Действие с определенной окраской

Если попросить 10 человек выполнить одно и то же простое действие (например: поднять и опу­стить руку), мы увидим, что у многих это получи­лось похоже, но ни у кого не одинаково. Если попросить этих же людей совершить то же дей­ствие, придав ему определенный душевный оттенок, определенную окраску (например: осторож­ность), разница существенно увеличится. Кто-то, поднимая с осторожностью руку, почувствует лег­кое беспокойство, кто-то любопытство, кто-то на­стороженность, кто-то нежность.

Мы намеренно привлекаем внимание участни­ков к окраске действий, так как именно на нее ин­туитивно реагируют люди при взаимодействии (и именно о ней не пишут в книгах по языку телодви­жений).

Техники:

Хорошими техниками для работы с окраской действий и слов являются техники, описанные в "Хрестоматии по телесно-ориентированное психо­терапии":

1. Предмет по кругу.

2. Фраза по кругу.

3. Эмоция по кругу.

Участники по очереди "передают" друг другу при помощи прикосновения эмоцию. Существует не­сколько вариантов упражнения.

Вариант 1. Первый участник "настраивается" на "передачу" эмоции, передает ее. Второй при­нимает. Происходит обмен впечатлениями. После этого второй участник "настраивает­ся" на "передачу" своей эмоции и передает ее третьему. И т.д.

Вариант 2. Этот вариант напоминает детскую игру "Испорченный телефон". Первый участник "настраивается" на "передачу" эмоции, все остальные — на "прием". Первый участник передает свою эмоцию второму, второй пе­редаст то, что он "принял", третьему и т.д. Обсуждение происходит, когда эмоция обо­шла весь круг.

Необходимо отметить, что опыт, полученный в упражнении, существенно различается, когда:

— участники сидят в кругу с открытыми глазами;

— участники сидят в кругу с закрытыми глазами;

— участники лежат "звездой" (головы во внут­реннем круге);

— участники лежат "звездой" (головы во внеш­нем круге).

Психологический жест

Что происходит в нас, когда мы впадаем в отча­яние, рвем отношения, ускользаем от ответствен­ности, схватываем мысль, переживаем инсайт, ухо­дим в себя, пьянеем от счастья?

Глаголы в этих словосочетаниях описывают не физические действия, а незримые движения на­шей души. Душевные или психологические жес­ты (ПЖ) являются источником жестов физичес­ких. Как распознать за телесной жестикуляцией психологическую? Если мы прячем, подавляем наши чувства, пробудить их поможет опять-таки наше тело. Усиливая те или иные физические же­сты и ощущения (особенно те, которые неконгру­энтны произносимым словам, выполняемым дей­ствиям, занимаемым позам и т.д.), мы можем добраться до чувств, которые стоят (прячутся) за ними.

Техники:

1. Представление.

Участники становятся в круг.

"Пусть каждый по очереди представится, назо­вет себя (полным именем или уменьшительным, или вымышленным, или произнесет только фами­лию — как угодно) и сделает какое-либо движе­ние, созвучное вашему состоянию и самочувствию в данный момент. Все остальные внимательно на­блюдают. Затем этот же участник (уже вместе со всеми) повторяет сделанное".

После того, как все участники представятся по­добным образом, начинается групповое обсужде­ние виденного и слышанного.

2. Прислушивание к своим ощущениям в различных пж.

1. "Встаньте, Руки опущены вниз, близко к телу,

напряжены. Голову опустите. Прямые ноги плотно прижаты друг к другу. Каковы ваши ощущения? Образы? Воспоминания? Резко расслабьте руки, бросьте их вниз. Что для вас значит этот жест? Каким движением хочется его продолжить или заменить? Сделайте это. Что произошло?"

2. "Сейчас вам будут показаны образцы различных ПЖ. Вам предлагается придавать своему телу положения, указанные на образцах и обращать внимание на все возникающие у вас при этом ощущения". При подготовке образцов использо­вались рисунки художника Н.В.Ремизова, приведенные в книге М.Чехова (см. список ис­пользованной литературы).

3. ПЖ "Закрытие".

"Вам дается ПЖ — "закрытие". Фраза: "Я хочу остаться один".

Сделайте частный жест, соответствующий "зак­рытию" для вас во фразе "Я хочу остаться один". Какая окраска возникла (Покой? Настойчивость? Подавленность? Безразличие? Что-то еще?) Я буду давать команды для изменений позы, а вы, вы­полняя их, прислушиваетесь к ощущениям в теле.

— Слегка наклоните голову вперед;

— Слегка согните колено правой ноги;

— Скрестите руки;

— Поднимите скрещенные руки к подбородку;

— Поднимите голову, подбородок вперед, чуть вверх;

— Ладони рук поверните от себя;

— Чуть наклоните голову в сторону, чуть приподняв плечо с этой стороны;

Прислушивайтесь ко всем незначительным из­менениям, происходящим в вас! Сделайте любое, созвучное вам движение, соответствующее закры­тию для вас. Закройтесь. Побудьте наедине с со­бой".

4. ПЖ "Раскрытие ".

"Слушая музыку и прислушиваясь к себе, рас­кройтесь. Не торопитесь. В вашей груди находится центр, излучающий жизненные потоки. Они устремляются в голову, руки, ноги".

5. Походка.

Упражнение отрабатывается в парах. Один уча­стник ходит, другой подмечает особенности его походки. Какие движения или напряжения не со­ответствуют создаваемому образу в целом? "На­блюдатель" делится своими наблюдениями с парт­нером, показывает ему подмеченный "сигнал" ("зеркалит" его). Просит его усилить этот "сигнал", утрировать движение или напряжение до тех пор, пока партнер не поймет, что за этим "сигналом" стоит (какой за ним образ, движение, ощущение, ПЖ). "Наблюдатель", помогая своему партнеру, "зеркалит" его движения.

6. Звук Имени - движение (упражнение Эриха Вестфаля — двигательная терапия детей и подростков, Германия).

Упражнение выполняется группами по 6-8 че­ловек.

Каждый участник называет свое имя и фами­лию. Все внимательно слушают звучание имени, его мелодику. Группа обсуждает, с какими движе­ниями и позами это имя ассоциируется (прини­мая во внимание характерные для него простые жесты, черты характера, манеру держаться, гово­рить). Группа выстраивает ПЖ участника, причем сам участник принимает в этом процессе активное участие; ему принадлежит право окончательного утверждения ПЖ.

После того, как ПЖ построены для каждого уча­стника группы, группа демонстрирует композицию

ПЖ, называя хором имя участника и выполняя созвучные ему и его имени движения.

7. Мой ПЖ.

Участникам предлагается нарисовать свой "при­вычный" ПЖ.

8. Скульптор и глина.

Группа разбивается на две части: "скульпторов" и "комочки глины". Упражнение отрабатывается в несколько этапов.

1 этап Участники, выполняющие роль глины, расходятся по комнате, садятся, закрывают гла­за. Скульпторы выбирают себе комочек гли­ны, с которым они будут работать. Участник, выполняющий роль глины, не знает, кто из скульпторов будет работать с ним, глаза его закрыты. Глина — податлива, расслаблена, "принимает" и "держит" форму, которую при­дает ей скульптор. Скульптор лепит из гли­ны скульптуру человека, который исполня­ет роль глины. Скульптура называется "... (имя) и его проблема". Когда скульптура пол­ностью окончена, она застывает на несколь­ко секунд. Участник, исполняющий роль гли­ны, прислушивается к своим ощущениям, не открывая глаз.

2 этап Этот же скульптор из того же кусочка глины лепит скульптуру этого же человека, но теперь это "... (имя) без его проблемы". Когда скульптура полностью окончена, она засты­вает на несколько секунд.

3 этап Участники, исполнявшие роль глины, снова становятся кусочками глины. Скульпто­ры выбирают себе новый материал и снова лепят из него две скульптуры (человека с проблемой и без нее).

4 этап Участники, исполнявшие роль глины делятся впечатлениями или записывают их. Желающие продолжить работу выбирают с каким скульптором (какими двумя скульп­турами себя) они хотели бы работать.

5 этап Скульптор выстраивает свою первую скульптуру "... (имя) и его проблема" (повторяет то, что было сделано раньше). Отличие от 1 этапа упражнения заключается в том, что "глина" теперь сопротивляется и "не хочет", чтобы из нее лепили "проблему". Если скуль­птору все же удается придать ей какое-то положение, она его "принимает". Скульптор может привлекать к работе помощников из числа незанятых участников.

6 этап Участник, выполняющий роль глины (из положения полностью законченной скульп­туры), может "сбросить" свою проблему, ос­вободиться от нее и сам вылепить из себя скульптуру "без проблемы" (она не обяза­тельно должна повторять авторский вариант скульптора). Теперь сопротивляется скуль­птор, он никак не хочет, чтобы его творение было разрушено.

7 этап Участники записывают приобретенный в упражнении опыт и, если хотят, могут обсу­дить его на группе.

Групповые импровизации

Упражнение "Звук имени — движение" из пре­дыдущего раздела — одна из групповых импрови­заций, используемых в данном тренинге. Перед групповыми импровизациями необходимо давать групповые разминки. Хорошей групповой размин­кой являются "Танцы различных частей тела", а также описанные в "Хрестоматии по телесно-ори­ентированной психотерапии" техники: "Японская машинка", " Ритм но кругу", " Фраза но кругу", "Шахматы".

Техники:

1.Групповая скульптура (другое название "Темп — жанр — скульптура")

Группа разбивается на три части.

Первая — будет строить скульптурную компо­зицию. Каждый участник этой группы найдет свое место в композиции в соответствии с общей ее темой и атмосферой. Тему скульптурной компози­ции задает вторая группа, жанр (атмосферу) — третья.

Вся работа происходит в полном молчании. Ве­дущий объявляет: "Сейчас вашему вниманию бу­дет представлена скульптурная композиция пер­вой группы на тему ..., выполненная в жанре ...". В центр выходит первый участник первой группы и принимает какую-то позу, которая созвучна теме и жанру. К нему по очереди "присоединяются" ос­тальные. Когда скульптура закончена, по команде ведущего все участники "оживают": на счет "Раз!" — делают одно или несколько простых движений и замирают снова, на счет "Два!" — снова оживают на мгновение и снова замирают.

2. Телевизор (Техника создана психологами из Влади­востока Автор, к сожалению, не знает имен ее создате­лей, т.к к нему техника дошла по "устному телеграфу".)

Группа разбивается на две части. Первая группа задумывает ситуацию, которую она будет разыг­рывать (это может быть фантастическая ситуация, литературное произведение и пр.).

Один участник второй группы приглашается на просмотр "немого" фильма' участники первой груп­пы пантомимически разыгрывают свою ситуацию. На просмотр приглашается второй участник вто­рой группы: первый участник второй группы один, по ролям, пантомимически разыгрывает просмот­ренный фильм. И так далее.

Последний участник второй группы "показыва­ет" фильм, как он его понял. После этого первая группа показывает первоначальный вариант.

3. Полустанок.

"Представьте себе: ночь, небольшой полустанок железной дороги. Вы все — скучающие пассажи­ры, ждущие поезд. Друг с другом вы не знакомы, местность вам не известна, а вы — это и не вы вовсе, а люди полностью противоположные вам по характеру (ваши антиподы).

Конец импровизации будет отмечен гудком под­ходящего поезда".

4. Групповая динамическая скульптура.

"Найдите свое место среди остальных. Почув­ствуйте индивидуальное присутствие каждого и свое индивидуальное присутствие среди других. Прислушивайтесь к своим ощущениям от близос­ти того или иного человека, воспринимайте впечатления, даже самые тонкие, от других, от каж­дого присутствующего в каждый данный момент. Пусть ваши движения будут созвучны вашим чув­ствам".

Выполнение всех упражнений тренинга связа­но с работой воображения, которое сначала "за­пускает" наши ощущения, а потом "идет" вслед за ними. Мы используем также техники "разговоров с собственным телом", работающие в режиме "ак­тивного воображения".

5. Разговор с болью.

"Сядьте поудобнее. Закройте глаза Прислушай­тесь к своему дыханию. Дайте себе возможность свободно покачаться в волнах вашего дыхания. Почувствуйте свою правую руку (плечо, локоть, кисть, часть спины, поясницу, ягодицы, правую ногу (бедро, колено, голень, свод стопы, отдельно каждый палец, ступню, пятку), левую ногу (бед­ро, ...), почувствуйте гениталии, низ живота, верх живота, грудь. Почувствуйте свое сердце. Увидь­те его. Какое оно? Подойдите к нему, рассмотрите его повнимательнее. В нем есть небольшая дверь, через которую вы, если захотите, можете зайти в свое сердце и совершить по нему путешествие. Медленно откройте дверь и входите. Не торопи­тесь. Что вы видите по сторонам ? В вашем сердце есть комнаты, где живут ваши радости, обиды, страхи. Перед вами комната, здесь живет ваша боль. Откройте дверь, зайдите, попробуйте помочь самому себе. Что вы видите? Приблизьтесь. Рас­смотрите возникший образ. Спросите, кто или что причиняет ему боль. Спросите, как вы можете по­мочь. Прикоснитесь к своему образу. Возьмите его к себе на колени, обнимите и покачайте... Пусть он согреется вашим дыханием, вашей заботой. Что происходит? ... Найдите возможность попрощать­ся... Медленно отправляйтесь в обратный путь. Закройте дверь в сердце. Почувствуйте, как оно бьется. Почувствуйте свое дыхание, почувствуйте свою грудь... (Необходимо проделать весь путь в обратном направлении)... Когда будете готовы, от­крывайте глаза".

Необходимо отмстить, что "вход" в упражнение и "выход" из него должны быть постепенными (особенно при первых "путешествиях"). Ведуще­му, проводящему упражнение, необходимо убедить­ся, что все участники "вернулись" из путешествия.

2. Диалог с телом (Здесь представлена часть техники "Методика интенсивного ведения дневника", разработанной юнгианским психотерапевтом Айрой Прогоффом).

1) Запишите "ключевую фразу" (вопрос, репли­ку, пожелание), с которой вы хотели бы обра­титься к своему телу.

2) Припомните различные состояния вашего тела, различные вехи его развития и запишите их от лица вашего тела. Например:

— в .... году я появилось на свет;

— помню вкус материнского молока;

— помню первый ночной страх;

— помню ... болезнь;

— помню ощущение легкости от танца с любимым человеком;

— помню первую сигарету;

— помню волнение перед ...;

— помню первый сексуальный контакт;

— помню рождение первого ребенка;

и так далее. Припомните не менее 10 вех. Не за­ботьтесь о хронологии, пишите все, что приходит в голову.

3) Выберите любую веху. Ту, в которую вы хоте­ли бы погрузиться, чтобы задать свой вопрос. Посмотрите еще раз ключевую фразу.

4) Закройте глаза. Пронеситесь в памяти к выб­ранному вами моменту. Припомните его как можно подробнее. Пусть тело припомнит ощу­щения того момента. Ощутите их сейчас. Ка­кие образы проносятся перед вами? Это могут быть самые причудливые образы. Задайте свой вопрос. Ответы могут быть видимыми, слы­шимыми, кинестетическими, могут быть не сра­зу понятными. Откройте глаза, запишите об­разы и диалог. Если хотите, закройте глаза опять, продолжите разговор.

Когда ваш диалог будет закончен, найдите воз­можность поблагодарить свое тело и попрощаться с ним. Запишите ощущения "теперешнего" тела".

Использованная литература:

1. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. Сост. В.Ю.Баскаков, НПО "Психотехни­ка", М., 1993.

2. М.Чехов. Литературное наследие в 2гг., т.2, М., "Ис­кусство", 1986.

3. Колесникова Е.В Конспекты практических занятий по актерскому мастерству (материалы не опубликованы).

4 Гиппиус СВ. Гимнастика чувств. Тренинг творческой техники. М-Л., "Искусство", 1967.

5. Новицкая Л.П. Изучение элементов психотехники ак­терского мастерсгва- Тренинг и муштра, М., "Сов Рос­сия", 1969.

6. Джанетт Рейнуотер. Это в ваших силах. Как стать соб­ственным психотерапевтом. М , "Прогресс", 1992.

7. Джерард Ппрепберг, Генри Кастеро. Как читать челове­ка словно книгу. Антон Штангль. Язык тела, Баку., "Сада", 1992.

3.3. Е. Горшкова. Выразительные дви­жения. Танец души

Выразительные движения человека — неотъемле­мый компонент эмоций. Нет такой эмоции, пере­живания, которые бы не выражались в телесном движении. Здесь под выразительными движения­ми подразумеваются не только мимика, жесты рук, ног, головы, туловища, позы человека, характер его перемещений относительно других людей, но также и непроизвольные реакции его тела, такие как: напряжение или расслабление мускулатуры, глубина или поверхностность дыхания, его темп и т.п. Через собственные выразительные движения человек может осмыслить свое внутреннее состоя­ние, сообщить другому о своих переживаниях, на­мерениях, ожиданиях и пр. В связи с этим можно говорить о языке тела, языке выразительных дви­жений, которые применяются как средство комму­никации с окружающими, средство самопознания и понимания другого.

Однако в повседневной жизни язык тела исполь­зуется чаще всего бессознательно. Поэтому случа­ется, что в определенных ситуациях человек мо­жет вести себя так, как намеревается, не владеет собой, что он производит на окружающих совсем не то впечатление, какое хочет, и получает от них в ответ такие реакции, которых совсем не ожида­ет, а главное, не понимает, почему все происходит именно так. Становится очевидной важность ос­мысленного знакомства с языком выразительных движений, которое помогает человеку увидеть свои проблемы, понять себя самого и окружающих и, в связи с этим, открыть для себя возможность (при желании) изменить что-то в себе и в собственной жизни.

В тренинге выразительные движения использу­ются как основное средство самовыражения-само­познания и взаимодействия (общения) участни­ков. Цель тренинга — через осмысление ощущений тела и сопутствующих переживаний — развитие отношения к себе как самоценной чувствующей ин­дивидуальности, принятие себя; через расширение "открытости" по отношению к партнеру — разви­тие умения чувствовать и принимать его, доверять ему; через совместную деятельность в группе — развитие умения находить свое место в ней для наиболее полного и продуктивного взаимодействия с другими.

Некоторые принципы построения методики тренинга

Упражнения тренинга носят танцевальный , му­зыкально-пластический характер. Танцевальная пла­стика в большинстве случаев не регламентируется установкой на воспроизведение известных танцеваль­ных форм и стилей; она носит свободный, во мно­гом импровизационный характер. Танцевальность движений обусловлена не формальными, а содержа­тельными их свойствами: музыкальностью, образно­стью, полнотой индивидуального "проживания".

Использование музыки в тренинге продиктова­но ее глубинными связями с эмоционально-двига­тельной сферой человека. В упражнениях она слу­жит не просто "эмоциональным фоном"; участникам рекомендуется сочетать свои движения с музыкой по темпо-ритму, динамике, интонационно и т.п. — с тем, чтобы усилить эффект телесных ощущений и связанных с ними переживаний. Для достижения эмоционально-телесного "резонанса" музыка подбирается специально под задачу упражнения (при этом в записи используется инструменталь­ная музыка, как правило, без песенных текстов).

Образное содержание упражнений — это смо­делированные, символически выраженные эмоци­онально-пластические состояния человека, спосо­бы его взаимодействия с окружающим миром. Эти модели и символы носят более или менее обобщен­ный характер или приближаются к повседневным пластическим проявлениям человека, связаны с об­разным перевоплощением. Такое "оформление" уп­ражнений позволяет участникам тренинга взглянуть на свои эмоционально-телесные состояния как бы со стороны и через них осмыслить свои личност­ные проблемы.

Танец — это -форма, это не просто движение или композиция движений. Танец — это жизнь в движении, это "проживание" каждого мига дви­жения. Человек (его "я") перестает быть чем-то внешним по отношению к собственным телодви­жениям, он перестает " выполнять" их; движение "входит" в человека, пронизывает собой все его существо, и человек растворяется в безостановоч­ном потоке движения и субъективно переживает это как бытие вне времени. Чем полнее удается достичь подобного "проживания", тем очевиднее становится, что ?>го — не тело движется, это танцу­ет душа.

Каким же образом можно достичь подобного эффекта?

Основой для разработки методики тренинга по­служило положение о том, что внешние телесные проявления и внутренние переживания суть еди­ное целое. Манера и характер движений человека

отражает его личностные особенности. Поэтому воздействие на эмоции, изменение привычного характера переживаний влечет изменения в дви­жениях, пластике, осанке человека, в связи с чем меняется его отношение к себе и своему телу. С другой стороны, воздействие на движения, изме­нение привычной пластики человека вызывают перемены в его чувствах, эмоциях. Отсюда — ис­пользование в тренинге двух "встречных",взаимо­дополняющих методов:

— задавая определенную эмоцию (например, с помощью музыки), можно вызывать и развивать нужную выразительную пластику;

— и наоборот, задавая определенное движение, можно пробуждать и укреплять соответствую­щее переживание, отношение.

Понятно, что работа этих методов в большой мере зависит от "субъективного фактора", то есть от того, "принимает" ли человек то или иное уп­ражнение, "погружается" ли в него.

В связи с этим, обязательным становится тре­бование к участникам стараться в ходе каждого уп­ражнения двигаться свободно, "всем телом". Только при этом условии человек оказывается полностью (эмоционально) вовлеченным в исполнение и спо­собным к наиболее непринужденному самовыра­жению. С этой целью при исполнении некоторых упражнений используется участие голоса (в виде пения, звукоподражаний, сопровождающих дви­жения).

Структура тренинга и символика упражнений

Трехдневный тренинг состоит из четырех цик­лов упражнений:

— групповые "ритуальные танцы" (1-й день: 1-я половина);

— индивидуальные упражнения: "погружение в себя" (1-й день: 2-я половина);

— взаимодействие с партнером (2-й день);

— совместное творчество в группе (3-й день).

В продвижении от одного цикла к другому как бы воссоздается (моделируется) процесс станов­ления свободной творческой индивидуальности.

В первом цикле упражнений взаимодействие участников осуществляется по принципу недели­мого "МЫ", где проявления каждого не индивиду­ализированы. Это достигается тем, что все одно­временно выполняют одинаковые (заданные тренером) движения в круговом построении. Со­провождение движения пением или голосовым зву­коподражанием позволяет более легко и естествен­но добиться полной телесно-эмоциональной включенности в танец каждого участника и общей слитности исполнения. Характер, атмосфера "ри­туальных танцев" помогает воссоздать нужный на­строй, сходный, вероятно, с первобытным состоя­нием самосознания человека, когда он не только чувствует себя неотделимой частицей сообщества (племени) , к которому принадлежит, но и ощу­щает свою "включенность" в мир природы, мир бесконечного пространства Космоса и свою подчинен­ность их законам. Здесь нет индивидуальности и творческой свободы (или она минимальна в "жес­тких" рамках ритуала), но есть чувство принад­лежности и защищенности.

Упражнение второго цикла строятся по прин­ципу обособленного "Я" — с тем, чтобы участни­ки могли сосредоточиться на собственных эмоци­онально-телесных ощущениях. Это достигается тем, что го или иное упражнение выполняется всеми участниками одновременно, но при этом каждый действует "сам по себе", изолированно от других. Здесь задается основной принцип или характер вы­полнения движений, но каждый участник реали­зует его по-своему, так, как "просит его собствен­ное тело". Иными словами, на этом этапе еще сохраняются "ограничительные рамки", выступаю­щие в качестве направляющих ориентиров в усло­виях открывающихся возможностей для самостоя­тельности и творчества.

В этом цикле — две серии упражнений.

Первую можно условно назвать "Вырастание"; подразумевается личностный рост, выраженный символически — в изменении положения испол­нителя относительно земли: от самого низкого (лежа или сидя на полу) — в первом упражнении до самого высокого (стоя в полный рост на полупальцах) — в последнем. Вместе с этим постепен­но уменьшается площадь внешней опоры тела, что может быть компенсировано укреплением внутрен­ней опоры человека, которая может пониматься как уверенность в себе и доверие к своим возмож­ностям.

Вторая серия — "Эмоциональные состояния". Здесь последовательность упражнений построена

по принципу контрастного сопоставления музы­кально-пластических настроений, переживаний. Этим как бы воссоздается "перепад эмоций", часто встречающийся в повседневной жизни человека Завершающее упражнение — на примирение с со­бой, принятие в себе всех присущих людям прояв­лений.

Третий цикл упражнении построен на взаи­модействии с партнером. Он начитается с серии "Встречи", где каждый участник контактирует с остальными, обмениваясь лишь одним-двумя жес­тами, как это бывает и в обыденной жизни при непродолжительном общении людей: встретились и тут же расстались. Следующая большая серия упражнений выполняется в парах, по принципу "ТЫ и Я". Она называется "Прикосновения". Здесь моделируется личностное общение, при котором партнеры все лучше познают друг друга, постепенно становясь ближе. На языке тела это выражается в сокращении дистанции общения (от одного упраж­нения к другому), а также в синхронизации дви­жений, переживаемой как взаимопонимание. В упражнениях задается тот или иной принцип при­косновения, который партнеры реализуют творчес­ки: выстраивают взаимодействие с учетом ответ­ных реакций друг друга. Благодаря этому, они все больше "открываются", доверяют друг другу, т е. каждый участник становится способным свобод­нее переживать и выражать свое отношение к дру­гому.

Четвертый цикл упражнений — совместная творческая деятельность в группе — строится тоже по принципу "МЫ", как бы завершая оборот раз­вития, начавшийся в первом цикле: отделившаяся от общности, осознавшая свое "Я" индивидуальность, познавшая партнера через себя и себя — через партнера, снова включается в общность, но уже на ином уровне. Теперь — это общность сво­бодных индивидуальностей, взаимодействующих и созидающих. Этот уровень достигается всем пре­дыдущим ходом тренинга, в результате накопле­ния некоторого опыта взаимодействия и взаимо­понимания. Такой опыт — благодаря характеру предлагаемых в этом цикле упражнений — может быть использован во всей полноте; кроме того, он здесь обобщается новыми ощущениями, пережи­ваниями и способами взаимодействия.

Описание упражнений

Разминка (вводное упражнение)

Рекомендуется начинать с нее каждый день тре­нинга (особенно первый и второй). Цель размин­ки — создать у участников нужный эмоциональ­ный настрой на движение с музыкой; "разогреть" все тело и подготовить его к последующей работе; сбросить накопившееся напряжение, расслабить­ся. Кроме того, разминка помогает тренеру выя­вить репертуар движений участников, и в случае необходимости он может предложить (с помощью собственного показа) некоторый их набор для рас­ширения, обогащения этого репертуара.

В зависимости от задач, которые преимуще­ственно решаются в разминке (обращение репер­туара движений или выявление его объема у учас­тников), тренер может давать разные инструкции: двигаться в соответствии с предлагаемым образ­цом или "кто как хочет".

Продолжительность разминки 15-20 минут. Она выполняется под запись нескольких, следующих

друг за другом (без пауз), разнохарактерных инст­рументальных произведений, преимущественно со­временного эстрадного стиля, более или менее близкого к повседневно звучащей и привычно вос­принимаемой музыке. Это позволяет достаточно легко и естественно перевести участников с раз­ным уровнем музыкально-двигательной подготов­ки к последующим упражнениям, выполняемым под музыку иных направлений и стилей.

Движения в разминке ориентируются на харак­тер звучащей музыки и могут включать элементы качания, топания, трясения, хлопания, потягива­ния, маховых движений и т.п., помогающих сбро­сить мышечное напряжение. В ходе разминки воз­растает физическая нагрузка за счет перехода от спокойного шага к бегу, а затем к прыжкам, а так­же благодаря постепенному увеличению амплиту­ды, динамики движения, все более активному уча­стию в целостном движении корпуса (шеи и плеч). При этом каждый участник дозирует для себя на­грузку самостоятельно. В конце разминки (на пос­ледней музыкальный фрагмент) выполняются спо­койные покачивания, уменьшающие интенсивность движения, позволяющие восстановить ровное ды­хание.

После разминки дается упражнение на расслаб­ление, или "отдых" (лежа на спине в позе "звез­ды"), которое может сопровождаться не громкой спокойной музыкой. Затем можно предложить уча­стникам обсудить свои ощущения, впечатления, замечания в ходе разминки и позже, в процессе расслабления.

Цикл упражнений групповые "ритуальные танцы"

Общая процедура работы с упражнениями:

— показ и разучивание основных движений танца, мелодии и текста,

— пробное исполнение танца с пением (звукоподражанием);

— разъяснение нюансов исполнения, краткий рассказ о ситуации, в которой исполняется тот или иной танец, создания у участников соот­ветствующего образного представления, а так­же — объяснение, что делать после оконча­ния танца;

— собственно исполнение танца как развернутого действия;

— самонаблюдение в состоянии расслабления и молчания (остаться стоять в кругу, расцепив руки и закрыв глаза, или, опустившись на пол, лечь на спину в позе "звезды");

— обсуждение участниками своих впечатлений.

I.I. Танец "Мать-Земля" (стилизация под ритуал)

Исполняется под аккомпанемент бубна.

Участники располагаются общим кругом, левым боком к центру.

Основное движение — переменный приставной шаг друг за другом вправо по кругу: шаг правой ногой вперед — левую приставить и т.д. При этом шаг выполняется на присогнутых ногах, всей сто­пой в пол, с топанием. Важно, чтобы было ощу­щение плотного соприкосновения стопы с землей

Ритуалы древних племен, посвященных Земле, исполнялись на открытом твердом грунте. Когда исполнители танцевали, топая ногами в землю, поднималась пыль. Со стороны это воспринима­лось, будто источается сила земная; танцоры как бы купаются в ней и впитывают ее. Чем сильнее удары ног в землю, тем выше поднимается пыль, тем больше силы отдает Земля. Чем ниже присе­дают танцоры, тем ближе они к Матери-Земле, тем раньше встречают они силу земную и тем силь­нее становятся.

Тренер стоит в центре круга с бубном в руках. После вступительных 4-х ударов участники начи­нают танцевать, сопровождая движения пением первой партии в один голос (темпоритм задается тренером на бубне). Постепенно танцоры могут до­бавлять к основной мелодии подголоски, импро­визировать в ритме шагов или хлопков (в ладоши, по корпусу, ногами), "вплетая" их в основу обще­го равномерного ритма. Почувствовав "включен­ность" участников в общее действо, тренер начи­нает вести вторую песню на фоне первой, которую продолжают петь танцующие в кругу. Постепенно они, по одному присоединяются к партии ведущего, и таким образом, получается наложение двух тек­стов, при котором преобладает то один, то другой. Танец исполняется с многократным повторением за­данных текстов, развиваясь самопроизвольно, (по­чти) без руководства тренера, пока постепенно не затихает.

1.2. Ритуальный танец северо-американских индейцев

Исполняется под аккомпанемент ритмического музыкального инструмента (бубен, маракас).

Участники располагаются общим кругом, лицом в центр, взявшись за руки (внизу). Основное дви­жение — приставной шаг боком, влево по кругу: левой ногой шаг влево — правую приставить, ле­вой шаг влево — правую приставить и т.д.

Тренер стоит в центре круга и на бубне дает всту­пительные 4/8 ударов, после чего участники начи­нают одновременно движение и пение (в оригиналь­ном варианте). Во время исполнения танца тренер аккомпанирует на инструменте равномерными уда­рами, лишь изменяя динамику (громкость), слегка ускоряя или замедляя темп. Этим он как бы "заво­дит" исполнителей, способствуя их вовлеченности в действо. Затем на фоне звучания оригинального тек­ста тренер начинает петь русский вариант, и участ­ники постепенно, присоединяются к его партии. Та­ким образом, могут одновременно звучать оба варианта или преобладать то один, то другой из них. В этот момент тренер "отпускает" исполнение из-под своего руководства и позволяет ему развиваться самостоятельно, пока, наконец, танец сам собой не сойдет "на нет".

Танец можно исполнять с закрытыми глазами.

1.3. Упражнение "Прилив — отлив"

Сопровождается звукоподражанием (исполни­телей) шуму волн.

Участники располагаются общим кругом, лицом в центр. Начинают с небольших, спокойных кача­ний вперед-назад (стоя на месте и переводя тя­жесть тела с передних частей стоп на пятки и об­ратно). Постепенно увеличивают амплитуду и переходят на продвижение легкими шагами к цен­тру — от центра. При этом движение вперед, к центру круга, сопровождается звукоподражанием "ш-ш-ш" и плавным выведением рук вперед, а от­ход с беззвучным вдохом и отведением рук вниз. Общий рисунок выглядит как многократное попе­ременное сужение и расширение круга. Постепен­но исполнители увеличивают силу и амплитуду движений и одновременно — громкость своих го­лосов, переходя на звук "а-а-а" (озвученный вдох). Достигнув кульминации упражнения, они — так же постепенно уменьшают амплитуду и силу движения, пока не перейдут на спокойное кача­ние на месте вперед-назад (как в начале), которое тоже затихает до полной остановки; одновремен­но с движением затихает звучание голосов ("а-а-а" переходит в "ш-ш-ш"), пока окончательно не смол­кнет. (Тренер может выполнять упражнение вме­сте со всеми, стоя в общем кругу).

Сложность и условие эффективности этого уп­ражнения заключается в том, чтобы качания и про­движения вперед-назад выполнялись, как гармони­ческие колебания (сходные с движением маятника). Иными словами, выход из крайней точки (где про­исходит смена направления продвижения) должен быть не резким рывком, а выполняться с постепен­ным ускорением шагов, так же как и приход в край­нюю точку — не резкая остановка, а постепенное замедление шагов. Выполнение упражнения в кру­говом построении требует, чтобы при продвижении к центру участники начинали замедлять движение за несколько шагов. Выполнение упражнения в кру­говом построении требует, чтобы при продвижении к центру участники начали замедлять движение за несколько шагов до максимального сужения круга (когда соседи почти касаются друг друга плечами, но не сбиваются в кучу).

Очень важно, чтобы движения выполнялись все­ми участниками синхронно и сохранялась целост­ность круга на протяжении всег

Наши рекомендации