Этап. Тренинг пластичности, коррекция психофизиологической ригидности с целью повышения готовности пациента к освобождению от дезадаптивных стратегий поведения и усвоению новых, адаптивных

Психологическая ригидность является одной из причин дис-конгруэнтности личности и среды. Личность может не успевать за динамикой жизни, переменами социальных условий и индиви­дуальных особенностей окружающих людей, сохранять неадек­ватные, консервативные, не раз доказавшие свою вредоносность когнитивно-поведенческие стратегии. Отсюда необходимость развития психологической пластичности как таковой или доведе­ние до различных уровней личности идеи целесообразности пе­ремен и их принятия. Задачи этого этапа решаются с помощью метода «Тренинг пластичности (коррекция психофизиологиче­ской ригидности)» на инициирующем этапе ФПРЛ.

Этап. Когнитивно-ценностная гармонизация личности

Этот этап реализуется путем применения метода «Когнитив­но-ценностная гармонизация личности», которая является центральным звеном ФПРЛ. Именно здесь решается задача личност­ного роста пациента, переформирование глубоких структур ког­нитивного типа, изменения характерной для него, не адекватной условиям реальной жизни системы ценностей и отношений, кор­рекция когнитивных искажений, устранение психологической дисгармонии.

6 этап. Устранение негативных, дезадаптирующих когнитивно-поведенческих стереотипов с нейтрализацией нежелательных реакций на патогенные триггеры - стимулы, запускающие аномальные реакцииЗадачи 6 этапа также относятся к весьма важным и решаются с помощью адекватного объема консолидирующих методов ФПРЛ. Устранение дезадаптирующих стереотипов мышления и поведения является неполным, если не проводится нейтрализация действия патогенных триггеров (внутренних или внешних), ини­циирующих аномальные реакции. Это позволяет наиболее глубоко оздоровить поведенческие системы личности, так как оказывает влияние на самые ранние этапы организации поведения.

Этап. Фиксация позитивных, адаптирующих когнитивно-поведенческих стереотипов

Лишение больного привычных патологических стереотипов, осуществляемое на предыдущем этапе, создает внутрипсихологи-ческий «вакуум», исчезновение устоявшейся системы мировос­приятия может восприниматься как кризис. Поэтому вместо деза­даптирующих концепций и моделей поведения фиксируют их альтернативные, позитивные варианты, повышающие адаптацион­ный потенциал личности и устраняющие основы для новых пси­хологических кризисов. Эта важная задача осуществляется с по­мощью применения индивидуального набора методов консолиди­рующего этапа ФПРЛ.

Этап. Обучение пациентов психической саморегуляции

Освобождение пациента от помощи и опеки со стороны пси­хотерапевта или других лиц является следующей важной целью ФПРЛ. Данное направление позволяет достичь необходимого уровня психологической грамотности для успешной социальной адаптации. Обучение пациентов психической саморегуляции проводится с помощью соответствующих методов на завершаю­щем этапе. Эти методы нацелены на своевременное применение как в специальных благоприятных условиях, при изоляции от внешних помех, так и в ситуациях непосредственного общения, незаметно для окружающих, тогда когда они особенно нужны.

Этап. Последовательная тренировка адаптивных навыков в условиях визуализации проблемных ситуаций, ролевого тренинга и в реальных психотравмирующих условиях

На этом этапе ставится задача подготовить пациента к реаль­ной жизни. Временное отстранение от проблемных ситуаций, тем более полное, например, при лечении в стационаре, само по себе облегчает состояние пограничных больных. Вдалеке от психо­травм легко «быть здоровым». На определенном этапе лечения при отсутствии контакта с негативными стимулами пациенты час­то перестают предъявлять жалобы на свое самочувствие, однако «правда жизни» может легко лишить их душевного равновесия.

Для профилактики рецидивов при завершении методов кон­солидирующего и заключительного этапов ФПРЛ проводится постепенная подготовка пациента к встрече с острыми пробле­мами, последовательная тренировка адаптивных навыков. Перво­начально это проводится в условиях визуализации проблемных ситуаций, затем ролевого тренинга и после закрепления навыков на этих этапах - в реальных психотравмирующих условиях.

Наши рекомендации