Погранично-органический когнитип

При погранично-органическом когнитивном типе премор-бидные индивидуальные особенности постепенно вытесняются характерными биологически, экзогенно-органически обуслов­ленными психическими изменениями, которые становятся при­чиной социальной дезадаптации. Набор этих изменений может быть различным и включает в себя те или иные нарушения из пе­речисленных ниже, соответствующих по МКБ-10 органическому расстройству личности.

Среди них наблюдаются отклонения в эмоциональной сфере: эмоциональная лабильность, неоправданная гипертимность, вплоть до степени эйфории, и вместе с тем легкость возникнове­ния дисфории с кратковременными приступами раздражительно­сти, злобы и агрессии. В некоторых случаях ведущее место мо­жет занимать апатия.

Это сочетается с нарушениями в сфере потребностей и вле­чений, которые реализуются без учета последствий или социаль­ных условностей (делинквентность, антисоциальность, неадек­ватные или извращенные сексуальные притязания, прожорли­вость, несоблюдение правил личной гигиены и др.).

В когнитивной сфере отмечается снижение познавательной потребности, аномалии в планировании, прогнозировании и кон­троле над деятельностью, истощасмость и прссыщаемость, слу­чайные ассоциации, сверхвключение (расширение, включение в тематику побочных ассоциаций), вязкость и гиперграфия, а также подозрительность, параноидность, паранойяльность, охвачен­ность какой-либо одной, обычно абстрактной темой (религией, моралью и т. п.).

В речевой сфере имеют место более или менее выраженные изменения в темпе и потоке речевой продукции.

Базисные концепции существования при погранично-органическом когнитивном типе могут быть аморфными или оп­ределенно-устойчивыми и приобретают характер когнитивной оболочки, оправдывающей и закрепляющей патологически изме­ненные аффекты, влечения и стереотипы негативного поведения.

Погранично-органический

когнитивно-дефицитарный когнитип

Проявления погранично-органического когнитивно-дефици-тарного когнитипа включают в себя интеллектуальные и лично­стные расстройства, не переходящие пределы пограничной ин­теллектуальной недостаточности (в детском возрасте - задержки психического развития). Интеллектуальный коэффициент при этой патологии, по данным разных авторов и классификаций, на­ходится в диапазоне от 70 до 79-89.

Дезадаптация при задержках психического развития возни­кает главным образом при обучении таких детей в массовой школе по стандартным программам. Обучение по программам школ 7 вида (для детей с задержкой психического развития) су­щественных проблем, как правило, не вызывает. В большинстве случаев при этой патологии наблюдается тенденция к постепен­ному сглаживанию интеллектуальных различий с возрастной нормой, развитие личности и когнитивно-поведенческих воз­можностей и стилей может достичь «среднестатистического» уровня, соответственно улучшается и адаптация.

Однако наряду с этим зачастую наблюдается сохранение та­ких личностных особенностей, как недостаточная самостоятель­ность, внушаемость, узкий круг интересов (преимущественно ма­териально-бытовая сфера), низкая стрессоустойчивость, слабые прогностические способности, недостаточное развитие волевых качеств и способности к произвольной регуляции эмоционально-поведенческой сферы и интеллектуальных процессов.

Индивидуальные глубокие, организующие поведение кон­цепции при погранично-органическом когнитнвно-дефицитарном когнитипе с большей или меньшей степенью приближенности или утрированности отражают описанные выше концептуальные основы адаптивных и дезадаптивных когнитивных типов. Они отличаются наивностью, базируются на недостаточно полном понимании социальных отношений, особенно тонких условно­стей, и могут включать в себя идеи о собственной неполноценно­сти, невозможности жить без поддержки со стороны, социофоби-ческие установки. При сочетании с поведенческими расстрой-

ствами концепции существования часто приобретают цинично-эгоцентрический антисоциальный оттенок.

Выделяются 2 разновидности погранично-органического когнитивно-дефицитарного когнитипа.

1. Неосложненный погранично-органический когнитивно-дефицитарный когнитип- здесь наблюдаются преимуще­ственно интеллектуальные проблемы, не отягощенные лич­ностными или невротическими расстройствами, связанные с усвоением информации, овладением определенными умст­венными операциями, контролем над деятельностью, про­гнозированием поведения, которые осложняют социальную адаптацию, особенно в учебном возрасте при неадекватных программах обучения. В юношеском и зрелом возрасте пси­хологическая структура индивидуума представляет собой комбинацию легкой интеллектуальной недостаточности супрощенными вариантами адаптивных когнитивных типов.

2. Осложненный погранично-органический когнитивно-дефицитарный когнитип- различные сочетания дезадап­тирующих пограничных интеллектуальных проблем с психо­генными или органически обусловленными расстройствами.

Когнитивно-поведенческие стили при этом варианте пред­ставляют собой комбинации с теми или иными органически за­остренными разновидностями описанных выше дезадаптивно-психогенных когнитипов, которые могут в части случаев соче­таться с патологией влечений и потребностей.

Психогенные нарушения - невротические, поведенческие характерологические и патохарактерологические реакции и со­стояния - возникают здесь вследствие социальной (в учебном возрасте в первую очередь - школьной) несостоятельности, в от­вет на ситуацию неуспеха и дискредитации в сферах значимой деятельности и общения.

Невротические расстройства включают в себя анксиозные, фобические (главным образом, социофобические), депрессивные, астенические, моносимптомные, психосоматические и др. нару­шения. В группу поведенческих отклонений входят реакции ком­пенсации и гиперкомпенсации, агрессии и аутоагрессии, делин-

квентное и антисоциальное поведение, реакции протеста, отказа, бродяжничество и т. п. К ним нередко присоединяется зависи­мость от психоактивных веществ.

Основой этих психогенных отклонений часто является идея о собственной интеллектуальной неполноценности, которая мо­жет сочетаться или не сочетаться с завистью и недоброжелатель­ным отношением к другим, желанием отомстить более успешным ученикам, а далее - коллегам по работе, обществу в целом, или доказать собственную значимость альтернативными, иногда аутодеструктивными, способами.

Концепция собственной несостоятельности, слабая способ­ность к прогнозированию может быть также причиной социофо-бии и зависимости от более адаптированных лиц.

Другая группа расстройств, осложняющих погранично-орга­нический когннтивно-дефицитарный когнитип, - неврозоподоб-ные и психопатоподобные - является следствием резидуально-органической церебральной недостаточности или ее декомпенса­ции вследствие истощающих нервную систему умственных нагру­зок. Они проявляются в виде нарушений, внешне напоминающих невротические или психогенно-поведснческис, но не реактивного, социогенного происхождения. В детском и подростковом возрасте личность, как правило, незначительно фиксирует свое внимание на этих явлениях (кроме церебрастенических и краниалгических).

Олигофренический когнитип

Олигофренический когнитивный тип (неосложненный или осложненный) связан с наличием наследственного, врожденного или приобретенного в раннем детстве необратимого, непрогре-диентного слабоумия. Адаптивные возможности индивидуума здесь ограничены не только из-за когнитивного дефицита (интел­лектуальный коэффициент ниже 70), низкой обучаемости и рече­вых расстройств, но и в связи с характерными личностными и эмоциональными особенностями (примитивизмом, слабой диффе-ренцированностью личности и эмоций, ригидностью, внушаемо­стью, несамостоятельностью, недостаточной критичностью, огра­ниченностью интересов и т. п.).

Умственная субнормальность препятствует усвоению необ­ходимого для гармоничной жизни социального опыта и является помехой для адекватного анализа, прогноза и выбора оптималь­ных действий при разрешении ситуаций, проблем и межличност­ном общении. Кроме собственно интеллектуального дефицита адаптации мешают те или иные (стационарные, резидуально-органические или прогрессирующие) проявления психоорганиче­ского синдрома, соответствующим образом окрашивающие лич-ностно-поведенческис характеристики индивидуума.

Спектр психических расстройств при умственной патологии аналогичен таковому при нормальном интеллектуальном развитии, однако эти расстройства встречаются у интеллектуально неполно­ценных лиц значительно чаще (Г. Каплан, Б. Сэдок, 1994; МКБ-10).

Необходимо отметить, что лица с интеллектуальной патологией не внесли заметного вклада в трагедии человеческого общества по сравнению с людьми нормально развитыми, - все тираны и подав­ляющее большинство преступников не имели умственных проблем, ;i часть из них по интеллекту даже превосходила среднестатистиче­ский уровень. В то время как индивидуальные судьбы лиц, от­стающих в психическом развитии, по большей части трагичны.

Возможность дезадаптации при врожденной умственной па­тологии, не осложненной расстройствами личности, зависит не столько от степени интеллектуальной несостоятельности, сколько от невозможности занять адекватную индивидуальным когни­тивным возможностям социальную нишу.

Так, несмотря на то, что жизнь без посторонней помощи воз­можна лишь при умственном дефиците, не переходящем границы легкой умственной субнормальности (дебильности), интрапсихи-ческая и экстрапсихическая конгруэнтность, определяющая адаптированность, в определенных условиях может наблюдаться и у лиц с более выраженным интеллектуальным дефектом. Например, при проживании больного, страдающего умеренной умственной субнормальностью (имбецильностью) в условиях хорошей опеки в семье или интернате (симбиотическая адаптация).

Необходимо также отметить, что о личности как таковой и соответственно о когнитивных типах, стилях и концепциях при легкой олигофрении можно говорить определенно, при умерен-

ной олигофрении - условно, а при тяжелом и глубоком недораз­витии личностная организация отсутствует совсем. Поэтому и когнитип личности в последних случаях представлен лишь ус­ловно, «номенклатурно» в связи с отсутствием его содержания.

Концепции существования при олигофрениях предельно при­митивны, отражают конкретное мышление и низкую осведомлен­ность, а при тяжелой и глубокой олигофрении отсутствуют совсем. Частым компонентом этих концепций являются идеи о сложности, опасности и невозможности самостоятельной жизни, определяющие зависимость от определенных лиц или социальных учреждений.

Неосложиенныйолнгофренический когнитипхарактери­зуется стандартным набором когнитивно-эмоциональных и лично­стных особенностей, простирающихся от дебильности до идиотии.

Осложненный олигофренический когнитипвключает в себя невротические, поведенческие, аддиктивные, неврозоподоб-ные, психопатоподобные и другие дополнения, еще более ослож­няющие социальную адаптацию.

Дементный когнитип

Дементный когнитивный тип характеризуется когнитивно-личностными особенностями, нарушающими адаптацию индиви­дуума, которые приобретаются в результате сосудистых, травма­тических, инфекционно-токсических или иных коллизий с уже сформировавшимся (в отличие от олигофрении) головным моз­гом. Эти негативные воздействия могут иметь уже отзвучавший, резидуально-органический или текущий, прогрессирующий ха­рактер и клинически проявляются в виде закончившегося или продолжающегося распада психических функций и свойств, при­обретенном слабоумии, имеющем соответственно стационарное или прогрессирующее течение. Самостоятельная жизнь подоб­ных лиц становится невозможной, единственный вариант под­держки их существования - симбиотическая адаптация.

Когнитивная деятельность, концепции существования при этом когнитипе представляют собой остаточные, дезинтегриро­ванные функции и идеи, которые далее могут распадаться в еще большей степени и исключать адекватное восприятие и осозна­ние действительности.

Глава 6

Наши рекомендации