Упражнение на экстернализацию отношений
Упражнение выполняется в парах. Человек выбирает какие-нибудь свои отношения, которые он хотел бы исследовать, и называет их интервьюеру – например, «отношения между мной и мужем Василием». Затем человек принимает на себя роль этих Отношений, а интервьюер «их» расспрашивает, задавая следующие вопросы, на следующие темы[36]:
• история: когда вы появились? как? какими собирались быть? и т. д.;
• характеристики на протяжении истории;
• какой вклад вносят участники? как этот вклад менялся? что/ какие обстоятельства/какой вклад участников делает вас лучше/ хуже?
• кому еще вы важны? кому важно, что вы есть, и какими вас хотят видеть разные заинтересованные люди? как это на вас влияет?
• проблемы: с какими вы (Отношения) сталкивались? как их разрешали? какие есть сейчас? и т. д.;
• социальные влияния: какие идеи на вас (уважаемые Отношения) влияют? как? есть ли какие-то более широкие социальные институты, которым вы «выгодны», которые хотят видеть вас такими или иными?
• наиболее благоприятные эпизоды в истории;
• куда вы идете? каковы ваши цели, ценности?
Литература
Жорняк Е. С. Нарративный подход: создать свою историю // Psychologies. 2006. № 6. URL: http://www.wday.ru/psychologies/psychotherapy/methods/_article/narrativnyj-podxod/1/&pag=1 (дата обращения: 17.05.2012).
Жорняк Е.С. Нарративная психотерапия // Системная семейная терапия: классика и современность / Ред. А.В. Черников. М.: Класс, 2005; Журнал практической психологии и психоанализа. 2005. № 4. URL: http://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20050410 (дата обращения: 26.05.2012).
Жорняк Е. Нарративная психотерапия // Психологический навигатор. 2007. URL: http://psynavigator.ru/articles.php?code=48 (дата обращения: 19.05.2012).
Жорняк Е.С. Нарративная терапия: от дебатов к диалогу // Московский психотерапевтический журнал. 2001. № 3; Журнал практической психологии и психоанализа. 2001. № 4. URL: http://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20010413 (дата обращения: 29.05.2012).
Николс М., Шварц Р. Семейная терапия: концепции и методы. М.: Эксмо, 2004. Уайт М. Карты нарративной практики. Введение в нарративную терапию. М.: Генезис, 2010. Фридман Дж. Нарративная терапия с парами. Тренинг, Москва, 11–12 марта 2005.
Фридман Дж., Комбс Дж. Конструирование иных реальностей: Истории и рассказы как терапия. М.: Независимая фирма «Класс», 2001.
Epston D., White M. Narrative means to therapeutic ends. N. Y.: W. W. Norton & Co., 1990.
Morgan A. Discerning between structuralist and non-structuralist categories of Identity: a training exercise // The international journal of narrative therapy and community work. 2002. № 4.
Freedman J., Combs J. Narrative therapy with couples… and a whole lot more: a collection of papers, essays and exercises. Adelaide: Dulwich Centre Publications, 2002.
Freeman J., Epston D., Lobovits D. Playful approaches to serious problems: narrative therapy with children and their families. New-York – London: W. W. Norton, 1997.
Hayward M. Using a Scaffolding Distance Map with a young man and his family // International Journal of Narrative Therapy and Community Work. 2006. № 1.
Morgan A. What is Narrative Therapy? An Easy-to-Read Introduction. Adelaide: Dulwich Centre Publications, 2000.
White M. Deconstruction and therapy. Experience, contradiction, narrative & imagination: selected papers of David Epston and Michael White, 1989–1991. Adelaide: Dulwich Centre Publications, 1992.
White M. Direction and discovery: A conversation about power and politics in narrative therapy // Reflections on Narrative Practice: Essays and Interviews. Adelaide: Dulwich Centre Publications, 2000.
White M. Addressing personal failure // The International Journal of Narrative Therapy and Community Work. 2002, № 3.
White M. Narrative practice, couple therapy and conflict dissolution // Narrative Practice and Exotic Lives: Resurrecting Diversity in Everyday Life. Adelaide: Dulwich Centre Publications, 2004.
White M., Morgan A. Narrative Therapy with Children and their Families. Adelaide: Dulwich Centre Publications, 2006.
White M. Workshops notes. 2005. URL: www.dulwichcentre.com.au (дата обращения: 19.05.2012).
Примечания
Структуралистские/нонструктуралистские категории идентичности (Morgan, 2002)
Из чего «состоит» Идентичность в нарративном подходе? (см.: Уайт, 2010, с. 76–145).
Из убеждений, намерений, желаний, планов, ценностей, отношений, способностей, навыков, умений, знаний и пр.
Как «устроена»?
• как история – как связанные между собой события, расположенные во времени и наделенные определенным смыслом (взятым из доступных интерпретативных ресурсов – социально сконструированных и поддерживаемых идей/пониманий/интерпретаций/дискурсов) в соответствии с определенным сюжетом;
• мультиисторична (см.: Жорняк, 2005);
• «мультиголосна» – создается в сотрудничестве с другими людьми, в соавторстве.
Ценности и стремления, из которых «состоит» идентичность, отличаются от социальных ожиданий, в контексте которых эта идентичность конструируется, тем, что человек их выбрал.
ii Примеры вопросов, позволяющих партнерам исследовать возможный вклад в поддержание предпочитаемых идентичностей друг друга (Фридман, 2005; Freedman, Combs, 2002)
• Если бы ваш партнер действительно ценил эту версию вас, что, быть может, это позволило бы вам ценить в нем?
• Каким образом ваш партнер (или друг, или еще кто-то…) способствует тому, чтобы вы видели себя таким человеком или имели возможность занимать такую позицию?
• Если бы я спросила вашего партнера об эпизодах, когда он действительно ценил эти новые проявления/стороны в вас, что бы он мне рассказал? Есть какой-то конкретный эпизод, который вы бы могли бы мне рассказать в деталях? Какой вклад, как вам кажется, опыт подобного рода вносит в жизнь вашего партнера?
• Когда ваш партнер ценит вас за эти новые проявления, дорожит этим «новым» вами, что это для вас (как вы это переживаете, воспринимаете, оцениваете, как себя чувствуете)? Усилило ли это эту новую версию вас или повлияло на нее каким-то иным образом?
• Есть ли какие-то аспекты «новой»/этой версии вас (обычно у обсуждаемой идентичности есть какое-то данное клиентом имя, как «Анна» у Анны, которое и звучит в вопросах), которые вы хотели бы, чтобы ваш партнер оценил, а он этого пока еще не сделал? Если бы он их оценил, что бы это для вас значило/какие изменения создало бы?
• Что вы, ваш партнер, ваши отношения, возможно, потеряли бы, если бы вы не стали тем человеком, которого только что описали?
• Если представить, что ваш партнер слышал бы все, что вы сейчас говорили, находясь в открытой, восприимчивой позиции, как вы думаете, каково бы ему было? Что ему понравилось бы? Что в том, что вы сказали, он особенно оценил бы/ что бы ему было важно/его обрадовало?
iii Один из списков популярных идей о мужчинах, женщинах и парах, составленный в ходе выполнения упражнения на деконструкцию студентками (как звучат идеи, касающиеся этих тем, адресованные и доступные мужчинам, в этом списке не отражено), изучающими нарративную практику.
Идеи, касающиеся жен и женщин:
1. Жена должна рожать.
2. Жена должна уметь готовить.
3. Жена должна быть хорошей хозяйкой, матерью, любовницей, другом.
4. Жена должна воспитывать детей.
5. Жена должна заниматься семьей.
6. Жена должна слушаться мужа.
7. Жена – шея, муж – голова.
8. Жена – это 0, а муж – 1 (единица). Если умная жена, то она встает после 1 и получается 10. Если глупая, то встает перед 1 и получается 0,1.
9. Послушай женщину и сделай наоборот.
10. Жена должна быть верной.
11. Жена бережет очаг.
12. Жена должна быть мудрой.
13. Женское счастье.
14. Независимо от того работает ли жена, дом и дети должны быть в полном порядке.
15. Жена должна уважать и любить родителей мужа.
16. Жена должна хорошо выглядеть.
17. Жена должна быть «хорошей девочкой».
18. Ответственность за промахи детей лежит на жене.
19. Жена в ответе за то, как выглядит муж.
20. Жена – друг человека.
21. Жена виновата, что муж пьет.
22. «Сварливая жена».
23. «Жена – стерва».
24. «Пила».
25. Жена старается хорошо выглядеть для мужа.
26. У женщины должно быть сильное плечо.
27. Жена должна уметь промолчать.
28. Жена ради ребенка должна терпеть все, так как у ребенка должен быть отец.
29. Жену нужно содержать.
30. Жену надо баловать.
31. Жену нужно любить.
32. По тому, как выглядит жена, можно судить о статусе мужа.
33. То, что хочет жена, хочет Бог.
34. Жену нужно носить на руках.
35. Микроклимат в семье зависит от жены.
36. Жена не должна перечить.
37. «У жены все время голова болит».
Идеи, касающиеся мужчин и мужей:
1. Что муж ни сделает, то и хорошо.
2. Последнее слово за мужем.
3. Муж – добытчик.
4. Муж – семье голова.
5. Берегите мужчин – они хрупкие и ранимые.
6. «Все мужики – сволочи».
7. «Чтоб не пил, не курил и цветы всегда дарил, всю зарплату отдавал, тещу мамой называл…»
8. Перевелись настоящие мужики на Руси.
9. Настоящих мужчин уже нет.
10. «Каждый мужчина имеет право на „лево“».
11. Все хорошие мужчины уже заняты.
12. Все мужчины полигамны.
13. Муж – старший ребенок в семье.
14. Мужчины не плачут.
15. Мужчина должен посадить дерево, построить дом и воспитать сына.
16. Муж бьет – значит любит.
17. Шрамы украшают мужчину.
18. Мужчина может стать человеком при хорошей жене.
19. «Мужское дело петушиное – прокукарекал и в кусты».
20. Для мужчины обещать, не значит жениться.
21. «Мужик – что бык. Втемяшится в башку какая блажь, колом ее оттуда не выбьешь – упирается, всяк на своем стоит».
22. Муж – защитник.
23. Муж всегда прав.
24. Муж должен выполнять супружеский долг.
25. Муж должен получать достойную зарплату.
26. Муж должен принимать решения.
27. Должен быть хорошим сыном.
28. Должен быть хозяйственным, уметь прибить гвоздь.
29. Должен быть верным.
30. Чтобы был внимательный, дарил цветы.
31. Должен содержать всех своих детей и жен.
32. Мужчина сказал – сделал.
33. Мужская дружба.
34. «Первым делом самолеты, ну а девушки потом».
35. «Седина в бороду, бес в ребро».
36. «Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит».
37. Все мужчины бабники.
38. «Путь к сердцу мужчины лежит через желудок».
39. «Не мужик, а тряпка». Должен быть мужиком.
Идеи, касающиеся пары муж – жена:
1. Муж и жена – одна сатана.
2. Муж и жена – два сапога пара.
3. Муж и жена должны проводить вместе много времени, иметь общие интересы.
4. Должны поддерживать друг друга и в горе, и в радости.
5. «Жить долго и счастливо и умереть в один день».
6. В паре – один любит, другой позволяет.
7. Противоположности сходятся.
8. Встретились два одиночества.
9. «Как кошка с собакой».
10. Живут душа в душу.
11. Пара – это разнополые супруги.
12. Семья – ячейка общества.
13. Создание пары как критерий зрелости.
14. Взрослый человек должен быть в паре.
15. Родители передают ответственность за своего выросшего ребенка его будущему супругу (вырастешь, и пусть муж/жена за тебя отвечает).
16. Пара должна быть одобрена свыше.
17. «Каждой твари по паре».