Этап. Тренинг пластичности, коррекция психофизиологической ригидности с целью повышения готовности пациента к освобождению от дезадаптивных стратегий поведения и усвоению новых, адаптивных
Психологическая ригидность является одной из причин дис-конгруэнтности личности и среды. Личность может не успевать за динамикой жизни, переменами социальных условий и индивидуальных особенностей окружающих людей, сохранять неадекватные, консервативные, не раз доказавшие свою вредоносность когнитивно-поведенческие стратегии. Отсюда необходимость развития психологической пластичности как таковой или доведение до различных уровней личности идеи целесообразности перемен и их принятия. Задачи этого этапа решаются с помощью метода «Тренинг пластичности (коррекция психофизиологической ригидности)» на инициирующем этапе ФПРЛ.
Этап. Когнитивно-ценностная гармонизация личности
Этот этап реализуется путем применения метода «Когнитивно-ценностная гармонизация личности», которая является центральным звеном ФПРЛ. Именно здесь решается задача личностного роста пациента, переформирование глубоких структур когнитивного типа, изменения характерной для него, не адекватной условиям реальной жизни системы ценностей и отношений, коррекция когнитивных искажений, устранение психологической дисгармонии.
6 этап. Устранение негативных, дезадаптирующих когнитивно-поведенческих стереотипов с нейтрализацией нежелательных реакций на патогенные триггеры - стимулы, запускающие аномальные реакцииЗадачи 6 этапа также относятся к весьма важным и решаются с помощью адекватного объема консолидирующих методов ФПРЛ. Устранение дезадаптирующих стереотипов мышления и поведения является неполным, если не проводится нейтрализация действия патогенных триггеров (внутренних или внешних), инициирующих аномальные реакции. Это позволяет наиболее глубоко оздоровить поведенческие системы личности, так как оказывает влияние на самые ранние этапы организации поведения.
Этап. Фиксация позитивных, адаптирующих когнитивно-поведенческих стереотипов
Лишение больного привычных патологических стереотипов, осуществляемое на предыдущем этапе, создает внутрипсихологи-ческий «вакуум», исчезновение устоявшейся системы мировосприятия может восприниматься как кризис. Поэтому вместо дезадаптирующих концепций и моделей поведения фиксируют их альтернативные, позитивные варианты, повышающие адаптационный потенциал личности и устраняющие основы для новых психологических кризисов. Эта важная задача осуществляется с помощью применения индивидуального набора методов консолидирующего этапа ФПРЛ.
Этап. Обучение пациентов психической саморегуляции
Освобождение пациента от помощи и опеки со стороны психотерапевта или других лиц является следующей важной целью ФПРЛ. Данное направление позволяет достичь необходимого уровня психологической грамотности для успешной социальной адаптации. Обучение пациентов психической саморегуляции проводится с помощью соответствующих методов на завершающем этапе. Эти методы нацелены на своевременное применение как в специальных благоприятных условиях, при изоляции от внешних помех, так и в ситуациях непосредственного общения, незаметно для окружающих, тогда когда они особенно нужны.
Этап. Последовательная тренировка адаптивных навыков в условиях визуализации проблемных ситуаций, ролевого тренинга и в реальных психотравмирующих условиях
На этом этапе ставится задача подготовить пациента к реальной жизни. Временное отстранение от проблемных ситуаций, тем более полное, например, при лечении в стационаре, само по себе облегчает состояние пограничных больных. Вдалеке от психотравм легко «быть здоровым». На определенном этапе лечения при отсутствии контакта с негативными стимулами пациенты часто перестают предъявлять жалобы на свое самочувствие, однако «правда жизни» может легко лишить их душевного равновесия.
Для профилактики рецидивов при завершении методов консолидирующего и заключительного этапов ФПРЛ проводится постепенная подготовка пациента к встрече с острыми проблемами, последовательная тренировка адаптивных навыков. Первоначально это проводится в условиях визуализации проблемных ситуаций, затем ролевого тренинга и после закрепления навыков на этих этапах - в реальных психотравмирующих условиях.