Нормальный ранний контакт, самоорганизация и постоянство

Далее, изучим качество контакта между ребёнком и окружающей средой, начиная с момента его зачатия. Я подразумеваю, что кон­такт этот должен отвечать целому ряду критериев, чтобы ребенок смог сформировать эмоциональное постоянство (способность поддерживать функцию, несмотря на изменения окружающей среды). Термин «прерывание контакта» используется для описа­ния событий и форм контакта, которые этим критериям не отве­чают, либо тормозят возможность стабилизации эмоциональной системы. Термин «самоорганизация» относится к стабилизиро­ванной функции, созданной на любом уровне развития.

ФУНКЦИЯ КОНТАКТА В РАЗВИТИИ РЕБЁНКА

Слово «контакт» означает: «посредством прикосновения» (латин­ское "соп" = «с» или «посредством», "{асШе" = «контакт с кожей», чувство соприкосновения). В данном тексте контакт - это любое взаимоотношение ребенка с окружающей его средой, прежде всего, с матерью и с близким физическим окружением. Контакт этот обоюдный, действие и реакция присутствуют с обеих сторон, и обе стороны активно стараются передавать и получать обратную связь, общаться. Ребенок старается следовать за движущимися объектами, а мать отвечает на это, стараясь привлечь внимание, издавая звуки и продлевая зрительный контакт. Ребенок плачет -мать кормит его или качает. Проще говоря, контакт требует взаим­ного внимания.

В процессе развития контакт это более или менее идеальная форма общения между ребенком и окружающей средой. На этом строится спираль развития, в которой новые функции формиру­ются из уже сформированных ранее:

• От момента зачатия (контакт между двумя генетическими
информационными кодами),

• Через физическую близость (контакт между эмбрионом и
маткой),

• В период беременности (контакт между плодом и маткой,
обмен через пуповину),

• После рождения (от постоянного физического контакта
через кожу или грудь к переменному контакту),

• К сенсорному контакту (через каждодневную активность
и материнское внимание ребенок учится распознавать раз­
личные ощущения или чувства),

• К сенсомоторному контакту (ребенок учится организовывать свои ответные реакции на внимание, рефлексы дозре­вают до целенаправленного поведения и формируются круговые реакции, обеспечивающие соответствие между действием и результатом),

• К психологическому контакту (формирование отношений
привязанности и появление внутреннего представления о
матери, которое уже меньше зависит от ее физического присутствия),

• К социальному контакту (понимание собственного Я, изучение различных форм социальных контактов, решение вну­тренних конфликтов - личные потребности против соци­альных требований, изучение семейных ролей и достижение самосознания).

Естественное развитие контакта кажется постоянно движущимся от непрерывного физического контакта и внешней зависимости к контакту с самим собой (внутренняя связь между эмоциями, вниманием, мыслями, памятью, языком и моделями поведения). Таким образом, ребенок обретает относительную независимость от непосредственного окружения. В двухлетнем возрасте ребенок в норме, в принципе, способен различать и выбирать, с чем и с кем контактировать, как физически, так и психологически. Он сам решает делать что-то, а чего-то не делать, интересоваться одними игрушками и не интересоваться другими, контактировать с одним человеком и избегать общения с другим, скучать по кому-либо, кого нет рядом или с нетерпением ждать его прихода.

Также кажется, что контакт, очевидно, движется из симбиотической стадии через стадии противоборств и конфликтов, помогая ребенку отделиться и установить физические и психологические границы, достигая обособленного и стабильного состояния души и эмоций. Но без первичного контакта ребенок не может отделиться и самостоятельно функционировать, и, ребёнка, страдающего впоследствии НП, характеризует именно отсутствие первичного контакта. Он остаётся в полной мере зависимым от непосредствен­ного окружения и постоянной и крепкой обратной связи окружа­ющих: внутренние функции ещё не устойчивы; потому в помощи извне он нуждается гораздо дольше, чем обычный ребенок.

САМООРГАНИЗАЦИЯ

Слово "орган" происходит от греческого "инструмент". В данном тексте самоорганизация - это генетически заложенное внутрен­нее стремление ребёнка к развитию эмоций, моделей поведения и способностей, систем внутренней саморегуляции, в результате чего, со временем, зависимость от внешнего стимулирования замещается внутренней регуляцией и саморегуляцией. Такая "под­готовка инструмента" требует внутреннего распределения труда, как, например, у клеток, специализация которых определяется на стадии эмбриона, или двух полушарий мозга, предназначенных для обработки разной информации.

Главная цель воспитания детей заключается в том, чтобы пре­вратить свои способности или знания в такое поведение, которое способен понять ребёнок, и в том, чтобы повторять его (поведе­ние) в различных ситуациях, до тех пор, пока ребёнку не удастся выстроить аналогичную внутреннюю функцию.

Учиться читать - хороший пример этому: вы преобразовыва­ете ваше знание в поведение, направленное на ребёнка. Ребёнок сначала имитирует положение вашего тела и ваши слова, когда вы читаете, и постепенно приходит к модели того, как трансфор­мировать увиденное в сказанное. Он устанавливает внутреннюю систему кодирования, и, теперь, он способен читать без вашей помощи и внимания. Вы вместе выстроили у ребенка самоорга­низующуюся функцию чтения. Те же самые циклы имеют место в обучении тому, как пить, есть, двигаться, смеяться, любить, играть, общаться и т.д.

РАЗВИТИЕ ПОСТОЯНСТВА

По сравнению со взрослым человеком, ребёнка можно охаракте­ризовать всего одним словом: неустойчивость. Термин "постоян­ство" применяется психологами для описания степени внутрен­ней устойчивости (не зависящей от изменений внешней среды), в различных сферах развития. Одна важная форма устойчиво­сти называется постоянством объекта (object constancy): ребёнок постепенно начинает узнавать и запоминать мать (объект вни­мания), он развивает свое внутреннее представление о матери, которое со временем становится независимым от её физического присутствия. Пожилые люди, которые в раннем детстве много общались со своей матерью, всё ещё говорят о ней с любовью -даже если она умерла уже несколько десятков лет тому назад, силь­ные эмоциональные воспоминания о ней всё ещё направляют их действия и служат моделью при формировании всех последующих отношений.

Постоянство можно определить, как способность выдерживать функцию, независимо от изменений внешней среды. Например: Вы просите двухлетнего ребёнка принести из кухни чашку. По дороге внимание ребёнка рассеивается множественными инте­ресными объектами, возможно, кто-то заговорит с ним о чём-то другом. С каким количеством отвлекающих факторов справится ребёнок, всё ещё помня о том, что на кухне нужно взять чашку и с ней вернуться? Если вы спрячетесь за дверью, и станете ждать пока ребенок сам найдет вас - появится ли у ребенка стабильное понимание вашего присутствия рядом или же он начнет плакать в тот же миг, как потеряет вас из виду? Если вы попросите четы­рехлетнего малыша принести чашку, тогда, очевидно, он сумеет помнить о вашем желании, невзирая на все встретившиеся ему по пути на кухню и назад факторы помехи.

Следует помнить, что постоянство сохраняется, несмотря на то, что мы постоянно перерабатываем новую информацию. Равно как и наше внешне твёрдое тело полностью заменяется на протя­жении жизни за счет обмена веществ, однако, из-за этого мы же не

теряем свою идентичность (благодаря генетическому коду). Также, через постоянство (психологический код), на основе конкретных моделей организуется и получаемый нами из окружающей среды случайный поток информации. Постоянство - это модель поведе­ния, которая непрестанно старается повторять саму себя, проти­востоит новым событиям и вызывающим стресс влияниям окру­жающей среды. Даже простая бактерия типа E. coli, демонстрирует врождённое стремление к постоянству: если в ДНК бактерии искусственно внедрить ген, отвечающий за выработку инсулина, бактерия начинает послушно вырабатывать инсулин, однако, через некоторое время она отторгает фрагмент внедренного кода ДНК и снова становится старой доброй обыкновенной бакте­рией Е. соН! Вот вам постоянство! Можно сказать, что механизм постоянства является ядром нашей эго - идентичности (я - тот же самый (identify, от латинского "idens" = быть тем же).

Стенка клетки является полупроницаемой мембраной, стро­ение которой позволяет сохранять внутреннее постоянство, и, одновременно, устанавливать контролируемое взаимодействие с окружением.

Это первичная функция постоянства человека, когда клетка эмбриона устанавливает внутреннее постоянство, которое при этом предполагает контакт через прикрепление к матке.

Внутреннее постоянство ребёнка, похоже, зависит от изначаль­ного внешнего постоянства: непосредственное окружение должно иметь определенную устойчивость, форму и предсказуемость, пре­жде чем ребёнок сможет адаптироваться к изменениям и создать свою собственную независимую внутреннюю модель.

Случайные реакции приводят к случайной внутренней функ­ции. Например, если мать не стимулирует ребёнка регулярно, у него появляются проблемы с поддержанием постоянства темпера­туры тела, сердцебиения и дыхательной функции. На более позд­них этапах жизни он довольно длительное время не может нау­читься осознавать объект.

Глава 2

ЭТАПЫ САМООРГАНИЗАЦИИ

Какие внутренние функциональные системы являются решаю­щими для развития? С терапевтической точки зрения существен­ными являются следующие два вопроса:

А. Каковы две самые элементарные функции, которые ребе­нок еще не смог стабилизировать - где степень постоянства недостаточна?

Б. Как создать такую терапевтическую обстановку, в кото­рой ребенок все-таки сумеет организовать эти функции в систему, значимое целое?

Для изучения этих вопросов мы можем обозначить пять ранних этапов в интернализации различных функций на различных уров­нях, в период от начала беременности до возраста пяти лет. Каж­дый этап служит фундаментом для последующего. Далее будут определены характерные для каждого этапа деструктивные обсто­ятельства.

Наши рекомендации