Преодоление проблем поведения, вызванных задержкой психосексуального развития
Некоторые дети и подростки с НП часто проявляют аномальные паттерны сексуального поведения, что требует отдельного обсуждения. Это может только навредить их социализации и усилить складывающуюся в обществе тенденцию к непринятию подобных детей. Круг проблем сексуального поведения широк, начиная с чрезмерной мастурбации у детей раннего возраста и заканчивая сексуальным насилием и другими формами насильственных действий сексуального характера. Однако здесь необходимо определиться со спецификой рассматриваемой нами проблемы сексуального насилия, которая состоит в том, что дети с НП, часто подвергавшиеся сексуальному насилию на ранних этапах своего развития, часто впоследствии принимают на себя роль сексуальных домогателей и насильников.
К сожалению, проблема сексуальных извращений вызывает такую агрессию и стыд в обществе, что она практически не изучена и редко понимается в правильном контексте, а именно: это
еще один (из множества других) симптом нарушения привязанности. В этой связи, эффективные способы лечения почти не изучены. Тем не менее, это не должно удерживать нас от попытки понять основополагающие механизмы подобных поведенческих моделей. Среди них такие странные факты, как то, что сами сексуальные преступники часто отрицают причинение ими вреда и имеют очень слабое представление о разрушающем воздействии их поведения на жертву.
В отсутствии ясной общей теории девиантного сексуального поведения я собрал некоторые данные из различных научных областей для того, чтобы дать обзор и высказать некоторые предложения по поводу возможных терапевтических методов.
С одной стороны, за последние несколько десятилетий возраст, в котором вступают в половую жизнь, значительно снизился. Как указывалось в предисловии к этой книге, определенную роль в таком развитии играет сложившаяся тенденция разлучать детей в раннем возрасте со своими матерями (и родителями в целом). Дети родителей, которые трудятся сверхурочно, образуют свою собственную субкультуру и, конечно, отвечают (или «мстят») на забвение со стороны родителей попыткой повзрослеть как можно скорее. Возьмите, например, шокирующий отрывок из "Домашнего журнала для женщин" (Секретная сексуальная жизнь детей): "В провинциальном местечке графства Рокланд, Джорджия, более двухсот детей - некоторым из них было и 12 лет - заразились сифилисом через групповой секс в 1996. Представители местных лечебных учреждений были в ужасе от сообщений 14-летних подростков, имевших до 50 половых партнеров, и девушек, занимавшихся сексом одновременно с тремя мальчиками". Многие из девочек сообщали о диссоциативных симптомах: находясь в сексуальных отношениях, они больше не могли испытывать интимность и проявлять заботу.
Большую часть времени, находясь в школе или за ее пределами без родительского присмотра, эти подростки выработали искаженные групповые нормы. Вероятно, это один единственный очевидный признак их крайнего одиночества. В сегодняшнем
обществе дети и подростки не ведут хозяйство и не занимаются производственной деятельностью, возможно, поэтому, не считают свою жизнь целенаправленной и наполненной смыслом, в отличие от жизни взрослых. Любой здравомыслящий подросток сейчас приходит к выводу, что детство нужно преодолеть как можно скорее. Возможно, существует даже неврологическое объяснение данной проблемы: часто отмечаемый факт, что отделение от родителей на ранних стадиях развития способствует ускорению физического развития детей и рассматривается как это логиче-ски заданный "механизм выживания". Однако расплата раннего созревания кроется в дефиците истинной зрелости и недостижимости полноты, развернутости личностного развития на каждой из возрастных стадий.
Подобное поведение можно классифицировать как обыкновенные симптомы вследствие недостатка качества и длительности привязанности, и какими бы серьезными они ни казались - они выходят за рамки данной книги, т.к. отражают только общие проблемы привязанности.
Часто сексуальное поведение при острой форме НП проявляется таким образом, что именно оно становится единственным элементом нормального эмоционального и сексуального развития ребенка. Это, вероятно, можно рассматривать как эмоциональную сторону процесса импринтинга.
Наиболее распространенные проблемы сексуального поведения детей с НП приведены ниже в порядке увеличения возраста:
Ранний возраст, с момента первых попыток ходить: усиленная мастурбация. Это - часть синдрома депривации, и, следовательно, не относится к поведению, имеющему прямое сексуальное намерение. Скорее (см. раздел о симптомах депривации у детей), симптом недостаточной стимуляции и отсутствия ухода.
Дошкольники: угрожающее поведение и отсутствие чувствительности к физическим и личным границам.
Имитация сексуального поведения взрослых часто проявляется вследствие отсутствия у родителей дифференциации между детьми и взрослыми.
Школьники и подростки: угрозы, сексуальное насилие, садистское поведение с сексуальной окраской, псевдо-сексуальное поведение, используемое в экономических целях, а также с целью подчинения своему влиянию, множественные кратковременные сексуальные контакты.
В отсутствие исследований, касающихся взаимосвязи НП и сексуального насилия, мы начнем с обзора сексуального насилия у детей в целом.
ЭВОЛЮЦИОННАЯ И БИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИИ ВЫЖИВАНИЯ: СЕКСУАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ 'ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИМПРИНТИНГА"
Как получается, что наши сексуальные влечения (будь они "правильные" или "неправильные") являются такими согласованными и консервативными на протяжении всей нашей жизни?
Фрейд определял статус новорожденного как "полиморфно перверсивная предрасположенность". Новорожденный в состоянии отличать "приятные" ощущения от "неприятных", исходящие от объекта привязанности, и поэтому, безусловно, он будет развивать склонность к поиску приятных стимулов. Чувственность, наслаждение и интимность в совокупности, подталкивая к поискам взаимного контакта, становятся впоследствии основой нормального сексуального развития и способности привязываться к взрослым, что и представляет собой "эмоциональный импринтинг". Следует отметить, что это базовое "программирование" происходит задолго до того, как у человека развивается чувство, что такое правильно и что нет - чувственный поведенческий паттерн родителя становится впоследствии сексуальным паттерном ребенка, вне зависимости от того, насколько социально искаженным он может быть. Согласно Во\у1Ъу (1973), ранний эмоциональный опыт и поведенческие модели почти всегда имеют характер рефлексов, образующихся в процессе формирования связей.
В головном мозге миндалевидное тело (лимбической системы) удерживает всю информацию и эмоциональные реакции на очень интенсивные сенсорные входные сигналы, будь они "приятные" или "неприятные". Миндалевидное тело наиболее активно в первые пять лет жизни (von der Kolk, Greenberg 1987) во время материнского ухода за ребенком.
Существует большая вероятность того, что высокая интенсивность стимуляции - независимо от ее природы - становится впоследствии основой для достижения полового возбуждения в дальнейшей жизни. Поскольку мозговые центры эмоций анатомическиблизки, то, вероятно, в большей степени силу импринтинга определяет интенсивность, чем природа конкретной эмоции. Возбуждение ребенка с НП часто доходит до экстремального уровня (стресс от одиночества, аномальное поведение родителей, такое как физическое наказание и т.д.), и именно это может нарушить становление способности различать мягкие, приятные ощущения от отрицательных эмоций. Подобный ранний "все превышающий" опыт интенсивных воздействий формирует у ребенка ряд сексуальных наклонностей, связанных с первыми сильнейшими впечатлениями. Часто можно встретить взрослого с НП, сексуальное поведение которого выстроено вокруг одного нормального элемента чувственного опыта. Иначе говоря, "отщепленный осколок опыта" от той или иной стадии развития становится формирующим фактором сексуального возбуждения.
У очень одиноких и покинутых детей с НП развивается аутоэротизм, что приводит к развитию нарциссического типа личности, с предпочтением самоудовлетворения и воздержанием от половой жизни с другим человеком.
Таким образом, модель сексуального поведения можно понять, как проявляющийся в более позднем периоде развития ранний опыт интенсивного эмоционального и чувственного переживания. Благодаря врожденной программе имитирования родителя в целях сохранения привязанности, являющейся первостепенной
для выживания, ребенок может интернализировать также и самые странные, даже вредные привычки родителей.
К рассмотрению заявленной проблемы также можно привлечь и другие эволюционные гипотезы. У некоторых видов обезьян половой акт (или его имитация) используется как средство разрешения конфликта, при котором в половую связь часто вступают особи одного пола или с большим возрастным разрывом. Такое поведение важно для выживания, т.к. оно помогает избежать физического вреда или уничтожения.
Гипотетически половое поведение и сексуальные предпочтения могут также иметь генетическую предрасположенность. Общепризнанно, что стандарты сексуального поведения на ранних этапах развития задаются социумом, но вопрос о том, могут ли черты полового поведения наследоваться, остается открытым. Насколько мне известно, наследственная передача насильственных форм поведения сексуального характера в "семьях" с НП до сих пор не изучена. Половое поведение и сексуальные предпочтения, вероятно, развиваются как один из аспектов личностного и социального развития в целом.
НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
Данные неврологии до некоторой степени соответствуют выше упомянутым наблюдениям, и на настоящий день уже можно точно указать, какие функциональные участки мозга нарушаются вследствие аномального окружения и слишком интенсивного эмоционального опыта на раннем этапе развития.
Самым важным органом для раннего эмоционального восприятия является кожа, и тактильный сенсорный импульс (кожи, рта, языка, гениталий) - это, по всей вероятности, самая мощная основа формирования сексуальных наклонностей. Неадекватная ранняя стимуляция кожи вызывает два вида аномального поведения.
Недостаточная стимуляция активизирует у ребенка компенсаторные механизмы, и поддержка нормального уровня активности мозга достигается за счет аутостимуляции. Сюда относятся такие поведенческие модели, как сосание, ритмичное раскачивание, кусание (а впоследствии и нанесение себе порезов), выдергивание волос, мастурбацию - все это составляет реакцию на стресс или лишение контакта. В результате с большой вероятностью может сформироваться нарциссический тип развития, когда покинутый и заброшенный ребенок или подросток избегает близкого контакта с другими и занимается монотонной аутостимуляцией.
Чрезмерная стимуляция вызывает защитные реакции и диссоциацию (изоляция эмоций в любых ситуациях), а также тенденцию избегания сенсорной стимуляции, сводя позднее всю чувственность и эмоциональность до полового контакта. При этом может нарушаться восприятие телесных ощущений и способность предугадывать и интерпретировать эмоции (Montagu, 1986). В итоге сексуальность уже взрослого человека отделяется от чувственности и привязанности.
Teicher и другие (1998) в своей работе приводят ряд возможных отклонений в неврологическом статусе в развитии индивида, наблюдаемых после того, как дети подверглись сексуальным домогательствам. Конечно, на практике последствия сексуальных домогательств трудно отличить от последствий, вызванных другими причинами, такими как физическое насилие и болезненное поведение родителей в целом. Teicher рассматривает гиппокамп как участок мозга, восприимчивый к избыточному опыту индивида. Гиппокамп отвечает за узнавание лиц, память на события и может стать центральным звеном, участвующим в развитии диссоциации, беспокойства, паники или чрезмерно сдержанного поведения.
Префронтальный участок коры головного мозга ответственен за самоконтроль и самообладание, кратковременную память и подавление импульсов организма. Проекционные волокна(связи в коре головного мозга) развиваются позже в период, начиная с наступления половой зрелости вплоть до тридцати-
летнего возраста. Сильный стресс чрезмерно активирует эти проекционные волокна,и поэтому Teicher считает, что слишком раннее созревание префронтального участка коры вызывает задержку развития в период пубертата и позднее.
При исследовании на животных Corpus Callosum (сплетение нервных волокон, объединяющее правое и левое полушария) было выявлено, что обилие импульсов может изменить коммуникационный поток, отказавшись от двусторонней передачи и обработки информации и довольствуясь односторонней. Различия в функционировании правого и левого полушарий могут возникнуть преждевременно и вызвать нарушение способности переработки информации между полушариями. В некоторых исследованиях высказывается предположение о том, что у подвергшихся сексуальному насилию детей левое полушарие (логика, обработка цифровых данных и чувство времени) страдает в большей степени.
Ввиду того, что сексуальные злоупотребления - это сравнительно новая тема в неврологии, данный раздел науки находится только в начале своей исследовательской работы. Тем не менее, Schore (1994) дает уже замечательный обзор понимания эмоционального развития в невробиологии, на которое также могут оказать влияние случаи сексуального насилия.