Гиперактуализирующий когнитип
Гиперактуализирующий когнитип проявляется в сверхценном отношении к тем или иным сторонам внутреннего и/или внешнего мира.
Здесь возможна монотематическая или политематическая гиперактуализация, а также гиперактуализация, направленная на себя (импунитивная) и/или на других (экстрапунитивная). На их основе произрастает склонность к гиперэмоциональным состояниям, как положительным, так и отрицательным, при которых доминирует эмоциональная логика.
Импунитивная направленность гиперактуализации является причиной характерной для подобных лиц низкой толерантности к фрустрациям, непереносимости слабых отклонений от состояния благополучия - физического или эмоционального, восприятия этих слабых отклонений как значительных и неприемлемых при настроенности на состояние полного психологического благополучия и комфорта.
Экстрапунитивное гиперактуализирующес мышление приводит к гиперсоциальности, патологической вовлеченности в суету и скандальность мира, жизнь других людей, что может сочетаться с гипертрофированным чувством долга, ответственности. Такие лица сильно реагируют на сообщения средств массо-иой информации, легко вовлекаются в острые социальные события, часто пытаются наводить «порядок» везде, где только можно. Наличие этой черты заставляет их чрезмерно активно, назойливо внедряться в организацию жизни, планы и личные переживания других людей, пытаться руководить ими, оказывать ненужную помощь и вместе с тем требовать от них идеального выполнения установленных правил.
Подобная чрезмерная опека со стороны родителей приводит к задержке развития личности ребенка, делает его несамостоятельным, робким. Любые коллизии с ним воспринимаются чрезмерно повлеченным лицом как катастрофа, а его попытки быть самостоятельнее, в итоге жить отдельно и независимо оцениваются как опасные или как неблагодарность, предательство.
Склонность к гиперактуализации является основой «катаст-рофизирующего мышления» - отношения к сложностям жизни и неудачам, как к вселенским катастрофам, а к незначительным прегрешениям других, как к преступлениям.
Деструктивный максимализм - еще один компонент ги-иерактуализнрующего когнитипа. Он проявляется в стремлении ко многому в жизни, неспособности отказаться от малодостижимых желаний, потребностей, целей, принятии в связи с этим деструктивных действий по отношению к себе или другим, при ггом практически всегда присутствует страдание от невозможности достичь желаемого или отказаться от этого.
Из-за однозначных, ходульных представлений о том, что хорошо и что плохо, отсутствия душевной истинной тонкости такие люди привносят деструктивное начало в межличностные отношения, от которого страдают и окружающие, и они сами.
Концептуальной основой дезадаптирующих максималисти-ческих установок, настроенности на обязательную реализацию своих потребностей являются принципы: «Человек должен дос-
тичь всего, чего он хочет, иначе это не жизнь» и/или «Я достоин того, чтобы жить по максимуму». По отношению к другим эти установки иные: «Все правила, традиции, законы и порядок должны неукоснительно соблюдаться. Отклонения от этого ужасны, непредсказуемы и должны сразу и жестко пресекаться».
Ведущими глубинными концепциями гиперактуализирую-щих личностей являются следующие: «Вся жизнь состоит из мелочей, но то, что некоторые считают мелочью, на самом деле имеет большое значение и может сыграть глобальную роль в нашей судьбе. Поэтому в жизни нет мелочей, в жизни нет места мелочам». Экстрапунитивная гиперактуализация дополняется концепцией: «Равнодушие является преступлением, преступно отгораживаться от других. Если не я, то кто? Именно я знаю, как лучше, и именно я должен помочь другим, а они должны выполнить то, что я говорю, и если надо, я должен заставить их для их же блага делать то, что я считаю нужным».
Гиперактуализирующий когнитип универсален и часто сочетается с другими, может встречаться практически при всех деза-даптивных типах личности, характерен для невротических и поведенческих расстройств.
Идеалистический когнитип
Основной особенностью идеалистического когнитивного типа является устойчивое доминирование уязвимых ценностей в индивидуальной шкале жизненных ценностей, таких как физическое, материально-финансовое и социальное благополучие и стабильность, «вечные» собственное здоровье и здоровье близких людей, внешность, красота, привлекательность, дружба, любовь, верность, расположение начальства и коллектива, честность, порядок, ответная благодарность за собственные благие дела, благодарность и забота детей.
Здесь приматом является то, что является нестабильным, то, что жизнью, «правдой жизни» опровергается, разрушается, отнимается, неизбежно меняется со временем, причем в основном в худшую сторону, вплоть до «самого печального конца».
Таким образом, второй характерной чертой данного когни-типа является отсутствие готовности к утратам - тем или иным
потерям в сфере значимых уязвимых ценностей, занимающих лидирующее положение, - отсутствие готовности принять эти утраты без кризиса, психологического срыва. В связи с этим неизбежные негативные перемены в жизни являются для таких людей серьезной психогенией, воспринимаются страдальчески, заставляя личность каждый раз отвечать сильными отрицательными эмоциями на утрату сверхважного.
Лица с идеалистическим когнитипом, как правило, избегают размышлять на темы утрат, вытесняют их из своего сознания, часто считают, что их подобные перемены не коснутся, тяготеют к наивно-идеалистическому прогнозированию и самопрограммированию - игнорированию возможных неприятностей, подсознательному или сознательному выбору благоприятно-благополучного прогноза, как единственно возможного.
Этот прогноз имеет негативную сущность, поскольку не подготавливает личность к возможным проблемам, не позволяет своевременно сформировать план адаптивных мероприятий по выходу из возможных неприятностей, смягчению их последствий. Часть подобных лиц старается не думать о проблемах в будущем, так как верит, что «мысли материальны и можно накликать беду на других или на себя, если думать о плохом».
Приспособление к неидеальной действительности, «правде жизни» с сохранением ригидных наивно-идеалистических концептов при этом когнитипе возможно лишь за счет включения таких защитных психологических ресурсов, как реакции вытеснения, отрицания, подавления или изоляции, автономизации. Де-фицитарность последних при неизбежном столкновении ригидных инфантильно-идеалистических концептов с отрицательной динамикой состояния социума, микросоциума или собственного психофизического здоровья приводит к дезадаптации.
Ведущая базисная концепция при идеалистическом когнитипе: «Всё, всегда и везде должно быть и будет хорошим, приятным, правильным. Все должны быть и будут честными, открытыми, светлыми, добрыми, благодарными. Всегда и везде все будет именно так. Плохое обойдет меня стороной. Даже без специальных усилий с моей стороны, само по себе».
Этот когнитип, как и предыдущий, гиперактуализирующий, отличается универсальностью и часто тем или иным образом сочетается с другими когнитивными типами.