Элемент привязанности: быть сильнее, чем насильник в глазах ребенка

Отрицательная связь (когда ребенок боится человека, пытающе­гося вызвать у него привязанность), к сожалению, такая же эффек­тивная, как и положительная связь - факт, который игнорируется во многих исследованиях привязанности. По моему опыту, един­ственным эффективным средством прекращения связи ребенка с насильником является предложение даже более сильной связи с профессионалом. Это может быть эмоциональная связь, но вследствие наличия осложненной формы НП и пониженной спо­собности к установлению связи ребенок должен почувствовать, что профессиональный социальный работник сильнее и больше опекает его, чем насильник, предлагая надежное убежище. Это, в свою очередь, требует тесного профессионального руководства действиями работника.

УСТАНОВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ГРАНИЦ: ЧТО И ГДЕ ПОЗВОЛЕНО

Объяснения и доводы не убедительны для ребенка с НП со склон­ностями к насилию. Необходимы четкие указания, что можно делать, а что нельзя. В приведенном выше примере из учреждения единственным эффективным средством было объяснение детям в деталях, что можно и что нельзя делать, и присутствие работни­ков, чтобы помочь детям сформировать нормальное поведение. Это может показаться чрезмерным контролированием, но более нормальное поведение наряду с другими установками помогло детям не стать отвергнутыми в обществе.

ТЕРАПИЯ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИЕЙ И КОНТРОЛИРУЕМОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ

Как описывалось ранее, терапия сенсорной интеграцией - это средство восстановления способности к физическому контакту без страха. Дети могут работать с сенсорной интеграцией в офици­альной обстановке (например, спортивные часы в школе) и видеть, что физическое прикосновение не является угрозой. Позже можно постепенно вводить нормальный физический контакт между вос­питателями и ребенком. В сотрудничестве с терапевтом по сенсор­ной интеграции мне удалось вернуть детей к нормальному физи­ческому контакту с воспитателями и другими детьми.

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ КАК ОДНА ИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Исходя из дестабилизирующего физического действия сексуаль­ного насилия, описанного ранее в этом разделе, можно использо­вать биологическую обратную связь для того, чтобы помочь детям усвоить ускорение ритмов организма вследствие травмирующего

опыта. Такие упражнения, как определение частоты пульса и дыха­ния могут помочь детям выйти из хронического состояния силь­ного стресса и контролировать стрессовые ситуации. Это можно сопровождать диалогами по поводу того, что происходит с детьми при получении ими травмы, и как ребенку научиться контролиро­вать свои реакции.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ РАСПОЗНАТЬ СИТУАЦИИ,

ПРИ КОТОРЫХ ОН МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ ЖЕРТВОЙ НАСИЛИЯ

При наличии детей с НП, оказавшихся жертвами насилия, в груп­пах им нужно разъяснить, что такое насилие и что такое нормаль­ный контакт между взрослыми и детьми. На занятиях их следует информировать об обычных признаках реакции пострадавших детей и узнать, не испытывали ли они сами такие реакции. Сле­дует объяснить стратегию взрослого насильника. Картинки с изо­бражением различных ситуаций можно использовать для того, чтобы объяснить, что такое нормальный контакт и какова страте­гия насильника.

Причина, подтолкнувшая меня к разработке метода работы с такой информацией, был мой собственный опыт, когда я начинал работать в учреждении для детей с НП. Трое мальчиков (возраст -9-12 лет) не заметили моего присутствия. Между ними в разгаре шла дискуссия с самым тщательным анализом, только предмет ее был несколько необычным: правильно ли, что более выгодно про­давать себя взрослым на улице, чем быть карманным воришкой? Я не мог проигнорировать такую дискуссию и стал рассказывать мальчикам о последствиях сексуального насилия. К моему облег­чению, они закончили дискуссию в пользу карманного воришки, и это придало мне некоторую уверенность в том, что психотерапевт может извлечь пользу, общаясь с детьми со сложными формами НП.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вне всякого сомнения, что в научных исследованиях приводятся факты разрушающих последствий сексуального насилия для ребенка и подростка, включая риск для ребенка стать взрослым насильником. При лечении детей с НП, пострадавших от сексу­ального насилия, сложности усиливаются вследствие отсутствия чувства критичности и эмоционального отклика у такого ребенка. С учетом этой особенности внимания и защиты такого ребенка со стороны воспитателей требуется больше, чем обычно, а также нужно оберегать ребенка от проявления извращений по отноше­нию к другим детям. Наиболее эффективные методы включают четкое описание приемлемой и неприемлемой формы поведе­ния в сочетании с постоянным контролем со стороны воспита­теля. Конечная цель лечения - не допустить превращения такого ребенка во взрослого растлителя.




Часть



Наши рекомендации