Теория личности Карла Роджерса
Как и З. Фрейд, К. Роджерс в построении своей теории опирался на опыт работы с людьми, страдающими эмоциональными расстройствами. Результатом клинических наблюдений явилась идея о том, что суть природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям, конструктивна и реалистична. Он считал человека активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним, а не созданием, раздираемым силами, находящимися вне его контроля [27]. К. Роджерс постулировал естественное развитие людей к "конструктивному осуществлению" свойственных им врожденных возможностей. Он утверждал, что все человечество обладает естественной тенденцией двигаться в направлении независимости, социальной ответственности, креативности и зрелости [27].
Связь опыта с поведением является существенным тезисом в феноменологической теории К. Роджерса. Он настаивал на том, что поведение человека нельзя понять, не обращаясь к его субъективной интерпретации событий. Говоря о прогнозировании поведения, Роджерс заявлял, что человек действует в соответствии со своим восприятием событий, происходящих в данный момент. Опровергая позицию З. Фрейда, автор подчеркивал, что поведение определено не прошлыми событиями, а тем, каким образом человек трактует события свойе жизни и себя в них в здесь и сейчас. Прошлый опыт определяет не текущее поведение, а именно способ интерпретации. Кроме того, К. Рождерс также придерживается холистической доктрины, согласн которой личность целостна и неделима.
Структура. Следуя идее целостности, К. Рождерс, рассуждая о личностном устройстве, в качестве определяющего фактора выдвигает феномен Я-концепции [12]. Речь идет не об особой значимости Я в человеческих переживаниях. К. Роджерс считает, что Я как образ самого себя, наполненный определенными смыслами, является существенным элементом человеческого опыта. С этой точки зрения, ключевая жизненная цель человека - достичь своей "реальной сущности", идеи собственного уникального существования. Я – это дифференцированная часть феноменального поля, или поля восприятия человека, которая состоит из осознанного восприятия и ценностей Я. Я-концепция включает образ себя в контексте самовосприятия, переживания и выводы отнительно себя в контексте самоотношения, многообразие своей внутренней жизни и собственный межличностный ролевой репертуар в контексте самонаблюдения, значение себя в контексте самооценки, смысла собственной жизни и ее особенностей в контексте самоосмысления (Родж, ГП). Все это формирует Я-реальное. Я-концепция включает не только восприятие себя в аспекте реальности, но и идеальный образ себя того, каким хочется быть, область устремлений – Я-идеальное.
Процесс и развитие. К. Роджерс в теоретическом осмыслении личностного развития уделял особое внимание тому, как оценка индивидуума другими людьми, особенно в период младенчества и раннего детства, способствует развитию позитивного или негативного образа себя [12].
Поскольку для младенца не существует в его восприятии различий между собой и миром, для него Я не существует, а существует лишь всеохватывающее и недифференцированное феноменальное поле или поле восприятия. Постепенно вследствие общей тенденции к дифференциации, которая охватывает и биологический, и психологический, и социальный аспекты жизни человека, ждя ребенок постепенно начинают появляться границы между отдельными частями феноменального поля. Он отличает себя от мира, людей друг от друга, живое от неживого и т.д. Это начало формирования образа себя или формирования Я. Поначалу ребенок опирается в этом только на опыт телесных ощущений. К. Рождерс назвал это организамический оценочный процесс. Он является контролирующей системой, которая способствует правильному удовлетворению потребностей младенца.
Структура Я впоследствии формируется через взаимодействие с окружением, в частности, со значимыми другими. По мере того, как ребенок становится социально восприимчивым и развиваются его когнитивные и перцептивные способности, его Я-концепция все больше дифференцируется и усложняется. Следовательно, в значительной степени содержание Я-концепции является продуктом процесса социализации. От того, как именно в содержательном плане проходит процесс социализации, во много зависит содержательное наполнение образа Я, связанные с ним чувства, желания и потенциальные возможности личности. Согласно К. Роджерсу, ключевым фактором для жизни, психического здоровья, развития и формирования образа Я любого человека, является удовлетворение потребности в позитивном внимании. Для любого человека важно, чтобы его любили и принимали другие таким, какой он есть. Эта потребность в позитивном внимании всепроникающа и устойчива. Автор полагал, что эта потребность двойственна - если человек считает, что он удовлетворяет потребность позитивного внимания у других людей, то он чувствует и себя в этом смысле удовлетворенным.
С точки зрения К. Роджерса, ребенок сделает почти все, даже пожертвует организмическим оценочным процессом, чтобы удовлетворить потребность позитивного внимания со стороны значимых других. При этом у чебенка есть собственное внимание к себе, на основе которого формируется образ Я. Внимание к себе, изначально нейтральное, может быть позитивно, образ Я привлекателен и вызывать приятные переживания. Однако, если при этом нет позитивного внимания со сторонв других значимых лиц, позитивное внимание к себе рушится, претерпевает болезненные трансформации. Состояние несоответствия Я и переживаемого опыта является серьезным препятствием в развитии психологической зрелости [12]. Следовательно, позитивное внимание других является условием не только выживания, но и условием позитивного внимания к себе, на базе которого строится Я-концепция.
Позитивное внимание других может быть безусловным и обусловленным. Безусловное позитивное внимание означает фоновое позитивное отношение к личности в целом. При этом отдельные поступки могут оцениваться по-разному, но всегда сохраняется разница в отношении к личности и отдельному поступку; существует понимание, что поступок – это небольшая обусловленная часть опыта и не более того. По ней не судят о человеке в целом. Обусловленное позитивное внимание предполагает его наличие только при определенных условиях поведения человека (соблюдение правил, послушание, следование указаниям и проч.). Эти условия получили название условия ценности, то есть личность ценна только при определенных условиях. Вне этих условий ценность личности находится под сомнением. К. Рождерс полагал, что условия ценности препятствуют процессу здорового развития и искажают Я-концепцию, поскольку человек стремится соответствовать предъявляемым требованиям и следует им, а не собственным желаниям. Он начинает оценивать себя как личность только с точки зрения ценности тех действий, мыслей и чувств, которые получают одобрение и поддержку. Остальные аспекты отвергаются им и вызывают сильное психическое напряжение. К. Рождерс подчеркивает, что позитивное внимание не означает одобрения всего, что делает человек. Родители могут выразить ребенку свое неодобрение за определенные поступки одновременно принимая факт того, что он хочет поступать именно таким образом.Помнению К. Роджерса, ребенка всегда следует любить и уважать, но не следует терпеть его плохое поведение [12].
Процесс и развитие. В своей теории К. Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он называл тенденцией к актуализации - присущей организму тенденцией развивать все свои способности, чтобы сохранять и раскрывать потенциал личности [12]. Эта фундаментальная тенденция является единственным мотивационным фактором, который движет человеком в течение жизни и который может трансформироваться в частные мотивы, адекватные ситуации.
Тенденция к актуализации присуща всем живым организмам, в которых изначально заложены всевозможные потенциальные способности (растения, простейшие, насекомые, все виды животных, человек). Тенденция к актуализации характеризуется рядом признаков:
1) она берет начало в физиологических процессах организма;
2) на организменном уровне она выражается не только в сохранении, но и в развитии и обновлении организма;
3) это активный процесс, отвечающим за целеустремленность организма;
4) она ведет к самодостаточности и автономии;
5) тенденция к актуализации подразумевает повышение напряжения внутри организма.
Автор полагал, что при отсутствии значительных внешних ограничений или противоречивых требований тенденция к актуализации естественно выразится в разнообразных способах поведения. Согласно К. Роджерсу, весь жизненный опыт оценивается с позиции того, насколько хорошо он служит тенденции к актуализации. Степень реализации этой мотивационной тенденции контролируется организмическим оценочным процессом. Организмический оценочный процесс позволяет людям оценить собственные переживания и мысли с точки зрения того, насколько они способствуют тенденции к актуализации или препятствуют ей.
Норма и патология. Тенденция к самоактуализации – это процесс осуществления человеком на протяжении всей жизни своих возможностей с целью стать полноценно функционирующей личностью. Очень важно при этом не вмешиваться грубо в процесс самоосуществления, а создавать благоприятные условия для беспрепятственного процесса актуализации личности. В этом смысле, единственный способ не вмешиваться в тенденцию к актуализации – дать человеку опыт безусловного позитивного внимания.
По мнению К. Роджерса, люди ищут и оценивают позитивно переживания, которые они воспринимают как содействующие их личности или развивающие ее. И напротив, они избегают и оценивают негативно те переживания, которые воспринимают как противоречащие или препятствующие их актуализации. Человек стремится сохранить состояние согласованности самовосприятия и переживания. Переживания, находящиеся в конфликте с Я и его условиями ценности, образуют угрозу Я-концепции; они не допускаются к осознанию и точному восприятию. Все это вызывает внутриличностное напряжение и ведет к неврозу.
Осознание несоответствия между Я-концепцией и каким-то аспектом имеющегося переживания воспринимается личностью как угроза. Угрожающие (несоответствующие, непринимаемые, отвергаемые) переживания не допускаются к осознанию, поскольку это ведет к разрушению Я-концепции как ситемообразующего личностного фактора. При обнаружении такого рода несоответствия возникают напряжение, замешательство и чувство вины. Вместе с тем, подобное несоответствие может не вполне осознаваться. В этом случае человек потенциально уязвим для тревоги и личностных расстройств. Тревога – это эмоциональная реакция на угрозу, опасность дезорганизации личности, если несоответствие между ней и угрожающим переживанием достигнет осознания. Все этот приведет к радикальному и крайне болезненному изменению образа себя. В свою очередь за угрозой и тревогой следует защитная реакция, основная цель которой – сохранить целостность структуры Я [13].
В отличие от З. Фрейда, К. Роджерс предложил только два механизма защиты, которые используются для сведения к минимуму осознания несоответствия внутри Я или между Я и переживанием: искажение восприятия и отрицание. Искажение восприятия - -осознание переживание в приемлемой для сохранения Я-концепции форме. При этом выборочное восприятие автор трактует как рационализацию (переживание воспринимается сознанием, но его истинный смыслне осознается). В этом случае часть внутреннего напряжения утилизируется, находит выход. Используя отрицание человек сохраняет целостность структуры своего Я, полностью уходя от осознания угрожающих переживаний. Это способствует не только сохранению напряжения, но и его нарастанию, поскольку требуются усилия для удерживании переживания на «безопасном расстоянии» от сознания. Согласно К. Роджерсу, отрицание может привести к паранойе, бреду и ко множеству других психических расстройств [13]. Большинство людей обладают адекватной защитой, позволяющей справляться с умеренным уровнем тревоги. Однако, когда переживания не согласуются со структурой Я, или возникают часто, человек испытывает сильную тревогу. Подобное состояние характеризуется как невротическое, и для снижения внутреннего дискомфорта человека нуждается в помощи психотерапевта. Структура Я невротика не подвергается сильному воздействию, но, очень уязвима в психологическом смысле. Если между Я и текущими переживаниями существует значительное несоответствие, то защита Я может стать неэффективной. В таком "беззащитном" состоянии несоответствующие переживания точно символизируются в сознании, и Я-концепция человека разрушается. Таким образом, личностные расстройства и психопатология появляются, когда Я не может защитить себя от натиска угрожающих переживаний. Такие расстройства называются психотическими. К. Роджерс полагал, что психотическое поведение часто соответствует отрицаемым аспектам переживания, а не Я-концепции. Значительность несоответствия между сознаваемым Я и переживанием определяет тяжесть психологической дезадаптации [13].
Изменения. Органичным продолжением теории личности К. Роджерса явился его клиент-центрированный подход в консультировании и психотерапии. Процесс личностных изменений клиента в этом подходе понимается как «переход от неподвижности к изменчивости, от застывшей структуры к потоку, от статики к динамике» [11, с. 178]. Он включает в себя ряд основных стадий, в ходе которых происходит а) выяснение особенностей восприятия клиентом проблемной ситуации и себя в ней; б) постепенное осознание и выражение чувств, в) выяснение противоречий в своем опыте и более свободное их истолкование, г) выстраивается внутренняя коммуникация клиента с самим собой, д) взращивается личная ответственность за произошедшее и происходящее [11]. Характерно, что для выделения стадий К. Роджерс использует в качестве критерия личностные изменения клиента, а не поставленные задачи или логику применения конкретных терапевтических методов.
Основной целью клиент-центрированного подхода является помощь человеку в его становлении полноценно функционирующей личностью. Из нее вытекают частные цели:
– осознание своей проблемы и связанных с ней поведения и переживаний;
– более свободное проявление чувств в здесь-и-сейчас;
– облегчение внутренней коммуникации, наполнение ее новыми аспектами и смыслами;
– принятие на себя ответственности за свою жизнь;
– принятие себя таким, какой есть [14].
Первоначально подход К. Роджерса был назван недирективной терапией. Этот термин отражал интерес, испытываемый автором к методам, с помощью которых можно было изменить поведение. Предположив, что клиент обладает способностью к самонаправленному изменению личности, К. Роджерс первым применил методики, которые позволили психотерапевту быть гораздо менее директивным во взаимоотношениях с пациентом, чем это принято в других формах терапии. Он утверждал, что качество взаимоотношений между психотерапевтом и клиентом является единственным важным фактором, ответственным за успешное терапевтическое вмешательство. Специальные терапевтические методики являются вторичными по отношению к взаимоотношениям психотерапевт-клиент и эмоциональному климату, в котором проходит их общение [11, 14]. К. Роджерс утверждал, что именно клиент, а не психотерапевт, ответственен за личностный рост во время курса терапии. Психотерапия создает для изменения необходимые условия, но только клиент является реальным действующим фактором изменения своей личности.
Для консультирования в этом подходе характерно делать акцент на чувствах, а не на суждениях, оценках и мнениях; следовать принципу «здесь-и-теперь», концентрируясь на актуальном опыте и его нюансах; передача инициативы и ответственности клиенту для побуждения его к самоактуализации.
В контексте психологического благополучия и оздоровления, а также в согласии с основными концептуальными моментами своей теории, К. Роджерс выдвигает идею о полноценно функционирующем человеке. Согласно автору, полноценно функционирующий человек – это личность, которая использует свои способности и таланты, осуществляет свои возможности и движется к полному познанию себя и сферы своих переживаний. Роджерс установил пять основных личностных характеристик, общих для полноценно функционирующих людей [11].
1. Открытость переживанию как способностьслушать себя, чувствовать всю сферу висцеральных, сенсорных, эмоциональных и когнитивных переживаний в себе, не испытывая угрозы.
2. Экзистенциальный образ жизни как тенденция жить полно и насыщенно в каждый момент существования, чтобы каждое переживание воспринималось как свежее и уникальное, отличное от того, что было ранее. Экзистенциальный образ жизни предполагает гибкость и свободу от предопеределенности, в первую очередь, во внутриличностном пространстве.
3. Организмическим доверие как отношение к организмическим переживаниям как к достоверному источнику информации, позволяющий решить, что следует или не следует делать.
4. Эмпирическая свобода как способность жить свободно, так, как хочет, без ограничений или запретов. Опираясь на этот аспект, полноценно функционирующий человек имеет множество возможностей выбора в жизни и ощущает себя способным сделать практически все.
5. Креативность как способность к творчеству во всем, в первую очередь, в создании новизны в собственной жизни. Это возможность творчески, гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям окружения.
Заключение
В учебном пособии были рассмотрены общие и частные вопросы различных теоретических воззрений на личность как многомерный и сложный феномен человеческой жизни. Стоит отметить многообразие концептуальных подходов, существующих в области персонологии как науки на сегодняшний день. Несмотря на различия в теориях, все они взаимосвязаны логикой своего развития: возникшие первоначально стали базой для последующих не отлько в контексте дальнейшего развития сформулированных идей. Те аспекты предшествующих теорий, которые подвергались критике, стали условиями и отправными точками для возникновения новых идейных направлений в персонологии.
И по сей день происходит развитие взглядов на природу человека. В настоящее время появляются новые интегративные направления в персонологии, меняется сочетание и конфигурация идей, возникают новые методы исследования, развивается соответствующая практика психологической помощи. Однако, знания и опыт, накопленные теоретиками и практиками-персонологами за многие десятилетия не перестают быть актуальными. В совокупности они представляют собой единую систему взглядов на то, что есть человек, какова динамика развития личности, какие факторы могут вызывать личностные нарушения и при помощи каких методов можно оказывать психологическую и психотерапевтическую помощь.
Теоретические и методологические аспекты персонологии составляют основу профессионального и научного знания, овладеть которой предстоит будущим психологам.
БИблиографический список
1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. – М.: Изд-во Академический Проект, 2011. – 240 с.
2. Айзенк, Г. Структура личности / Г. Айзенк. – М.: КСП+, Ювента, 2010. – 464 с.
3. Бандура, А. Социально-когнитивная теория / А. Бандура. – М.: Издательство «Евразия, 2012. – 456 с.»
4. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. – М.: Изд-во «Евразия», 2009. – 320 с.
5. Карвасарский, Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия / Б.Д. Карвасарский. – СПб.: Питер, 2010. – 752 с.
6. Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика / Н. Мак-Вильямс. – М.: Изд-во Независимая фирма Класс, 2001. – 480 с.
7. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2012. – 352 с.
8. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. – М.: Смысл, Альпина нон-фикшн, 2011. – 496 с.
9. Олпорт, Г. Личность в психологии / Г. Олпорт. – СПб.: Питер, 2012. – 324 с.
10. Первин, Л. Психология личности . Теории и исследования / Л. Первин, О. Джон, М.: Аспект Пресс, 2012. – 607 с.
11. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс – М.: Прогресс, 1994. – 233 с.
12. Роджерс, к. Гуманистическая психология. Теория и практика / К. Роджерс. – М.: МОДЭК, МОУ ВПО МПСИ, 2013. – 456 с.
13. Роджерс, К. Клиент-центрированная терапия / К. Роджерс. – М.: Эксмо-Пресс, 2009. – 512 с.
14. Роджерс, К. Консультирование и психотерапия. Серия Золотой фонд психотерапии. / К. Роджерс - М.: Захаров. 2008. – 512 с.
15. Роттер, Дж. Теория межличностных отношений и когнитивные котреии личности / Дж. Роттер, Г. Салливан, У. Мишелл. – М.: Прайм-Еврознак, 2009. – 128 с.
16. Сидоренко, Е.В. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2000. – 352 с.
17. Фрейд, З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. – СПб.: Лениздат, 2012. – 544 с.
18. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – СПб.: Питер, 2012. – 400 с.
19. Фрейд, З. Толкование сновидений / З. Фрейд. – СПб.: Алтейя, 1997. – 247 с.
20. Фрейджер, Р. Психология личностных конструктов и когнитивная психология / Р. Фрейджер, Д. Фейдимен. – М.: Прайм-Еврознак, 2010. – 128 с.
21. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. – М.: АСТ, Астрель, 2010. – 624 с.
22. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. – М.: АСТ, Астрель, 2011 – 288 с.
23. Хорни, К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза / К. Хорни. – М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2012. – 256 с.
24. Хорни, К. Невроз и личностный рост / К. Хорни. – М.: Академический проект, 2008. – 400 с.
25. Хорни, К Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. - М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2012. – 288 с.
26. Хорни, К Новые пути в психоанализе / К. Хорни. - М.: Академический проект, 2009. – 240 с.
27. Хьелл, Л. Теории личности :Основные положения, исследования и применение / Л.Хьелл, Д. Зиглер.– СПб.: Питер Пресс, 2007. – 608 с.
28. Эриксон, Э.Х. Детство и общество / Э.Х Эриксон. – СПб.; Летний сад, 2010. – 416 с.
29. Юнг, К.Г. Аналитическая психология: теория и практика. Тавистокские лекции / К.Г. Юнг. – СПб.: Б.К.С., 1998. – 211 с.
30. Юнг, К.Г. Практика психотерапии / К.Г. Юнг.– М.: АС; СПб.: Университетская книга, 1998. – 416 с.
31. Юнг, К.Г. Психологические типы / К.Г. Юнг. – М.: Изд-во «Институт общегуманитарных исследований», 2010. – 424 с.
32. Юнг, К.Г. Человек и его символы / К.Г. Юнг. – М.: Изд-во «Институт общегуманитарных исследований», 2010. – 384 с.