Погранично-органический когнитип
При погранично-органическом когнитивном типе премор-бидные индивидуальные особенности постепенно вытесняются характерными биологически, экзогенно-органически обусловленными психическими изменениями, которые становятся причиной социальной дезадаптации. Набор этих изменений может быть различным и включает в себя те или иные нарушения из перечисленных ниже, соответствующих по МКБ-10 органическому расстройству личности.
Среди них наблюдаются отклонения в эмоциональной сфере: эмоциональная лабильность, неоправданная гипертимность, вплоть до степени эйфории, и вместе с тем легкость возникновения дисфории с кратковременными приступами раздражительности, злобы и агрессии. В некоторых случаях ведущее место может занимать апатия.
Это сочетается с нарушениями в сфере потребностей и влечений, которые реализуются без учета последствий или социальных условностей (делинквентность, антисоциальность, неадекватные или извращенные сексуальные притязания, прожорливость, несоблюдение правил личной гигиены и др.).
В когнитивной сфере отмечается снижение познавательной потребности, аномалии в планировании, прогнозировании и контроле над деятельностью, истощасмость и прссыщаемость, случайные ассоциации, сверхвключение (расширение, включение в тематику побочных ассоциаций), вязкость и гиперграфия, а также подозрительность, параноидность, паранойяльность, охваченность какой-либо одной, обычно абстрактной темой (религией, моралью и т. п.).
В речевой сфере имеют место более или менее выраженные изменения в темпе и потоке речевой продукции.
Базисные концепции существования при погранично-органическом когнитивном типе могут быть аморфными или определенно-устойчивыми и приобретают характер когнитивной оболочки, оправдывающей и закрепляющей патологически измененные аффекты, влечения и стереотипы негативного поведения.
Погранично-органический
когнитивно-дефицитарный когнитип
Проявления погранично-органического когнитивно-дефици-тарного когнитипа включают в себя интеллектуальные и личностные расстройства, не переходящие пределы пограничной интеллектуальной недостаточности (в детском возрасте - задержки психического развития). Интеллектуальный коэффициент при этой патологии, по данным разных авторов и классификаций, находится в диапазоне от 70 до 79-89.
Дезадаптация при задержках психического развития возникает главным образом при обучении таких детей в массовой школе по стандартным программам. Обучение по программам школ 7 вида (для детей с задержкой психического развития) существенных проблем, как правило, не вызывает. В большинстве случаев при этой патологии наблюдается тенденция к постепенному сглаживанию интеллектуальных различий с возрастной нормой, развитие личности и когнитивно-поведенческих возможностей и стилей может достичь «среднестатистического» уровня, соответственно улучшается и адаптация.
Однако наряду с этим зачастую наблюдается сохранение таких личностных особенностей, как недостаточная самостоятельность, внушаемость, узкий круг интересов (преимущественно материально-бытовая сфера), низкая стрессоустойчивость, слабые прогностические способности, недостаточное развитие волевых качеств и способности к произвольной регуляции эмоционально-поведенческой сферы и интеллектуальных процессов.
Индивидуальные глубокие, организующие поведение концепции при погранично-органическом когнитнвно-дефицитарном когнитипе с большей или меньшей степенью приближенности или утрированности отражают описанные выше концептуальные основы адаптивных и дезадаптивных когнитивных типов. Они отличаются наивностью, базируются на недостаточно полном понимании социальных отношений, особенно тонких условностей, и могут включать в себя идеи о собственной неполноценности, невозможности жить без поддержки со стороны, социофоби-ческие установки. При сочетании с поведенческими расстрой-
ствами концепции существования часто приобретают цинично-эгоцентрический антисоциальный оттенок.
Выделяются 2 разновидности погранично-органического когнитивно-дефицитарного когнитипа.
1. Неосложненный погранично-органический когнитивно-дефицитарный когнитип- здесь наблюдаются преимущественно интеллектуальные проблемы, не отягощенные личностными или невротическими расстройствами, связанные с усвоением информации, овладением определенными умственными операциями, контролем над деятельностью, прогнозированием поведения, которые осложняют социальную адаптацию, особенно в учебном возрасте при неадекватных программах обучения. В юношеском и зрелом возрасте психологическая структура индивидуума представляет собой комбинацию легкой интеллектуальной недостаточности супрощенными вариантами адаптивных когнитивных типов.
2. Осложненный погранично-органический когнитивно-дефицитарный когнитип- различные сочетания дезадаптирующих пограничных интеллектуальных проблем с психогенными или органически обусловленными расстройствами.
Когнитивно-поведенческие стили при этом варианте представляют собой комбинации с теми или иными органически заостренными разновидностями описанных выше дезадаптивно-психогенных когнитипов, которые могут в части случаев сочетаться с патологией влечений и потребностей.
Психогенные нарушения - невротические, поведенческие характерологические и патохарактерологические реакции и состояния - возникают здесь вследствие социальной (в учебном возрасте в первую очередь - школьной) несостоятельности, в ответ на ситуацию неуспеха и дискредитации в сферах значимой деятельности и общения.
Невротические расстройства включают в себя анксиозные, фобические (главным образом, социофобические), депрессивные, астенические, моносимптомные, психосоматические и др. нарушения. В группу поведенческих отклонений входят реакции компенсации и гиперкомпенсации, агрессии и аутоагрессии, делин-
квентное и антисоциальное поведение, реакции протеста, отказа, бродяжничество и т. п. К ним нередко присоединяется зависимость от психоактивных веществ.
Основой этих психогенных отклонений часто является идея о собственной интеллектуальной неполноценности, которая может сочетаться или не сочетаться с завистью и недоброжелательным отношением к другим, желанием отомстить более успешным ученикам, а далее - коллегам по работе, обществу в целом, или доказать собственную значимость альтернативными, иногда аутодеструктивными, способами.
Концепция собственной несостоятельности, слабая способность к прогнозированию может быть также причиной социофо-бии и зависимости от более адаптированных лиц.
Другая группа расстройств, осложняющих погранично-органический когннтивно-дефицитарный когнитип, - неврозоподоб-ные и психопатоподобные - является следствием резидуально-органической церебральной недостаточности или ее декомпенсации вследствие истощающих нервную систему умственных нагрузок. Они проявляются в виде нарушений, внешне напоминающих невротические или психогенно-поведснческис, но не реактивного, социогенного происхождения. В детском и подростковом возрасте личность, как правило, незначительно фиксирует свое внимание на этих явлениях (кроме церебрастенических и краниалгических).
Олигофренический когнитип
Олигофренический когнитивный тип (неосложненный или осложненный) связан с наличием наследственного, врожденного или приобретенного в раннем детстве необратимого, непрогре-диентного слабоумия. Адаптивные возможности индивидуума здесь ограничены не только из-за когнитивного дефицита (интеллектуальный коэффициент ниже 70), низкой обучаемости и речевых расстройств, но и в связи с характерными личностными и эмоциональными особенностями (примитивизмом, слабой диффе-ренцированностью личности и эмоций, ригидностью, внушаемостью, несамостоятельностью, недостаточной критичностью, ограниченностью интересов и т. п.).
Умственная субнормальность препятствует усвоению необходимого для гармоничной жизни социального опыта и является помехой для адекватного анализа, прогноза и выбора оптимальных действий при разрешении ситуаций, проблем и межличностном общении. Кроме собственно интеллектуального дефицита адаптации мешают те или иные (стационарные, резидуально-органические или прогрессирующие) проявления психоорганического синдрома, соответствующим образом окрашивающие лич-ностно-поведенческис характеристики индивидуума.
Спектр психических расстройств при умственной патологии аналогичен таковому при нормальном интеллектуальном развитии, однако эти расстройства встречаются у интеллектуально неполноценных лиц значительно чаще (Г. Каплан, Б. Сэдок, 1994; МКБ-10).
Необходимо отметить, что лица с интеллектуальной патологией не внесли заметного вклада в трагедии человеческого общества по сравнению с людьми нормально развитыми, - все тираны и подавляющее большинство преступников не имели умственных проблем, ;i часть из них по интеллекту даже превосходила среднестатистический уровень. В то время как индивидуальные судьбы лиц, отстающих в психическом развитии, по большей части трагичны.
Возможность дезадаптации при врожденной умственной патологии, не осложненной расстройствами личности, зависит не столько от степени интеллектуальной несостоятельности, сколько от невозможности занять адекватную индивидуальным когнитивным возможностям социальную нишу.
Так, несмотря на то, что жизнь без посторонней помощи возможна лишь при умственном дефиците, не переходящем границы легкой умственной субнормальности (дебильности), интрапсихи-ческая и экстрапсихическая конгруэнтность, определяющая адаптированность, в определенных условиях может наблюдаться и у лиц с более выраженным интеллектуальным дефектом. Например, при проживании больного, страдающего умеренной умственной субнормальностью (имбецильностью) в условиях хорошей опеки в семье или интернате (симбиотическая адаптация).
Необходимо также отметить, что о личности как таковой и соответственно о когнитивных типах, стилях и концепциях при легкой олигофрении можно говорить определенно, при умерен-
ной олигофрении - условно, а при тяжелом и глубоком недоразвитии личностная организация отсутствует совсем. Поэтому и когнитип личности в последних случаях представлен лишь условно, «номенклатурно» в связи с отсутствием его содержания.
Концепции существования при олигофрениях предельно примитивны, отражают конкретное мышление и низкую осведомленность, а при тяжелой и глубокой олигофрении отсутствуют совсем. Частым компонентом этих концепций являются идеи о сложности, опасности и невозможности самостоятельной жизни, определяющие зависимость от определенных лиц или социальных учреждений.
Неосложиенныйолнгофренический когнитипхарактеризуется стандартным набором когнитивно-эмоциональных и личностных особенностей, простирающихся от дебильности до идиотии.
Осложненный олигофренический когнитипвключает в себя невротические, поведенческие, аддиктивные, неврозоподоб-ные, психопатоподобные и другие дополнения, еще более осложняющие социальную адаптацию.
Дементный когнитип
Дементный когнитивный тип характеризуется когнитивно-личностными особенностями, нарушающими адаптацию индивидуума, которые приобретаются в результате сосудистых, травматических, инфекционно-токсических или иных коллизий с уже сформировавшимся (в отличие от олигофрении) головным мозгом. Эти негативные воздействия могут иметь уже отзвучавший, резидуально-органический или текущий, прогрессирующий характер и клинически проявляются в виде закончившегося или продолжающегося распада психических функций и свойств, приобретенном слабоумии, имеющем соответственно стационарное или прогрессирующее течение. Самостоятельная жизнь подобных лиц становится невозможной, единственный вариант поддержки их существования - симбиотическая адаптация.
Когнитивная деятельность, концепции существования при этом когнитипе представляют собой остаточные, дезинтегрированные функции и идеи, которые далее могут распадаться в еще большей степени и исключать адекватное восприятие и осознание действительности.
Глава 6