Этап. Коррекция сензитивности (повышение психофизиологической толерантности и стрессоустоичивости)

Подготовка к трудностям жизни при ФПРЛ затрагивает не только специфические проблемы пациента и его «локальную» уяз­вимость, но и предполагает всестороннее повышение сопротивляе­мости к негативным психологическим факторам вообще. С этой целью на завершающем этапе проводится тренинг психофизиоло­гической толерантности и стрессоустоичивости (коррекция сен­зитивности).

Этап. Динамическое наблюдение, контроль и поддерживающие сеансы

ФПРЛ ориентируется на достижение долгосрочных результа­тов, эту задачу помогает осуществить динамическое наблюдение, контроль и поддерживающие сеансы. Для этого с пациентом выбирают индивидуальное расписание контрольных коррекционно-диагностических встреч, которые проводятся с разной частотой -от 1-й в месяц до 1-й в полгода, год, 3 года или еще реже. Кроме личных встреч практикуются телефонные беседы, а также почтовая вязь или контакты через Интернет с использованием тестов.

Часть II

МЕТОДЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ПОЗИТИВНОЙ РЕИНТЕГРАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Глава 1

АВЕРСИОННЫЙ ТРЕНИНГ

Метод используется для отторжения ранее предпочитаемой патологической модели поведения и устранения зависимости от психоактивных веществ, объектов или отдельных лиц и пред­ставляет собой аверсионный лечебно-коррекционный комплекс. Его основное содержание составляют модифицированные прие­мы условно-рефлекторной психотерапии и якорной техники ней-ролингвистического программирования, которые включают в се­бя тематически ориентированную аверсионную суггестию и ау­тосуггестию, подкрепляемую специальными манипуляциями, об­легчающими вызывание нужных реакций.

Проработка проблемных тем пациента на фоне повторяю­щейся аверсионно ориентированной стимуляции эмоции неприя­тия, тошнотно-рвотных, болевых и других отрицательных реак­ций формирует негативизм по отношению к нежелательному поведению или объектам зависимости.

Первоначально создают «аверсионный потенциал лично­сти»- набор отрицательных реакций, впечатлений, воспоминаний, ожиданий и прогнозов.

Данный потенциал по своей эмоциональной и интеллек­туально опосредованной силе должен быть конкурентоспособным по отношению к интеллектуальной и эмоциональной заряженно-сти негативного состояния, которое предполагается корректиро­вать или нейтрализовать. Для этого используют информацию, по­лученную на диагностическом этапе, - шкалу аверсии, выбирая из нее наиболее неприятные факторы. Они относятся к разряду первично-аверсионных условно-рефлекторных стимулов- воз­действий, вызывающих реакцию неприятия и отвращения, уже сформированных ранее естественным образом.

Это могут быть тошнотно-рвотные, тревожные, устрашаю­щие, депрессогенные и другие неприятные реакции, связанные с определенными впечатлениями из собственно пережитого или увиденного со стороны (несчастными случаями, травмами, опе­ративными вмешательствами, воспоминаниями о перенесенной боли, образами рвотных масс, фекалий, червей, слизней, гнило­стного процесса и т. п.).

Они могут включать в себя собственно вербальную инфор­мацию об этом событии, образы из тех или иных сенсорных сис­тем (зрительной, слуховой, ольфакторной, вкусовой, тактильной, кинестетической) и их мимико-пантомимическое сопровождение. В их структуре важно выделить ядерные сегменты - наиболее эмоционально насыщенные компоненты, которые далее при вос­произведении целенаправленно пролонгируются и «периферию» (второстепенные элементы).

После подробного обсуждения с пациентом деталей этих вос­поминаний осуществляют их пробное воспроизведение, оценивают степень выраженности неприятных эмоций, после чего останавли­ваются на окончательном варианте набора этих впечатлений.

Если первично-аверсионных стимулов не обнаруживается или имеющиеся реакции не обладают нужным аффективным за­рядом, то для их формирования или усиления на следующем эта­пе используют вторично-аверсионные условно-рефлекторные стимулы - аверсионные когенераторы. Они представляют со­бой специальные манипуляции (изолированные, отдельные или комплексные) в пределах когнитивной сферы, одной или не­скольких сенсорных систем и на телесно-фиксированном уровне.

На следующем, втором этапе целенаправленное переживание первично-аверсионных стимулов (если они имеются) сочетают с включением аверсионных когенераторов для обеспечения быстро­го и яркого оживления отрицательных состояний и их усиления.

В когнитивно-вербальной сфере используют «ключевые» умозаключения, ассоциации, фразы или слова, в виде внутренней или экспрессивной речи, среди которых выбирают ведущий аверсионный вербальный маркер, емко определяющий отно-

шение пациента к воспроизводимым переживаниям («бессмыс­ленно», «отвратительно», «гадко», «боль», «глупо» и т. п.). Таких маркеров может быть несколько.

В зрительной сфере могут использоваться визуализации этих когнитивно-вербальных построений (умозаключений, ассоциа­ций, фраз или слов), которые представляют в виде букв, образов или символов. Создаются также самостоятельные новые, вторич­но-аверсионные образы, которыми дополняют образы первона­чальные. Например, при целесообразных грубых воздействиях при лечении наркотической аддикции используется представле­ние грязных тел наркоманов, копошащихся в месиве шприцев, таблеток, порошка, слизи, мусора и нечистот среди уже умерших собратьев, на телах которых видны проявления гнилостного про­цесса и т. д.

В системе слухового восприятия в качестве дополнений мо­гут быть те или иные звуковые ритмы, музыка или звуки не­приятного, фрустрирующего характера (например, фонограммы голосов дельфинов, звуков металлического скрежета, царапания пенопластом по стеклу).

В пределах ольфакторной системы применяются неприятные запахи раствора аммиака, жженой ваты и др.

Когнитивно-вербальные и сенсорно-определенные когенера­торы сочетают с телесно-фиксированными когенераторами:

• мимическими и пантомимическими стереотипами, отражаю­щими негативные эмоции, реакции отвращения и отказа (от­рицательными движениями головой, жестом отказа рукой);

• необычными жестами (соединением пальцев рук или ног не­привычным образом и т. п.);

• псевдоакупрессурой (плацебопрессурой) - умеренно болез­ненным массажем сензитивных точек Хэ-Гу, козелков уш­ных раковин, точки Бехтерева (места прохождения локтевого нерва в области локтевого мыщелка), давлением указатель­ным пальцем на область солнечного сплетения, фиксацией зубами кончика языка и др.

Кроме этого, телеснофиксированные манипуляции включают в себя «фармакотерапию» (плацебофармакотерапию) с использо-

ванием никотиновой кислоты внутрь, ксантинола никотината и беллалгина, которые имеют неприятный вкус, для рассасывания во рту. Помимо этого применяется мазь «Финалгон», которую то­чечно или захватывая участки большей площади, втирают в «про­блемные зоны» - например, области желудка при алкоголизме.

Средства плацебопрессуры и плацебофармакотерапии опо­средуют внушением как «точечно-рефлексогенные акупрессурные воздействия», «аминокислоты» и «биогенные стимуляторы», не­обходимые для «активации ресурсов, преодоления заболевания». Истинная сущность этих средств должна быть скрыта от больно­го, в противном случае их эффект значительно снижается. О при­менении данного рода воздействий, в частности о дозировках препаратов, см. «Метод телеснофиксированной и фармакологиче­ской имитации, негативного подкрепления и моделирования».

Когенераторами могут быть также фразы, жесты и все оттен­ки вербального или невербального поведения психотерапевта, совпадающие по времени и эмоциональной направленности с не­приятными переживаниями пациента.

После обсуждения с больным структуры аверсионного по­тенциала (первично-аверсионных условно-рефлекторных стиму­лов, аверсионных когенераторов и маркеров), приступают к фор­мированию эффективного доступа к нему для успешной «реани­мации» аверсионных эмоций и ощущений. Для этого действуют по следующим правилам:

1. Аверсионные условно-рефлекторные когенераторы успешно фиксируются в момент максимально яркого представления первично-аверсионных стимулов (особенно их ядерных сег­ментов) и выраженного сопутствующего эмоционального переживания. Это отражает рис. 1.

2. Подкрепляющие манипуляции должны быть легко воспроиз­водимыми, удобными в использовании, сверхсложные дей­ствия нежелательны. Необходимо, чтобы они могли неза­метно применяться в среде общения, не вызывая у окру­жающих недоумения или протеста.

Этап. Коррекция сензитивности (повышение психофизиологической толерантности и стрессоустоичивости) - student2.ru

Рис. 1. Последовательность фиксации когенераторов аверсионных реакций:

тах - максимальная интенсивность воспроизведения первично-аверсион­ных стимулов; inin - минимальная интенсивность воспроизведения пер­вично-аверсионных стимулов; opt - оптимальное время фиксации коге­нераторов

3. Важна специфичность подкрепляющих манипуляций - жела­тельно использовать те, которые не применяются в других случаях для того, чтобы исключить ослабление или нейтра­лизацию их действия и обеспечить строгую однозначность эффекта.

4. Необходимым условием для успешности метода является стандартизация и точность повторного воспроизведения аверсионного комплекса - и когнитивно-вербальных по­строений, и образов, и жестов, и поз, и плацебовоздействий -необходим жесткий стереотип, который вызывает жестко-тождественные реакции.

5. Для фиксации аверсионного стереотипа целесообразно про­вести адекватное количество повторений. Это определяется возникающим эффектом - успешностью «реанимации» нуж­ных переживаний. Обычно требуется около 10 повторений по нескольку минут каждое.

6. Желательно «поддержание формы», периодическое повторе­ние тренировок с самого начала.

7. Со временем, если стандартный образ становится привыч­ным и теряет совою эмоциональную заряженность, его мо­дифицируют.

Таким образом, формируется первая часть аверсионного ле­чебно-коррекционного комплекса - аверсионная: аверсионный потенциал, включающий в себя первичные аверсионные стимулы (воспоминания) и вторичные аверсионные стимулы - когенера­торы, манипуляции в пределах различных систем, облегчающие доступ к первым и усиливающие их.

Далее формируют вторую часть лечебно-коррекционного комплекса - акцепторную,которая будет далее соединена с аверсионной. Первоначально на этом этапе создают стандарт воспроизведения образа негативной модели поведения, людей и объектов, по отношению к которым возникают патологические реакции (патогенный акцептор). Аналогично структуризации первично-аверсионных стимулов выделяют стандартизованные когнитивные, вербальные, сенсорно-определенные, телеснофик-сированные компоненты, которые играют роль патогенных ус­ловно-рефлекторных кооператоров.Однако при этом не тре­буется выполнения всех правил воспроизведения, которые при­меняются для «реанимации» аверсионного потенциала.

Здесь также важным является вычленение «ядра» пережива­ний - наиболее значимого компонента, который обозначается ведущим тематическим патогенным маркером- наиболее ха­рактерным словом, фразой, образом, жестом или их комбина­цией, обозначающим переживание или его причину (например, «тоска», «гнев», «бывший муж», «игра», «алкоголь», «выпивка», «табак» и т. п.).

Выделяется и «периферия» (второстепенные элементы), предвестники (самые ранние эмоциональные состояния) и ини­циирующие стимулы (факторы-триггеры, запускающие процесс

аномального реагирования - определенные мысли, образы, люди, объекты, места, зоны и т. д.).

Кроме этого варианта воспроизведения акцепторной части аверсионного лечебно-коррекционного комплекса может исполь­зоваться несколько более сложный, при котором патогенные ус­ловно-рефлекторные когенераторы (когнитивно-вербальные, сен­сорно-фиксированные, мимические и пантомимические), облег­чающие доступ к самим негативным переживаниям и стереоти­пам поведения, требующим коррекции или полного устранения, фиксируют, руководствуясь теми же принципами, что и вторич-но-аверсионные когенераторы.

После формирования акцепторной части аверсионного ле­чебно-коррекционного комплекса его интегрируют с аверсион-ным потенциалом - «наслаивают» заряд аверсии на негативные поведенческие стереотипы, соединяя ведущие маркеры и фикси­руя интегративный лечебно-коррекционный вербальный маркер. На эту процедуру, как и на предыдущую, в среднем требуется около 10 сеансов. Критерий успешности - яркость аверсии и не­возможность прежнего эмоционального отреагирования при мо­делировании взаимодействия, а затем и реальных контактах, от­рицательными факторами.

Таблица 1 схематически отражает результат интеграции авер­сионного потенциала и акцепторной части - структуру лечебно-коррекционного комплекса.

В процессе интеграции воспроизведение негативных стерео­типов сопровождают синхронным или периодическим включе­нием соответствующих аверсионных переживаний и когенерато-ров. Для получения надежного результата важно создать устой­чивый стереотип своевременной активации аверсионного потен­циала, начиная с самых ранних этапов воображаемого взаимо­действия с патогенными триггерами и предвестниками отрица­тельной эмоции или побуждения. В то же время негативный стимул должен быть распознан.

Таблица 1. Структура аверсионного лечебно-коррекционного комплекса

Аверсиоиный лечебно-коррекционныйкомплекс
Интегратнвный лечебно-коррекционный вербальный маркер
Аверсиоиный потенциал Патогенный акцептор
Ведущий аверсионный маркер Ведущий тематический патоген­ный маркер
Вторичные аверсионные условно-рефлекторные стимулы - когене-раторы Патогенные условно-рефлек­торные когенераторы
Первичные аверсионные условно-рефлекторные стимулы Негативный когнитивно-пове­денческий стереотип

Это отличает данную процедуру от предшествующего этапа. Здесь необходимо не допустить развития негативной реакции по ее привычному пути, заблокировать его, провести аверсию, «пе­ревернуть», перевести реакцию в другую полярность - из преж­ней, предпочитаемой - в новую, отвращающую, дать патологиче­ским стереотипам другой оттенок - отталкивающий вместо при­тягательного. Необходимо заблокировать даже тенденции, «на­меки» на прежний путь реагирования. Если аверсионный потен­циал наслаивать в период максимального проявления патологи­ческой реакции, то конкуренция между этими двумя частями ле­чебно-коррекционного комплекса будет сильнее, аверсия может быть приглушена эмоциональной силой патологической реакции, кроме того, часть нежелательного пути остается «нетронутой», т. е. как бы разрешаемой.

Особенности процесса интеграции лечебно-коррекционного комплекса отражены на рис. 2.

Аверсионные манипуляции должны охватывать не только настоящее, но и прошлое и будущее пациента с обозначением всех вариантов контакта с патогенными факторами (воспомина­ний, прогностических представлений, мыслей, образов, рассказов кому-либо, зрительного или слухового восприятия сходных тем, непосредственного контакта и т. д.) и всего спектра проявлений негативных стереотипов.

Этап. Коррекция сензитивности (повышение психофизиологической толерантности и стрессоустоичивости) - student2.ru

Рис. 2. Последовательность нейтрализации патологических когнитивно-поведенческих стереотипов с помощью аверсионного потенциала:

max - максимальная интенсивность воспроизведения патологических когнитивно-поведенческих стереотипов; min - этап предвестников, минимальная интенсивность воспроизведения патологических когни­тивно-поведенческих стереотипов; opt - оптимальное время фиксации когенераторов

Процесс интеграции лечебно-коррекционного аверсионного комплекса может сопровождаться ауто- и гстсросуггестией не­приятия аномальных когнитивно-поведенческих стереотипов, вплоть до стимуляции возникновения выраженных реакций от­вращения.

После создания эффективно функционирующих навыков аверсионного переключения эмоций пациенту предъявляют таб­лички с названием проблемных тем и стимулов, провоцирующих негативные когнитивно-поведенческие стереотипы, которые пе­ремежаются с табличками, обозначающими нешральные темы (темы приятные рекомендуется не затрагивать во избежание на­слоений на них аверсионных следов). Получая табличку за таб­личкой, пациент реагирует на них соответствующим образом (аверсией или нейтрально). Упражнения с этими табличками проводятся и в домашних условиях.

По окончании занятий на уровне ментальное™ приступают к ролевым тренингам, в которых могут участвовать другие пациен­ты, персонал или родственники пациента. После успешного их выполнения переходят к тренировкам «in vivo», в реальной жиз­ни, при действительном контакте с психотравмирующими факто­рами. Этот процесс при необходимости сопровождается допол­нительными корригирующими воздействиями.

Затруднения в получении устойчиво хорошего эффекта авер-сионной психодрамы могут быть связаны с недостаточной когни­тивной подготовкой пациента или слабостью аффективного заря­да аверсионного потенциала по сравнению с основным патологи­ческим. В первом случае можно направить аверсионный вектор на глубинные образования, имеющие отношение к этиологии и патогенезу имеющихся отклонений, - концепты или фактогра­фию психогенеза (значимые впечатления прошлого). При воз­никновении проблем второго рода активнее используют аверси-онную суггестию и гипносуггестию, фармакологические и аку-прессурные плацебо-воздействия, описанные выше. Кроме этого может быть подвергнуто коррекции время интеграции аверсион­ного потенциала с акцепторной частью лечебно-коррекционного комплекса.

В качестве иллюстрации можно привести пример применения аверсионного тренинга у больной Ш. (дезаптивно-интегриро-ванный идеалистический моноцентрированный когнитип), в 35 лет заболевшей депрессивным неврозом после ухода мужа. Разрыв отношений произошел неожиданно, на фоне внешне благополуч­ных отношений. Ш. была во всех отношениях образцовой женой, воспитанной в патриархальных традициях, она оставила карьеру и работу, целиком посвятив себя мужу и дочери. Позиция мужа, несмотря на уход из семьи, оставалась неясной, на разводе он не настаивал, хотя жил отдельно и встречался с другой женщиной. Состояние пациентки утяжелялось, она была целиком поглощена постигшим ее несчастьем, усиливались суицидальные тенденции. В течение 4 месяцев безуспешно лечилась средствами психофар­макотерапии.

Первоначально была проведена коррекция выявленных глубо­ких дезадаптивных идеалистических концепций: «Брак до гроба. Только смерть может разлучить супругов», «Быть брошенной - все равно, что умереть, т. к. одиночество - это не жизнь», «Развод -это позор для женщины, потому, что нормальных женщин не бро­сают», «В теперешнее время одной мне не вытянуть дочь, не соз­дать для нее нормальные условия жизни». Это осуществлялось с помощью методов позитивной интерпретации, контрастных пере­живаний, гротеска, релаксацией и гипнотерапией с использовани­ем прямой суггестии и метафор. Однако состояние пациентки су­щественно не изменилось. Решено было использовать аверсион­ный тренинг, направленный на устранение притягательности му­жа, достигшей степени патологической зависимости.

В аверсионный потенциал вошли первично-аверсионные стимулы - отрицательные впечатления, связанные с беременно­стью больной, перенесшей тяжелый токсикоз, пищевыми и алко­гольными отравлениями, сопровождавшимися тошнотой и рво­той, с видом слизней и мокриц, а также запахом горелой ваты, который был очень неприятен Ш. Другим элементом потенциала аверсии стали вторично-аверсионные стимулы, условно-реф­лекторные аверсионные когенераторы, которые были сформиро­ваны с выполнением соответствующих требований:

1. когнитивно-вербальный с аверсионными когенераторами: «нет гадости, хуже этой», «тошнота и рвота» и «это выглядит рвотно и звучит рвотно» (последнее выступало как ведущий аверсионный вербальный маркер);

2. сенсорно-определенные, отражавшие максимально точное воспроизведение ядерных сегментов этих образов и телесно-фиксированные - стандартизованные мимика и пантомимика реакций отвращения.

Далее была сформирована акцепторная часть лечебно-коррекционного комплекса - стандартизованное многокомпо­нентное воспроизведение личности мужа с фиксацией ведущего тематического патогенного вербального маркера «муж Денис».

Все манипуляции сопровождались суггестивным, эмоцио­нальным, интонационным вербальным и невербальным подкреп­лением со стороны психотерапевта.

На заключительном этапе была осуществлена интеграция аверсионного потенциала и его ведущего аверсионно-вербаль-ного маркера «это выглядит рвотно и звучит рвотно!» с патоген­ным акцептором - стандартизованным образом мужа и его пато­генно-вербальным маркером «муж Денис». В итоге в течение од­ного сеанса произошло бурное отрсагирование и смена полярно­сти отношения к мужу «под вывеской» (интегративно-вср-бальным маркером) «Денис - это выглядит рвотно, это звучит рвотно!». В течение суток исчезли и симптомы депрессии, что больная назвала «каким-то волшебством». При дальнейшем на­блюдении помощи не требовала, сделала успешные шаги в биз­несе, самостоятельно подала на развод с мужем и была разведена. Успех аверсионного тренинга был обеспечен предшествующей когнитивной подготовкой.

Глава 2

АКТУАЛИЗАЦИЯ РЕСУРСОВ

Метод направлен на использование естественных, уже имею­щихся у пациента возможностей, ресурсов, резервов - как психо­логических (идей, ценностей, характера, темперамента и т. п.), так и физических, например, внешних данных или состояния здоровья.

Каждое психологическое качество, особенно акцентуирован­ное, может приносить и пользу, и вред человеку, его окружению или обеим сторонам. Так, например, боязливость способна изба-витьот травм или ситуаций насилия и в то же время быть основой фобии.Чувство собственного достоинства может помочь человеку пережить одну группу проблем, но будучи ущемленным, служит основой для других. Педантизм в некоторых случаях необходим, например, в фармации, в других вреден и т. д. Точно так же физи­ческие данные, независимо от радикала своего качества могут по­зитивно или негативно сказываться на судьбе индивидуума.

При актуализации ресурсов на первом этапе проводят диаг­ностику индивидуальных ресурсов. Они могут быть как положи­тельного, так и отрицательного свойства, в т. ч. социально не одобряемого (например, жадность или внешние дефекты). Факт наличия и компенсирующая роль ресурсов прямо или косвенно внушаются психотерапевтом (это внушение может иметь оттенок скрытого от больного преувеличения) - формируется компенси­рующая концепция ресурса.

На втором этапе производится подбор модели актуализации ресурса, его экстраполяция и переориентация - «адресное при­крепление» к тематике проблемного состояния в качестве опти­мального способа адаптации. Примером здесь может служить прикрепление сверхтщательности к совершенному овладению навыками психической саморегуляции.

При использовании ресурсов с негативным радикалом важно найти альтернативу потребности, с которой связан этот ресурс, -найти способ мышления и поведения, который будет давать па­циенту то,что давал негативный стереотип. Например, экспло-зивность чаще всего основывается на концепции: «Для того что­бы поставить кого-то на место - того, кто делает мне больно, или не так как я хочу, или вредит обществу - можно и нужно не толь­ко кричать, но таких можно и нужно бить, а некоторых и при­бить. Для достижения цели нужны энергичные, радикальные средства». Выбрав цель - состояние психологической удовлетво­ренности, эксплозивность направляют против эксплозивное™, ее «яростно атакуют» привычным способом, добиваясь устранения. Это становится возможным, если в качестве ведущей принята ценность собственной духовно-психологической гармонии.

Точно так же истерическая дсмонстративность вполне может рассматриваться как ресурс, если «прикрепляется» к демонстра­ции достижений в области управления собой и движения в на­правлении личностной гармонизации, которые отмечаются и под­черкиваются психотерапевтом.

При наличии нескольких ресурсов или нескольких проблем­ных кластеров составляется своеобразный «банк ресурсов». На­пример, при лечении ожирения могут актуализироваться такие ресурсы, как чувство стыда, ипохондричность, боязливость и да­же патриотизм («не позорить нацию своей фигурой»). В то же время избыточный вес как ресурс может способствовать пре­одолению идей собственной малоценности - «избыточный вес придает человеку солидность, полные люди окружающими вос­принимаются с большим уважением, их обычно положительно оценивают с точки зрения человечности и доброты». При лече­нии гневливости, взрывчатости, возбудимости «эксплуатируют» чувства стыда, долга, совесть наряду с уже имеющимся ресурсом быть спокойным в тех или иных (не проблемных) ситуациях. Во всех случаях у каждого человека можно обнаружить достаточный внутренний потенциал.

В качестве эффективных ресурсов могут выступать также экстернальные качества - достоинства других людей, героев кино

и книг, их привлекательные для пациента особенности. Экс-тернальным ресурсным потенциалом обладают также предметы (имеющие статус амулетов, символов, фетишей или тс, что связа­ны с подходящими воспоминаниями), технические объекты (на­пример, автомобиль, езда или нахождение в котором приносят положительные эмоции), любимые животные и т. д.

Предпочтительнее опираться на ресурсы «интернальные», те, что находятся «внутри» пациента, а не вне его, - это позволяет быть более свободным, исключает риск формирования психо­логической зависимости. Внешние ресурсы интериоризируют.

При использовании нескольких ресурсов учитывают их ба­ланс, соотношение, особенности синергического или антагони­стического взаимодействия.

В качестве базисного, первоначально апробируется когни­тивный вариант актуализации:позитивная интерпретация, многократное осознание и логическое обоснование определенно­го качества как ресурса, вербальная суггестия или гипносугге-стия, аутосуггестия. Наиболее простым суггестивным вариантом является прямое внушение и самовнушение о наличии и значении того или иного ресурса, его целесообразности, выгодности сут­верждением уверенного выполнения определенного варианта по­ведения. При этом желательно подготовить для пациента ком­пактные карточки с соответствующими индивидуализированны­ми текстами для самовнушения.

Далее апробируют сенсорно-фиксированную(главным обра­зом, визуальную или аудиальную) и телесно-фиксированную(ми-мико-пантомимическую) модели актуализации ресурса. При визуа­лизации эффективен путь от диссоциированного варианта (пред­ставления своей копии, обладающей желательным ресурсом) к ассоциированному (пациент «видит» ситуацию «как в жизни», «изнутри себя»). Аудиальное подкрепление включает в себя воспо­минания и представления, сопряженные с системой слухового вос­приятия. Телесно-фиксированная модель основана на воспроизве­дении телесных (мимико-пантомимических) эквивалентов ресурс­ных состояний - например, уверенности, радости - или копинге стереотипа поведения личности, у которой «заимствуют» ресурс.

Для облегчения доступа к нужному ресурсу может быть ис­пользована якорная техника нейролингвистического программи­рования.

Важной является активация эмоций при извлечении и экс­плуатации ресурса. Использование ресурсов облегчается при стандартизации тренирующих процедур с одновременным под­ключением и закреплением на высоте переживаний субъективно приемлемых вербальных, слуховых, двигательных или других стереотипов, хорошо доступных для повторного воспроиз­ведения, играющих далее роль условно-рефлекторных когенера-торов (якорей) позитивного поведения.

На третьем этапе, после построения моделей актуализации ресурса проводят тренинги с эксплуатацией ресурса. Первона­чально это могут быть проблемно-тематические когнитивные или сенсорно акцентированные построения (визуализации и др.), за­тем организуют ролевые тренинги и, наконец, сформированный навык используют в условиях реальных стрессогснных ситуаций.

Количество упражнений и тренингов определяется их каче­ственным критерием - появлением устойчивой способности соз­давать желаемое психологическое состояние.

Четвертый этап - поддержание и коррекция стереотипа ак­туализации ресурса. Его реализация осуществляется пациентом самостоятельно, в соответствии с полученными рекомендациями или может быть связана с повторными психотерапевтическими сессиями по индивидуальному графику.

Глава 3

АЛЬТЕРНИРУЮЩАЯ СУГГЕСТИЯ И ГИПНОСУГГЕСТИЯ

Одной из главных особенностей метода альтернирующей суггестии и гипносуггестии является применение контрастных внушений, которые попеременно (маятникообразно) преподно­сятся больному и сопровождаются комплексным воздействием на ряд анализаторов, формирующим условно-рефлекторные связи лечебного характера (аверсионные - отталкивающие, отвращаю­щие - или симпатические - привлекательные, притягательные).

При проведении метода после анализа жалоб, анамнеза и структуры личности внимание направляют на изучение субъек­тивных психофизиологических реакций, ощущений и пережива­ний пациента, сопровождающих здоровое и патологическое по­ведение, с разделением их на положительные и отрицательные, приятные и неприятные. При этом используют максимальный набор ценностных, духовных, нравственных, когнитивных, эмо­циональных, физиологических, визуальных, аудиальных и кине­стетических характеристик обоих полюсов поведения. В итоге выстраиваются полярные, диаметрально противоположные пози­тивные и негативные суггестивные комплексы, включающие в себя субъективный опыт больного.

Важна когнитивная подготовка с обсуждением проблем па­циента, механизмов развития заболевания и путей его преодоле­ния. Необходимо рассмотреть закономерности организации пове­дения согласно прикладным психотерапевтическим моделям: ин-тегративно-онтогенетической и функционально-динамической (см. «Когнитивно-ценностная гарионизация»). При этом с учетом уровня возрастного и интеллектуального развития больного осу­ществляют внушение о зависимости характера поступков и каче­ства жизни человека от сделанного им предшествующего выбора, от сознательного или подсознательного прогнозирования опреде-

ленного варианта поведения. Проводят аналогии с управлением транспортными средствами, работой компьютера. Мозг может быть назван биокомпьютером, функционирующим согласно пози­тивной или негативной программе, алгоритму, который человек задает себе сам или получаст от окружающих. Создают емкую формулу о связи выбора, программы и судьбы. Кроме этого, па­циенту объясняют закономерности развития его заболевания в ас­пекте выбора и аутопрограммирования, описывают прогноз, кото­рый может быть намеренно утяжелен при зависимости от психоак­тивных веществ и психопатиях возбудимого круга (прием «иатро-генизации-ипохондризации»), а в случаях с невротическими рас­стройствами (особенно депрессивными), наоборот, представлен более оптимистично.

Далее больному рассказывают об особенностях метода, в ча­стности о том, что он может сочетаться с гипнозом, музыкотера-пией, акупрессурой и ароматерапией. Внушают, что они исполь­зуются для повышения восприимчивости мозга к лечебной ин­формации. Акупрессура и ароматерапия имеют имитационный характер, применяются как псевдовоздействия, играют роль пла­цебо-факторов. Пациенту в доступной форме объясняют меха­низм оздоравливающего действия гипноза и «стимуляции сен­сорных систем», сообщают, что некоторые манипуляции могут быть несколько неприятны, незначительно болезненны, но от них зависит качество лечения. Определяют зоны повышенной чувст­вительности: точки выхода лицевого, тройничного, затылочного нервов, области основания и крыльев носа, козелки ушных рако­вин, ульнарные области, точки Хэ-Гу и др. (см. метод «Телесно-фиксированной и фармакологической имитации, негативного подкрепления и моделирования»). Выбирают наиболее целесооб­разные комбинации этих точек и делают пробные, незначитель­ные надавливания на них.

Суггестивное воздействие проводят путем погружения па­циента в гипнотический транс с использованием любой техники цо индивидуально доступной глубины или в состоянии бодрст­вования. Во время сеанса периодически проговаривают формулу энушения о роли выбора, программирования и прогнозирования i поведении человека и последовательно, многократно чередуют

эмоционально-насыщенное описание негативной и позитивной моделей поведения больного, основанных на его выборе в про­шлом, настоящем и будущем, с прогнозом последствий этого выбора для него самого и окружающих. Используемое при этом условно-рефлекторное подкрепление оказывают с учетом ранее выявленных индивидуальных особенностей.

При использовании гипнотического транса для интерпрета­ции возможных колебаний глубины погружения и нейтрализации сопротивления пациенту говорят, выделяя интонационно или с помощью пауз, пассов более выгодные для лечения варианты: «Во время сеанса Вы будете находиться в том состоянии, которое необходимо лично Вам, для лично Вашего выздоровления. Это может быть очень глубокое погружение или не очень глубокое погружение, оно может наступить сразу или постепенно, быть постоянным или волнообразным, но Вы будете постоянно ясно и четко слышать меня! Полная концентрация на каждом моем сло­ве! Каждое мое слово впечатается в Вашу память надежно и прочно! Ваш мозг запомнит каждое мое слово, и каждое мое сло­во будет помогать Вам в нужное время в нужном месте!»

Описание негативной моделиповедения проговаривают с эмоционально неприятными интонациями, с элементами гроте­ска, описывая жизнь пациента до лечения, со всеми се проблема­ми, страданиями. Очень важно затронуть дезаптирующие кон­цепции. Целесообразно цитировать наиболее демонстративные высказывания пациента на специфические темы, сделанные им ранее. Используют соматовегстативные характеристики, физио­логические термины, особенно при злоупотреблении психоак­тивными веществами, переедании («слизь», «мокрота», «рвотные массы», «разложение», «гниение» и т. п.), с учетом действитель­ных, но преувеличенных закономерностей протекания патологи­ческого процесса. Желательны образные сравнения, аналогии, яркие метафоры. В необходимых случаях могут быть спровоци­рованы тошнотнорвотные реакции. Внушения сопровождают фо­нограммами, имеющими тревожный характер звучания, - голоса дельфинов и китов, звуки шаманских бубнов, резкие звуки, ком­позиции из обрывков музыкальных произведений и т. п. Парал-

лельно осуществляют болевые акупрессурные воздействия и раз­дражают обоняние неприятными для больного запахами, напри­мер, нашатырного спирта, а при алкоголизме - этанола или вод­ки, если они вызывают отвращение. Эффективно также раздра­жение слизистых губ, языка, ротовой полости водкой, табаком или другими веществами и пищевыми продуктами, по отноше­нию к которым необходимо вызвать аверсию. При этом импера­тивно подчеркивается отвращение, непереносимость, недопусти­мость или опасность их употребления.

После описания негативной модели поведения проводят пе­реходное внушение- произносят текст, включающий рассужде­ния вопросительного характера, например: «Такой была Ваш

Наши рекомендации