность в том, что психотерапевт может извлечь пользу, общаясь с детьми со сложными формами НП.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вне всякого сомнения, что в научных исследованиях приводятся факты разрушающих последствий сексуального насилия для ребенка и подростка, включая риск для ребенка стать взрослым насильником. При лечении детей с НП, пострадавших от сексуального насилия, сложности усиливаются вследствие отсутствия чувства критичности и эмоционального отклика у такого ребенка. С учетом этой особенности внимания и защиты такого ребенка со стороны воспитателей требуется больше, чем обычно, а также нужно оберегать ребенка от проявления извращений по отношению к другим детям. Наиболее эффективные методы включают четкое описание приемлемой и неприемлемой формы поведения в сочетании с постоянным контролем со стороны воспитателя. Конечная цель лечения - не допустить превращения такого ребенка во взрослого растлителя.
Часть