Повседневная жизнь в семье, приемная семья или
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ................................ 226
Цели......................................................................................... 227
Методы.................................................................................... 227
Снимите бремя........................................................................ 228
Бремя № 1: Необходимость для ребенка что-то решать, выбирать, спорить, соглашаться и чувствовать себя
замотивированным.......................................................... 229
Бремя № 2: Изменение среды............................................ 230
Бремя № 3: Сложные социальные связи и взаимодействия.. 232 Бремя № 4: Обвинения и нотации, когда что-то
пошло не так.................................................................... 233
Бремя № 5: Родители или опекуны жмут на газ............... 234
Как обрести новые навыки в шесть этапов............................ 235
Первый этап: Ребенок отзеркаливает поведение здесь
и сейчас............................................................................ 236
Второй этап: Ваш голос как организатор поведения........ 236
Третий этап: Голос ребенка как организатор.................... 236
Четвертый этап: Работа в параллельных позициях.......... 237
Пятый этап: Вы вне поля зрения ребенка.......................... 237
Шестой этап: Я могу сделать это сам............................... 237
Ребенок с НП и другие дети в семье...................................... 238
Глава 12
ТЕРАПИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ ДЛЯ ПОДРОСТКА.................... 240
Уход из дома с недостаточным багажом............................... 240
Мягкий случай пубертатных проблем.............................. 244
Трудный случай с пубертатной проблемой...................... 245
Некоторые соображения по поводу психотерапии для
родителей и подростков с НП............................................. 247
Глава 13
НАРУШЕНИЕ ПРИВЯЗАННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ СЕКСУАЛЬНОГО
ПОВЕДЕНИЯ И СЕКСУАЛЬНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ........................... 253
Преодоление проблем поведения, вызванных задержкой
психосексуального развития............................................... 253
Эволюционная и биологическая теории выживания: сексуальные предпочтения, с точки зрения
"эмоционального импринтинга".......................................... 256
Неврологические теории........................................................ 258
Теория объектных отношений: примитивные защитные механизмы у насильника и жертвы. Три степени
задержки психического развития......................................... 260
Беспорядочная сексуальность: агрессор, 1-я стадия............ 261
Проекция слабой самости: агрессор, 2-я стадия................... 263
Одинокий совращенный ребенок: агрессор, 3-я стадия ....... 264
Теории в социальной психологии: зависимость частоты
сексуального злоупотребления от доступности ............... 265
Определения сексуального преступления............................. 266
Проблемы метода при изучении распространенности явления...269 Клинические наблюдения изменений моделей поведения
и физического состояния детей, подвергшихся
сексуальному насилию........................................................ 270
Влияние сексуального насилия на взрослую жизнь ребенка 271
Профилактика: как помочь ребенку, пережившему насилие,
не стать насильником........................................................... 272
Заключение.......................................................................... .....277
Часть III УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ
Глава 14
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ,
ЗАНИМАЮЩИХСЯ РЕБЕНКОМ С НП.............................................. 281
Введение.................................................................................. 281
Этапы развития человека, работающего с детьми с НП
и цели супервизии................................................................ 282
Состояние волшебной палочки.............................................. 282
Цели супервизора.................................................................... 283
Состояние депрессии.............................................................. 284
Цели супервизора.................................................................... 285
Приобретение авторитета и внутренняя реорганизация....... 286
Цели супервизора.................................................................... 287
Глава 15
СОЗДАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМАНДЫ
ДЛЯ РАБОТЫ С НП........................................................................ 288
Фазы создания и управления командой................................. 288
Включение - создание надежной общей базы и идентичность 290
Контроль: понимание, чем мы отличаемся друг от друга... 292
Открытость/привязанность - взаимный обмен...................... 294
Глава 16
МЕТОДЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НП................. 296
Некоторые инструменты развития командной работы......... 296
Отображение "навыка привязанности" в команде................. 296
"Большое ухо"......................................................................... 299
Интервью для взаимного наблюдения................................... 300
Изучение действий - инструмент анализа и альтернативных
решений................................................................................ 301
Вывод, касающийся организации терапевтической среды... 302
ПОСТСКРИПТУМ И ВЫРАЖЕНИЕ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ....... 304
ЛИТЕРАТУРА............................................................................... 306
Предисловие
Каждый ребёнок является ценностью для своей страны. Верю, что по крайней мере, в нашей стране, эту точку зрения разделяют все. Каждый человек имеет равные права на развитие и реализацию своего потенциала в жизни.
Ребёнок - это не маленький человек с маленькими правами. Ребёнок имеет те же права, что и взрослый, но, к сожалению, не все дети рождаются с равными возможностями. И самым несправедливым событием в начале жизни ребёнка становится трагедия потери семьи.
В современном мире, стараемся пренебречь правилами, действовавшими раннее, утверждая, что общество развивается и различные ограничения и какие бы то ни было консервативные понятия сегодня уже не работают. В некоторой сфере это может быть действительно так, однако обязательность наличия хотя бы одного постоянного и дающего чувство защищённости опекуна для того, чтобы ребенок вырос самостоятельным и успешным человеком, остается непоколебимым правилом, как закон природы.
В последнее время, в мире большое внимание обращают на развитие чувства привязанности между родителем и ребенком. Важность его признается и освещается в различных дородовых и послеродовых программах и курсах касающихся отношений родителей и ребенка.
Однако, что будет в случае, если у ребенка не было возможности начать такие отношения или создание и развитие таких отношений не состоялось? В случае, если достаточная родительская забота осталась для ребенка незнакомой или положительные отношения между ребенком и родителем были прерваны, в развитии ребенка образуется трещина. Чем меньше ребенок ощущал безопасность и персонально к нему направленную заботу, тем больше эта трещина. В профессиональной терминологии такое явление называют нарушением привязанности, однако что же это понятие, - можно даже сказать, диагноз - в себя включает и как лечить детей с таким диагнозом, на этот вопрос большинство специалистов Эстонии ответа пока не знают.
Данная книга, «Дети с нарушением привязанности», одна из первых попыток восполнить существенный пробел в разделе профессиональной литературы о нарушениях привязанности в Эстонии. Люди, которые сталкиваются с оставшимися без родительской заботы детьми и оказываются бессильными, оставаясь с глазу на глаз с реальностью - я хочу помочь эти детям, но не умею - смогут найти опору на страницах данной книги. Верю, что также и хорошие советы о том, как лучше понять и разумнее поддержать детей и молодых людей с нарушениями привязанности в их переходе в самостоятельную жизнь.
Нильс Пеэтер Рюгаард, в своей книге не приукрашивает нарушения привязанности. Он лишь открыто делится своим 30-летним опытом, исходя из практических знаний, и также признает, что порой и у него самого не все получается. Эти слова принадлежат ему: «Если хочешь помочь брошенному или оставшемуся в раннем возрасте без заботы ребенку, ты должен работать, как бульдозер, но с крыльями ангела». Главная идея книги Рюгаарда побудила нас издать ее и на русском языке. Если благодаря книге Нильса Пеэтера Рюгаарда хотя бы один ребенок получит необходимую помощь и поддержку, то наша задача будет выполнена.
Яне Снайт
НГО Семья каждому ребенку/
Family For Each Child
ВСТУПЛЕНИЕ
На сегодняшний день общество пока ещё не сумело найти возможности для предотвращения нарушений привязанности (здесь и далее НП), равно как и разработать более или менее успешные терапевтические методы, которые подходили бы каждому ребёнку индивидуально. Если первые в жизни ребенка отношения не обеспечили его чувством защищенности, то создать такие отношения на более поздних этапах жизни будет очень трудно. По всей видимости, привязанность является своего рода "окном", широко раскрытым от рождения и постепенно, в большей или меньшей мере, закрывающимся к 3-х летнему возрасту.
Я хотел бы указать читателю на реальные возможности решения проблемы и представить широкий выбор теоретических и практических путей решения этой сложной, требующей внимания темы.
Следует обратить внимание на то, что данная книга посвящена нарушениям привязанности именно в тяжелой форме: речь пойдет не о детях, прошедших через единичные травмирующие жизненные события - они имеют гораздо лучший прогноз. В моей книге речь пойдет о детях, которые переживали многократные травмирующие события, возможно, голод, и беспрестанное отсутствие родительской заботы, в течение первых лет своей жизни.
Терапевтические рамки и идеи этой книги могут также применяться в качестве руководства для формирования у ребенка безопасной эмоциональной сферы. Чувство эмоциональной защищенности является непременным условием фактически для всего последующего развития личности. Спустя год или два с момента установления надежной среды, многие дети, казавшиеся поначалу «довольно безнадежными случаями», начинают демонстрировать
явный прогресс. Даже дети с серьезными проблемами быстрее идут на поправку, хоть им и требуется для этого большее количество лет.
Важно также понять, что это нормальные дети, чьё ненормальное поведение обусловлено ненормальной средой, окружавшей их в раннем детстве.
В данной книге много усилий прилагается для того, чтобы сделать обусловленное НП поведение поддающимся пониманию и демистифицированным.Это делается потому, что невозможно решить проблему, не вникнув глубоко в природу её происхождения - а у проблем связанных с НП есть свойство искажать наше чувство пропорции. Для иллюстрации симптомов, теории и практики приведено множество примеров из реальной жизни.
Если я преуспел в своей работе, то понять содержание книги Вам будет нетрудно, в то время как работа с ребёнком, страдающим НП, на практике станет постоянным вызовом для Ваших убеждений и чувства ответственности. Книга выступает в роли проводника, который старается ответить на самые распространенные вопросы, возникающие у родителей и специалистов, имеющих дело с детьми и подростками, с нарушениями привязанности (отсюда: НП):
• Почему все больше растёт число детей с НП?
• Каковы причины развития НП у детей?
• Каковы проявления НП в поведении и личности?
• Какова практика лечения или виды терапии на различных
этапах развития ребенка?
• Что можно сделать для предотвращения развития НП, или
для смягчения симптомов и последствий?
• Что происходит с людьми, группами и организациями, кото
рые работают с этими детьми?
• Как выработать и поддерживать терапевтический подход и
структуру лечения?
Для начала, позвольте представить Вам небольшое, общее вступление к проблеме НП.
ЧТО ТАКОЕ "ПРИВЯЗАННОСТЬ"?
Говоря кратко, Джон Боулби (1969, 1973, 1988) разработал теорию привязанности еще в 1950-ых годах. Он предположил, что ранняя привязанность (в возрасте от 0-3 лет), это свойственная приматам и, в особенности людям, врождённая поведенческая программа. Основная идея Боулби заключалась в том, что система поведения привязанности возникла из-за необходимости повысить вероятность защиты и выживания потомства.
Защита основывается главным образом на физической близости и контакте между матерью и ребёнком в течение первых лет его жизни. Если близости мешают или препятствуют, то и у матери, и у ребенка проявляется целый ряд характерных поведенческих реакций, таких, как плач, поиск друг друга, тоска и т.д.
Так, система активируется в случае разлуки и стабилизируется, предположительно, к концу первого года жизни ребёнка. В своей работе «The Strange Situation Test» Мери Айнсворт (1978) описывает три характерные модели реакций (или стратегии близости), проявлявшиеся, когда мать выходила из комнаты. Позднее была выявлена и четвёртая модель. В ходе этого простого и гениального теста мать и годовалый ребёнок помещаются в комнату полную интересных игрушек. На протяжении испытания мать дважды выходит из комнаты на три минуты, в это же время отслеживается реакция ребёнка на уход и возвращение матери. Поведенческие модели, наблюдаемые в возрасте одного года, у 70% детей сохраняются до совершеннолетия и, похоже, передаются от поколения к поколению через поведение привязанности воспитателя. Эти четыре модели поведения описаны ниже.