Повседневная жизнь в семье, приемная семья или

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ................................ 226

Цели......................................................................................... 227

Методы.................................................................................... 227

Снимите бремя........................................................................ 228

Бремя № 1: Необходимость для ребенка что-то решать, выбирать, спорить, соглашаться и чувствовать себя

замотивированным.......................................................... 229

Бремя № 2: Изменение среды............................................ 230

Бремя № 3: Сложные социальные связи и взаимодействия.. 232 Бремя № 4: Обвинения и нотации, когда что-то

пошло не так.................................................................... 233

Бремя № 5: Родители или опекуны жмут на газ............... 234

Как обрести новые навыки в шесть этапов............................ 235

Первый этап: Ребенок отзеркаливает поведение здесь

и сейчас............................................................................ 236

Второй этап: Ваш голос как организатор поведения........ 236

Третий этап: Голос ребенка как организатор.................... 236

Четвертый этап: Работа в параллельных позициях.......... 237

Пятый этап: Вы вне поля зрения ребенка.......................... 237

Шестой этап: Я могу сделать это сам............................... 237

Ребенок с НП и другие дети в семье...................................... 238

Глава 12

ТЕРАПИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ ДЛЯ ПОДРОСТКА.................... 240

Уход из дома с недостаточным багажом............................... 240

Мягкий случай пубертатных проблем.............................. 244

Трудный случай с пубертатной проблемой...................... 245

Некоторые соображения по поводу психотерапии для
родителей и подростков с НП............................................. 247

Глава 13

НАРУШЕНИЕ ПРИВЯЗАННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ СЕКСУАЛЬНОГО

ПОВЕДЕНИЯ И СЕКСУАЛЬНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ........................... 253

Преодоление проблем поведения, вызванных задержкой

психосексуального развития............................................... 253

Эволюционная и биологическая теории выживания: сексуальные предпочтения, с точки зрения

"эмоционального импринтинга".......................................... 256

Неврологические теории........................................................ 258

Теория объектных отношений: примитивные защитные механизмы у насильника и жертвы. Три степени

задержки психического развития......................................... 260

Беспорядочная сексуальность: агрессор, 1-я стадия............ 261

Проекция слабой самости: агрессор, 2-я стадия................... 263

Одинокий совращенный ребенок: агрессор, 3-я стадия ....... 264

Теории в социальной психологии: зависимость частоты

сексуального злоупотребления от доступности ............... 265

Определения сексуального преступления............................. 266

Проблемы метода при изучении распространенности явления...269 Клинические наблюдения изменений моделей поведения

и физического состояния детей, подвергшихся

сексуальному насилию........................................................ 270

Влияние сексуального насилия на взрослую жизнь ребенка 271

Профилактика: как помочь ребенку, пережившему насилие,

не стать насильником........................................................... 272

Заключение.......................................................................... .....277

Часть III УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ

Глава 14

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ,

ЗАНИМАЮЩИХСЯ РЕБЕНКОМ С НП.............................................. 281

Введение.................................................................................. 281

Этапы развития человека, работающего с детьми с НП

и цели супервизии................................................................ 282

Состояние волшебной палочки.............................................. 282

Цели супервизора.................................................................... 283

Состояние депрессии.............................................................. 284

Цели супервизора.................................................................... 285

Приобретение авторитета и внутренняя реорганизация....... 286

Цели супервизора.................................................................... 287

Глава 15

СОЗДАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМАНДЫ

ДЛЯ РАБОТЫ С НП........................................................................ 288

Фазы создания и управления командой................................. 288

Включение - создание надежной общей базы и идентичность 290

Контроль: понимание, чем мы отличаемся друг от друга... 292

Открытость/привязанность - взаимный обмен...................... 294

Глава 16

МЕТОДЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НП................. 296

Некоторые инструменты развития командной работы......... 296

Отображение "навыка привязанности" в команде................. 296

"Большое ухо"......................................................................... 299

Интервью для взаимного наблюдения................................... 300

Изучение действий - инструмент анализа и альтернативных

решений................................................................................ 301

Вывод, касающийся организации терапевтической среды... 302

ПОСТСКРИПТУМ И ВЫРАЖЕНИЕ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ....... 304

ЛИТЕРАТУРА............................................................................... 306

Предисловие

Каждый ребёнок является ценностью для своей страны. Верю, что по крайней мере, в нашей стране, эту точку зрения разделяют все. Каждый человек имеет равные права на развитие и реализацию своего потенциала в жизни.

Ребёнок - это не маленький человек с маленькими правами. Ребёнок имеет те же права, что и взрослый, но, к сожалению, не все дети рождаются с равными возможностями. И самым неспра­ведливым событием в начале жизни ребёнка становится трагедия потери семьи.

В современном мире, стараемся пренебречь правилами, дей­ствовавшими раннее, утверждая, что общество развивается и раз­личные ограничения и какие бы то ни было консервативные поня­тия сегодня уже не работают. В некоторой сфере это может быть действительно так, однако обязательность наличия хотя бы одного постоянного и дающего чувство защищённости опекуна для того, чтобы ребенок вырос самостоятельным и успешным человеком, остается непоколебимым правилом, как закон природы.

В последнее время, в мире большое внимание обращают на развитие чувства привязанности между родителем и ребенком. Важность его признается и освещается в различных дородовых и послеродовых программах и курсах касающихся отношений роди­телей и ребенка.

Однако, что будет в случае, если у ребенка не было возможно­сти начать такие отношения или создание и развитие таких отно­шений не состоялось? В случае, если достаточная родительская забота осталась для ребенка незнакомой или положительные отно­шения между ребенком и родителем были прерваны, в развитии ребенка образуется трещина. Чем меньше ребенок ощущал безопасность и персонально к нему направленную заботу, тем больше эта трещина. В профессиональной терминологии такое явление называют нарушением привязанности, однако что же это поня­тие, - можно даже сказать, диагноз - в себя включает и как лечить детей с таким диагнозом, на этот вопрос большинство специали­стов Эстонии ответа пока не знают.

Данная книга, «Дети с нарушением привязанности», одна из первых попыток восполнить существенный пробел в разделе профессиональной литературы о нарушениях привязанности в Эстонии. Люди, которые сталкиваются с оставшимися без роди­тельской заботы детьми и оказываются бессильными, оставаясь с глазу на глаз с реальностью - я хочу помочь эти детям, но не умею - смогут найти опору на страницах данной книги. Верю, что также и хорошие советы о том, как лучше понять и разумнее поддержать детей и молодых людей с нарушениями привязанности в их пере­ходе в самостоятельную жизнь.

Нильс Пеэтер Рюгаард, в своей книге не приукрашивает нару­шения привязанности. Он лишь открыто делится своим 30-лет­ним опытом, исходя из практических знаний, и также признает, что порой и у него самого не все получается. Эти слова принад­лежат ему: «Если хочешь помочь брошенному или оставшемуся в раннем возрасте без заботы ребенку, ты должен работать, как бульдозер, но с крыльями ангела». Главная идея книги Рюгаарда побудила нас издать ее и на русском языке. Если благодаря книге Нильса Пеэтера Рюгаарда хотя бы один ребенок получит необхо­димую помощь и поддержку, то наша задача будет выполнена.

Яне Снайт

НГО Семья каждому ребенку/

Family For Each Child

ВСТУПЛЕНИЕ

На сегодняшний день общество пока ещё не сумело найти воз­можности для предотвращения нарушений привязанности (здесь и далее НП), равно как и разработать более или менее успешные терапевтические методы, которые подходили бы каждому ребёнку индивидуально. Если первые в жизни ребенка отношения не обе­спечили его чувством защищенности, то создать такие отношения на более поздних этапах жизни будет очень трудно. По всей види­мости, привязанность является своего рода "окном", широко рас­крытым от рождения и постепенно, в большей или меньшей мере, закрывающимся к 3-х летнему возрасту.

Я хотел бы указать читателю на реальные возможности реше­ния проблемы и представить широкий выбор теоретических и практических путей решения этой сложной, требующей внимания темы.

Следует обратить внимание на то, что данная книга посвящена нарушениям привязанности именно в тяжелой форме: речь пойдет не о детях, прошедших через единичные травмирующие жизнен­ные события - они имеют гораздо лучший прогноз. В моей книге речь пойдет о детях, которые переживали многократные травми­рующие события, возможно, голод, и беспрестанное отсутствие родительской заботы, в течение первых лет своей жизни.

Терапевтические рамки и идеи этой книги могут также приме­няться в качестве руководства для формирования у ребенка без­опасной эмоциональной сферы. Чувство эмоциональной защи­щенности является непременным условием фактически для всего последующего развития личности. Спустя год или два с момента установления надежной среды, многие дети, казавшиеся поначалу «довольно безнадежными случаями», начинают демонстрировать

явный прогресс. Даже дети с серьезными проблемами быстрее идут на поправку, хоть им и требуется для этого большее количество лет.

Важно также понять, что это нормальные дети, чьё ненормаль­ное поведение обусловлено ненормальной средой, окружавшей их в раннем детстве.

В данной книге много усилий прилагается для того, чтобы сде­лать обусловленное НП поведение поддающимся пониманию и демистифицированным.Это делается потому, что невозможно решить проблему, не вникнув глубоко в природу её происхожде­ния - а у проблем связанных с НП есть свойство искажать наше чувство пропорции. Для иллюстрации симптомов, теории и прак­тики приведено множество примеров из реальной жизни.

Если я преуспел в своей работе, то понять содержание книги Вам будет нетрудно, в то время как работа с ребёнком, страда­ющим НП, на практике станет постоянным вызовом для Ваших убеждений и чувства ответственности. Книга выступает в роли проводника, который старается ответить на самые распростра­ненные вопросы, возникающие у родителей и специалистов, име­ющих дело с детьми и подростками, с нарушениями привязанно­сти (отсюда: НП):

• Почему все больше растёт число детей с НП?

• Каковы причины развития НП у детей?

• Каковы проявления НП в поведении и личности?

• Какова практика лечения или виды терапии на различных
этапах развития ребенка?

• Что можно сделать для предотвращения развития НП, или
для смягчения симптомов и последствий?

• Что происходит с людьми, группами и организациями, кото­
рые работают с этими детьми?

• Как выработать и поддерживать терапевтический подход и
структуру лечения?

Для начала, позвольте представить Вам небольшое, общее всту­пление к проблеме НП.

ЧТО ТАКОЕ "ПРИВЯЗАННОСТЬ"?

Говоря кратко, Джон Боулби (1969, 1973, 1988) разработал теорию привязанности еще в 1950-ых годах. Он предположил, что ранняя привязанность (в возрасте от 0-3 лет), это свойственная приматам и, в особенности людям, врождённая поведенческая программа. Основная идея Боулби заключалась в том, что система поведения привязанности возникла из-за необходимости повысить вероят­ность защиты и выживания потомства.

Защита основывается главным образом на физической бли­зости и контакте между матерью и ребёнком в течение первых лет его жизни. Если близости мешают или препятствуют, то и у матери, и у ребенка проявляется целый ряд характерных поведен­ческих реакций, таких, как плач, поиск друг друга, тоска и т.д.

Так, система активируется в случае разлуки и стабилизируется, предположительно, к концу первого года жизни ребёнка. В своей работе «The Strange Situation Test» Мери Айнсворт (1978) описы­вает три характерные модели реакций (или стратегии близости), проявлявшиеся, когда мать выходила из комнаты. Позднее была выявлена и четвёртая модель. В ходе этого простого и гениального теста мать и годовалый ребёнок помещаются в комнату полную интересных игрушек. На протяжении испытания мать дважды выходит из комнаты на три минуты, в это же время отслеживается реакция ребёнка на уход и возвращение матери. Поведенческие модели, наблюдаемые в возрасте одного года, у 70% детей сохра­няются до совершеннолетия и, похоже, передаются от поколения к поколению через поведение привязанности воспитателя. Эти четыре модели поведения описаны ниже.

Наши рекомендации