Ранние признаки девиантного поведения.

Понятие «ранние признаки девиантного поведения» у младшего школьника подразумевает наличие у ребенка таких характеристик, которые являются как бы «введением в болезнь», «состоянием предболезни». Продолжая аналогию противопоставления болезни - здоровья, можно сказать, что в «состоянии предболезни» человек еще не осознает себя больным, равно как и не видят его таким окружающие. Имеют место лишь отдельные недомогания, нарушения некоторых жизненных функций, в том числе, и поведения. Если «состояние предболезни» упустить из виду, то вступит в свои права сама болезнь.

Так, выявление ранних признаков девиантности несомненно должно происходить еще в детстве для устранения потенциальной «болезни» в будущем. Ранние признаки девиантности, не являющиеся отклоняющимся поведением по сути, при педагогической запущенности могут перерасти в более тяжелые формы. Для определения ранних признаков обратимся к выдающимся педагогам и психологам.

Известный польский педагог и писатель Я. Корчак в своей книге «Как любить детей» делил детей на «удобных» и «неудобных».

«Неудобные» дети:

самый младший, самый старший, ниже обычного возраста;

критически настроенный и своенравный, вялый, несобранный и хилый; и горячий, настырный;

ребёнок, который перерос интернатскую дисциплину, которому она в тягость, которого унижает режим спальни, столовой, молитвы, игры, прогулки;

ребёнок, у которого из уха течёт гной, вскочил чирей, сошёл ноготь, слезятся глаза, болит голова, жар, кашель;

ребёнок, который медленно одевается, умывается, причёсывается, ест, последним стелет постель, вешает полотенце, тарелку его и стакан всегда приходится дожидаться, задерживает уборку спальни и со стола и отправку посуды на кухню;

ребёнок, который поминутно обращается к тебе с вопросами, жалуется, требует, плачет, просит, который не любит общества других детей и назойливо тянется к тебе, вечно чего-нибудь не знает, чего-нибудь да просит, в чём-нибудь нуждается, хочет сказать что-либо важное.;

ребёнок, который грубо ответил, обидел кого-то из техперсонала, поссорился, подрался, бросался камнями, нарочно что-то порвал или сломал, отвечает на всё «не хочу»;

ребёнок впечатлительный и капризный, которому больно от пустячного замечания, хмурого взгляда, для которого холодное безразличие наказание;

симпатичный шалунишка, который заткнёт тебе камушками умывальник, покатается на дверях, открутит кран, отвинтит звонок, запачкает стену синим карандашом, исцарапает гвоздём подоконники, вырежет на столе буквы. Убийственно изобретательный и неутомимый.

Данные характеристики во многом соотносятся с детскими видами девиаций, выделенных М.М. Манасеиной. Ее оригинальная концепция заключается в важности преобладающего фона настроения для развития личности. Настроение М.М. Манасеина называла «мостиком», переброшенным из физической жизни человека в психическую.

1 группа настроений - веселое, жизнерадостное настроение - результат равномерного развития разнообразных сил и способностей души и тела человека. При работе с этой группой детей в возрасте от года до восьми лет воспитатель должен обращать внимание на даже временное отсутствие у ребенка веселого настроения, так как это указывает или на физическое расстройство ребенка, или на то, что психическое развитие совершается неправильным односторонним путем. В некоторых семьях в 3 года заставляют ребенка учить серьезные стихи, что приводит к его угнетенному настроению. Воспитатель должен помнить, что удрученное состояние перерождается в характер.

Ко 2-й группе относятся настроения, которые развиваются вследствие вялого кровообращения. М.М. Манасеина определила, что у детей апатичного настроения наблюдается застой кровообращения со значительными накоплениями в ногах во время сидячего и стоячего положения. Для этих детей характерно равнодушное, ленивое настроение, которое составляет основу флегматичных темпераментов. Для таких детей необходимы прогулки на воздухе, гимнастика, спорт.

3-я группа настроений - застенчивость, стыдливость, робость, смущение. Дети, подверженные таким настроениям, прячутся от каждого незнакомого, трудно осваивают любое изменение окружающих условий. В более старшем возрасте они ненаходчивы. Если в раннем детстве не побороть застенчивость, то это настроение перерастает в патологические формы в период половой зрелости. У таких детей недостаточно развиты мышцы, что приводит к слабому волевому контролю над другими мышцами, которые не задействованы в конкретный момент: гримасы во время письма или игры на пианино и т.д.

К 4-й группе настроений Манасеина относит те, которые развиваются на почве ускоренного кровообращения, усиленной раздражительности нервной системы. Это настроение беспокойства, раздражительности, вспыльчивости. Мышечная система этих детей быстро усваивает правильность и координацию движений, но они с трудом выдерживают длительную продолжительность того или другого движения. При письме быстрее пишут мелкие буквы, чем крупные, заглавные, не могут спокойно сидеть на уроке, часто плачут, одарены богатой мимикой. У них быстро возникают ассоциации, они не жадны, бывают застенчивы. С годами это настроение перерождается, дети хотят все оспаривать, противоречить. Важно обратить внимание на то, чтобы при еде они пережевывали пищу, жидкость не пили залпом, чаще гуляли на воздухе; необходимо приучать их к ритмическим движениям, а также сидеть смирно.

5-я группа настроений является результатом ненормальных примесей в крови - это настроения тоскливости, угнетенности, хандры. В самом раннем возрасте возможно такое состояние печени, когда желчь в малых дозах поступает в желудок, а также в кровь. Малыш беспричинно плачет. Для маленького ребенка хандра - неестественное состояние. Если она часто повторяется, то станет привычным состоянием. Люди такого настроения нежелательны в семье, в обществе. Поэтому с раннего возраста нужно следить за тем, чтобы пища у ребенка была здоровой.

6-я группа настроений может быть названа скукой. Манасеина определяет скуку как скудность и однообразие впечатлений. Такое определение автор называет относительным, так как одним людям в одной и той же обстановке бывает скучно, а другим - нормально. Настроение скуки начинается тогда, когда внимание человека остается незанятым, а область сознания лишена новых впечатлений.

7-я группа настроений - мечтательность, рассеянность. Малыши в таком настроении любят удаляться от всех в уголок, разговаривают сами с собой. С годами эта привычка переходит в мечтательность «про себя». Дети рассеяны, их часто наказывают. Это объясняется неправильным развитием внутреннего внимания, его неумением подчиняться внутренней воле, ребенок стремится останавливать внимание на вещах более приятных для него. Это перерастает в стремление человека жить не настоящим, а будущим.

Таким образом, концепция о преобладающем фоне настроения М.М. Манасеиной позволяет выделить основные признаки отклонений в поведении в младшем школьном возрасте, причины их проявлений (главным образом, биологические) и способы оказания коррекционной работы, учитывая особенности возрастной группы объекта исследования.

Таким образом, мы видим, что в сущности у любого ребенка можно найти девиации, особенно отчетливо это можно заметить при рассмотрении точки зрения Я. Корчака. Однако не стоит при случайном обнаружении у ребенка одного из вышеупомянутых признаков сразу причислять его к девиантам. Для постановки такого «диагноза» необходимо всестороннее наблюдение и диагностика. Попытаемся классифицировать ранние признаки девиантного поведения, приведенные выше, с целью наиболее точной постановки «диагноза».

Классификация ранних признаков девиантного поведения с основанием для классификации (таблица 1)

Таблица 1 Классификация ранних признаков девиантного поведения

Причины девиаций Ранние признаки девиации с указанием основания классификации
Объективные признаки девиации 1) возраст Самый младший, самый старший, ниже обычного возраста; 2) здоровье и темперамент Временные проблемы со здоровьем (ребёнок, у которого из уха течёт гной, вскочил чирей, сошёл ноготь, слезятся глаза, болит голова, жар, кашель; Постоянные физиологические особенности организма ребенка, которые оказывают влияние на всё его развитие (состояние тоскливости, угнетенности, хандры вследствие неправильного распределения желчи; состояние апатии и медлительность, флегматичность при застое кровообращения со значительными накоплениями в ногах и т.д.) 3) особенности поведения, вызванные негативным влиянием окружающей среды (недоверчивость, озлобленность, неуверенность в себе, плаксивость и нервозность и т.д.)
Субъективные признаки девиации 1) особенности характера (своенравность, настырность, завистливость, капризность, впечатлительность, вспыльчивость и т.д.) 2) недостаточнаясформированность психических процессов (непроизвольное внимание и память к концу младшего среднего возраста, дети с СДВГ, несформированность образного и логического мышления и т.д.)
Случайные реакции наразличные виды воздействийокружающей среды Грубый ответ, ссора и т.д., вызванные плохим настроением, усталостью, недомоганием.
     

Для коррекции объективных причин девиаций требуется обязательное участие медицинского работника, кроме педагога, психолога и семьи, коррекция же субъективных причин возможна при взаимодействии педагога и психолога, родителей. При этом очень важно суметь отличить истинные проявления отклонений в поведении от ложных, случайных.

Наши рекомендации