Период после рождения до возраста трех лет: лечение регрессией

(Лечение регрессией также применяется для более взрослых, но менее травмированных детей и взрослых)

Даже с детьми в возрасте до 5 лет, всегда следует начинать с попытки установить эмоциональную связь. Для этого и предназна­чено лечение регрессией. "Регрессия" означает "возврат", т.е. воз­врат к отношениям "нетребовательная, любящая мать (терапевт) и ребенок (пациент) ". Однако, если это не помогает, то следующий шаг - это лечение средой. Лечение средой - это фактически вид лечения регрессией в широком смысле, только она направлена на уменьшение повседневного мира до такого маленького размера, что ребенок может функционировать в нем.

ЦЕЛИ:

Главное заключается в том, чтобы помнить, что травмированный ребенок на данной стадии еще не вступил в фазу развития НП. Это означает, что ребенку нужно то, что нужно другим детям, но только в большей степени. Если контакт уже прерывался несколько раз, или если ребенок (вследствие органических проблем) имеет труд­ности с восприятием контакта, то следует обратиться к лечению регрессией, которая на практике означает контакт, который необ­ходим только с момента рождения до нескольких месяцев, пока внутренние системы не заменятся внешними системами. Лече­ние регрессией является мягким, дающим, концентрируется на

взаимном физическом и визуальном контакте. В следующем тек­сте термин "мать" включает также и заменяющих ее людей. Важ­ными целями лечения регрессией являются:

МЕТОДЫ:

Обеспечить хорошее питание

Почти у всех детей, испытавших депривацию, наблюдаются ано­мальные пищевые паттерны. Они или отвергают пищу или едят до тех пор, пока их не стошнит. Если у ребенка отсутствует интерес или внимание, стимулируйте его лаской перед приемом пищи. Лег­кий массаж пальцем на губах и вокруг рта также поможет вызвать рефлекс сосания. Если ребенок ест очень мало, можно кормить его почаще, но давать меньшие порции, чем обычно.

2. Обеспечить эмпатическую тактильную и
вестибулярную стимуляцию.

Это означает, что ребенок должен получать регулярную сенсор­ную стимуляцию. Если это вообще возможно, ребенок должен находиться на груди у матери или контактного лица или на ее теле большую часть времени. Самые опасные виды сенсорной депри-вации - это динамическая (прикосновение) и вестибулярная (движение) депривация. Прикосновение, сосание и контакт через кожу являются обязательным условием нормального эмоциональ­ного развития, как и движения, такие как поворот, ускорение или замедление, что обычно происходит при уходе.

"Метод кенгуру" - держать ребенка близко к телу все время -великолепный метод. Если ребенок должен находиться в инкуба­торе по медицинским причинам, то он должен быть помещен на стерилизованную овечью шкуру (это заменит опыт прикоснове­ния, и ребенок будет прибавлять в весе на 15% быстрее). Также желательно, чтобы инкубатор можно было слегка покачивать.

При этом желательно массировать спину и шею ребенка в тече­ние нескольких минут ежечасно, начиная с затылка и двигаясь вниз к шее и плечам.

Зрительный контакт широко приветствуется в нашей "визуаль­ной культуре" как начальная точка отсчета эмоций. Это абсолютно справедливо. Но визуальному контакту должны предшествовать контакт кожи и контакт баланса. Это активирует систему ретику­лярной формации и помогает ребенку сфокусировать глаза на вас.

Старомодная колыбель обеспечит хорошую вестибулярную стимуляцию при очень небольших усилиях со стороны взрослого. Колыбель обладает тем преимуществом, что ребенок получает заметную обратную связь практически от любого движения. Дети, имеющие проблемы релаксации или засыпания, получат большую пользу от мягко качающейся колыбели. Можно также использовать гамак. Тяжелое пуховое одеяло, начиненное тяжелыми пластмас­совыми шариками, может помочь, если ребенок спит неспокойно и ворочается всю ночь. Оно было разработано датскими физио­терапевтами (можно посмотреть в интернете, задав в поисковой строке "kugledyne". Такая стимуляция кожи помогает ребенку рас­слабиться и спать более спокойно.

Ребенка следует стимулировать постепенно, настолько, чтобы он не чувствовал себя одиноким, но не следует допускать избыточ­ной стимуляции. Стимуляция должна иметь стабильный режим и по возможности, выполняться одним и тем же человеком. Работ­ники учреждения должны синхронизировать паттерны движений, тона голоса, скорости речи и движения, ритуал укладывания спать и т.д. По возможности, подберите одного или двух человек, чтобы не перегружать ребенка случайными контактными паттернами.

Помните о том, что такие дети поначалу часто избегают нор­мального контакта тела. Это следует иметь в виду, и постоянную стимуляцию можно заменить на более частые контакты (про­грамма массажа для ребенка), пока у ребенка не появится нор­мальное отношение к стимуляции. Единственным исключением из правила являются дети-эпилептики - неожиданная стимуляция может спровоцировать эпилептический припадок и дети, страда­ющие от алкогольного синдрома плода, которые также нуждаются в высокой степени защиты от избыточной стимуляции.


Наши рекомендации